Решение о признании права на дострочное назначение трудовой пенсии



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» сентября 2011 г.                                                                              с. Чесма

Чесменский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего Шульгина К.В.,

при секретаре Мухаметзяновой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ Управлению Пенсионного Фонда России в Чесменском районе Челябинской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного Фонда России в Чесменском районе Челябинской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и просит суд: признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; отменить решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ГУ УПФР в <адрес> включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, периоды работы истца в: пионерском лагере с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; пионерском лагере с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; Чесменском райкоме КПСС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ГУ УПФР в <адрес> назначить ФИО2 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец обосновал требования тем, что 06 июня 2011 года он обратился в ГУ УПФР в Чесменском районе Челябинской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Чесменском районе Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ N 402228 истцу в назначении досрочной трудовой пенсии отказано из-за недостаточного стажа. Ответчиком в специальный педагогический стаж не включены периоды работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вожатым в пионерском лагере; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инструктором Чесменского райкома КПСС. С вышеуказанным решением истец не согласен.

В судебном заседании истец ФИО2 и представитель истца ФИО5 исковые требования полностью поддержали.

Представитель ответчика ФИО6 исковые требования полностью не признала, суду пояснила, что должность «вожатый в пионерском лагере» и «инструктор райкома КПСС» Списками не предусмотрены, к педагогическому стажу не относится. Истец на момент обращения в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии не выработал специальный стаж - 25 лет.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ГУ УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью (л.д. 47-49).

На основании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия стажа на соответствующих видах работ не менее 25 лет (л.д. 30).

Согласно протокола заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ продолжительность стажа ФИО2 на соответствующих видах работ составила 23 года 10 месяцев 8 дней.

В специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию не учтены периоды работы ФИО2:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дней) - вожатый в пионерском лагере Челябинского объединения оздоровительных учреждений;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 29 дней) - инструктор Чесменского райкома КПСС (л.д. 31-34).

Как следует из Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст. 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и на охрану здоровья (ч.3 ст.37, ч.1 ст. 41). Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

По смыслу названных положений государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.

В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за её назначением, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днём обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие специального трудового стажа, подтвержденного соответствующими документами.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2001 года N 781. В разделе «Наименование должностей» данного Списка должность «вожатый» и «инструктор райкома КПСС» не указаны.

Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в данном случае, является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть определено указанными в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за N 320-О от 05 ноября 2001 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца.

Исходя из изложенного, давая оценку периодам, не зачтенным ответчиком в специальный педагогический стаж истца, суд может руководствоваться в том числе действовавшими в течение них нормативными правовыми актами.

Во время спорных периодов действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях». Статьей 58 вышеуказанного закона Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет - определить круг работников, которым назначаются эти пенсии.

В связи с чем было принято постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшее до 01 октября 1993 года, пунктом 1 которого было предусмотрено право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Данным постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».

Согласно части 2 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном тем же постановлением Совета Министров СССР, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

В материалах дела имеется архивная справка, выданная Архивным отделом Администрации Озёрского городского округа Челябинской области от 15.03.2011г. N 211/11-03-02, из которой следует: «В документах архивного фонда Челябинского объединения оздоровительных учреждений, в приказах по личному составу имеются следующие сведения о работе ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначен вожатым для работу в первую лагерную смену в пионерский лагерь Челябинского объединения оздоровительных учреждений (приказ N 203-лс от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначен вожатым для работы во вторую лагерную смену, там же (приказ N 260-лс от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 13-18, 26).

В материалах дела имеется почётная грамота, которой награждён ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, пионерский вожатый 5 отряда за активную, добросовестную работу по коммунистическому воспитанию юных ленинцев (л.д. 11-12).

Истец суду пояснил, что пионерский вожатый и вожатый это одна и та же должность. Вожатый, как и пионервожатый, организует внеклассную, воспитательную работу с детьми. В период летних каникул ФИО2 организовывал детский досуг, писал сценарии ко всем детским мероприятиям, составлял тематические планы работы в пионерском лагере, проводил с детьми КВН, праздничные мероприятия, оформлял стенгазеты, проводил иную воспитательную работу.

Из исследованных документов: архивная справка, приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ, приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец состоял в штате летнего пионерского лагеря в качестве вожатого, получал заработную плату.

ФИО2 в 1979 году поступил учиться в Челябинский государственный педагогический институт по специальности история и педагогика, который окончил ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29). В период обучения у истца предшествовала педагогическая деятельность в пионерском лагере в должности вожатого.

Согласно пп.5 п.2 Положения о порядке исчисления стажа, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, время обучения в педагогических учебных заведениях засчитывается только при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Суд считает, что работа ФИО2 в должности вожатого относится к педагогической деятельности, поскольку является составной частью воспитательно-педагогического процесса.

В соответствии с подпунктом «ю» пункта 1 Положения от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Согласно пункта 3.1 Инструктивного письма N 1-63-И от ДД.ММ.ГГГГ Министерства социального обеспечения РСФСР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при применении подпункта «ю» пункта 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

Из трудовой книжки истца прослеживается, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал инструктором Чесменского райкома КПСС (л.д. 19-25).

Архивной справкой ГУ «Объединённый государственный архив Челябинской области» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО2 работал в должности инструктора идеологического отдела райкома КПСС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ему начислялась заработная плата (л.д. 27)

В силу п.4 Положения от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 периоды работы в качестве штатного пионервожатого и выборная работа в партийных органах засчитывался в стаж работы в том числе, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, проходило в учреждениях, организациях, работах в которых давала работникам просвещения права на выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), ст.15 (ч.4), ст.17 (ч.1), ст.18, ст.19 и ст. 55 (ч.1) Конституции российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально призванного статуса приобретённых прав, действенности их государственной защиты.

Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего истец не мог предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности:

- вожатого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- инструктора Чесменского райкома КПСС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Работая в должности вожатого в пионерском лагере и инструктором в Чесменском райкоме КПСС истец имел право на зачёт указанных периодов работы в специальный стаж. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о его праве на досрочную трудовую пенсию законодательство изменилось, что поставило истца в не равное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд приходит к выводу, что периоды работы истца вожатым с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности инструктора Чесменского райкома КПСС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в <адрес> необоснованно отказала истцу ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии, т.к. на дату обращения у него имелся необходимый специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за ФИО2 право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Отменить решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Чесменском районе Челябинской области от 20 июня 2011 года № 402228 об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости ФИО2

Обязать ГУ УПФР в Чесменском районе Челябинской области включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы истца в: пионерском лагере с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; пионерском лагере с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; Чесменском райкоме КПСС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ УПФР в <адрес> назначить ФИО2 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Челябинский областной суд через Чесменский районный суд.

Председательствующий:                                                               К.В. Шульгин

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>а