2-907/2012 по исковому заявлению Балихина В.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чишминском районе Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в назначении пенсии



2-907/2012          Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2012 года                                   пос. Чишмы

Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи: Янгубаева З.Ф.,

при секретаре: Терегуловой Э.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Балихина В.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чишминском районе Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Балихин В.П. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование своих требований указывает, что 02 июля 2012 года он обратился с заявлением в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чишминском районе о назначении ему пенсии по старости досрочно, как педагогическому работнику.

Для назначения досрочной пенсии необходимо иметь специальный стаж работы не менее 25 лет.

Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чишминском районе Республики Башкортостан отказало ему в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Пенсионный Фонд насчитал лишь 19 лет 11 месяцев 12 дней.

Пенсионный фонд <адрес> исключил из подсчета его специального стажа следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в рядах Советской Армии - 2 года 13 дней,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектор районного отдела народного образования - 8 месяцев 12 дней,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ председатель исполкома поссовета - 3 года 29 дней.

В совокупности указанные периоды его работы составляют 5 лет 9 месяцев 24 дня.

С исключением указанных периодов из подсчета его специального стажа он не согласен по следующим основаниям. В армию он был призван с педагогической работы, после окончания службы поступил в Башкирский Государственный педагогический институт, поэтому считает это как непрерывный педагогический стаж. Работа в РОНО в должности инспектора также напрямую связана с педагогической деятельностью, а работа на выборной должности председателя исполкома должен сохранять льготы учителя, и включен в специальный стаж.

Считает, что на момент своего обращения в Пенсионный Фонд Чишминского района Республики Башкортостан выработал необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии специальный стаж.

Истец просит Решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Чишминском районе об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ отменить;

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Чишминском районе Республики Башкортостан включить в его стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службу в рядах Советской Армии - 2 года 13 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектор районного отдела народного образования - 8 месяцев 12 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ председатель исполкома поссовета - 3 года 29 дней.

Назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Балихин В.П., исковые требования поддержал, просил Решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Чишминском районе об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Чишминском районе Республики Башкортостан включить в его стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службу в рядах Советской Армии - 2 года 13 дней,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектор районного отдела народного образования - 8 месяцев 12 дней,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ председатель исполкома поссовета - 3 года 29 дней. Назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Уразметова Р.Р., действующая на основании доверенности исковые требования не признала, просила отказать.

Суд выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чишминском районе Республики Башкортостан за от ДД.ММ.ГГГГ Балихину В.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и постановлением Правительства от 29.10.2002г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ».

Причина отказа: отсутствие 25 лет стажа лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. если иное не предусмотрено данными Правилами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно Правил № 516 от 11.07.2002 г. не засчитан в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии период нахождения на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23дня.

В связи с тем, что постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены должности и учреждения. Не засчитаны в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Дом пионеров - руководитель фотокружка - 7месяцев |дней,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - инспектор Районного отдела народного образования -месяцев 12 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - председатель исполкома - 3 года 29дней.

Периоды работы, включенные в стаж для досрочного назначения пенсии: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ - СП ТУ - преподаватель -4 года 11 месяцев 24 дня,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Чишминская средняя школа - директор, учитель географии и биологии - 14лет 11 месяцев 26дней

Таким образом, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановлением Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей составляет 19 лет 11 месяцев 12 дней

          Статьей 28 Федерального закона № 173 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан.

В соответствии со ст. 28 п. 1 подпункта 10 ФЗ № 173 пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ст. 55 Федерального закона “Об образовании” педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получении пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 80 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге лет не менее 25 лет.

            В силу ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Данное положение устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией, международно-правовыми нормами, законами и подзаконными нормативными актами. Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действиях по кругу лиц, во времени, сокращении гарантий или усечение механизмов правовой защиты и т.п.

Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым урегулированием, и придание тем самым обратной силы закона, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц (прав), приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит ч.1 ст.1, ч.ч. 1-2 ст. 19, ч.1 ст. 39 и ч.ч.2 и 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п.5 постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими правилами и иными нормативными правовыми актами.

