Решение о обязательстве назначения досрочной трудовой пенсии



                                              Р Е Ш Е Н И Е

                              Именем Российской Федерации

с.Чесма. Дата обезличена года.

Чесменский районный суд, Челябинской области в составе:

председательствующей судьи ФИО0,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ Управлению ФИО2 Федерации в ..., ... об обязательстве назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

                                       У С Т А Н О В И Л

         Истица ФИО3 обратилась в суд с иском к ответчику ФИО19 ФИО2 Федерации в ..., ... (далее ГУ УПФРФ) об оспаривании решения комиссии об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятостью педагогической деятельностью.

       Исковые требования истица обосновала тем, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятостью педагогической деятельностью по п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ, считая, что у неё имеется необходимый 25 летний стаж педагогической деятельности для назначения данной пенсии, однако, решением  Номер обезличен от Дата обезличена года ГУ УПФРФ в ... ей было отказано.

        С данным решением истица не согласна, поскольку считает, что она начала свою деятельность с Дата обезличена года в должности музыкального руководителя в детском саде и до настоящего времени выполняет данную работу.

       Истица считает, что не включение в специальный стаж периода работы по должности, по которой её профессия именовалась по другому как  «музыкальный воспитатель», ответчик не законно не включил данный период в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, а также истица считает, что ответчик незаконно не включил в данный стаж периоды нахождения её в отпусках по уходу за детьми.

 

       Истица просит суд признать незаконным вышеуказанное решение ГУ УПФРФ в ... об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации» от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию.

      В судебном заседании истица ФИО3 и её представитель ФИО6 полностью поддержали исковые требования, просили суд признать незаконным вышеуказанное решение ГУ УПФРФ, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию, а также уточнили исковые требования, просят суд обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды:

 с Дата обезличена года по Дата обезличена года (1 год 2 месяца 1 день) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с Дата обезличена года по Дата обезличена года (1 год 4 месяца 00 дней) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с Дата обезличена года по Дата обезличена года (2 года 6 месяцев 00 дней) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет;

        с Дата обезличена года по Дата обезличена года (2 года 3 месяца 15 дней) в должности музыкального воспитателя в детском саду колхоза «Черноборский» в связи с тождественностью осуществляемой работы с музыкальным работником и музыкальным руководителем;

      с Дата обезличена года по Дата обезличена года (12 лет 00 месяцев 12 дней) в качестве музыкального работника детского сада АОЗТ «Черноборский», ОАО «Черноборский»;

        с Дата обезличена года по Дата обезличена года (3 года 9 месяцев 25 дней) периода обучения в Магнитогорском педагогическом училище им 50 – летия ВЛКСМ.

       Представители ответчика ГУ УПФРФ в ..., ... ФИО8 и ФИО7 исковые требования признали частично, в части не включения в специальный стаж истице периодов по уходу за детьми, остальные исковые требования не признали полностью по основаниям, изложенным в обжалуемом решении комиссии ГУ УПФРФ. Кроме этого суду пояснили, что период обучения истицы в музыкальном педагогическом училище при решении вопроса о назначении истице пенсии комиссией ГУ УПФРФ не рассматривался, поскольку истица не заявляла о включении данного периода в специальный стаж.

        Период обучения не может быть включен в специальный стаж поскольку требуется не менее 2\3 от требуемого 25-летнего специального педагогического стажа, такой стаж истица на 1 октября 1993 года не выработала.

        Ответчиком была проведена проверка периодов работы истицы с 1 января 1997 года по 31 июля 2008 года, по результатам которой было установлено, что до 1 июля 2003 года архивные документы сохранены частично, копии табелей учета рабочего времени представлены суду.

       Архивные документы с 1 июля 2003 года по 31 июля 2008 года сохранены, суду представлены копии табелей учета рабочего времени, штатное расписание на 2003 год, расчет численности работников ДОУ детского сада «Светлячок»  на 1  июля 2003года, согласно которым истица в данные периоды работала на неполную ставку от 0, 25 до 0,75.

      По результатам проверки ответчик может засчитать за период с 1 января 1997 года по 31 декабря 2008 года всего 1год 4 месяца, в соответствии с обнаруженными архивными документами, это тот период, где истица подрабатывала воспитателем к своей основной работе музыкального руководителя. Требуемого стажа для назначения истице досрочной трудовой пенсии не имеется.

      Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

      Исковые требования об обязательстве включения в специальный стаж работы периодов отпусков по уходу за детьми, периода с 1 июля 1987 года по 15 октября 1989 года (2 года 3 месяца 15 дней) в должности музыкального воспитателя в детском саду колхоза «Черноборский» в связи с тождественностью осуществляемой работы с музыкальным работником и музыкальным руководителем подлежат удовлетворению полностью, исковые требования в части включения в специальный стаж периода с  1 января 1997 года по 12 января 2009 года (12 лет 00 месяцев 12 дней) в качестве музыкального работника детского сада АОЗТ «Черноборский», ОАО «Черноборский» подлежат удовлетворению частично, исковые требования в части включения в специальный стаж работы периода обучения в Магнитогорском педагогическом училище им. 50-летия ВЛКСМ, обязательстве ответчика в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости подлежат оставлению без удовлетворения.

      Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (ст.39ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с законодательством.

     Пунктом 5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники имеют право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с законодательством.

    В соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.

    При этом введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых педагогическим трудом, обуславливается тем, что длительная занятость на такой работе сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, психологических и иных факторов.

       Судом установлено, что истица ФИО3 осуществляла педагогическую деятельность, работая музыкальным руководителем в детских садах, что подтверждается копией трудовой книжки л.д.12-16) и справкой № 9 от 22 января 2009 года л.д.17).

     Решением комиссии ГУ УПФРФ в ... по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 38 от 6 марта 2009 года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа л.д.8-11).

   Из протокола заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 38 от 6 марта 2009 года следует, что ответчик исключил из специального стажа истицы ряд периодов, а именно:

   периоды с 15 октября 1983 года по 15 декабря 1984 года (1 год 2 месяца 1 день) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с 16 февраля 1986 года по 15 июня 1987 года (1 год 4 месяца 00 дней) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с 16 октября 1989 года по 15 апреля 1992 года (2 года 6 месяцев 00 дней) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет, мотивируя тем, что включение в стаж на соответствующих видах работ периодов отпуска по уходу за ребенком не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ  № 516 от 11 июля 2002 года, периоды отпусков по уходу за детьми не засчитываются в специальный стаж, так как не связаны с выполнением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных факторов;

  с 1 июля 1987 года по 15 октября 1989 года (2 года 3 месяца 15 дней) в должности музыкального воспитателя в детском саду колхоза «Черноборский» в связи с тем, что наименование должности «музыкальный воспитатель» не предусмотрено Списком от 2002 года;

    с 1 января 1997 года по 30 января 2004 года (7 лет 1 месяц 00дней) в должности музыкального работника детского сада АОЗТ «Черноборский», так как не подтверждено выполнение нормы рабочего времени, установленной на ставку заработной платы по должности «музыкальный руководитель»;

     с 2 февраля 2004 года по 31 июля 2008 года (4 года 5 месяцев 29 дней) в должности музыкального руководителя МДОУ детский сад «Светлячок» на 0,75 ставки;

    с 1 октября 2008 года по 12 октября 2008 года (12 дней)  в связи с закрытием детского сада из-за низкой температуры (приказ № 43 от 1 октября 2008 года);

   с 1 января 2009 года по 12 января 2009 года (12 дней) в должности музыкального руководителя МДОУ детский сад «Светлячок» на 0,75 ставки.

    Ответчиком в специальный стаж истицы засчитано 9 лет 6 месяцев 24 дня л.д.9).

     Не включение в специальный трудовой стаж истице ФИО3 периодов с Дата обезличена года по Дата обезличена года (1 год 2 месяца 1 день) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с Дата обезличена года по Дата обезличена года (1 год 4 месяца 00 дней) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с Дата обезличена года по Дата обезличена года (2 года 6 месяцев 00 дней) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет, суд считает необоснованным.

        Как следует из копий свидетельств о рождении л.д.24-25) истица имеет троих детей: Елену 26 июля 1983 года рождения, Наталью 30 декабря 1985 года рождения, дочь Татьяну 7 августа 1989 года рождения. В период с  11 ноября 1981 года истица, согласно записи в трудовой книжке, работала воспитателем в детском саде колхоза «Черноборский», Чесменского района, Челябинской области, с 1 июля 1987 года музыкальным воспитателем в этом же детском саде.

      В периоды с 15 октября 1983 года по 15 декабря 1984 года (1 год 2 месяца 1 день) находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с 16 февраля 1986 года по 15 июня 1987 года (1 год 4 месяца 00 дней) находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с 16 октября 1989 года по 15 апреля 1992 года (2 года 6 месяцев 00 дней) находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании материалами дела л.д.14).

    

     В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, вступившего в силу с 1 апреля 1972 года, женщинам, имеющим детей, помимо оплачиваемого отпуска по беременности и родам, предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработка до достижения ребенком возраста одного года.

      В последующем положения данной нормы закона менялись, в частности увеличения срока дополнительного отпуска по уходу за ребенком, а также условия его оплаты. Так, Указом Президиума ВС РСФСР от 19 ноября 1982 года срок дополнительного неоплачиваемого отпуска продлен до достижения ребенком возраста 1,5 лет. При этом законом гарантировалось включение периода нахождения в указанном отпуске во все виды стажа: в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе и для случаев назначения пенсии на льготных условиях. Дополнительный отпуск мог быть использован полностью или по частям в любое время до достижения ребенком возраста полутора лет, а затем и до 3 лет.

       В части включения периода отпуска в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений в соответствии с положением ст. 167 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшего на момент возникновения спорных отношений в редакции Указа Президиума ВС РСФСР от 18 января 1985 года, дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребёнком возраста одного года и полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности до 6 октября 1992года, до достижения трёх лет в период с 1 декабря 1989 года по 6 июня 1992 года.

      Ссылка ответчика на вступление в законную силу закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», которым было установлено, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях, в связи с чем истице не подлежат включению вышеуказанные периоды по уходу за детьми, суд считает несостоятельной.

       Суд полагает, что придание ответчиком обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение гражданина, в том числе в сфере пенсионного обеспечения, неправомерно, так как противоречит Конституции Российской Федерации, имеющей непосредственное действие на всей территории Российской Федерации.

      Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, как того требует ст. 39 ч.2 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок начисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы её принципов и норм.

         По смыслу Конституции Российской Федерации (ст.54, 57), Указа Президента № 763 от 23 мая 1996 года, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, нормативный акт, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Данная правовая позиция нашла своё подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумен) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан».

       Изменениям в КЗоТ РСФСР, вступившие в действие с 6 октября 1992 года, на которые ссылается ответчик, обратная сила не предавалась, поэтому данные изменения, как ухудшающие положения граждан, не могут иметь обратную силу.

        Таким образом, ГУ УПФРФ в Чесменском районе, Челябинской области незаконно применило нормативный акт, ухудшающий положение истицы при реализации права на получение от государства пенсионного обеспечения на период работы до вступления данного акта в силу.

        Ссылка представителей ответчика на то, что если при оценке пенсионных прав применяются Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ 3 718 от 29 октября 2002 года, то Постановление Конституционного Суда РФ №2-П от 29 января 2004 года не применяется, является несостоятельной, поскольку, таким образом, органы Пенсионного Фонда РФ нарушают права граждан и требования ст. 79 Закона РФ «О конституционном Суде РФ», которой установлено, что решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

      Конституционно- правовой смысл норм закона, выявленный в решении Конституционного суда, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

      При таких обстоятельствах, периоды нахождения истицы по уходу за детьми: с 15 октября 1983 года по 15 декабря 1984 года (1 год 2 месяца 1 день) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с 16 февраля 1986 года по 15 июня 1987 года (1 год 4 месяца 00 дней) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с 16 октября 1989 года по 15 апреля 1992 года (2 года 6 месяцев 00 дней) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет, подлежат включению в специальный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

       Судом установлено, что ответчиком неправомерно не включён в специальный стаж работы с 1 июля 1987 года по 15 октября 1989 года (2 года 3 месяца 15 дней) в должности музыкального воспитателя в детском саду колхоза «Черноборский» в связи с тем, что наименование должности музыкальный воспитатель, музыкальный руководитель и музыкальный работник в детском саде являются тождественными.

     Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей ФИО14, ФИО13, ФИО12, которые суду подтвердили, что истица в детском саде колхоза «Черноборский» с момента её преступления к работе работала музыкальным руководителем, обучала детей музыке, в этом детском саде она являлась единственным музыкальным руководителем, в данной должности она работает до настоящего времени, другой работой не занималась.

     Свидетель ФИО14, работающая заведующей данным детским садом, суду показала, что должность истицы в трудовой книжке «музыкальный воспитатель» указано неправильно, по незнанию написания данной должности как она правильно пишется в штатном расписании и в Едином тарифно- квалификационном справочнике, свидетельница также суду показала, что истица в действительности постоянно осуществляла работу музыкального руководителя. Должности «музыкального воспитателя» в садике не имелось, а имелась должность музыкального работника. Согласно штатного расписания должность истицы писалась как музыкальный работник или музыкальный руководитель.

      Судом установлено, что работа истицы в данный период и выполняемых функций, условий и характера деятельности, специфики осуществляемой ею работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемой должности, нагрузки соответствовала должности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении, а именно в детском саде.

       В соответствии с п.п. «а» п.1 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 пенсия за выслугу лет назначалась учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

    Перечень таких учреждений и организаций и должностей также был утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и содержал, в числе других, должности учителя школы, воспитателя детского сада, музыкального руководителя (музыкального работника) в детских садах и объединенных яслях-садах.

      Данное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года, в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».     

      Учитывая вышеизложенное, специальный стаж работы с 1 июля 1987 года по 15 октября 1989 года (2 года 3 месяца 15 дней) в должности музыкального воспитателя в детском саду колхоза «Черноборский», Чесменского района, Челябинской области подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тождественностью профессий музыкальный воспитатель, музыкальный руководитель и музыкальный работник в детском саде.

      Исковые требования истицы о включении в специальный стаж работы с 1 января 1997 года подлежат удовлетворению частично.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам.

        Пунктом 5 этих же Правил предусмотрено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Установленной за ставку заработной платы независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

       На таких же условиях засчитывались периоды в должности музыкального руководителя в льготный трудовой стаж с 1 ноября 1999 года и Правилами, утвержденными Правительством РФ от 22 сентября 1999 года.

        Судом установлено, что норма часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателей дошкольных учреждений – 36 часов в неделю, у музыкальных руководителей – 24 часа.

         Такой подход соответствует и смыслу других положений, которые право на досрочное назначение трудовой пенсии связывают не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда.

       Как установлено в судебном заседании архивные документы за период с 1 января 1997 года по 1 июля 2003 года сохранены частично. Данные обстоятельства подтверждаются справкой СХПК «Черноборский» л.д.27), а также материалами проверки л.д.60-201).

     Поскольку архивные документы сохранены частично, постольку в данном случае суд считает, что в подтверждение стажа могут быть приняты и свидетельские показания. При этом суд учитывает, что истица в ином порядке не сможет подтвердить свой трудовой стаж за указанный период, чем будут нарушены её Конституционные права на социальное обеспечение.

     Свидетели ФИО14, ФИО13, ФИО12 суду показали, что истица в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года работала музыкальным работником, музыкальным руководителем в детском саде АОЗТ «Черноборский», ОАО «Черноборский» на полную ставку заработной платы постоянно, даже больше положенных часов по ставке, вместо 4,8 часов в день по 6 часов.

       Данные показания свидетелей подтверждаются документально частично, сохранившимися архивными документами, а именно табелями учёта отработанного времени за 1997 год за февраль март, апрель, май месяцы л.д. 97-105); за 1998 год за август, сентябрь, ноябрь, декабрь месяцы л.д.106-115); за 1999 год за январь, февраль месяцы л.д.116-119); 2000 год за ноябрь месяц л.д. 120-123); за 2001 год за июнь и декабрь месяцы л.д.124-128); за 2002 год за май и июнь месяцы л.д.129-132). В данных табелях учёта отработанного времени истица пишется по должности в одних табелях учёта отработанного времени музыкальным работником, в других музыкальным руководителем.

       В данных табелях учёта отработанного времени истице проставлено по 6 часов работы ежедневно.

        Данные периоды работы также частично с 1 января 1997 года по 31 декабря 1998 года, с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на общих основаниях.

        При таких обстоятельствах суд принимает показания вышеуказанных свидетелей за основу. Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется.

        Суд считает, что исковые требования в части включения периода работы истицы в должности музыкального руководителя и музыкального работника ( должность тождественна музыкальному руководителю) с 1 января 1997 года по 30 июня 2003 года (6 лет 6 месяцев) подлежит включению в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

       Доводы ответчика о том, что в вышеуказанный период полная ставка не подтверждается исходя из размеров получаемой истицей заработной платы ежемесячно, суд считает неубедительными, поскольку судом установлено, что заработная плата выплачивалась в это время в виде аванса, а остальная сумма выплачивалась работникам в конце года в виде натуральной оплаты зерном, сеном, фуражом и частично наличными деньгами.

        Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей ФИО17, ФИО13, ФИО12 

       

       Исковые требования о включении в специальный трудовой стаж периода работы с 1 июля 2003 года по 31 июля 2008 года подлежат удовлетворению частично (за 2 месяца 2004 года и 3 месяца за 2005 год), а периоды работы с 1 октября 2008 года по 12 октября 2008 года, с 1 января 2009 года по 12 января 2009 года, подлежат оставлению без удовлетворения.

        Судом установлено, что ответчиком истице засчитаны частично в специальный стаж, для назначении досрочной трудовой пенсии по старости. следующие периоды за 2008 год:  с 1 августа 2008 года по 30 сентября 2008 года (2 месяца 00 дней), с 13 октября 2008 года по 31 декабря 2008 года ( 2 месяца 18 дней)  в которые она отработала музыкальным руководителем на 0, 75 ставки и воспитателя на 0, 25 ставки, что подтверждается материалами дела л.д.9).

        Также судом установлено, что архивные документы с 1 июля 2003 года сохранены, что подтверждается материалами дела.

        Как видно из представленных документов истицей нормы рабочего времени (педагогической нагрузки)  не выработаны.

       Согласно приказа ОАО «Черноборский» в виду уменьшения детей, посещающих детский сад «Светлячок», с 1 июля 2003 года работа детсада переведена на 5 дневную рабочую неделю с пребыванием детей в течение 10,5 часов при наличии двух дошкольных групп по 20 человек, в связи с чем сокращены ставки работников, в том числе музыкального работника на 0, 5 ставки л.д.133), данные обстоятельства подтверждены также и  штатным расписанием на 1 июля 2003 года л.д.134-136).

        С учетом положений п.3 и п. 4 Правил от 2002 года в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком при соблюдении следующих условий: занятие штатной должности, выполнение суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностного оклада).

        Норма рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки). Применительно к конкретной педагогической должности, определяется в соответствии с Постановлением РФ от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогическим работникам образовательных учреждений».

         Данным постановлением продолжительность нормы часов педагогической работы за ставку (полную) заработной платы музыкального руководителя составляет 24 часа в неделю, 4,8 часов в день.

        Согласно табелей учета отработанного времени истицей по основной должности музыкального руководителя за 2004 год с февраля по декабрь за каждый день работы проставлено по 3 часа, за 2005 год с января по декабрь за каждый день работы проставлено по 3,6 часа (0,75 ставки, за 2006 год с января по декабрь за каждый день работы проставлено по 3,6 часа, за 2008 год с января по июль за каждый день работы проставлено по 3,6 часа при норме работы на ставку 4,8 часов л.д.137-162).

        В табелях учета отработанного времени за август 2004 года истице проставлено 6 рабочих дней по 7 часов 20 минут в должности воспитателя, и    в сентябре 2004 года проставлено 8 дней по 7 часов в должности воспитателя в этом же детском саде л.д.144-145).

         Данные обстоятельства подтверждаются также приказами л.д.44-50).

         Поскольку должность воспитателя предусмотрена Списком, постольку отработанное истицей время в должности музыкального руководителя и воспитателя подлежит суммированию по основной должности в качестве музыкального руководителя, так и  в должности воспитателя, так как в данном случае будет внутреннее совмещение профессий.

         Рабочее время за август 2004 года у истицы составляет:

         3 часа х 22 = 66 часов (по основной работе)

         7 часов 20 минут х 6 =  43,2 часа (в должности воспитателя).

          Всего получается: 66 часов + 43, 2 часа = 109,2 часа.

        Норма часов педагогической работы за ставку (полную) заработной платы музыкального руководителя составляет 24 часа в неделю, 4,8 часов в день. За 22 рабочих дня в августе 2004 года норма часов должна быть отработана на ставку заработной платы 4,8 х 22 = 105,6 часов, истицей отработано суммарно 109,2 часа, что превышает норму часов педагогической работы за ставку (полную) заработной платы музыкального руководителя за месяц, следовательно, истице подлежит включению в специальный стаж этот месяц работы.

          Рабочее время за сентябрь 2004 года истицы составляет:

          3 часа х 22 = 66 часов (по основной работе)

          7 часов х 8 =  56 часов (в должности воспитателя).

          Всего получается: 66 часов + 56 часов = 122 часа

      За 22 рабочих дня в сентябре 2004 года норма часов должна быть отработана на ставку заработной платы 4,8 х 22 = 105,6 часов, истицей отработано суммарно 122 часа, что превышает норму часов педагогической работы за ставку (полную) заработной платы музыкального руководителя за месяц, следовательно, истице подлежит включению в специальный стаж этот месяц работы.

        В табелях учета отработанного времени за апрель 2005 года истице проставлено 21 рабочий день по 6.9 часов в должности воспитателя, в мае месяце 2005 года проставлено 5 дней по 5 часов в должности воспитателя, в сентябре 2005 года проставлено 16 дней по 6.9 часов в должности воспитателя в этом же детском саде л.д. 153-155, 159).

          Рабочее время истицы за апрель 2005 года составляет: 

          3.6 часа х 21  = 75.6 часов (по основной работе)

          6.9 часов х 21 = 144.9 часов (в должности воспитателя).

