Дело № 1-75/2010
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
г. Чернушка
22 июня 2010 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Чернушинского района Тарасовой Н.П.,
подсудимого Давыдова Р.Х.,
защитника адвоката Рыпалева Д.А.,
потерпевшей Шайдуллиной И.М.,
при секретаре Пересторониной Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Давыдова Рафиса Хакимьяновича, 22 января 1960 года рождения, уроженца дер. Верхнее Балтачево Татышлинского района Башкирской АССР, гражданина РФ, со средним образованием, женат, работающего у частных лиц без трудового договора, военнообязанного, проживающего в ... ... ... ..., место регистрации: ... судимого
1. 13 июля 2005 года по приговору мирового судьи судебного участка по Татышлинскому району республики Башкортостан по ч. 3 ст. 260 УК РФ к 2 годам лишения свободы, условно с испытательным сроком 2 года;
2. 14 июля 2006 года по приговору Чернушинского районного суда Пермской области (с учетом кассационного определения Пермского областного суда от 10 августа 2006 года) по ст.70 УК РФ по совокупности с приговором от 13.07.2005 года к 4 годам лишения свободы, освобожденного 11 октября 2007 года по постановлению Мотовилихинского районного суда г. Перми от 03.10.2007 года условно-досрочно, не отбытый срок на момент вынесения постановления 2 года 5 месяцев 26 дней, конец срока 29 марта 2010 года;
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ;
установил:
18 марта 2010 года около 05 часов в квартире по адресу: ... ... ..., между Давыдовым Р.Х. и сожительницей Шайдуллиной И.М. произошла ссора на почве ревности. В ходе ссоры Давыдов Р.Х. ударил Шайдуллину И.М. один раз кулаком в лицо, с силой толкнул на кровать, затем умышленно ударил ее по телу в живот не менее 4 раз, после чего прекратил избивать Шайдуллину И.М.
18 марта 2010 года с 20 часов 30 минут до 22 часов в муниципальном учреждении здравоохранения «Чернушинская центральная районная больница» была проведена операция, в ходе которой у потерпевшей Шайдуллиной И.М. был удален орган – селезенка.
Умышленными действиями Давыдова Р.Х. потерпевшей Шайдуллиной И.М. причинены телесные повреждения в виде: кровоподтека на левой щеке, закрытой травмы живота, ушиба передней брюшной стенки, травматического разрыва селезенки, гемоперитонеума, постгеморрагической анемии, которые согласно заключения судебно – медицинского эксперта № 141 от 17.05.2010 года, квалифицируются по признаку опасности для жизни человека и повлекшего за собой потерю органа как тяжкий вред здоровью.
Подсудимый Давыдов Р.Х. в судебном заседании вину в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшей Шайдуллиной И.М. признал частично, пояснил, что 18 марта 2010 года около 5 часов утра в окно постучался мужчина, увидев его, ушел, он решил поговорить с Шайдуллиной, предложил сесть на кровать, она отказывалась, он за руки потащил на кровать, она сопротивлялась, они толкали друг друга 30-40 секунд, затем он схватил ее за лицо и усадил, ударов не наносил, толкнул на кровать. Шайдуллина упокоилась, они помирились, через 2- 2,5 часа пожаловалась на ухудшение состояния здоровья, он приносил лекарства, когда она упала в прихожей без сознания, отнес ее на кровать, вызвали скорую помощь и доставили в больницу. С показания данными при расследовании дела не согласен, не говорил следователю, что наносил удар потерпевшей, говорил, что толкнул.
Из оглашенных показаний Давыдова Р.Х., допрошенного 24 марта 2010 года в качестве подозреваемого с участием защитника, следует, что 18 марта 2010 года около 5 часов услышал стук в окно, на улице стоял незнакомый мужчина, Шайдуллина подошла к окну, и спрашивала, кто пришел, мужчина развернулся и ушел. Подозреваемый из ревности разозлился, спрашивал потерпевшую, кто приходил, толкнул руками, она упала и попыталась встать, тогда он со всей силы ударил ее в область живота, от нанесенного удара Шайдуллина заплакала, просила его успокоиться. Больше ударов не наносил. Через несколько минут, сходив на кухню, сказала, что сильно заболел живот, некоторое время лежала, потом встала, упала в коридоре без сознания, перенес ее на кровать, подозреваемый принес таблетки от соседей, она приняла лекарство, позвонили дочери, и попросила вызвать скорую помощь. Подозреваемый осознал, что разрыв селезенки произошел от нанесенного удара, вину признал полностью. л.д. 24-27)
Из оглашенных показаний Давыдова Р.Х., допрошенного 29 апреля 2010 года в качестве обвиняемого с участием защитника, следует, что в ходе ссоры он сильно сжал руками лицо у потерпевшей, от чего мог образоваться кровоподтек на лице, в лицо ударов не наносил, так как она не отвечала, кто к ней приходил, со злости ударил ее в область живота правой рукой, больше ударов не наносил. л.д. 47-50)
Из оглашенных показаний Давыдова Р.Х., допрошенного 19 мая 2010 года в качестве обвиняемого с участием защитника, следует, что потерпевшая хотела уйти и отказывалась разговаривать, он толкнул на кровать, нанес один удар в живот, чтобы не смогла встать с кровати. После удара потерпевшая согласилась с ним разговаривать, простила его. Ухудшение состояния произошло примерно через 2,5 часа. л.д. 142-144)
Стороной обвинения представлены следующие доказательства вины:
Потерпевшая Шайдуллина И.М. показала, что утром 18 марта 2010 года около 5 часов утра к ним кто-то постучал в окно, незнакомый мужчина стоял около дома, затем ушел, она из дома не выходила, Давыдов спросил кто этот мужчина, она ответила, что не знает. Давыдов приревновал ее, пытался усадить на кровать, она сопротивлялась, тогда он ее толкнул на кровать, она упала на кровать, затем Давыдов ее отпустил, и она ушла на кухню, пила чай, у нее заболел левый бок, по ее просьбе Давыдов принес от соседей лекарства, она выпила таблетки, потом пошла и упала в коридоре, так как потеряла сознание, Давыдов перенес ее на кровать, оказывал помощь, так как состояние ухудшалось, по ее просьбе дочь вызвала скорую помощь. Ее доставили в больницу. Вечером провели операцию. Давыдов толкнул ее в живот рукой один раз. Следователю давала правдивые показания. В настоящее время они проживают с Давыдовым совместно, он помогает выплачивать кредит, оказывает помощь. Она не желает привлекать Давыдова к уголовной ответственности. От заявленного гражданского иска отказывается.
Из оглашенных показаний потерпевшей Шайдуллиной И.М. следует, что 18 марта 2010 года около 5 часов у Давыдова возникло чувство ревности, Давыдов нанес удар кулаком в лицо, так как она прикрыла лицо руками, удар пришелся по рукам, от чего образовался кровоподтек на лице, затем толкнул ее на кровать, схватил руками за плечи, стал трясти, высказывал претензии из-за ревности, нанес не менее 4 ударов кулаком в область живота, от удара испытывала сильные боли в животе. Затем перестал избивать, и потерпевшая ушла на кухню. После того как выпила горячего чаю и легла на кровать у нее начались сильные боли в области живота с левой стороны. Она выпила но-шпу, которую Давыдов принес от соседей, боль стала проходить, затем в коридоре потеряла сознание. Вечером в больнице обнаружили разрыв селезенки, ей сделали операцию по ударению селезенки. С 18 до 31 марта 2010 года находилась на стационарном лечении в больнице, до 30 апреля 2010 года проходила амбулаторное лечение. л.д. 36-39, 55-56)
Свидетель обвинения ФИО4 показала, что 17 марта 2010 года с 8 до 20 часов потерпевшая работала на хлебопекарне у индивидуального предпринимателя Килиной совместно со свидетелем. На состояние здоровья не жаловалась, следов побоев не было. 18 марта 2010 года Шайдуллина не вышла на работу в ночную смену с 20 часов. На следующий день узнали, что потерпевшая находилась в больнице, ей была сделана операция. В больнице видела у Шайдуллиной кровоподтек на лице, полагает, что потерпевшую ударил сожитель.
