судебный акт



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Чертановский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Трушечкиной Е.А., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующего также в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО2 к АМО <данные изъяты>», ДЖП и ЖФ <адрес> о признании права на жилое помещение по договору социального найма.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что он с несовершеннолетними детьми зарегистрирован и проживает в <адрес> <адрес> <адрес> жилая площадь предоставлялась ему как работнику АМО <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ году на условиях «койко-место». В настоящее время АМО «<данные изъяты>», являясь собственником жилого дома, требует от истца, а истец вынужден оплачивать жилое помещение и коммунальные услуги в размере, не соответствующем размеру оплаты за жилое помещение, установленному в <адрес>. Истец считает, что жилой <адрес> утратил статус общежития в силу указания закона и у него возникли права нанимателя жилого помещения по договору социального найма. В связи с чем, просил признать отказ УДЖП и ЖФ по <адрес> <адрес> заключить с ним договор социального найма на <адрес> <адрес> в <адрес> незаконным и обязать ДЖП и ЖФ <адрес> заключить с ним договор социального найма на данную квартиру (л.д.5-7).

В ходе рассмотрения дела изменил предмет иска: просил суд признать за ним и членами его семьи права нанимателя по договору социального найма на <адрес> 2 по <адрес> в <адрес> (л.д.34-38), затем просил признать за ним и членами его семьи права нанимателя по договору социального найма жилого помещения – комнат площадью 12,6 кв.м и 19,8 кв.м в <адрес> <адрес> по <адрес> в <адрес> (л.д.61-63).

Истец ФИО1 и его представитель ФИО5 явились, исковые требования поддержали в полном объеме с учетом уточнений по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика АМО «<данные изъяты>» ФИО6 в суд явилась, иск не признала по основаниям, изложенным в своих возражениях (л.д.39-41). Также пояснила, что согласно представленной справке (л.д.49-50), истец производит оплату за две комнаты. Третья комната предоставлена другому лицу – ФИО7

Ответчики УДЖП и ЖФ по <данные изъяты> <адрес>, ДЖП и ЖФ <адрес> в суд не явились, отзыв не представили, извещены о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом.

Суд, выслушав истца и его представителя, представителя ответчика АМО «<данные изъяты>», исследовав в открытом судебном заседании материалы гражданского дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ временно, а с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирован и проживает в общежитии по адресу: <адрес> (л.д.8, 9, 48).

Вместе с ним на указанной жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы его несовершеннолетние дети – ФИО2 1997 г. рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г. рождения (л.д. 8, 9, 48). Истец с несовершеннолетними детьми занимает комнаты, площадью 12,6 кв.м и 19,8 кв.м в <адрес> по вышеуказанному адресу, что подтверждается поэтажным планом и экспликацией (л.д. 37-38).

Занимаемое жилое помещение, является его единственным жильем. Истец оплачивает коммунальные и иные платежи, что подтверждается квитанциями, выданными ЗИЛ <данные изъяты> и справкой (л.д.21-22, 49-50)..

В соответствии со ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), также в соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» от ДД.ММ.ГГГГ при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан.

Согласно приложению № к постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от ДД.ММ.ГГГГ № здание общежития по <адрес> отнесено к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона как объект ведомственного жилищного фонда.

Пунктом 1 постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах, направленных на сокращение общежитий на территории <адрес> и переводе их в жилищный и гостиничный фонды города» также постановлено, что все общежития, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении городских организаций, в пользовании которых находится государственное имущество <адрес>, относятся к городской государственной собственности и должны использоваться для обеспечения социальных гарантий граждан в области жилищных прав.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводом представителей ОАО «<данные изъяты>» о законности нахождения здания общежития по <адрес> собственности ОАО «<данные изъяты> и учитывает эти обстоятельства при оценке законности Свидетельства на право собственности АМО «<данные изъяты>» на вышеназванное здание от ДД.ММ.ГГГГ, внесенное в Реестр собственности на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-43).

Согласно ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Таким образом, суд полагает, что статус общежития жилым домом утрачен.

Истец, ФИО1 был вселен в общежитие, до получения АМО «<данные изъяты>» документов о праве собственности на указанное жилое помещение (л.д.8, 9, 48).

В силу установленных обстоятельств вселения, и указанных положений закона, не позднее, чем с момента введения в действие ЖК РФ, занимаемое ответчиком жилое помещение не является общежитием и к отношениям по пользованию этим жилым помещением должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Суд отмечает, что жилые помещения в общежитиях являются специализированными, т.е. имеют целевое назначение жилья для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении них действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.).

Соответственно, изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда к соответствующим отношениям применимы нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

Согласно ст.ст.60, 62 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом. Предметом договора социального найма договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

К видам жилых помещений часть 1 ст. 16 ЖК РФ (ранее – ст.ст. 4, 5, 7 ЖК РСФСР) относит жилой дом, часть дома, квартиру, часть квартиры и комнату.

Койко-место жилым помещением не является. Истец с несовершеннолетними детьми занимает комнаты площадью 12,6 кв.м и 19,8 кв.м, что ответчиком не отрицалось.

В связи с чем, ссылку ответчика о вселении истца на койко-место (л.д.29) суд находит несостоятельной.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца о признании его с членами его семьи нанимателем комнат площадью 12,6 кв.м и 19,8 кв.м подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, ст. 16, 60, 62 ЖК РФ, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать за ФИО1 с членами семьи (несовершеннолетними детьми ФИО2 и ФИО3) права нанимателя по договору социального найма комнат площадью 12,6 кв.м и 19,8 кв.м в <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: