апелляционное решение о взыскании расходов по отоплению



Дело

Председательствующий по делу

мировой судья судебного участка № 48

Красночикойского района Забайкальского края

Колодин А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                       <адрес>

Красночикойский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи                                          Днепровской И.С.

при секретаре                                                                       Горюновой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО11, ФИО10, ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО3, ФИО15, ФИО9, ФИО4, ФИО8, ФИО12, ФИО1, ФИО13, ФИО14 к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Министерству финансов <адрес>, Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес> о взыскании расходов по отоплению жилого помещения по апелляционной жалобе ответчика Министерства финансов <адрес> на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

истцы обратились в суд с вышеуказанными исковыми заявлениями, указав, что работают учителями в общеобразовательном учреждении Красночикойская средняя общеобразовательная школа, проживают в благоустроенных квартирах и пользуются услугами по централизованному отоплению, предоставляемыми МУП «РЖКХ». В соответствии с федеральным законодательством как педагогическим работникам им должна быть предоставлена льгота в виде 100% оплаты расходов на отопление. Распоряжением Губернатора Забайкальского края данная льгота была отменена. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ они оплачивали стоимость услуг по отоплению за счет собственных средств только за нежилую площадь, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 100% общей площади с возмещением части расходов в размере стоимости отопления жилой площади по линии Министерства социальной защиты населения <адрес>. Полагая, что оплата стоимости услуг отопления должна быть возмещена в полном объеме, независимо от вида и размера занимаемой площади, истцы просили взыскать с ответчиков сумму указанных расходов, а также расходов по уплате государственной пошлины за подачу исковых заявлений в размере: ФИО11 - 15483 руб. 35 коп., ФИО10 - 15411 руб. 24 коп., ФИО6 - 16943 руб. 17 коп., ФИО7 - 17308 руб. 29 коп., ФИО5 - 18025 руб. 08 коп., ФИО3 - 20218 руб.00 коп., ФИО15 - 20897 руб. 64 коп., ФИО9 - 24049 руб.18 коп., ФИО4 - 15772 руб. 44 коп., ФИО8 19808 руб. 00 коп., ФИО12 - 11108 руб. 38 коп., ФИО1 - 17207 руб.77 коп., ФИО13 - 13053 руб. 37 коп., ФИО14 - 16426 руб. 89 коп.

Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично: в исковых требованиях к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес> отказано, с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес> взыскано в пользу ФИО11 - 15483 руб. 08 коп., ФИО10 - 15410руб. 78 коп., ФИО6 - 16942 руб. 82 коп., ФИО7 - 17308 руб. 29 коп., ФИО5 - 18024 руб. 32 коп., ФИО3 - 20238 руб.00 коп., ФИО15 - 20896 руб. 07 коп., ФИО9 - 24049 руб.18 коп., ФИО4 - 15363 руб. 34 коп., ФИО8 19807 руб. 89 коп., ФИО12 - 11107 руб. 06 коп., ФИО1 - 17207 руб.77 коп., ФИО13 - 13053 руб. 37 коп., ФИО14 - 16426 руб. 86 коп.

Не согласившись с решением мирового судьи, Министерство финансов <адрес> подало апелляционную жалобу, в которой ссылалось на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗЗК «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) педагогическим работникам образовательных учреждений в <адрес>» возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) на территории <адрес>, осуществляется исполнительным органом государственной власти, уполномоченным <адрес>, которым является Министерство социальной защиты населения <адрес>. Министерство финансов <адрес> исполнило все предоставленные Министерством социальной защиты населения <адрес> заявки по возмещению указанных расходов. Министерством социальной защиты населения <адрес> как уполномоченный орган должно надлежащим образом заключать договоры с организациями, индивидуальными предпринимателями на оказание услуг по доставке твердого топлива указанным педагогическим работникам. Министерство финансов <адрес> не несет ответственность за бездействие уполномоченного органа. Данная позиция подтверждена судебной практикой. Просило решение мирового судьи отменить.

В судебном заседании истцы ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО10, ФИО12, ФИО6, ФИО14, ФИО13 полагали решение мирового судьи правильным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов <адрес> без удовлетворения.

