судебный акт



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Чертановский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бадовой О.А., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к и.о. начальника УСЗН района Бирюлево Западное <адрес> ФИО3, МЧС РФ о признании невнесении в реестр учета на получение удостоверения и отказа в направлении ходатайства о выдачи удостоверения единого образца незаконным, принуждении УСЗН района Бирюлево Западное <адрес> внести сведения в реестр учета на получение удостоверения и направления ходатайства о выдачи удостоверения единого образца, обязании выдать удостоверении единого образца, взыскании денежных средств

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанными требованиями. Свои требования обосновывает тем, что решением Чертановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН района Бирюлево Западное <адрес> было обязано выдать истцу удостоверение пострадавшего от радиационного воздействия вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне. Решение суда отменено определением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Ответчик должен внести его данные в реестр учета граждан с последующей передачей в МЧС РФ для оформления и выдачи удостоверения. Просит признать невнесение его ответчиком в реестр учета граждан на получение удостоверения и отказ в направлении ходатайства о выдаче удостоверения незаконным; принудить УСЗН внести данные истца в реестр учета граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне на получение удостоверения и направить ходатайство о выдаче удостоверения в МЧС; обязать МЧС РФ выдать удостоверение единого образца; взыскать с ответчиков расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб., расходы на транспорт в размере 3000 руб., компенсацию в размере 120000 руб.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что требование предъявляет к МЧС РФ и ФИО3 как к должностному лицу.

Ответчик ФИО3 в суд явилась, возражала против предъявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель МЧС РФ в суд не явился, возражений не представил, о дате и месте слушания дела извещался.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 обратился в УСЗН района Бирюлево Западное <адрес> с заявлением о признании его пострадавшим от радиационного воздействия вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне и включении в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

ФИО4 начальника Управления ФИО5 истцу было отказано в признании его пострадавшим от радиационного воздействия вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне и включении в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, т.к. в представленных им документах отсутствуют документы, подтверждающие получение дозы облучения более 5 сЗв (бэр).

Согласно определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, действующим в настоящее время ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гарантирует установленные им меры социальной поддержки гражданам, проживавшим в ДД.ММ.ГГГГ в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) дозу облучения более 5 с3в (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей. Признание за гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, права на возмещение вреда здоровью свидетельствует о принятии государством на себя обязанности по возмещению такого вреда, в т.ч. в виде предоставления мер социальной поддержки. Соответственно, и механизм исполнения государством своей обязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права этих граждан или сужался круг лиц, уже признанных уже законом в качестве получателей этих мер. Таким образом, подпункт «б» п. 3 Правил выдачи удостоверений единого образца для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в системной связи с положениями ст. 1 и 5 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», в системной связи с положением ст. 1 и 5 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом для лиц, проживающих в ДД.ММ.ГГГГ годах (после начала ядерных испытаний – ДД.ММ.ГГГГ) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр), а также детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями следствие радиационного воздействия на одного из родителей.

Согласно ст. 1 Федерального закона № №-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне», Гражданам, которые проживали в ДД.ММ.ГГГГ годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу настоящей нормы Закона возникновение права у граждан на льготы и компенсации связывается с двумя условиями:

1) проживанием в ДД.ММ.ГГГГ годах в определенных населенных пунктах;

2) суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № утверждено "Положение о порядке отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи им удостоверений единого образца".

Согласно п. № Положения отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в ДД.ММ.ГГГГ в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

Определение указанных населенных пунктов осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.

В п. № этого же Положения указано о том, какие документы, подтверждающие факт проживания либо прохождения военной службы в населенном пункте, включенном в перечни, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания, должны предоставить граждане для решения вопроса об отнесении их к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Исходя из вышеизложенного, при решении вопроса об отнесении граждан к категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать, проживал ли гражданин в ДД.ММ.ГГГГ годах (включая день проведения ядерного испытания) в определенном населенном пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также мог ли гражданин получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Согласно «Правил выдачи удостоверений единого образца для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных Приказом МЧС РФ №, Удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в ДД.ММ.ГГГГ годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются: паспорт гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни). При обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Уполномоченными органами осуществляется: прием документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; снятие копий с представленных документов и заверение их в установленном порядке (оригиналы документов возвращаются заявителям); в месячный срок со дня приема от граждан заявлений (при соблюдении заявителями условий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Порядка) принятие решения о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - реестр), по форме согласно приложению N № к настоящему Порядку; создание комиссии для проверки документов, представленных гражданами в соответствии с настоящим Порядком, и подготовки решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в месячный срок со дня приема от граждан заявлений и документов, представлений об оформлении и выдаче удостоверений по форме согласно приложению N № к настоящему Порядку, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестров, копии протоколов решений комиссий, а также копии представленных гражданами документов; после получения от Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оформленных (заполненных, подписанных уполномоченным должностным лицом и заверенных в установленном порядке печатью) удостоверений проставление в них и в графе "Личная подпись гражданина и дата получения удостоверения" реестра дату выдачи удостоверения и вручение удостоверения под роспись заявителям; представление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца со дня поступления в уполномоченные органы оформленных удостоверений копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке. Удостоверения оформляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов. Материалы по учету оформленных и выданных гражданам удостоверений, а также документы, послужившие основанием для их выдачи, хранятся в уполномоченных органах постоянно.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № и от ДД.ММ.ГГГГ N № были утверждены перечни населенных пунктов <адрес> и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (действуют в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №

Данным перечнем, населенные пункты были дифференцированы в зависимости от полученной населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Перечня <адрес> отнесен к населенным пунктам, население которых получило вследствие ядерного испытания ДД.ММ.ГГГГ суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр), но не более 25 с3в бэр).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № утверждены Методические указания МУ № об "Определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", вступившие в действие с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 1 Методических указаний они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в ДД.ММ.ГГГГ годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - лиц из населения).

В соответствии с настоящими Методическим указаниями определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва.

Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими Методическим указаниями определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.

Согласно п. 1.2. Методических указаний установленные в результате адресного применения настоящих Методических указаний оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.

В соответствии с п. 2.1. Методических указаний для определения накопленных эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию испытательного ядерного взрыва, используются исходные данные пяти типов: а) данные о ядерном взрыве и условиях его проведения; б) данные о результатах радиационной разведки на радиоактивном следе облака ядерного взрыва за пределами границ полигона; в) данные об условиях жизни лиц из населения; г) дозовые коэффициенты при внешнем гамма-облучении человека, ингаляционном и пероральном поступлении радионуклидов в организм; д) сведения о возрасте, сроках и месте (местах) проживания лиц из населения в населенных пунктах, включаемых в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Согласно п. 3.1. Методических указаний определение накопленной эффективной дозы облучения конкретного лица соответствует случаю, когда это лицо в период с ДД.ММ.ГГГГ г. непрерывно проживало только в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Если один и тот же населенный пункт подвергался воздействию в результате различных ядерных испытаний, то эффективная доза облучения лица за период его проживания в таком населенном пункте определяется от каждого ядерного испытания раздельно, а результаты суммируются. В случае, когда лицо в указанный период времени последовательно проживало в нескольких населенных пунктах, излагаемая ниже последовательность действий выполняется многократно, и определяются эффективные дозы облучения за периоды времени его проживания в каждом из населенных пунктов с учетом возраста в эти периоды времени. Суммарная (накопленная) эффективная доза облучения лица определяется суммированием эффективных доз, накопленных за периоды времени последовательного проживания в разных населенных пунктах.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна оказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В судебном заседании истец не ссылался на какие-либо доказательства, указывающие на то, что в период проживания им в <адрес> края, в результате взрывов, имевшихся место ДД.ММ.ГГГГ он получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр), документов, подтверждающих получение им суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) также не представил.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что истец предъявление требования к и.о. начальника УСЗН района Бирюлево _Западное <адрес>, однако вопрос о принятия решения о включении гражданина в реестр учета граждан на получение удостоверения принимается не единолично руководителем УСЗН, а комиссией по предоставлении всех необходимых документов, требований к УСЗН района Бирюлево Западное <адрес> о признании его действий по невнесению его в реестр учета граждан на получение удостоверения и отказ в направлении ходатайства о выдаче удостоверения незаконным и принуждении УСЗН внести данные истца в реестр учета граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне на получение удостоверения и направлении ходатайство о выдаче удостоверения в МЧС РФ, истцом не заявлено.

С учетом изложенного, суд находит, что требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Оснований для оставления исковых требований истца без рассмотрения не имеется, поскольку истцом заявлены иные требования, к иным ответчикам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в иске к и.о.начальника УСЗН района Бирюлево Западное <адрес> ФИО3, МЧС РФ о признании невнесении в реестр учета на получение удостоверения и отказа в направлении ходатайства о выдачи удостоверения единого образца незаконным, принуждении УСЗН района Бирюлево Западное <адрес> внести сведения в реестр учета на получение удостоверения и направления ходатайства о выдачи удостоверения единого образца, обязании выдать удостоверение единого образца, взыскании денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья: