Дело № 2-58 (2011 г.)Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Чертково 31 января 2011 года.
Чертковский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кадурина С.А.,
при секретаре Лещенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Ростовской области к муниципальному унитарному предприятию Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Управление Роспотребнадзора по Ростовской области обратилось в Чертковский районный суд Ростовской области с иском к муниципальному унитарному предприятию Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей, в обоснование своих требований в заявлении указано следующее.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области - территориальным органом вышеназванного Федерального органа исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322 утверждено Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2006 г. № 308 утверждено «Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Кроме того, полномочия Управления Роспотребнадзора по Ростовской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.08.2006г. № 257 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области».
Статьей 46 ГПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо неопределенного круга лиц. Право Управления Роспотребнадзора по Ростовской области на подачу иска в защиту прав неопределенного круга потребителей вытекает так же из ст.ст. 17, 40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее по тексту - Закон).
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РО в г.Миллерово, Миллеровском, Тарасовском, Чертковском районах на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору от 13.09.2010г. № была проведена плановая проверка в отношении муниципального унитарного предприятия Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» ( далее по тексту - (МУП Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ»), место нахождения: <адрес>, на предмет соблюдения законодательства в сфере санитарного законодательства и сфере защиты прав потребителей, по результатам проведения которой составлена справка от 20.10.2010г., которую подписал законный представитель МУП Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» ФИО1 участвовавший при проведении проверки. В процессе проведения Территориальным отделом мероприятий по надзору в отношении МУП Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» последним были предоставлены ряд документов, отраженных в справке от 20.10.2010 г., в т.ч. копии договоров, заключенных с потребителями: № от ДД.ММ.ГГГГ потребитель гр. Хомченко, проживающий по адресу: <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ потребитель Головятенко Раиса, проживающая по адресу: <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ с потребителем Убийко В.Н., проживающий по адресу: <адрес>
Преамбулой закона РФ «О защите прав потребителей», также установлено, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовлениях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем является организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Преамбулой Постановления Правительства РФ от 23.06.2006 г. «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», установлено, что «Исполнителем» признается юридическое лицо независимо от организационно правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. «Потребителем» признается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Ответчик - МУП Ольховчанское сельское поселение «Ольховчанское ЖКХ», исходя из вышеназванного нормативно-правового акта является исполнителем коммунальных услуг. При анализе вышеперечисленных заключенных договоров, установлено, что в договорах имеются пункты, ущемляющие права потребителей по сравнению с действующим законодательством. Так, при анализе вышеперечисленных договоров, включены пункты, ущемляющие права потребителей по сравнению с действующим законодательством, а именно п.2.3 договора нарушает Постановление Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; п.2.4.3 не отвечает требованиям пп. «е» п.52 Постановления Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и не соответствует п.»в» п.50 Постановления Правительства РФ от 23.05.2010г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» т.к. «Снабжающая организация» имеет право требовать от потребителя полного возмещения убытков по вине потребителя и (или) членов его семьи, в случае невыполнения потребителем обязанности допускать в занимаемое им жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), в случаях указанных в подпункте «д» пункта 52 настоящих Правил, а не произвести расчет потребления воды по пропускной способности; п.2.4.4 не соответствует п.п. «а» п.51 Постановления Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; п.2.4.5 не соответствует Гражданскому Кодексу РФ и Постановлению Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», т.к. в договорах указано, что МУП «Ольховчанское, являясь «Снабжающей организацией» обязано произвести отпуск воды и назначение ответственных лиц за водоснабжение является нарушением п.3.3 договора: выставление счет-фактур» гражданам - потребителям не предусмотрено п.37,38 Постановления Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; п.3.4 договора: о выставлении пени в размере 03% не соответствует п.14 ст.155 Жилищного Кодекса РФ, п.39 Постановления Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; п.4.1.1 не соответствует п.79 Постановления Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; п.5.1.1 договора не соответствует п.51 Постановления Правительства РФ от 23.05.2010 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; п.5.2.1 и п.5.2.2 договора о предоставлении заявки не соответствует п.52 Постановления Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», п.5.2.7 договора противоречит п.35 Постановления Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; п.6.2.2 договора противоречит сущности заключенного договора, когда одной из сторон является гражданин, имеющий на праве собственности (аренды) сети и устройства учета на них, хозяйственное ведение присуще юридическому лицу (ст.113 ГК РФ), п. 7.1 договора противоречит п.51 Постановления Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», п.7.3 договора противоречит сущности заключенного договора, когда одной из сторон является гражданин, и необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», п.7.4 нарушает ст.17 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Кроме того, установлено, что Муниципальным унитарным предприятием Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» (далее - Исполнитель услуг по подаче холодного водоснабжения), не представляется необходимая достоверная информация в наглядном и доступном месте для потребителей о месте нахождения (адресе его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, адресе и номере телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; порядке и форме оплаты коммунальных услуг; параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, а также информацию о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307; наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил, что является нарушением пп. «п» п.49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Кроме того, Исполнителем не ведется учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения, что является нарушением пп. «з» п.49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Более того, в договорах на поставку воды ( №93 от 11.02.2010г., потребитель гр.Хомченко И.И., проживающий по адресу: Ростовская область, Чертковский район, х.Петровский, ул.Мира,85; № 79 от 08.02.2010г., потребитель Головятенко Раиса, проживающая по адресу: Ростовская область, Чертковский район, х.Куцаевский, ул.Коммунарская, 17; № 82 от 11.02.2010г. с потребителем г.Убийко В.Н., проживающий по адресу: Ростовская область, Чертковский район, ул.Молодежная,115 - населенный пункт проживания не указан) отсутствует информация о режиме работы Исполнителя; адресе и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; порядке и форме оплаты коммунальных услуг; параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация; сведениях о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, что является нарушением пп. «п» п.49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг».
Доказательствами нарушения прав потребителей со стороны ответчика - МУП Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» являются представленные им договора, а также объяснения законного представителя данного предприятия.
По результатам проверки Территориальным отделом был привлечен к административной ответственности директор МУП Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» ФИО1 по ч.1 ст. 14.8 и ч.2 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и постановлениями № и № от ДД.ММ.ГГГГ на него был наложен штраф в размере 1,5 тыс. рублей.
Просит суд признать действия ответчика - муниципального унитарного предприятия Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившееся во включении в договора пунктов, ущемляющих права потребителей по сравнению с действующим законодательством, а именно п.2.3, п.2.4.3; п.2.4.4; п.2.4.5,п.3.3; п.3.4; п.4.1; п.5.1.1; п.5.2.2, п.5.2.7; п.6.2.2, п.7.1, п.7.3, п.7.4; а также выразившиеся в непредставлении в наглядном и доступном месте для потребителей необходимую и достоверную информацию для потребителей, а именно: месте нахождения (адресе его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, адресе и номере телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; порядке и форме оплаты коммунальных услуг; параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, а также информацию о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307; наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; а также выразившиеся в непредставлении в договорах для потребителей необходимой и достоверной информации, а именно: информации о режиме работы Исполнителя; адресе и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; порядке и формы оплаты коммунальных услуг; параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также сведениях о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд. Обязать ответчика муниципальное унитарное предприятие Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» принять меры по устранению нарушений прав неопределенного круга потребителей, приведя пункты договоров в соответствие с действующим законодательством, включение в договора с потребителями информацию о режиме работы Исполнителя; адресе и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; порядке и форме оплаты коммунальных услуг; параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также сведениях о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, в предоставлении в наглядном и удобном месте для потребителей необходимую и достоверную информацию о месте нахождения (адресе его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, адресе и номере телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; порядке и форме оплаты коммунальных услуг; параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, а также информацию о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307; наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил и представить доказательства об устранении в суд, в Территориальный отдел и Управление Роспотребнадзора по Ростовской области в 10-ти дневный срок, после вступления решения суда в законную силу. Обязать ответчика муниципальное унитарное предприятие Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» довести решение суда до сведения потребителей любым доступным способом в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, о чем проинформировать суд, Территориальный отдел и Управление Роспотребнадзора по Ростовской области с предоставлением подтверждающих документов.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 действующая на основании доверенности от 11.01.2011 г., просила суд удовлетворить заявленные требования, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - руководитель МУП «Ольховчанское ЖКХ» ФИО1 в судебном заседании исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ростовской области признал полностью.
Выслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд считает, что иск Управления Роспотребнадзора по Ростовской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ следует, что суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Кроме этого, заявленные исковые требования подтверждаются: Указом Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; Законом «О защите прав потребителей»; Постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30.06.2004г. «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»; Приказом № 257 от 16.08.2006 г. Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Уставом муниципального унитарного предприятия Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ»; договорами на отпуск воды, распоряжением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Миллерово, Миллеровском, Чертковском, Тарасовском районах о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № муниципального унитарного предприятия Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ростовской области о признании противоправными действий муниципального унитарного предприятия Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» в отношении неопределённого круга потребителей.
Признать действия ответчика - муниципального унитарного предприятия Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившееся во включении в договора пунктов, ущемляющих права потребителей по сравнению с действующим законодательством, а именно п.2.3, п.2.4.3; п.2.4.4; п.2.4.5,п.3.3; п.3.4; п.4.1; п.5.1.1; п.5.2.2, п.5.2.7; п.6.2.2, п.7.1, п.7.3, п.7.4; а также выразившиеся в непредставлении в наглядном и доступном месте для потребителей необходимой и достоверной информации для потребителей, а именно: место нахождения (адресе его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режиме работы, фамилия, имя и отчество руководителя, адрес и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; порядке и форме оплаты коммунальных услуг; параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, а также информацию о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307; наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; а также выразившиеся в непредставлении в договорах для потребителей необходимой и достоверной информации, а именно: информации о режиме работы Исполнителя; адресе и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; порядке и формы оплаты коммунальных услуг; параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также сведениях о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд.
Обязать ответчика муниципальное унитарное предприятие Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» принять меры по устранению нарушений прав неопределенного круга потребителей, приведя пункты договоров в соответствие с действующим законодательством, включить в договора с потребителями информацию о режиме работы Исполнителя; адресе и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; порядке и форме оплаты коммунальных услуг; параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также сведениях о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; в предоставлении в наглядном и удобном месте для потребителей необходимой и достоверной информации о месте нахождения (адресе его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, адресе и номере телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; порядке и форме оплаты коммунальных услуг; параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, а также информацию о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2010г. № 307; наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил и представить доказательства об устранении в суд, в Территориальный отдел и Управление Роспотребнадзора по Ростовской области в 10-ти дневный срок, после вступления решения суда в законную силу.
Обязать ответчика муниципальное унитарное предприятие Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» довести решение суда до сведения потребителей любым доступным способом в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, о чем проинформировать суд, Территориальный отдел и Управление Роспотребнадзора по Ростовской области с предоставлением подтверждающих документов.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Ольховчанского сельского поселения «Ольховчанское ЖКХ» госпошлину в доход местного бюджета 4000 (четыре тысячи) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 февраля 2011 года.
Председательствующий судья: