Решение по иску о признании незаконым отказа в предоставлении в собственность земельного участка в собственность



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2010 года.                                                                                с. Чесма.

Чесменский районный суд, Челябинской области в составе:

председательствующей судьи Нестеренко О.А,

при секретаре Думенко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рокицкого Александра Владиславовича к Районному управлению экономики, недвижимости и предпринимательства Чесменского муниципального района, Челябинской области о признании незаконным отказа Районного управления экономики, недвижимости и предпринимательства Чесменского муниципального района, Челябинской области о предоставлении земельного участка в собственность за плату.

УСТАНОВИЛ

Истец Рокицкий А.В. обратился в суд с иском к Районному управлению экономики, недвижимости и предпринимательства Чесменского муниципального района, Челябинской области о признании незаконным отказа Районного управления экономики, недвижимости и предпринимательства Чесменского муниципального района, Челябинской области в предоставлении земельного участка в собственность за плату для производственных целей с кадастровым номером 74:24:0205054:1 Рокицкому А.В.

Истец обосновал свои требования тем, что правообладателем данного земельного участка с кадастровым номером 74:24:0205054:1 на правах бессрочного пользования является ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств «Лидер» (далее АКФХ Лидер»), что подтверждается кадастровым паспортом - земельного участка №7424/208/10-668615 от 05 мая 2010 года.

17 декабря 2008 года АКФХ «Лидер» по договору купли продажи продал все объекты недвижимости, находящиеся на данном земельном участке ООО «Лидер», а именно были проданы:

1) асфальтовая площадка площадью 2480,6 кв.м.,

2) сооружение 3АВ-40 площадью 124.25 кв.м.,

3) здание зерносклада, площадью 2339.7 кв.м.,

4) здание бытовое - административное площадью 103.4 кв.м.

        На все 4 объекта недвижимости, находящиеся на истребуемом земельном участке получены свидетельства о государственной регистрации права. Других собственников недвижимого имущества на данном земельном участке нет.

АКФХ «Лидер» по требованию начальника Районного управления экономики, недвижимости и предпринимательства Чесменского муниципального района, Челябинской области направило письмо об отказе от пользования данным участком в пользу ООО «Лидер».

В дальнейшем, 30 мая 2010 года истец приобрел указанное имущество (4 объекта недвижимости) по договору купли-продажи между ООО «Лидер» ИНН 7443006149; КПП 744301001; ОГРН 1057419508431 и Рокицким Александром Владиславовичем и 16 июля 2010 года истец зарегистрировал свои права на данные объекты недвижимости в Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, а именно:

1) сооружение - асфальтовая площадка, свидетельство № АВ 983178:

2) сооружение ЗАВ-40, свидетельство № AB 983181;

3) здание зерносклада, свидетельство № 74АВ 983179;

4) здание бытовое - административное, свидетельство № AB 983178.

Истец считает, что обоснование отказа и ссылки ответчика на тот факт, что земельный участок находится в бессрочном пользовании в АКФХ «Лидер» являются необоснованными и незаконными.

Истец просит признать отказ Районного управления, экономики, недвижимости и предпринимательства Чесменского муниципального района, Челябинской области о предоставлении земельного участка в собственность Рокицкому А.В за плату для производственных целей с кадастровым номером74:24:0205054: 1 незаконным.

Обязать предоставить земельный участок с кадастровым номером 74:24:0205054:1, месторасположение: Челябинская область, Чесменский район, с.Чесма, ул.Фрунзе. д. №7А, путем заключения договора купли продажи данного участка в пользование Рокицкому Александру Владиславовичу.

В судебном заседании истец Рокицкий А.В. поддержал исковые требования полностью.

Представители ответчика Районного управления экономики, недвижимости и предпринимательства Чесменского муниципального района, Челябинской области Вшивкова С.А. и Кобась исковые требования не признали полностью, суду пояснили, что кроме вышеуказанных оснований отказа истцу в предоставлении в собственность вышеуказанных участков, в связи с тем, что генеральным планом развития с. Чесма на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Представитель третьего лица администрации Чесменского района, Челябинской области Вшивкова С.А полностью не признаёт исковые требования.

Представитель третьих лиц КФХК «Лидер» и ООО «Лидер» Рокицкий А.В. исковые требования поддерживает в полном объёме.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.

         Каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

      Возможность лица обжаловать ненормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления, а также нормативные акты является реализацией положения ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

       Суд считает, что ответчиком истцу отказано неправомерно.

      Судом установлено, что 30 мая 2010 года (л.д.18-21) истец приобрел в собственность указанное имущество (4 объекта недвижимости) по договору купли-продажи между ООО «Лидер» ИНН 7443006149; КПП 744301001; ОГРН 1057419508431 и Рокицким Александром Владиславовичем, и 16 июля 2010 года истец зарегистрировал в установленном законом порядке свои права на данные объекты недвижимости в Управлении Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области и получил свидетельства о государственной регистрации права на следующее имущество, а именно:

1) сооружение - асфальтовая площадка, свидетельство № АВ 983178(л.д. 25),

2) сооружение ЗАВ-40, свидетельство №AB 983181 (л.д.26);

3) здание зерносклада, свидетельство № 74АВ 983179 (л.д. 23);

4) здание бытовое - административное, свидетельство №AB 983178 (л.д.24).

           Начальником территориального отдела № 12 Управления Роснедвижимости по Челябинской области утверждён кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположены вышеуказанные объекты недвижимости, и земельному участку присвоен кадастровый номер 74:24:0205054:1, месторасположение: Челябинская область, Чесменский район, с.Чесма, ул.Фрунзе. д. №7А (л.д.15-17, 80-85). Земельный участок относится к землям населённых пунктов. Разрешено использование данного земельного участка под производственную базу.

           Истцу в предоставлении земельного участка в собственность, на котором находятся данные объекты недвижимости, по договору купли-продажи ответчик отказывает в связи с тем, что земельный участок находится в бессрочном пользовании в АКФХ «Лидер» (л.д.14), и в связи с тем, что согласно решения Собрания депутатов Чесменского муниципального района от 24 декабря 2009 года «Об утверждении корректировки проекта «Корректировка генерального плана села Чесма, Чесменского муниципального района, Челябинской области» спорный земельный участок находится в жилой зоне, попадает под жилищные застройки и не предназначен для расположения объектов производственного назначения (л.д.63).

      Судом установлено, что истцу и предыдущим пользователям данным земельным участком по различным основаниям отказывалось в удовлетворении обращений по поводу приобретения данного земельного участка в собственность, что подтверждается материалами дела(л.д. 165-172).

       В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 ЗК РФ, согласно которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляются органами

местного самоуправления.

      Согласно ст. 15 Устава Чесменского муниципального района, Челябинской области структуру органов местного самоуправления района составляют: Собрание депутатов Чесменского муниципального района, Глава Чесменского муниципального района, Администрация Чесменского муниципального района, контрольно - ревизионная комиссия, Районное финансовое управление, Районное управление экономики, недвижимости и предпринимательства, Районное управление инженерного обеспечения и строительства, Районное управление сельского хозяйства, избирательная комиссия Чесменского муниципального района.

      Как видно из материалов дела, в соответствии с пунктами 1, 2, 5 раздела 1, пунктами 4 Раздела 3, пунктами 1, 2 Раздела 8 Положения Районного управления экономики, недвижимости и предпринимательства (приложение № 1 к постановлению районного Собрания депутатов № 28 от 10.08.2005),

Районное управление недвижимости и предпринимательства является исполнительным органом местного самоуправления Чесменского района, Челябинской области, созданным постановлением собрания депутатов Чесменского муниципального района № 22 от 07 июня 2005 года, подчиняется в своей деятельности главе района, координирует решение вопросов местного значения, связанных с использованием (владением) муниципальной собственности земельных отношений экономической политики и развитием предпринимательства на территории района; Управление является правопреемником Комитета по Управлению имуществом и земельных отношений Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации района, действует в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации, нормативно правовыми актами органов власти Челябинской области, Уставом района, решениями районного Собрания депутатов, постановлениями и распоряжениями главы района и настоящим Положением; Управление является юридическим лицом; Управление осуществляет на территории района муниципальное управление земельными ресурсами, специальные функции по ведению государственного учёта расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и муниципальному контролю по использованию и охраны земель. Управление готовит проекты постановлений о предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам, договоры аренды земельных участков и осуществляет контроль их перезаключения; Управление в пределах своей компетенции является правопреемником по договорам аренды муниципального имущества; имеет право выступать в суде, и арбитражном суде, обращаться в органы прокуратуры по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, вопросам приватизации при нарушении действующего законодательства Российской Федерации.

         Полномочия по распоряжению спорным земельным участком, расположенным в границах Чесменского муниципального района, Челябинской области, до момента образования Районного управления осуществлялось администрацией Чесменского муниципального района(л.д.89- 140).

       В соответствии с ч.2 ст.28 Земельного кодекса РФ,предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц, осуществляется за плату.

Согласно п. 1 ст. 35 ЗК и п. 3 ст. 552 ГК при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.35 ЗК РФ «При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящихся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования соответствующей части земельного участка, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственников».

В соответствии п.3 ст.552 ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком установленном законом или договором.

При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользование соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Данная статья имеет непосредственное отношение к реализации принципа единства судьбы земельного участка и недвижимости, на ней расположенной, установленного ст.1 ЗК РФ.

В п.14 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года № 11 разъясняется, что при рассмотрении споров связанных с п.3 ст.552 ГК и п.1 ст.35 ЗК РФ определяющих права покупателя недвижимости находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, необходимо учитывать следующее.

Покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащему продавцу на праве аренды с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием строением, сооружением и необходимым для их использования, на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.

В данном случае к собственнику строения или сооружения переходит то право на земельный участок, на основании которого участок принадлежал прежнему собственнику недвижимости.

По смыслу вытекающими из требований п.l ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (в редакции Федерального закона от 03 октября 2004 года №123-ФЗ).

       Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица-собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящем Кодексом, федеральными законами.

Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю, согласно ст. 20 ЗК РФ, земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (п. 2 ст. 268, п. 1 ст. 271 ГК), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

         В силу абз. 2 п.1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

      Ст. 36 ЗК РФ обязывает уполномоченный орган местного самоуправления заключить соответствующий договор купли-продажи.

      Нормы ЗК и п.4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 - ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не содержат положений, ограничивающих право гражданина на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., отнесения его к земельным участкам общего пользования.

Конституционное право гражданина иметь землю в частной собственности не может быть поставлено в зависимость от волеизъявления уполномоченного органа, а потому из п. 6 ст. 36 ЗК вытекает обязанность органов публичной власти предоставить ему земельные участки в собственность и заключить соответствующие договоры купли-продажи.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч. 1 ст. 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс РФ.

Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. п. 1 и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст. 85).

      В силу ч. 4 ст.28 Земельного кодекса РФне допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

       - изъятия земельных участков из оборота;

        -установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

       -резервирования земельфедеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

      Как установлено в судебном заседании, таких исключений в данном случае не имеется. Вышеуказанный земельный участок не изъят из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию данного земельного участка нет, данный земельный участок не зарезервирован федеральным законом о запрете на приватизацию земельных участков.

     Ответчиком, каких либо доказательств обратного, не представлено.

Из п. 6 ст. 36 ЗК в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания (строения, сооружения).

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (ч.5 ст.36 Земельного кодекса РФ).

«Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» утвержден приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 года № 370.

        В силу ч.6 ст.36 Земельного кодекса РФисполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления

указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Обоснование отказа и ссылки ответчика на тот факт, что земельный участок находится в бессрочном пользовании в АКФХ «Лидер» являются необоснованными и незаконными.

Доводы ответчика о том, что генеральным планом развития с. Чесма на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта, являются бездоказательными, поскольку ответчиком не представлено суду доказательств о том, какой именно объект планируется построить на данном земельном участке.

Представленная суду копия решения Собрания депутатов Чесменского муниципального района, Челябинской области от 24 декабря 2009 года № 66, « Об утверждении проекта «Корректировки генерального плана села Чесма, Чесменского муниципального района, Челябинской области» не может являться основанием для отказа истцу о предоставлении в собственность по договору купли-продажи земельного участка, поскольку ответчиком не представлен суду как генеральный план села Чесма, так и не представлены доказательства какая именно корректировка плана внесена в генеральный план с. Чесма, в том числе на данном спорном земельном участке и в чём она заключается.Доводы ответчика о том, что договор купли- продажи вышеуказанного недвижимого имущества является незаконным, поскольку ООО «Автодорстрой -1» имеет имущественные претензии к ООО «Лидер» и входил в число учредителей, являются голословными.Договор купли- продажи вышеуказанного недвижимого имущества никем из сторон не оспорен. В момент рассмотрения дела имеет юридическую силу. Ответчик к данному договору купли-продажи не имеет никакого отношения, поскольку не является стороной данного договора.ООО «Автодорстрой -1» выведен из числа учредителей ООО «Лидер», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № 0630 от 31 мая 2010 года (л.д.143 -144).

Те обстоятельства, что согласно решению Арбитражного суда Челябинской области от 24 мая 2010 года с ООО «Лидер» взыскано в пользуООО «Автодорстрой -1» 1 514 438 рублей 38 копеек за поставку товара, не является основанием для признания договора купли-продажи вышеуказанного имущества незаконным и не является основанием для отказа ответчиком истцу в продаже ему вышеуказанного земельного участка и в отказе в удовлетворении исковых требований (л.д.152-159).

Доказательств наличия законных оснований для отказа истцу в выкупе спорного земельного участка ответчиком не представлено.

Ответчиком - Районным управлением экономики, недвижимости и предпринимательства Чесменского муниципального района, Челябинской области не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности предоставления истцу испрашиваемого земельного участка площадью 20157.00 кв.м., ссылок на нормативные акты, обосновывающие ограничения в представлении вышеуказанного спорного земельного участка под используемые объекты недвижимого имущества, не приведено.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц при принятии решения о признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными, разрешает также вопрос об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов истца путём обязания соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определённые действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленный судом срок.

         Учитывая выше изложенное, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования истца и обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности, подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка и направления его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора в соответствии с ч.6 ст.36 Земельного кодекса РФ.

       Таким образом, поскольку статья 36 ЗК РФ обязывает уполномоченный орган местного самоуправления заключить соответствующий договор купли-продажи, постольку ответчик обязан заключить с истцом соответствующий договор купли-продажи на вышеуказанный земельный участок.

На основании пп.3 п.4 ст.30 ЗК РФ, организация проведения торгов по продаже уже предоставленных земельных участков не производится. Предоставление земельного участка по договору купли-продажи в данном случае должно осуществляться без проведения торгов.

        Учитывая вышеизложенное, исковые истца требования Рокицкого А.В. подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст., 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

         Признать незаконным отказ Районного управления экономики, недвижимости и предпринимательства Чесменского муниципального района, Челябинской области в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:24:0205054:1 в собственность для производственных целей за плату Рокицкому Александру Владиславовичу.

Обязать Районное управление экономики, недвижимости и предпринимательства Чесменского муниципального района, Челябинской области предоставить земельный участок с кадастровым номером 74:24:0205054:1, месторасположение: Челябинская область, Чесменский район, с.Чесма, ул.Фрунзе. д. № 7А путем заключения договора купли продажи данного участка в пользование Рокицкому Александру Владиславовичу.

Взыскать с Районного управления экономики, недвижимости и предпринимательства Чесменского муниципального района, Челябинской области в пользу Рокицкого Александра Владиславовича 200 рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Челябинский областной суд в Судебную коллегию по гражданским делам через Чесменский районный суд.

Председательствующая: О.А. Нестеренко.