Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» марта 2011 г. с. Чесма
Чесменский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Шульгина К.В.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ФИО5 о денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к ФИО5 о денежной компенсации морального вреда в размере 2 000 000 рублей.
Истцы обосновали исковые требования тем, что ответчик ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, около 15 часов 30 минут на 41,5 км автодороги Черноречье-Чесма-Бреды Чесменского муниципального района <адрес>, управляя автомобилем «Камаз-5320» № с прицепом, выполняя маневр обгона, выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с двигавшейся по встречной полосе легковой автомашиной ВАЗ-21110 № под управлением ФИО3 В результате столкновения родители истцов ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения скончались на месте ДТП. Ответчик ФИО5 приговором Чесменского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст. 264 УК РФ и ему назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с лишением права управлять транспортными средствами на срок 3 года с отбыванием наказания в колонии поселении. Гибель родителей нанесла огромные физические и моральные страдания истцам, они лишились близких им людей. ФИО5 до настоящего времени не попытался каким-либо образом загладить свою вину, не оказал помощь в похоронах родителей.
В судебное заседание истцы ФИО1 и ФИО2 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, на исковых требованиях настаивают.
Ответчик ФИО5 о времени и месте судебного заседания извещён по месту отбывания наказания, исковые требования не признаёт, указав, что он пытался уйти от столкновения с впереди едущим грузовым автомобилем, и поэтому повернул влево. Ехавший навстречу легковой автомобиль, с которым произошло столкновение, ехал на большой скорости.
Суд, исследовав материалы дела, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 были привлечены в качестве потерпевших по уголовному делу по обвинению ФИО5 в совершении преступления предусмотренного ч.5 ст.264 УК РФ.
Приговором Чесменского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст. 264 УК РФ, ему назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с лишением права управлять транспортными средствами на срок 3 года с отбыванием наказания в колонии поселении.
Согласно ч.4 ст.42 УПК РФ потерпевший вправе предъявить иск о возмещении в денежном выражении причинённого ему морального вреда, размер которого определяется судом в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.
Согласно ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинён жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Исходя из ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, кода вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из приговора Чесменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ, около 15 часов 30 минут на 41,5 км автодороги Черноречье-Чесма-Бреды Чесменского муниципального района <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие. ФИО5, управляя автомобилем «Камаз-5320» № с прицепом, выполняя маневр обгона, выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с двигавшейся по встречной полосе легковой автомашиной ВАЗ-21110 № под управлением ФИО3 В результате столкновения водитель автомашины ВАЗ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и пассажир ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения от полученных травм скончались на месте ДТП. ФИО5 вину в совершении вышеуказанного преступления признал полностью, в содеянном раскаялся. При назначении наказания суд учёл данные обстоятельства (л.д. 9-12).
С учётом ст. 1100 ГК РФ потерпевшие по уголовному делу вправе заявлять в суд требования о денежной компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что истцы перенесли неизмеримые нравственные страдания в связи с гибелью родителей.
Вместе с тем законодатель указал, что требования о денежной компенсации морального вреда должны быть разумными и справедливыми.
Суд принял во внимание то обстоятельство, что ответчик ФИО5 совершил неосторожное преступление средней тяжести, за которое он отбывает наказание, связанное с реальным лишением свободы. Ранее ФИО5 к уголовной и административной ответственности не привлекался, по месту работы и жительства характеризуется положительно. Взыскание с ответчика в пользу истцов денежной компенсации морального вреда в размере 2 000 000 руб. может привести в будущем к неисполнению решения суда, поскольку ФИО5 по профессии водитель транспортных средств. По приговору суда ФИО5 назначено дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством на срок три года, то есть своей основной профессией он заниматься не может в течение трёх лет. Иного источника доходов у ФИО5 не имеется.
Суд полагает, что с учётом требований разумности и справедливости в пользу истцов следует взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 151, 1100, 1101 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО5 в пользу ФИО1, ФИО2 денежную компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Челябинский областной суд через Чесменский районный суд.
Председательствующий: К.В. Шульгин