Свидетель обвинения ФИО6 показала, что 17 марта 2010 года Шайдуллина работала на хлебопекарне с 8 до 20 часов, 18 марта 2010 года на работу не вышла, 19 марта 2010 года сообщили о проведении операции. Травмы на работе у Шайдуллиной не было. Оглашенные показания подтверждает.
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО6 следует, что 17 марта 2010 года Шайдуллина работала с 8 до 20 часов, видимых телесных повреждений не было, на состояние здоровья не жаловалась, до окончания смены с работы не уходила. 18 марта 2010 года Шайдуллина сообщила по телефону, что находилась в больнице. 19 марта 2010 года на пекарню приходили сотрудники милиции, сообщили, что Шайдуллиной сделана операция. От дочери Шайдуллиной стало известно, что потерпевшая была избита Давыдовым. л.д. 66-68)
Свидетель обвинения ФИО3 показала, что 18 марта 2010 года Шайдуллина должна была выйти на работу в ночную смену с 20 часов, Давыдов сообщил, что Шайдуллина находилась в больнице, ФИО1 Алена сообщила, что Шайдуллина находилась в реанимации. Затем звонил Давыдов, сообщил, что Шайдуллиной сделана операция. Ее и других работников опрашивали сотрудники милиции на предмет причинения травмы Шайдуллиной на работе. Шайдуллина 17 марта 2010 года на работе не травмировалась, на здоровье не жаловалась, Давыдов приехал за ней на работу, был в состоянии алкогольного опьянения. Позднее Шайдуллина пояснила, что они сильно подрались с Давыдовым дома из-за ревности, от побоев у нее возникли сильные боли в животе. Оглашенные показания подтверждает.
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО3 следует, что 17 марта 2010 года она работала на пекарне совместно с Шайдуллиной, видимых повреждений у Шайдуллиной не было, на здоровье не жаловалась, с рабочей смены не уходила. Около 20 часов за Шайдуллиной приехал на автомобиле Давыдов, он находился в состоянии алкогольного опьянения. 18 марта 2010 года бригада должна была работать в ночную смену, в 19 часов 20 минут свидетель позвонила на телефон Шайдуллиной, ответил Давыдов, пояснил, что потерпевшая в больнице, у нее упало давление. Дочь Шайдуллина подтвердила ухудшение у нее состояния здоровья. Со слов Шайдуллиной позднее свидетель узнала, что ей была сделана операция по удалению селезенки, ее избил Давыдов из ревности, нанес удары в лицо, затем ударил в живот, от чего у нее были сильные боли в животе. л.д. 87-89)
Свидетель обвинения ФИО5 показала, что 17 марта 2010 года совместно с Шайдуллиной днем работали на пекарне, 18 марта 2010 года в ночную смену Шайдуллина на работу не вышла, со слов ФИО3 узнала, что потерпевшая в больнице, приходила к ней больницу, видела кровоподтек на лице, она поясняла, что ее избил Давыдов из ревности, наносил удары по лицу и по животу, от ударов по животу у потерпевшей начались сильные боли.
Свидетель обвинения ФИО1 показала, что 18 марта 2010 года утром позвонила мать Шайдуллина, просила вызвать скорую помощь, так как упала в обморок, затем потерпевшую госпитализировали в больницу, вечером в больнице видела у нее кровоподтек на щеке, затем была сделана операция. При разговоре Шайдуллина созналась, что ее избил Давыдов из-за ревности, поясняла, что утром Давыдов ее ревновал, произошла ссора, затем драка, и Давыдов сильно ее избил. От побоев сильно заболел живот.
Свидетель обвинения ФИО2 показала, что о нахождении матери Шайдуллиной в больнице узнала от сестры ФИО1, 19 марта 2010 года узнала о проведенной операции и удалении селезенки, со слов потерпевшей ее избил сожитель Давыдов, видела у нее кровоподтек на лице. Об обстоятельствах потерпевшая рассказывала неохотно.
Согласно материалов дела, 18 марта 2010 года около 08 часов 30 минут в больницу была доставлена Шайдуллина И.М. с закрытой травмой живота, ушибами передней брюшной стенки, травматическим разрывом селезенки, гемоперитонеумом, анемией. л.д. 5, 4)
Согласно заключения судебно-медицинского эксперта № 141 от 17 мая 2010 года, у потерпевшей Шайдуллиной И.М. согласно записей в представленных медицинских документах имелись закрытая травма живота, ушиб передней брюшной стенки, травматический разрыв селезенки, гемоперитонеум, постгеморрагическая анемия, проведена операция – лапаротомия, спленэктомия, данная травма квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека и повлекшее за собой потерю органа, согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 194 Н от 24.04.2008 года, по характеру повреждения образовались от ударных воздействий твердых тупых тупогранных предметов, орудий, в область передней брюшной стенки, возможно в срок и при изложенных в постановлении обстоятельствах, травма живота с разрывом селезенки могла образоваться от одного или нескольких ударов, кровоподтек на левой щеке не влечет за собой кратковременного расстройства здоровья, поэтому как вред здоровью не расценивается, образовался от одного травмирующего воздействия твердым тупым предметом в области левой щеки. л.д. 82-84, 75)
Оценив представленные стороной обвинения доказательства в совокупности, суд полагает, что вина Давыдова Р.Х. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Шайдуллиной И.М. в судебном заседании доказана.
Подсудимый Давыдов Р.Х. в судебном заседании пояснил, что ударов потерпевшей не наносил, толкнул ее, ухудшение состояния здоровья наступило через два часа.
Из оглашенных показаний Давыдова Р.Х., данных при расследовании дела, следует, что он из ревности нанес потерпевшей со значительной силой один удар кулаком в живот, что действительно могло привести к повреждению селезенки. Показания даны в присутствии защитника, в связи с этим суд расценивает показания в качестве допустимого доказательства.
Потерпевшая Шайдуллина И.М. пояснила в судебном заседании, что подсудимый ударов не наносил, она не желает привлекать его к уголовной ответственности, они проживают совместно, и подсудимый оказывает ей материальную помощь. При этом потерпевшая в судебном заседании подтвердила показания свидетелей.
Из показаний свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО5 следует, что они видели потерпевшую со следами побоев на лице, она поясняла, что травма причинена в результате сильных ударов, нанесенных подсудимым по животу.
При судебно-медицинском исследовании установлено, что потерпевшей причинена закрытая травма живота, ушиб передней брюшной стенки, травматический разрыв селезенки и последующие повреждения, травма могла образоваться от одного или нескольких ударов в область живота.
Из описательной части заключения следует, что при поступлении в больницу у потерпевшей обнаружены кровоподтек на лице, кровоподтеки на теле: на грудной клетке слева, в проекции 10-12 ребер по передней подмышечной линии, в правой поясничной области, при проведении операции выявлено повреждение селезенки, по тяжести было принято решение об удалении селезенки.
Выводы экспертизы о механизме причинения повреждений потерпевшей, показания свидетелей обвинения опровергают доводы потерпевшей в судебном заседании, и подтверждают первоначальные показания потерпевшей Шайдуллиной И.М., данные при расследовании уголовного дела, о причинении тяжкого вреда здоровью в результате нанесения ей ударов подсудимым Давыдовым Р.Х. по животу.
При оценке доводов потерпевшей в судебном заседании суд учитывает, что потерпевшая Шайдуллина И.М. указала, что проживает с подсудимым, он помогает выплачивать кредит, в настоящее время заинтересована в освобождении подсудимого от уголовной ответственности.
Из заключения судебно-медицинского эксперта, показания подсудимого и потерпевшей при расследовании дела, показаний свидетелей следует, что к причинению тяжкого вреда здоровью потерпевшей привели именно противоправные действия подсудимого по нанесению не менее 4 ударов в область живота потерпевшей. Из показаний свидетелей, потерпевшей следует, что причинение травмы при других обстоятельствах не возможно, на работе потерпевшая не травмировалась.
В совокупности заключение эксперта и показания потерпевшей при расследовании дела, показания свидетелей обвинения полностью подтверждают обвинение в том, что между потерпевшей Шайдуллиной И.М. и Давыдовым Р.Х. произошла ссора из-за ревности, в ходе которой Давыдов Р.Х. из неприязни на почве ревности нанес потерпевшей не менее 4 ударов кулаками в область живота, причинил тяжкий вред здоровью опасный для жизни и повлекший последующую потерю жизненно важного органа - селезенки.
В судебном заседании исследованными доказательствами установлена причинно-следственная связь между действиями подсудимого Давыдова Р.Х. по нанесению потерпевшей Шайдуллиной И.М. ударов кулаками по лицу и по телу и наступившими последствиями в виде тяжкого вреда здоровью у потерпевшей.
Подсудимый Давыдов Р.Х. осознавал опасность своих действий по нанесению множественных ударов по жизненно важному органу - по животу, предвидел наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью, не желал, но сознательно допустил наступление этих последствий. Действия подсудимого Давыдова Р.Х. обусловлены косвенным умыслом на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей опасного для жизни и повлекшего за собой потерю органа.
Суд квалифицирует действия Давыдова Р.Х. по ч. 1 ст. 111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, и повлекшего за собой потерю органа.
При назначении наказания подсудимому Давыдова Р.Х. в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, согласно ст. 61 УК РФ, суд учитывает оказание помощи потерпевшей после совершения преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшей.
В качестве отягчающего ответственность обстоятельства на основании п. «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ суд учитывает рецидив преступлений, так как подсудимый Давыдов Р.Х. ранее судим за совершение преступления средней тяжести, и судимость не погашена.
Согласно материалов дела, Давыдов Р.Х. по месту жительства характеризуется положительно, работает у частных лиц.
Учитывая обстоятельства совершения преступления, степень тяжести совершенного преступления, высокую общественную опасность преступления, суд полагает справедливым и необходимым назначить Давыдову Р.Х. наказание в виде лишения свободы. Наказание назначается с учетом положений ч. 3 ст. 68 УК РФ суд не усматривает с учетом данных о личности и обстоятельств преступления.
В соответствии с ст. 70 УК РФ.
От заявленного гражданского иска о взыскании компенсации морального вреда потерпевшая Шайдуллина И.М. отказалась в судебном заседании в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 303, 304, 307-310 УПК РФ, суд
приговорил:
Признать Давыдова Рафиса Хакимьяновича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 68 УК РФ в виде лишения свободы на срок 3 (три) года.
В соответствии с п. «в» ч. 7 ст. 79, ст. 70 УК РФ, путем частичного присоединения к назначенному наказанию не отбытой части наказания, назначенного по приговору Чернушинского районного суда Пермской области от 14 июля 2006 года, окончательно назначить Давыдову Рафису Хакимьяновичу наказание в виде лишения свободы на срок 03 (три) года 06 (шесть) месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислять с 22 июня 2010 года.
Меру пресечения осужденному Давыдову Рафису Хакимьяновичу изменить на заключение под стражу, взять под стражу в зале суда.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня провозглашения, осужденным, в тот же срок со дня вручения копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья Е.Р. Низаева