решение об удовлетвоернии иска о назначени пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 сентября 2010 года с. Красный Чикой

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Васильевой Т.И., при секретаре Минимулиной Т.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдыревой Нины Константиновны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком, признании права не пенсию и назначении досрочной пенсии с момента обращения,

установил:

Болдырева Н.К. обратилась в суд с исковыми требованиями, ссылаясь на следующее. Решением начальника Управления ПФР в Красночикойском районе (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием достаточного специального стажа работы. При этом в указанный стаж не были включены период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года, с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года. Истица полагает, что указанные периоды должны быть включены в специальный стаж, поскольку в отпуск по уходу за ребенком истица ушла с (...Дата обезличена) года, т.е. до внесения изменений в законодательство об исключении периодов по уходу за ребенком из специального стажа; прохождение курсов повышения квалификации было обязательным условием выполнения работы, за ним сохранялось место работы, заработная плата, работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Болдырева Н.К. просит признать решение начальника УПФР в Красночикойском районе незаконным, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года, с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года, признать право на досрочное назначение пенсии и назначить пенсию с момента обращения в органы пенсионного фонда, с (...Дата обезличена) года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен работодатель истца – МУЗ «Красночикойская центральная районная больница» л.д.____________).

В судебном заседании истец свои требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Гаврилова Н.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что наличие необходимого страхового стажа в размере 27 лет 8 месяцев 1 день, специального стажа работы, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», в размере 24 года 5 месяцев 9 дней не оспаривается. Представитель ответчика пояснила, что периоды нахождения Болдыревой Н.К. нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года, действующее в то время законодательство не предусматривало возможности включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года, с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года также не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от (...Дата обезличена) (...Номер обезличен), периоды нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрены для включения в специальный стаж. Кроме того, согласно п. 2 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Работодатель не подал в орган пенсионного обеспечения сведения об исчислении спорных периодов работы в качестве льготных.

Представитель третьего лица Ишкильдина С.П., действующая на основании доверенности, исковые требования признала обоснованными, пояснила, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, так как в данные периоды нахождения на курсах повышения квалификации с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года, с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года за Болдыревой Н.К. сохранялось место работы, должность, средняя заработная плата, производились отчисления взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатель неверно исключил указанные периоды работы из специального стажа, поскольку его ввели в заблуждение работники пенсионного фонда.

Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

(...Дата обезличена) года Болдырева Н.К. обратилась в Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением начальника Управления ПФР в Красночикойском районе (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку у Болдыревой Н.К. специальный стаж составляет 24 года 5 месяцев 9 дней. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года не включен в специальный стаж, поскольку согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты населения (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена), (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) включению подлежит только период нахождения в отпуске до (...Дата обезличена). Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года, с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановление Правительства РФ (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) не предусматривает возможность их включения в специальный стаж.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановление Правительства РФ (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Действующий до (...Дата обезличена) КЗоТ предусматривал, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством (ст. 112).

Таким образом, при решении вопроса о возможности включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации определяющими обстоятельствами являются факты сохранения рабочего места за работником, сохранение за ним заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года, с (...Дата обезличена) года по настоящее время Болдырева Н.К. работала в Красночикойской районной больнице (в настоящее время – МУЗ «Красночикойская центральная районная больница»).

В соответствии с приказом главного врача (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) Болдырева Н.К., медицинская сестра Большереченской участковой больницы была зачислена на учебу по специальности «сестринское дело» в связи с выездным циклом Читинского областного училища повышения квалификации на базе МУЗ «Красночикойская ЦРБ» с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года л.д.________). Согласно сертификату (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) года Болдырева Н.К. сдала квалификационный экзамен, ей присвоена специальность «сестринское дело», сертификат действителен пять лет л.д.___________).

Согласно приказу главного врача (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) Болдырева Н.К., медицинская сестра Большереченской участковой больницы была зачислена на учебу по специальности «сестринское дело» в связи с выездным циклом Читинского областного училища повышения квалификации на базе МУЗ «Красночикойская ЦРБ» с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года л.д.__________). Согласно сертификату (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) года Болдырева Н.К. подтвердила свою квалификацию по указанной специальности, сертификат продлен до (...Дата обезличена) года л.д.________).

Из справки МУЗ «Красночикойская ЦРБ» (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) следует, что в период нахождения на курсах повышения квалификации в период с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года, с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года за Болдыревой Н.К. сохранялось место работы, ей начислялась заработная плата л.д._____________).

Представитель ответчика Гаврилова Н.Л. не оспаривает, что в спорные периоды за истцом сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, уплачивались страховые взносы л.д._______).

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика не представила сведения, подтверждающие то обстоятельство, что работодатель после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" представлял в Пенсионный фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета, исключающие периоды нахождения на курсах повышения квалификации из специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии. Более того, в суд представлена выписка из лицевого счета застрахованного лица, согласно которой спорные периоды работы указаны как имеющие льготное исчисление л.д.___________).

Таким образом, у органа пенсионного обеспечения не имелось законных оснований для исключения периодов работы с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года, с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение истцу трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Также суд приходит к выводу о необходимости включения в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года.

В период предоставления истице отпуска по уходу за ребенком действовала статья 167 КЗоТ (ред. от (...Дата обезличена)), которая предусматривала включение отпусков по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от (...Дата обезличена) года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от (...Дата обезличена) года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с (...Дата обезличена) года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от (...Дата обезличена) года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от (...Дата обезличена) года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от (...Дата обезличена) года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от (...Дата обезличена) года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу (...Дата обезличена) года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

В ходе рассмотрения дела установлено и ответчиком не оспорено, что в период с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года Болдырева Н.К. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет л.д.__________).

При этом, органом пенсионного обеспечения часть отпуска до (...Дата обезличена) года была засчитана в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, а период с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года из указанного стажа был исключен.

Учитывая, что статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, предоставленных женщинам до (...Дата обезличена) г., должны засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в полном объеме. В связи с этим весь период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.

Таким образом, на момент обращения истицы в орган пенсионного обеспечения (...Дата обезличена) года, ее специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 «О трудовых пенсиях в РФ», составил 25 лет 1 месяц 12 дней в сельской местности при необходимом стаже в 25 лет в сельской местности.

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, включить спорные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», признать за истицей право на пенсию и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения в органы пенсионного обеспечения.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Болдыревой Нины Константиновны удовлетворить.

Признать решение заместителя начальника Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) № 1696 от 22 июня 2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Болдыревой Нине Константиновне незаконным.

Включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации Болдыревой Нины Константиновны с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года, с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (...Дата обезличена) года по (...Дата обезличена) года в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Признать за Болдыревой Ниной Константиновной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с (...Дата обезличена) года.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить Болдыревой Нине Константиновне указанную пенсию с (...Дата обезличена) года.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Красночикойский районный суд.

Судья Т.И. Васильева