          Всего получается: 75.6 часов +144.9 часов = 220.5 часов

      За 21 рабочий день в апреле 2005 года норма часов должна быть отработана на ставку заработной платы 4,8 х 21 = 100.8 часов, истицей отработано суммарно 220.5 часа, что превышает норму часов педагогической работы за ставку (полную) заработной платы музыкального руководителя за месяц, следовательно, истице подлежит включению в специальный стаж этот месяц работы.

          Рабочее время истицы за май 2005 года составляет: 

          3.6 часа х 20  = 72 часа (по основной работе)

          5 часов х 5 = 25 часов (в должности воспитателя).

          Всего получается: 72часа + 25 часов = 97 часов

      За 20 рабочих дней в мае 2005 года норма часов должна быть отработана на ставку заработной платы 4,8 х 20 = 96 часов, истицей отработано суммарно 97 часов, что превышает норму часов педагогической работы за ставку (полную) заработной платы музыкального руководителя за месяц, следовательно, истице подлежит включению в специальный стаж этот месяц работы.

          Рабочее время истицы за сентябрь 2005 года составляет: 

          3.6 часа х 22  = 79.2 часа (по основной работе)

          6.9 часов х 16 = 110.4 часов (в должности воспитателя).

          Всего получается: 79.2часа + 110.4 часа = 189.6 часов

      За 22 рабочих дней в сентябре 2005 года норма часов должна быть отработана на ставку заработной платы 4,8 х 22 = 105.6 часов, истицей отработано суммарно 189.6часов, что превышает норму часов педагогической работы за ставку (полную) заработной платы музыкального руководителя за месяц, следовательно, истице подлежит включению в специальный стаж этот месяц работы.

      Учитывая вышеизложенное, в специальный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости за 2004год и 2005 год подлежат включению всего 5 месяцев.

       Доводы истицы ФИО3 и её представителя ФИО6 о том, что в периоды 2004 года и 2005 года в связи с  подработкой истицы в должности воспитателя, подлежат включению полностью в специальный стаж так как они считают, что ставка в эти годы истицей отработана полностью, являются не соответствующими действительности. Данные обстоятельства подтверждаются проведенным выше расчетом.

       Судом также установлено, что представленная истицей справка- расчёт Номер обезличен о выработанном рабочем времени ФИО3 на преподавательской работе в МДОУ Черноборский детский сад «Светлячок» л.д.18-20)  является не достоверной.

        В судебном заседании были опрошены свидетели ФИО12 и ФИО18, которые суду показали, что данную справку не подписывали, ФИО18, как главный бухгалтер, расчет выработанного рабочего времени истице не производила.

       Составление данной справки и расчёта проведено третьим лицом, расчёт произведен неправильно.

     Судом установлено, что за периоды 2004 года и 2005 год табеля учёта отработанного времени сохранены полностью помесячно. В остальных месяцах этих годов, кроме выше перечисленных, по которым проведен расчет, истица работала на 0,75 ставки заработной платы по должности музыкальный руководитель, что подтверждается материалами дела л.д.137- 162).

      В периоды с 1 января 2006 года по 31 июля 2008 года истица работала на 0,75 ставки заработной платы по должности музыкальный руководитель нормы рабочего времени (педагогической нагрузки)  не выработала.

      Периоды работы с 1 октября 2008 года по 12 октября 2008 года, с 1 января 2009 года по 12 января 2009 года подлежат оставлению без удовлетворения, поскольку в период с 1 октября 2008 года по 12 октября 2008 года детский сад был закрыт и не работал в связи с низкой температурой, а период с 1 января 2009 года по 12 января 2009 года истицей отработано на 0,75 ставки заработной платы по должности музыкальный руководитель.

       Учитывая выше изложенное, в данные периоды истицей нормы рабочего времени (педагогической нагрузки)  не выработаны, следовательно, данные периоды не могут подлежать зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

    Требования истицы о включении в специальный трудовой стаж периода обучения в  Магнитогорском педагогическом училище им 50 – летия ВЛКСМ с 1 сентября 1977 года по 26 июня 1981 года суд считает не подлежащим удовлетворению.

    Как следует из копии трудовой книжки истицы, запись № 1, истица окончила Магнитогорское педагогическое училище им. 50-летия ВЛКСМ, обучалась в нём с 1 сентября 1977 года по 26 июня 1981 года л.д.12), до начала обучения трудового стажа не имела, по специальности не работала.

    Согласно копии диплома л.д.23) истица ФИО3(до вступления в брак по фамилии Оксененко), в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года проходила обучение в Магнитогорском педагогическом училище им. 50-летия ВЛКСМ и получила квалификацию учитель пения, музыкальный воспитатель.

