решение об отказе в удовлетворении иска об установлении размера заработной платы по профсоюзному би



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 января 2011 года с. Красный Чикой

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Васильевой Т.И., при секретаре Минимулиной Т.Д.., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишмаревой Матрены Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) об установлении размера заработной платы за период с (...Дата обезличена) годы на основании сведений, указанных в профсоюзном билете.

установил:

Шишмарева М.Н. обратилась в суд с указанными выше требованиями, ссылаясь на то, что решением руководителя Управления ПФ РФ (ГУ) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) года ей было отказано в перерасчете пенсии на основании сведений, указанных в профсоюзном билете. В результате пожара административного здания ОКХ «Кировское», произошедшего (...Дата обезличена) года, сгорели все первичные документы, в которых содержались сведения о заработной плате колхозников. В связи с этим истица лишена возможности представить справку о заработной плате за период работы с (...Дата обезличена). Из документов у истицы остался только профсоюзный билет, в котором отражен размер уплаченного ею профсоюзного взноса, а также сведения о наградах за высокие показатели в труде. Истица полагает, что данные сведения являются достаточным аргументом, по их сведениям можно достоверно установить размер заработной платы и сделать перерасчет назначенной пенсии. Шишмарева Н.М. просит установить размер заработной платы за период с (...Дата обезличена) и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) произвести перерасчет пенсии.

В судебном заседании истица свои требования поддержала, суду пояснила, что все сведения о ее заработной плате за период работы в колхозе им. Кирова с (...Дата обезличена) годы были уничтожены в результате пожара, причинитель вреда установлен не был. Единственным документом, подтверждающим размер ее заработной платы в указанный период является ее профсоюзный билет, в котором указан размер профсоюзного взноса по годам работы. Истица считает, что из сведений профсоюзного билета, посчитав стоимость приклеенных профсоюзных марок в (...Дата обезличена) годах, которая должна составлять 1 процент от заработной платы, можно сделать однозначный вывод о ее доходах за 60 месяцев подряд.

Представители ответчика Гаврилова Н.Л., Путинцева Н.Н., действующие на основании доверенности, исковые требования Шишмаревой М.Н. не признали, суду пояснили, что в соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии при конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд до (...Дата обезличена) года в течение трудовой деятельности на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями, либо государственными (муниципальными) органами, то есть на основании справки о заработной плате. Шишмаревой М.Н. такая справка представлена не была. Орган пенсионного обеспечения не смог воспользоваться рекомендацией, указанной в письме Министерства труда и социального развития РФ (...Номер обезличен)ЮЛ и Пенсионного фонда РФ (...Номер обезличен)ЛЧ-06-27/9704 от (...Дата обезличена) года, о возможности использования документов, косвенно подтверждающих фактический заработок работника, поскольку по профсоюзному билету истицы невозможно сделать вывод об индивидуальном характере заработка, на его титульном листе содержится нечитаемая печать, в нем не зафиксированы общая стоимость марок, размер заработной платы, размер профсоюзного взноса; определить размер заработной платы можно при наличии учетной карточки члена профсоюза; перерасчет пенсии может быть произведен только при условии одновременного предоставления пенсионером всех необходимых для такого перерасчета документов.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пенсионному делу Шишмарева М.Н. является получателем трудовой пенсии по старости с (...Дата обезличена), размер ее пенсии рассчитан исходя из заработной платы в колхозе «Россия» за (...Дата обезличена).

(...Дата обезличена) года протоколом начальника Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) Шишмаревой М.Н. было отказано в перерасчете пенсии, так как не была представлена справка о заработной плате за период с (...Дата обезличена) годы, представленный профсоюзный билет вызывает сомнения, так как на титульном листе нечеткая печать, членские взносы не заверены печатью.

В соответствии п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии при конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд до (...Дата обезличена) года в течение трудовой деятельности на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями, либо государственными (муниципальными) органами.

Согласно письму Министерства труда и социального развития РФ (...Номер обезличен)ЮЛ и Пенсионного фонда РФ (...Номер обезличен)ЛЧ-06-27/9704 от (...Дата обезличена) в целях всестороннего и объективного рассмотрения каждого случая утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций указанное рассмотрение целесообразно осуществлять в комиссионном порядке с привлечением к нему представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Результаты указанного рассмотрения рекомендуется оформлять соответствующим актом, отражающим факт произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке работников данного предприятия, а также факт отсутствия сведений о заработке конкретных работников в данных индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.

В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Из содержания указанного письма следует, что размер заработной платы может быть установлен по сведениям, указанным в профсоюзном билете, при наличии учетной карточки члена профсоюза. При этом указанные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оформлению.

В профсоюзном билете Шишмаревой Матрены Николаевны, выданном (...Дата обезличена) года профсоюзным комитетом колхоза им. Кирова, за (...Дата обезличена) приклеены профсоюзные марки об уплате профсоюзных взносов в размере 14 рублей 10 копеек, (...Дата обезличена) - 19 рублей 50 копеек, (...Дата обезличена) - 14 рублей 60 копеек, (...Дата обезличена)- 19 рублей 55 копеек, (...Дата обезличена) - 16 рублей 35 копеек, (...Дата обезличена) - 7 рублей 60 копеек. Общая стоимость марок, размер заработной платы, размер профсоюзного взноса в билете не зафиксированы, с (...Дата обезличена) марки отсутствуют л.д._________).