Истцы ФИО1, ФИО11 ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.____), истцы ФИО3, ФИО15, ФИО9 в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, причины неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

Ответчики Министерство социальной защиты населения <адрес>, Министерство финансов <адрес>, Министерство образования, науки и молодежной политики <адрес> своих представителей в суд не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены, об отложении судебного заседания, рассмотрения дела в отсутствие своих представителей не просили.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Министерство социальной защиты населения <адрес> полагало решение мирового судьи правильным, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов забайкальского края без удовлетворения. Указало, что в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗЗК «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) педагогическим работникам образовательных учреждений в <адрес>» финансовое обеспечение указанных расходов осуществляется за счет средств бюджета края с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Денежные средства на возмещение расходов по обеспечению твердым топливом непосредственно педагогическим работникам в уполномоченный орган финансовым органом не направлялись и поэтому задолженность по обеспечению твердым топливом в пользу истцов с Министерства социальной защиты населения <адрес> не может быть взыскана. Министерство финансов <адрес> является надлежащим ответчиком по данному делу, так как является главным распорядителем бюджетных средств <адрес>.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав истцов, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 330 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным статьями 362 - 364 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является, в числе прочих нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если суд неправильно истолковал закон (ст. 363 ГПК РФ).

Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Часть 1 ст. 5.1. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) -ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес>» устанавливала, что педагогическим работникам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) по оплате жилой площади исходя из размера жилой площади и платы за жилое помещение, установленной в соответствии с действующим законодательством; 2) по оплате централизованного отопления исходя из размера жилой площади и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством; 3) по оплате твердого топлива при наличии печного отопления (в том числе приобретения и доставки твердого топлива) для отопления жилых площадей в течение отопительного сезона исходя из размера жилой площади, норматива потребления топлива на 1 квадратный метр и стоимости твердого топлива, установленных в соответствии с действующим законодательством; 4) по оплате освещения исходя из размера жилой площади, удельной мощности приборов освещения на 1 квадратный метр в год, количества часов использования приборов освещения в год, коэффициента одновременного включения приборов освещения в год, а также количества членов семьи педагогического работника, проживающих совместно с ним, поправочного коэффициента, характеризующего зависимость величины расхода электрической энергии от количества членов семьи педагогического работника, проживающих совместно с ним, и тарифа на электрическую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством.

Расходы по оплате электрической энергии на цели, не связанные с освещением жилых площадей, оплачиваются педагогическими работниками за счет собственных средств.

Как установлено судом, истцы ФИО18, ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО10, ФИО12, ФИО6, ФИО14, ФИО13, ФИО1, ФИО11, ФИО3, ФИО15, ФИО9 работают учителями в МОУ «Красночикойская средняя общеобразовательная школа», имеют право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Указанные меры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ им предоставлялись не в полном объеме, в результате чего образовалась задолженность: у ФИО11 14887 руб. 35 коп., у ФИО10 14818 руб.24 коп., у ФИО6 16291 руб. 17 коп., у ФИО7 16642 руб.59 коп., у ФИО5 17331 руб. 08 коп., у ФИО3 19446 руб. 60 коп., у ФИО15 20093 руб. 88 коп., у ФИО9 23180 руб. 25 коп., у ФИО4 14772 руб. 44 коп., у ФИО8 19046 руб., у ФИО12 10680 руб. 38 коп., у ФИО1 16545 руб. 94 коп., у ФИО13 12551 руб. 37 коп., у ФИО14 15795 руб. 09 коп.

Удовлетворяя иски, мировой судья правильно исходил из того, что федеральным законодательством установлено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) без каких-либо ограничений, в частности, размером занимаемой жилой площади и нормативами потребления коммунальных услуг. Субъекты Российской Федерации, реализуя свои полномочия по определению размера, условий и порядка возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, не могут снижать определенный федеральным законодательством уровень их социальной поддержки.

Имевшее ранее место противоречие ч.1 ст. 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" федеральному законодательству было предметом судебного разбирательства. Так, решением Забайкальского краевого суда от 16 декабря 2010 года признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае". Определением Верховного Суда РФ от 16.03.2011 N 72-Г11-4 решение Забайкальского краевого суда оставлено без изменения, кассационные жалобы Губернатора Забайкальского края и Законодательного собрания Забайкальского края без удовлетворения (л.д._____).

Вместе с тем, с выводом судьи о взыскании суммы задолженности с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края суд апелляционной инстанции не может согласиться по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 5.1. Закона Забайкальского края от 17.02.2009 (в ред. от 20.12.2010 г.) № 129-ЗЗК для предоставления мер социальной поддержки педагогические работники представляют в исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, необходимый пакет документов.

Уполномоченный орган в срок до 7-го числа текущего месяца представляет в исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, определяющий перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края и осуществляющий управление финансами Забайкальского края (далее - финансовый орган), заявку на объем финансирования для предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам (п. 7 ст. 5.1. Закона Забайкальского края от 17.02.2009 № 129-ЗЗК).

Финансовый орган в срок до 20-го числа текущего месяца направляет уполномоченному органу финансовые средства на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам в пределах объема средств, предусмотренных на эти цели в бюджете края на очередной финансовый год (п. 8 ст. 5.1. Закона Забайкальского края от 17.02.2009 № 129-ЗЗК).