     Судом установлено, что истица в период летних каникул работала в детском саде им. «Весёлые ребята» Полтавского совхоза, Карталинского района, Челябинской области музыкальным работником в следующие периоды:

 с 1 июня 1978 года по 30 июля 1978 года (1 месяц 30 дней);

 со 2 июля 1979года по 29 августа 1979 года (1 месяц 28 дней);

 с 5 февраля 1980 года по 20 марта 1980 года  (1 месяц 15 дней);

 с 1 июля 1980 года по 31 августа 1980 года (1 месяц 30 дней);

 с 25 марта 1981 года по 30 июля 1981 года ( 4 месяца 5 дней), всего 11 месяцев 18 дней.

Данные периоды работы учтены ответчиком в специальный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела л.д.9, 17).

      Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФРФ в Чесменском районе, Челябинской области № 38 от 6 марта 2009 года л.д.8-11), а также пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что при рассмотрении заявления истицы о назначении досрочной трудовой пенсии вопрос о включении либо не включении в специальный стаж периода обучения в Магнитогорском педагогическом училище не решался.

       Поскольку данные требования истица заявила в судебном заседании, постольку представителем ответчика пояснено, что даже в  том случае, если бы истица заявляла о включении данного периода в специальный стаж у ответчика, в его включении было бы ей отказано, поскольку постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 может быть применено только в том случае, если на момент его отмены, то есть на 1 октября 1993 года было бы отработано 2\3 от требуемого специального стажа 25 лет, а именно 16 лет 8 месяцев, а также при условии, чтобы истица в данной должности имела трудовой стаж до поступления в учебное заведение, но истица до поступления в учебное заведение не работала, трудового стажа не имела. Требуемый стаж истица не выработала.

       В соответствии с п.п. «а» п.1 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 пенсия за выслугу лет назначается учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

       Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, утратившего силу с 1 октября 1993 года, в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

        В силу п.4 данного Положения, время обучения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в  соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Перечень таких учреждений и организаций и должностей также утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и содержит, в числе других, должности учителя школы, воспитателя детского сада, музыкального руководителя (музыкального работника) в детских садах и объединенных яслях-садах.

     Согласно постановлению Минтруда от 17 октября 2003 года № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 года и (или) стажа на соответствующих видах работ, в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в  том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 года).

       В указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством  (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

      Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой и (или) специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет.

      В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дающих право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

       Из вышеизложенного следует, что для включения в специальный стаж истицы времени обучения в учебном заведении на основании постановления СМ СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года, на момент отмены данного постановления на 1 октября 1993 года, истица должна была отработать 2\3 требуемого для назначения пенсии специального (педагогического) стажа, то есть 16 лет 8 месяцев. Такой специальный стаж на 1 октября 1993 года истицей не отработан, её специальный стаж на данный период составлял 13 лет 2 месяца 22 дня (1год 4 месяца 5 дней стажа в период её работы в должности музыкального работника в детском саду им. «Веселые ребята»  плюс период работы с 14 ноября 1981 года по 1 октября 1993 года 11 лет 10 месяцев 17 дней) следовательно, оснований для применения норм Постановления СМ СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года в данном случае не имеется.

     Учитывая выше изложенное, а также то, что истица до поступления в учебное заведение специального трудового стажа не имела, не работала, действующее пенсионное законодательство не предусматривает включение в специальный стаж периода обучения в учебном заведении, постольку требования истицы о включении в специальный стаж периода учёбы в Магнитогорском педагогическом училище им. 50-летия ВЛКСМ с 1 сентября 1977 года по 26 июня 1981 года подлежат оставлению без удовлетворения.

     Следовательно, с учётом периода включенного в специальный стаж истицы ответчиком и спорных периодов, специальный трудовой стаж истицы, дающий право для назначения ей досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ  № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составит:

     9 лет 6 месяцев 24 дня + 5 лет 00 месяцев 01 день (по уходу за детьми) + 2 года 3 месяца 15 дней (по тождеству профессий) + 6 лет 6 месяцев 00 дней (за период с 1 января 1997 года по 1 июля 2003 года) +  00 лет 5 месяцев 00 дней (за период 2004 и 2005 года) = 23 года 9 месяцев 10 дней.

      Учитывая вышеизложенное, данного специального стажа не достаточно для назначения истице вышеуказанной пенсии, поскольку для назначения вышеуказанной пенсии истице требуется 25 лет специального стажа.

      При таких обстоятельствах, решение комиссии ГУ УПФРФ в Чесменском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан     № 38 от 6 марта 2009 года в части установления, что истица не имеет право на день обращения на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанным выше основаниям, является законным и обоснованным.

   На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56, 194-198 ГПК РФ, суд

                                              Р Е Ш И Л

      Исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.

      Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФРФ в Чесменском районе, Челябинской области Номер обезличен от Дата обезличена года в части не включения ФИО3 в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «О трудовых пенсиях в РФ» следующих периодов с Дата обезличена года по Дата обезличена года (1 год 2 месяца 1 день) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с 16 февраля 1986 года по 15 июня 1987 года (1 год 4 месяца 00 дней) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с 16 октября 1989 года по 15 апреля 1992 года (2 года 6 месяцев 00 дней) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет.

      Обязать Государственное Учреждение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чесменском районе, Челябинской области включить в специальный трудовой стаж ФИО3, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» следующие периоды: с 15 октября 1983 года по 15 декабря 1984 года (1 год 2 месяца 1 день) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с 16 февраля 1986 года по 15 июня 1987 года (1 год 4 месяца 00 дней) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с 16 октября 1989 года по 15 апреля 1992 года (2 года 6 месяцев 00 дней) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет.

      Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФРФ в Чесменском районе, Челябинской области № 38 от 6 марта 2009 года в части не включения ФИО3 в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «О трудовых пенсиях в РФ» следующих периодов: с 1 июля 1987 года по 15 октября 1989 года (2 года 3 месяца 15 дней в должности музыкального воспитателя в детском саду колхоза «Черноборский» в связи с тождественностью осуществляемой работы с музыкальным работником и музыкальным руководителем.

       Обязать Государственное Учреждение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чесменском районе, Челябинской области включить в специальный трудовой стаж ФИО3, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» следующие периоды:  с 1 июля 1987 года по 15 октября 1989 года (2 года 3 месяца 15 дней) в должности музыкального воспитателя в детском саду колхоза «Черноборский» в связи с тождественностью осуществляемой работы с музыкальным работником и музыкальным руководителем.

      Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФРФ в Чесменском районе, Челябинской области № 38 от 6 марта 2009 года в части не включения ФИО3 в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» следующих периодов: с 1 января 1997 года по 1 июля 2003 года (6 лет 6 месяцев 00 дней) в качестве музыкального работника детского сада АОЗТ «Черноборский», ОАО «Черноборский».

       Обязать Государственное Учреждение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чесменском районе, Челябинской области включить в специальный трудовой стаж ФИО3, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» следующие периоды: с 1 января 1997 года по 1июля 2003 года (6 лет 6 месяцев 00 дней) в качестве музыкального работника детского сада АОЗТ «Черноборский», ОАО «Черноборский».

       Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФРФ в Чесменском районе, ... Номер обезличен от Дата обезличена года в части не включения ФИО3 в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «О трудовых пенсиях в РФ» следующих периодов: с Дата обезличена года Дата обезличена года (два месяца), с 1 апреля по Дата обезличена, с Дата обезличена года по Дата обезличена года (3 месяца).

      Обязать Государственное Учреждение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чесменском районе, Челябинской области включить в специальный трудовой стаж ФИО3, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» следующие периоды: с 1 августа 2004 года 30 сентября 2004 года (два месяца), с 1 апреля по 31 мая 2005, с 1 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года (3 месяца).

     Исковые требования ФИО3 о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «О трудовых пенсиях в РФ» периодов работы с 1 июля 2003 года по 31 июля 2004 года, с 1 октября 2004 года по 31 марта 2005 года, с 1 июня 2005 года по 31 июля 2005 года, с 1 октября 2005 года по 31 июля 2008 года, с 1 октября 2008 года по 12 октября 2008 года, с 1 января 2009 года по 12 января 2009 года оставить без удовлетворения в связи с невыполнением нормы рабочего времени, установленной за ставку по должности «музыкальный руководитель».

     Исковые требования ФИО3 о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» периода обучения в Магнитогорском педагогическом училище им 50 – летия ВЛКСМ с 1 сентября 1977 года по 26 июня 1981 года оставить без удовлетворения.

     Исковые требования ФИО3 об обязательстве ФИО19 Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чесменском районе, Челябинской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятостью педагогической деятельностью оставить без удовлетворения.

      Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Судебную коллегию по гражданским делам, Челябинского областного суда.

   ФИО20ФИО0.

Копия верна.

Председатель Чесменского

районного суда ФИО21.

ФИО23 

Председатель Чесменского

районного суда ФИО21.

Секретарь суда ФИО22.