В ходе рассмотрения дела истица пояснила, что марки приклеивались в билет представителем профсоюза, которая вела расчеты профсоюзных взносов, фиксировала в своих документах размер заработной платы. Истица полагает, что после 1982 года марки не приклеивались, поскольку сменился профсоюзный работник, марки работникам просто не выдавались, хотя профсоюзные взносы высчитывались. Шишмарева М.Н. не помнит каким образом производился расчет профсоюзного взноса, не знает его размер, сведений об учетных карточках члена профсоюза не имеет

Из объяснений свидетеля ФИО6, председателя комитета профсоюза Красночикойского района, в (...Дата обезличена) профсоюзная организация была обязана вести учетные карточки членов профсоюза, в которых должен был проставляться размер заработной платы и размер профсоюзного взноса, в него должны были наклеиваться корешки профсоюзных марок. В профсоюзный билет приклеивались профсоюзные марки за каждый месяц работы. Бланки профсоюзных билетов и учетных карточек членов профсоюза, а также правила их заполнения были установлены решением Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (ВЦСПС). Профсоюзные марки были одного образца, который не изменялся. Размер профсоюзного взноса устанавливался в Уставе профсоюзной организации и в основном рассчитывался исходя из 1 процента от заработной платы с округлением. В дальнейшем порядок уплаты профсоюзных взносов изменился, перешли на безналичный расчет, взносы стали отчисляться бухгалтерией, а профессиональные марки могли выдаваться на руки члену профсоюза для наклеивания в билет. Количество наклеенных марок должно было контролироваться профсоюзной организацией, что делалось не всегда. В конце 80-х - начале 90-х годов бланк профсоюзного билета был изменен, профсоюзные марки были отменены, в профсоюзном билете ставилась отметка об уплате профсоюзных взносов за год. Ведение учетных карточек членов профсоюза было отменено примерно в 1992 году. Свидетель пояснила, что на основании профсоюзного билета и учетной карточки члена профсоюза, оформленных надлежащим образом, можно сделать однозначный вывод о размере заработной платы, на основании только одного билета предположить о размере заработка затруднительно.

Свидетель ФИО7, работавший председателем Райкома профсоюза работников сельского хозяйства, пояснил, что профсоюзная организация была обязана вести учетные карточки членов профсоюза, в которых должен был проставляться размер заработной платы и размер профсоюзного взноса, в него должны были наклеиваться корешки профсоюзных марок. В профсоюзный билет приклеивались профсоюзные марки за каждый месяц работы. Бланки профсоюзных билетов и учетных карточек членов профсоюза, а также правила их заполнения были установлены решением Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (ВЦСПС). Профсоюзные марки были одного образца, который не изменялся. Размер профсоюзного взноса устанавливался в Уставе профсоюзной организации и в основном рассчитывался исходя из 1 процента от заработной платы с округлением. В данном случае размер профсоюзного взноса должен был быть установлен в Уставе профсоюзной организации колхоза им. Кирова. Какой размер был установлен в данной профсоюзной организации, свидетель не помнит, но вероятнее всего 1 %. Расчет профсоюзного взноса производился с округлением. Место хранения Устава профсоюза колхоза им. Кирова свидетелю не известно. По профсоюзному билету истицы свидетель пояснил, что определить точный размер заработной платы в период с (...Дата обезличена) не представляется возможным, поскольку марки наклеены кучно, за несколько месяцев, можно сделать вывод только о приблизительном размере заработной платы в текущем году.

Из бланка учетной карточки члена профсоюза следует, что в нее подлежали внесению сведения о заработке за каждый месяц работы, напротив должны быть наклеены корешки от марок, приклеенных в профсоюзный билет л.д.____________).

При таких обстоятельствах, суд не находит возможным по одному профсоюзному билету истицы установить размер уплаченных ею в (...Дата обезличена) профсоюзных взносов и рассчитать размер полученной заработной платы.

Из справок Красночикойского муниципального архива, Читинской территориальной (областной) организации работников агропромышленного комплекса следует, что учетные карточки членов профсоюзной организации колхоза имени Кирова, Устава профсоюзной организации колхоза имени Кирова, Устава профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок у них на хранении не имеется, в объединенный архив Федерации профсоюзов не сдавались л.д.__________).

Истица Шишмарева М.Н. суду пояснила, что профсоюзные документы на хранение в архивы не сдавались, хранились в административном здании ОКХ «Кировское» и были уничтожены при пожаре л.д._________).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что установить размер заработной платы истицы за (...Дата обезличена) года на основании стоимости профмарок, наклеенных в профсоюзный билет, не представляется возможным.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Шишмаревой Матрены Николаевны оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Красночикойский районный суд.

Судья Т.И. Васильева