судебный акт



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Чертановский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бадовой О.А., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц органа социальной защиты населения

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о незаконности отказа в выдаче социальной карты москвича. Свои требования мотивирует тем, что является пенсионером по возрасту и нетрудоспособным инвалидом вследствие потери 80% трудоспособности в результате трудового увечья, проживает по адресу: <адрес>, <адрес> с марта ДД.ММ.ГГГГ регистрации по месту жительства не имеет. Регистрация либо отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в <данные изъяты> района Бирюлево Западное с заявлением об оформлении и выдаче социальной карты москвича на основании имеющихся в <данные изъяты> сведений, что заявитель является пенсионером и инвалидом. Через месяц заявитель получил ответ и.о. начальника управления ФИО3, в котором изложены прежние аргументы отказа оформления и выдачи социальной карты москвича. Считает данный отказ незаконным. Просит признать необоснованным и незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки, действия и.о. начальника <данные изъяты> Бирюлево Западное <адрес> ФИО3 в части отказа в оформлении и выдаче социальной карты москвича, обязать <данные изъяты> района Бирюлево Западное <адрес> оформить и выдать социальную карту москвича.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители <данные изъяты> района Бирюлево Западное <адрес> в судебное заседание явились, возражали против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Протокола № Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», каждый кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства. Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом, и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Права, признанные в п. 1, могут также, в определенных районах, подлежать ограничениям, вводимым в соответствие с законом и обоснованными общественными интересами в демократическом обществе.

Согласно ст. 6 Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

В силу ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 является гражданином РФ. В соответствии с Конституцией РФ он имеет право на выбор места жительства.

Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу ст. 73 Конституции РФ, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно ст. 76 Конституции РФ, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Согласно Федерального закона № №-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в законодательные органы РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов» в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления», произведено разграничение компетенции в издании нормативных актов между федеральными органами власти и субъектами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Устава <адрес> – <адрес> является субъектом Российской Федерации – городом федерального значения, столицей Российской Федерации.

В силу с. 3 вышеуказанного закона – жители <адрес> (<данные изъяты> – граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в <адрес>, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности. В <адрес> признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Согласно ст. 12 данного закона, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ <адрес> вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты <адрес>. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, <адрес> вправе осуществлять пот таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные правовые акты <адрес> приводятся в соответствии с принятым федеральным законом.

В рамках имеющихся полномочий Правительством <адрес> было принято Постановление №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ «О внедрении социальной карты для жителей <адрес>», которым утверждено Положение о Генеральном конструкторе проекта «Социальная карта москвича» - общегородская интегрированная автоматизированная система персонального учета предоставления социальных льгот жителям <адрес> с использованием социальных карт, т.е. сама социальная карта не порождает предоставление гражданину льготы, а подтверждает наличие права гражданина на льготу и с ее выдачей получение наличие мер социальной поддержки может быть не связано. Социальная карта москвича является учетным элементом системы предоставления льгот и выдается на основании документов, подтверждающих право на получение льгот.

В силу ст. 13 указанного закона, к предмету ведения <адрес> относятся городские вопросы образования, воспитания, науки, культуры, туризма, физической культуры и спорта, здравоохранения, санитарного благополучия, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, труда и занятости, социальной защиты населения и поддержки населения, включая социальное обеспечение.

В связи с принятым Федеральным законом № №-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, разграничивающих полномочия РФ и субъектов РФ, Закон <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» устанавливается перечень льготных категорий граждан и порядок предоставления мер социальной поддержки.

Постановлением Правительства <адрес> №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ реализация предусмотренных Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», право жителей <адрес> на получение социальных услуг по бесплатному проезду на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутном такси) производится на основании социальной карты москвича, выдаваемой органами социальной защиты населения <адрес>. Во избежание ущемления прав граждан, не оформивших «социальную карту москвича» и имеющих право на бесплатный проезд в городском транспорте, предоставление указанной социальной услуги может осуществляться на основании ранее выданных документов о праве на льготы и документов, подтверждающих место жительства в <адрес>.

Согласно ст. 2 закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ, под местом жительства подразумевается – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Ст. 3 указанного закона предусматривает, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами республик в составе Российской Федерации.

Согласно Правил регистрации и снятия с граждан с РФ с регистрационного учета по месту пребывания, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

Требование о предоставлении сведений о регистрации по месту жительства не является нарушающим права заявителя. Регистрация по месту жительства сама по себе не является правоустанавливающим обстоятельством, но подтверждает наличие или отсутствие у гражданина места жительства – по следующим обстоятельствам.

Регистрация по месту жительства, в соответствии со ст. 6 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», осуществляется, в том числе, при обязательном предоставлении документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ). Поскольку у заявителя отсутствует такой документ, адрес: <адрес>, <адрес> нельзя считать местом его жительства. Как подтвердил в судебном заседании заявитель по указанному адресу он регистрации не имеет.

Заявитель обратился в Управление социальной защиты населения района Бирюлево Западное <адрес> за оформлением социальной карты москвича ДД.ММ.ГГГГ Документов, подтверждающих наличие у него места жительства в <адрес>, не предоставил.

В ответе <данные изъяты> района Бирюлево Западное <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был разъяснен порядок оформления и выдачи социальной карты москвича, пояснив, что обязательным условием для ее оформления в связи с изменением законодательства ДД.ММ.ГГГГ, неработающим пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ», является наличие места жительства в <адрес>, что подтверждается наличием регистрации по месту жительства.

Документом, подтверждающим регистрацию по месту жительства является паспорт с отметкой о регистрации. На момент обращения в <данные изъяты> района Бирюлево Западное <адрес> у ФИО1 отсутствовала отметка о регистрации по адресу: <адрес>, <адрес>, им не были предоставлены иные документы, подтверждающие наличие у него места жительства в <адрес>.

С доводом заявителя о том, что отказ в выдаче социальной карты москвича нарушает его конституционные права, суд не может согласиться, т.к. ФИО1 в соответствии с Федеральным законом «О государственных пенсиях в РФ» была назначена государственная пенсия. Финансирование проекта по внедрению социальной карты москвича осуществляется за счет средств городского бюджета, федеральным законодательством не регулируется, определение круга лиц и порядок выдачи социальной карты москвича является правом органов государственной власти субъекта РФ, поэтому суд считает, что его конституционные права не нарушены.

Судом не установлено нарушений действующего законодательства со стороны <данные изъяты> района Бирюлево Западное <адрес> при отказе заявителю в выдаче социальной карты москвича, поэтому нет оснований считать, что права заявителя нарушены, в связи с чем, оснований к удовлетворению требований о признании необоснованными и незаконными отказа в предоставлении мер социальной поддержки и действий и.о. начальника <данные изъяты> Бирюлево Западное <адрес> ФИО3 в части отказа в оформлении и выдаче социальной карты москвича, обязании <данные изъяты> района Бирюлево Западное <адрес> оформить и выдать социальную карту москвича не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

ФИО1 в признании действий и.о. начальника <данные изъяты> Бирюлево Западное <адрес> ФИО3 в части отказа в оформлении и выдаче социальной карты москвича незаконными и противоправными; обязании Управления социальной защиты населения района Бирюлево Западное <адрес> оформить и выдать социальную карту москвича отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья: