апелляционное решение о взыскании расходов по отоплению



Дело

Председательствующий по делу

мировой судья судебного участка

<адрес>

Колодин А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                       <адрес>

Красночикойский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи                                          Днепровской И.С.

при секретаре                                                                       Горюновой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Л.Л. к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Министерству финансов <адрес>, Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес> о взыскании расходов по отоплению жилого помещения по апелляционной жалобе ответчика Министерства финансов <адрес> на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

истец обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что работала учителем русского языка и литературы в Красночикойской заочной средней общеобразовательной школе, проживает в благоустроенной квартире и пользуется услугами по централизованному отоплению, предоставляемыми МУП «РЖКХ». В соответствии с федеральным законодательством как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, ей должна быть предоставлена льгота в виде 100% оплаты расходов на отопление. Распоряжением Губернатора Забайкальского края данная льгота была отменена. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она оплачивала стоимость услуг по отоплению за счет собственных средств только за нежилую площадь, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 100% общей площади, с возмещением части расходов в размере стоимости отопления жилой площади по линии Министерства социальной защиты населения <адрес>. Полагая, что оплата стоимости услуг отопления должна быть возмещена в полном объеме, независимо от вида и размера занимаемой площади, истица просит взыскать с ответчиков сумму указанных в исковом заявлении расходов в размере 8 829 руб.83 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 400 руб. В последующем истица свои требования уточнила, просила взыскать 8 759 руб.83 коп. и уплаченную государственную пошлину.

Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично: в исковых требованиях к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес> отказано, с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес> взыскано в пользу Федоровой Л.Л. 8 759 руб. 83 коп., судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 400 руб.

Не согласившись с решением мирового судьи, Министерство финансов Забайкальского края подало апелляционную жалобу, в которой ссылалось на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. В соответствии с Законом Забайкальского края от 05.10.2009 года № 247-ЗЗК «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) педагогическим работникам образовательных учреждений в Забайкальском крае» возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) на территории Забайкальского края, осуществляется исполнительным органом государственной власти, уполномоченным Правительством Забайкальского края, которым является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. Министерство финансов Забайкальского края исполнило все предоставленные Министерством социальной защиты населения Забайкальского края заявки по возмещению указанных расходов. Министерством социальной защиты населения Забайкальского края как уполномоченный орган должно надлежащим образом заключать договоры с организациями, индивидуальными предпринимателями на оказание услуг по доставке твердого топлива указанным педагогическим работникам. Министерство финансов Забайкальского края не несет ответственность за бездействие уполномоченного органа. Данная позиция подтверждена судебной практикой. Просило решение мирового судьи отменить.

В судебном заседании истица Федорова Л.Л. полагала решение мирового судьи правильным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов <адрес> без удовлетворения.

Ответчики Министерство социальной защиты населения <адрес>, Министерство финансов <адрес>, Министерство образования, науки и молодежной политики <адрес> своих представителей в суд не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания, рассмотрения дела в отсутствие своих представителей не просили.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 330 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным статьями 362 - 364 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является, в числе прочих нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если суд неправильно истолковал закон (ст. 363 ГПК РФ).

Согласно п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Часть 1 ст. 5.1. Закона Забайкальского края от 17.02.2009 (в ред. от 20.12.2010 г.) № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» устанавливала, что педагогическим работникам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) по оплате жилой площади исходя из размера жилой площади и платы за жилое помещение, установленной в соответствии с действующим законодательством; 2) по оплате централизованного отопления исходя из размера жилой площади и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством; 3) по оплате твердого топлива при наличии печного отопления (в том числе приобретения и доставки твердого топлива) для отопления жилых площадей в течение отопительного сезона исходя из размера жилой площади, норматива потребления топлива на 1 квадратный метр и стоимости твердого топлива, установленных в соответствии с действующим законодательством; 4) по оплате освещения исходя из размера жилой площади, удельной мощности приборов освещения на 1 квадратный метр в год, количества часов использования приборов освещения в год, коэффициента одновременного включения приборов освещения в год, а также количества членов семьи педагогического работника, проживающих совместно с ним, поправочного коэффициента, характеризующего зависимость величины расхода электрической энергии от количества членов семьи педагогического работника, проживающих совместно с ним, и тарифа на электрическую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством.

Расходы по оплате электрической энергии на цели, не связанные с освещением жилых площадей, оплачиваются педагогическими работниками за счет собственных средств.

Как установлено судом, истица Федорова Л.Л. работала учителем русского языка и литературы Красночикойской заочной средней общеобразовательной школы, имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год истицей оплачены услуги по отоплению в размере 25 650 руб.90 коп, возмещено 16 891 руб.70 коп., задолженность составляет 8 759 руб.83 коп.

Удовлетворяя иски, мировой судья правильно исходил из того, что федеральным законодательством установлено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) без каких-либо ограничений, в частности, размером занимаемой жилой площади и нормативами потребления коммунальных услуг. Субъекты Российской Федерации, реализуя свои полномочия по определению размера, условий и порядка возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, не могут снижать определенный федеральным законодательством уровень их социальной поддержки.

Имевшее ранее место противоречие ч.1 ст. 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" федеральному законодательству было предметом судебного разбирательства. Так, решением Забайкальского краевого суда от 16 декабря 2010 года признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае". Определением Верховного Суда РФ от 16.03.2011 N 72-Г11-4 решение Забайкальского краевого суда оставлено без изменения, кассационные жалобы Губернатора Забайкальского края и Законодательного собрания Забайкальского края без удовлетворения (л.д._____).

Вместе с тем, с выводом судьи о взыскании суммы задолженности с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес> суд апелляционной инстанции не может согласиться по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 5.1. Закона Забайкальского края от 17.02.2009 (в ред. от 20.12.2010 г.) № 129-ЗЗК для предоставления мер социальной поддержки педагогические работники представляют в исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, необходимый пакет документов.

Уполномоченный орган в срок до 7-го числа текущего месяца представляет в исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, определяющий перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края и осуществляющий управление финансами Забайкальского края (далее - финансовый орган), заявку на объем финансирования для предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам (п. 7 ст. 5.1. Закона Забайкальского края от 17.02.2009 № 129-ЗЗК).

Финансовый орган в срок до 20-го числа текущего месяца направляет уполномоченному органу финансовые средства на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам в пределах объема средств, предусмотренных на эти цели в бюджете края на очередной финансовый год (п. 8 ст. 5.1. Закона Забайкальского края от 17.02.2009 № 129-ЗЗК).

В соответствии со ст. 7 указанного Закона Забайкальского края меры социальной поддержки, установленные статьями 2-5 Закона края и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, являются расходными обязательствами бюджета Забайкальского края. Финансовое обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников осуществляется за счет средств бюджета края с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

Согласно Закону Забайкальского края от 5 октября 2009 года № 247-ЗЗК «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) педагогическим работникам образовательных учреждений в Забайкальском крае», действовавшему в оспариваемый период, финансовое обеспечение указанных расходов осуществлялось за счет средств бюджета края. Финансовые средства на возмещение расходов направлялись в уполномоченный орган финансовым органом края.

Уполномоченным органом по возмещению расходов педагогическим работникам на отопление является Министерство социальной защиты населения <адрес>.

В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 19 января 2010 года № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Таким образом, Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.

В силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание вышеуказанных расходов по отоплению не может быть произведено непосредственно с казны Забайкальского края, так как законодательством Забайкальского края установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.

Мировой судья, ссылаясь на то, что распорядителем бюджетных средств <адрес> является Министерство финансов <адрес>, произвел взыскание с последнего за счет сред казны <адрес> расходов по отоплению истцы, а в удовлетворении иска в части требований к Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес> отказал.

С учетом требований законодательства данный вывод нельзя признать законным, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

Решение мирового судьи в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения <адрес>, взыскании указанных расходов с Министерства финансов <адрес> за счет сред казны <адрес> подлежит отмене.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что расходы истицы по отоплению жилого помещения, а также по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с уполномоченного органа - Министерства социальной защиты населения <адрес>, а при отсутствии или недостаточности денежных средств у Министерства социальной защиты населения <адрес> взыскание задолженности надлежит произвести с Министерства финансов <адрес> за счет сред казны <адрес>.

Решение мирового судьи в части отказа в исковых требованиях к Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес> отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения <адрес>, взыскании в пользу истицы расходов по отоплению и судебных расходов с Министерства финансов <адрес> за счет сред казны <адрес> отменить, исковые требования к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Министерству финансов <адрес> удовлетворить.

Взыскать с Министерства социальной защиты населения <адрес> в пользу Федоровой Л.Л. расходы по отоплению в размере 8759 руб.83 коп., судебные расходы в сумме 400 руб., в остальной части иска отказать.

При отсутствии или недостаточности денежных средств у Министерства социальной защиты населения <адрес> взыскание расходов по отоплению, судебных расходов в пользу Федоровой Л.Л. произвести с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес>.

В остальной части решение мирового судьи оставить без изменения.

Председательствующий:                                                               И.С. Днепровская