В соответствии со ст. 7 указанного Закона Забайкальского края меры социальной поддержки, установленные статьями 2-5 Закона края и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, являются расходными обязательствами бюджета Забайкальского края. Финансовое обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников осуществляется за счет средств бюджета края с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

Согласно Закону Забайкальского края от 5 октября 2009 года № 247-ЗЗК «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) педагогическим работникам образовательных учреждений в Забайкальском крае», действовавшему в оспариваемый период, финансовое обеспечение указанных расходов осуществлялось за счет средств бюджета края. Финансовые средства на возмещение расходов направлялись в уполномоченный орган финансовым органом края.

Уполномоченным органом по возмещению расходов педагогическим работникам на отопление является Министерство социальной защиты населения <адрес>.

В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 19 января 2010 года № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Таким образом, Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.

В силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание вышеуказанных расходов по отоплению не может быть произведено непосредственно с казны <адрес>, так как законодательством <адрес> установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.

Мировой судья, ссылаясь на то, что распорядителем бюджетных средств <адрес> является Министерство финансов <адрес>, произвел взыскание с последнего за счет сред казны <адрес> расходов по отоплению педагогическим работникам, а в удовлетворении иска в части требований к Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес> отказал.

С учетом требований законодательства данный вывод нельзя признать законным, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

Решение мирового судьи в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения <адрес>, взыскании указанных расходов с Министерства финансов <адрес> за счет сред казны <адрес> подлежит отмене.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что расходы истцов по отоплению жилых помещений, а также по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с уполномоченного органа - Министерства социальной защиты населения <адрес>, а при отсутствии или недостаточности денежных средств у Министерства социальной защиты населения <адрес> взыскание задолженности надлежит произвести с Министерства финансов <адрес> за счет сред казны <адрес>.

Решение мирового судьи в части отказа в исковых требованиях к Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес> отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения <адрес>, взыскании в пользу истцов расходов по отоплению и судебных расходов с Министерства финансов <адрес> за счет сред казны <адрес> отменить, исковые требования к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Министерству финансов <адрес> удовлетворить.

Взыскать с Министерства социальной защиты населения <адрес> в пользу ФИО11 расходы по отоплению в размере 14887 руб.35 коп., судебные расходы 595 руб. 49 коп., в остальной части иска отказать,

в пользу ФИО10 расходы по отоплению в размере 14818 руб. 24 коп., судебные расходы 592 руб. 73 коп., в остальной части иска отказать,

в пользу ФИО6 расходы по отоплению в размере 16291 руб.17 коп., судебные расходы 651 руб. 65 коп., в остальной части иска отказать,

в пользу ФИО7 расходы по отоплению в размере 16642 руб.59 коп., судебные расходы 665 руб. 70 коп., в остальной части иска отказать,

в пользу ФИО5 расходы по отоплению в размере 17331 руб. 08 коп, судебные расходы 693 руб. 24 коп., в остальной части иска отказать,

в пользу ФИО3 расходы по отоплению в размере 19446 руб. 60 коп., судебные расходы 777 руб. 86 коп.,

в пользу ФИО15 расходы по отоплению в размере 20093 руб. 88 коп., судебные расходы 803 руб. 75 коп., в остальной части иска отказать,

в пользу ФИО9 расходы по отопления в размере 23180 руб.23 коп., судебные расходы 868 руб. 95 коп.,

в пользу ФИО4 расходы по отоплению в размере 14772 руб. 44 коп., судебные расходы 590 руб. 90 коп., в остальной части иска отказать,

в пользу ФИО8 расходы по отоплению в размере 19046 руб., судебные расходы 761 руб. 84 коп., в остальной части иска отказать,

в пользу ФИО12 расходы по отоплению в размере 10680 руб. 38 коп, судебные расходы 427 руб. 22 коп, в остальной части иска отказать,

в пользу ФИО1 расходы по отоплению в размере 16545 руб. 94 коп., судебные расходы 661 руб. 83 коп.,

в пользу ФИО13 расходы по отоплению в размере 12551руб. 37 коп., судебные расходы 502 руб. 00 коп.,

в пользу ФИО14 расходы по отоплению в размере 15795 руб. 09 коп., судебные расходы 631 руб. 80 коп., в остальной части иска отказать.

При отсутствии или недостаточности денежных средств у Министерства социальной защиты населения <адрес> взыскание расходов по отоплению, судебных расходов в пользу ФИО11, ФИО10, ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО3, ФИО15, ФИО9, ФИО4, ФИО8, ФИО12, ФИО1, ФИО13, ФИО14 произвести с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес>.

В остальной части решение мирового судьи оставить без изменения.

Председательствующий:                                                               И.С. Днепровская