Дело № 2-18-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ с. Красный Чикой Красночикойский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Днепровской И.С.
при секретаре Ивановой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Трофимовой Е.В. к администрации муниципального района «<данные изъяты> район», Министерству финансов <адрес> о внеочередном предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим. Трофимова Е.В. (фамилия Г.В.А. изменена в связи с вступлением в брак) является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Родители истицы Г.Л.В. и Г.В.А. решением суда от ДД.ММ.ГГГГ признаны безвестно отсутствующими. Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Г.Е.В. была определена в детский дом, жилье за ней не закреплялось ввиду отсутствия такового. Решением жилищной комиссии при администрации сельского поселения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Трофимова Е.В. поставлена в очередь на получение жилья, ее учётный номер - 69. После окончания пребывания в ГОУ НПО «<данные изъяты> профессиональный лицей №» ДД.ММ.ГГГГ пребывание истицы в общежитии лицея невозможно. В настоящее время Трофимова Е.В. нигде не обучается, не имеет жилого помещения, ожидает предоставления жилья более трех лет, воспитывает несовершеннолетнего ребенка. Причиной длительного непредоставления истице жилого помещения является отсутствие свободного жилья, жилищное строительство в сельском поселении «<данные изъяты>» не ведется из-за отсутствия средств в бюджете. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступило заявление Трофимовой Е.В. о защите ее жилищных прав. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам они не могут сами обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, включая права на жилище в государственном или муниципальном жилищных фондах. В соответствии с.п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончанию пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичная норма закреплена в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ст.ст. 49 и 52 ЖК РФ принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма являются обязанностью органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона обеспечение предусмотренных данным законом гарантий для лиц этой категории является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Прокурор просит обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» предоставить Трофимовой Е.В. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры в указанном сельском поселении размером не менее 30 кв.м. общей площади, отвечающую санитарным и техническим требованиям.
В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования неоднократно изменял, по ходатайству истца суд заменил ненадлежащего ответчика администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» на надлежащего администрацию муниципального района «<данные изъяты> район» (л.д.___), в окончательном виде прокурор просил обязать администрацию муниципального района «<данные изъяты> район» предоставить Трофимовой Е.В. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры в сельском поселении «<данные изъяты>» <адрес> размером не менее 33 кв.м. общей площади, отвечающую санитарным и техническим требованиям, обязать <адрес> и Министерство финансов <адрес> осуществить финансирование приобретения жилого помещения (л.д.___).
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Новикова А.О. исковые требования с учетом их уточнения поддержала, привела пояснения, аналогичные вышеизложенным, дополнительно суду пояснила, что <адрес> и Министерство финансов <адрес> привлечены в качестве соответчиков по иску, поскольку в соответствии со ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение предусмотренных данным законом гарантий для лиц указанной категории является расходным обязательством субъекта.
Представитель ответчика администрации муниципального района «<данные изъяты> район» на основании доверенности Сидоров К.С. исковые требования не признал, указав, что государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилым помещением вне очереди в соответствии со ст. 5 Закона Забайкальского края № 304-ЗЗК осуществляется лишь в размере предоставляемых бюджетом муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета Забайкальского края на очередной финансовый год в порядке, установленном <адрес>. В 2010 году из регионального бюджета в бюджет муниципального района «<данные изъяты> район» было выделено 898200 руб., из них на 418800 руб. приобретены жилые помещения в <адрес> и <адрес>, 479400 руб. выплачены в качестве предоплаты подрядчику на строительство 2 жилых домов в <адрес> и в с. <адрес>. В 2011 году из бюджета <адрес> на осуществление данного государственного полномочия субвенций в бюджет муниципального района «<адрес> район» не поступало. Учитывая, что в муниципальном районе <адрес> район» жилой фонд отсутствует, предоставить Трофимовой Е.В. жилое помещение по договору социального найма предоставляется возможным только в случае поступления субвенций из бюджета <адрес>. В этой связи полагал, что настоящие исковые требования должны быть заявлены к Министерству финансов <адрес>. Просил в иске к администрации муниципального района «Красночикойский район» отказать.
Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края на основании доверенности Зотов Д.А. ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, о месте и времени судебного заседания извещен, в письменных возражениях исковые требования не признал по следующим основаниям. В соответствии с Законом Забайкальского края от 18.12.2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» указанное государственное полномочие передано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Таким образом, Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению лицам указанной категории вне очереди жилого помещения. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края осуществляют переданные полномочия в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета забайкальского края. Законом Забайкальского края от 23.12.2010 года № 450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс.рублей, из которых бюджету муниципального района «<данные изъяты> район» предусмотрено 999.8 тыс. рублей. Согласно ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 8 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 года № 226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Таким образом, Правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по настоящему иску. Требование прокурора к Правительству забайкальского края об осуществлении финансирования приобретения жилого помещения не основано на нормах материального права. Вопросы финансирования переданных государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и не являются предметом рассмотрения в данном процессе. Просил в удовлетворении исковых требований к Правительству Забайкальского края отказать.
Ответчик Министерство финансов Забайкальского края своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени слушания дела извещен, ранее представитель по доверенности Г.Н.Г. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, в письменных возражениях исковые требования не признала по следующим основаниям. Предоставление жилого помещения вне очереди детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, осуществляется органами местного самоуправления по договору социального найма площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека за счет субвенций бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Забайкальского края. На 2010 год Законом Забайкальского края от 23.12.2009 года № 285-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011и 2012 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, предусмотрено 85102,3 тыс.руб. Субвенции из бюджета Забайкальского края на указанные цели предоставляются только муниципальным районам и городским округам, которые в свою очередь распределяются между бюджетами городских и сельских поселений района. В соответствии с преамбулой Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и преамбулой Закона Читинской области «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» настоящие Законы определяют правовые основы деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности в области реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет на территории Забайкальского края. В соответствии со ст. 1 вышеуказанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Следовательно, на момент обращения в суд с иском, Трофимова Е.В. 1988 года рождения является лицом из числа детей-сирот. Указанной категории лиц жилые помещения вне очереди не предоставляются. Истица вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Просила в удовлетворении требований прокурора отказать.
Третье лицо - администрация сельского поселения «<данные изъяты>» своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени слушания дела извещено, ранее в судебном заседании представитель по доверенности Иванова В.М. полагала исковые требования Трофимовой Е.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив все в совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Норма, аналогичная ст. 8 вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, закреплена в ч. 2 ст. 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей».
В силу ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.20.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 304-ЗЗК финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Трофимова Е.В. (фамилия Г.В.А. изменена в связи со вступлением в брак л.д.___) в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, что подтверждается решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Г.В.А. и Г.Л.В. признаны безвестно отсутствующими с сентября 1995 года (л.д.___), а также постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устройстве несовершеннолетней Г.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей у прабабушки в с. <адрес>, в <данные изъяты> детский дом» (л.д.___).
Таким образом, истица является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось ответчиками.
Как следует из вышеуказанного постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, при устройстве в детский дом жилое помещение за несовершеннолетней Г.Е.В. не закреплялось ввиду отсутствия такового у родителей (л.д.___).
ДД.ММ.ГГГГ Г.В.В. окончила ГОУ СПО «<данные изъяты> аграрно-педагогический колледж» (л.д.____).
Согласно выписке из решения жилищной комиссии при администрации сельского поселения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Трофимова Е.В. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, номер очереди 69 (л.д.____).
В силу ст.1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 304-ЗЗК обязанность предоставить истице вне очереди жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм возложена на администрацию муниципального района «Красночикойский район».
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании до настоящего времени жилое помещение истице по договору социального найма не предоставлено, чем нарушаются ее права на предоставление жилого помещения вне очереди, гарантированные нормами вышеуказанных Федеральных законов. Довод представителя ответчика администрации муниципального района «Красночикойский район» о том, что требования истицы о предоставлении жилого помещения должны быть обращены к Министерству финансов Забайкальского края, не основан на законе и не может быть принят судом во внимание. Отсутствие в муниципальном районе жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, также не может служить основанием для освобождения органа местного самоуправления муниципального района от выполнения возложенной на него законом обязанности по предоставлению жилой площади указанной категории лицам, поскольку при невозможности исполнения судебного решения по указанной причине бюджет Забайкальского края должен нести обязанность по исполнению решения.
Также суд не может согласиться с доводом представителя Министерства финансов <адрес> Г.Н.Г. о том, что лицам из числа детей сирот жилые помещения вне очереди в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ не предоставляются.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Кроме того, достижение истицей 23-летнего возраста, поставленной на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста (14.05.2010 года), не может являться основанием для лишения её гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было ей получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
В соответствии с постановлением администрации сельского поселения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения жилищного фонда сельского поселения «<данные изъяты>» по договору социального найма на одиноко проживающих граждан составляет не менее 33 квадратных метров общей площади (л.д.___).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Трофимовой Е.В. к администрации муниципального района «<данные изъяты> район» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной квартиры в сельском поселении <данные изъяты>» не менее 33 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что финансовое обеспечение предоставления жилых помещений является обязанностью органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в силу закона на основании положений ст. 72 Конституции РФ, ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 5 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью». В этой связи обязанность по обеспечению финансирования приобретения истице жилого помещения должна быть возложена на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края. Требования прокурора в данной части также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «<данные изъяты> район» предоставить Трофимовой Е.В. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры в сельском поселении «<данные изъяты>» <адрес> размером не менее 33 кв.м.общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям.
Обязать <адрес> и Министерство финансов <адрес> осуществить финансирование приобретения жилого помещения для Трофимовой Е.В..
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Красночикойский районный суд.
Судья: И.С. Днепровская
Решение не вступило в законную силу