При оценке требований истца суд принимает во внимание позицию Конституционного суда РФ в части включению в трудовой стаж гражданина, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по педагогической специальности, независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично.

Из материалов дела видно, что истец Балихин В.П. ДД.ММ.ГГГГ был назначен руководителем фотокружка в дом пионеров, приказом § 5 от ДД.ММ.ГГГГ уволен с работы в связи с призывом в ряды Советской Армии.

         В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Ответчиком не зачтены периоды службы Балихина В.П. в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы по специальности.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом “г” пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Балихина В.П. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы Балихина В.П. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Между тем, данный закон не действовал в период службы Балихина В.П. в рядах Советской Армии, поскольку принят только в 1998 году, то есть суд не может применить закон, не подлежащий применению. Таким образом, период службы Балихина В.П. в Вооруженных силах подлежит включению в педагогический стаж в календарном исчислении.

В период времени, когда истец работал на выборной работе, действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с которыми период работы на выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах включался в стаж работы учителей и других работников просвещения, дающий право на пенсию за выслугу лет

В стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного, профессионального и профессионально-технического образования, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем работников просвещения;

Истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность инспектора районного отдела народного образования - 8 месяцев 12 дней,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был председателем исполкома поссовета - 3 года 29 дней.

Постановление N 1397 от 17.12.1959 года было отменено только 1 октября 1993 года Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 953. Однако после принятия нового закона истец продолжал работать в условиях, при которых его работа также подлежит включению в специальный стаж.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-п, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Исходя из содержащегося в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ запрета издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан, в том числе право, на социальное обеспечение по старости (ст. 39 Конституции Российской Федерации), новый закон, ухудшающий по сравнению с прежним законом положение лиц, обращающихся за пенсией, обратной силы иметь не может.

Следовательно, если трудовая деятельность гражданина и иные, приравненные к ней периоды, по действовавшему в то время законодательству засчитывались в выслугу лет, а после принятия нового закона гражданин продолжает работать в условиях, при которых его работа также подлежит включению в специальный стаж, ранее приобретенные им пенсионные права сохраняются. Иначе нарушается равенство прав граждан, предусмотренное ст. 19 ч. 2 Конституции РФ.

Суд считает, что период с 20 сентября 1988 года по 01 июня 1989 года инспектор районного отдела народного образования - 8 месяцев 12 дней, с 01 июня 1989 года по 30 июня 1992 года председатель исполкома поссовета - 3 года 29 дней в соответствии с Положением “О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения”, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 подлежат зачету в специальный стаж.

           Таким образом, суд считает требования Балихина В.П. о включении в стаж спорных периодов, дающих право на досрочную трудовую пенсию подлежащими удовлетворению.

Установление судом данных обстоятельств является основанием для признания незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии, вынесенного Управлением Пенсионного Фонда РФ в Чишминском районе РБ.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” пенсия назначается со дня обращения за ней.

Днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Истец с соответствующим заявлением обратился ДД.ММ.ГГГГ и в судебном заседании просил назначить ему выплату пенсии именно с этой даты.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым назначить Балихину В.П. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Балихина В.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чишминском районе Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в назначении пенсии - удовлетворить.

Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чишминском районе Республики Башкортостан за от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии Балихину В.П. признать незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чишминском районе Республики Башкортостан включить в педагогический стаж Балихина В.П. периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службу в рядах Советской Армии - 2 года 13 дней,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектор районного отдела народного образования - 8 месяцев 12 дней,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ председатель исполкома поссовета - 3 года 29 дней.

Назначить Балихину В.П. досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано через Чишминский районный суд в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: (подпись).

Копия верна.

Решение вступило в законную силу       _______________________ 2012г.

Федеральный судья Чишминского

районного суда Республики Башкортостан              З.Ф. Янгубаев

Секретарь суда по гражданским делам