1-136/2011



дело № 1-136/2011

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2011 года

ЧЕРНУШИНСКИЙ районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи АНДРИАНОВА В.П.

с участием государственного обвинителя Мусихиной Н.С.

подсудимой Швалевой Л.И.

защитника Рыпалева Д.А.

при секретаре Треногиной Э.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Чернушинского районного суда уголовное дело № 1-136/11 по обвинению

        ШВАЛЕВОЙ Людмилы Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

        уроженки <адрес>,

        гражданки РФ, со средним образованием, вдовы, на иждивении

        детей не имеющей, не работающей, не судимой, проживающей

        в.г.Чернушка <адрес>,

по ч.1 ст. 105 УК РФ,

у с т а н о в и л:

    10.04.11года около 20 час 20 мин. Швалева Л.И. и ФИО5 находились в своей квартире по адресу <адрес>. После совместного распития спиртных напитков между ФИО6 и Швалевой Л.И. на кухне произошла ссора, в ходе которой ФИО6 нанес Швалевой Л.И. не менее двух ударов кулаком по затылочной части головы и по грудной клетке сзади. После этого на почве личных неприязненных отношений у Швалевой Л.И. возник преступный умысел на убийство своего мужа ФИО6

    Осуществляя свой преступный умысел, направленный на причинение смерти ФИО6, Швалева Л.И. вооружилась кухонным ножом с деревянной рукояткой, осознавая опасность совершаемых ею действий, нанесла потерпевшему один удар указанным ножом в область задней поверхности груди слева. От полученного ранения ФИО6 скончался на месте происшествия.

    Согласно заключению судебно-медицинского эксперта от ДД.ММ.ГГГГ причиной смерти ФИО6 явилось проникающее колото-резаное ранение задней поверхности груди слева, с повреждением нисходящего грудного отдела аорты на ? окружности, нижней доли и корня левого легкого, сопровождающееся левосторонним пневмотораксом и гемотораксам, обильной кровопотери.

    Допрошенная в судебном заседании в качестве подсудимой Швалева Л.И. свою вину признала полностью. Она показала, что вечером 10.04.11года она и ее муж ФИО6 употребляли спирт у соседки ФИО12 Так как она выпила много, смутно помнит, как пришли домой. ФИО6 стал требовать бутылку, чтобы продолжить употреблять спиртное. Между ними возникла ссора. Как и куда в ссоре муж нанес ей удары, она помнит плохо, но, так как у нее болела голова и бок, считает, что ударил он ее по голове, по боку или спине. Тогда она схватила нож и нанесла мужу удар ножом в спину. Муж упал на пол. Момент удара ножом она из-за опьянения также помнит смутно, но признает, что мужа ножом ударила она. В показаниях следователю она указывала, что они с мужем играли в карты, и ссора возникла из-за того, что муж проиграл ей в карты, но, видимо, этот эпизод был в другой день. Также она помнит, что на шум прибежала дочь Ксения и дала ей полотенце, чтобы остановить кровотечение. В настоящее время о случившемся сожалеет, просит не судить ее строго.

    Кроме показаний подсудимой, признавшей свою вину полностью, виновность Швалевой Л.А. подтверждается показаниями потерпевшей, свидетелей и другими доказательствами.

    Потерпевшая ФИО8 в судебное заседание из-за болезни не явилась, но в телефонограмме просила рассмотреть дело без нее, ее показания огласить. Из показаний потерпевшей ФИО8, оглашенных в судебном заседании, следует, что 10.04.11года ей по телефону позвонила Швалева Ксения и сообщила, что ее мать убила отца Швалева Виктора. До этого Швалевы вечером пришли из гостей. Швалева Л.И. легла спать. ФИО6 позвал Швалеву Л.И. на кухню, чтобы выпить еще спиртного. На кухне между родителями произошла ссора, в ходе которой Людмила ударила Виктора ножом в спину. Со слов брата она также знает, что в последнее время с женой ФИО6 жили плохо, так как злоупотребляли спиртными напитками, ссорились. В 2010 году брат приезжал к ней и рассказывал, что его жена Людмила в состоянии алкогольного опьянения ударила его ножом в грудь. Но, так как рана была небольшая, в больницу он не обращался. В разговоре с ней Швалева Л.И. неоднократно ей говорила, что рано или поздно убьет ФИО6 В результате смерти брата ей и другим близким родственникам причинен моральный вред, но от заявления иска она отказывается (л.д.143-144).

    Свидетель ФИО9 показала, что 10.04.11года мать с отцом стали с утра употреблять спиртные напитки. Затем днем ушли к соседке ФИО12 и там продолжили употреблять спиртное. Около 18 час пришла мать и легла спать. Через некоторое время пришел отец, стал будить мать и требовать с нее бутылку. Они стали ругаться и вышли в прихожую, она закрыла дверь, но шум ссоры слышала. Затем они пришли на кухню и продолжили там ругаться, после чего она услышала, что отец ударил мать не менее двух раз. Послышался шум битой посуды, и она решила вмешаться. Ей навстречу в прихожую зашла мать. Мать посмотрела на нее и села на диван. Она прошла на кухню и увидела, что на полу в кухне на правом боку лежит отец. На спине у отца она увидела рану, из которой шла кровь. Она крикнула матери, что она натворила. Мать пришла на кухню. Она подала матери полотенце приложить к ране и остановить кровотечение, а сама побежала к соседям ФИО10 вызвать скорую помощь. Приехала «скорая», и медики сообщили, что отец умер.

    Свидетель ФИО10 подтвердил показания ФИО9 и показал также, что от ФИО9 узнал, что Швалева Л.И. ударила ножом ФИО6 Он вызвал скорую помощь и пошел в квартиру Швалевых. Здесь он увидел лежащего в луже крови ФИО6 На кухне находилась и Швалева Л.И. в сильной степени опьянения и плакала. Но Швалева Л.И. ничего не рассказывала. Он знает Швалевых по-соседски, они оба употребляли спиртные напитки, ссорились и наносили друг другу побои.

    Согласно рапорту (л.д.4) 10.04.11года около 21 часа на полу в кухне квартиры по адресу <адрес> обнаружен труп ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с телесными повреждениями в виде колото-резаной раны в области задней поверхности грудной клетки слева.

    По протоколу осмотра места происшествия (л.д.6-12) труп ФИО6 с телесными повреждениями обнаружен на полу в кухне квартиры в <адрес>. На подоконнике окна кухни, в подставке для столовых приборов обнаружен и изъят кухонный нож с деревянной рукояткой с помарками крови (л.д. 5-12).

    В соответствии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ причиной смерти ФИО6 явилось проникающее колото-резаное ранение задней поверхности груди слева, с повреждением нисходящего грудного отдела аорты на ? окружности, нижней доли и корня левого легкого, сопровождающегося левосторонним пневмотораксом (разгерметизацией левой плевральной полости) и гемотораксом до 1700 мл (кровотечением в левую плевральную полость), обильной кровопотерей, что подтверждается характерной патоморфологической картиной, установленной при исследовании трупа. Учитывая проявления трупных изменений, с момента смерти до момента исследования трупа ФИО6 прошло не менее двух суток, что не противоречит срокам, указанным в постановлении.

    При судебно-медицинском исследовании трупа ФИО6 установлены прижизненные повреждения механического происхождения – ушибленные поверхностные раны и кровоподтеки лба, проникающее колото-резаное ранение задней поверхности груди слева с повреждением нисходящего грудного отдела аорты, нижней доли левого легкого, сопровождающееся левосторонним пневмотораксом (разгерметизацией левой плевральной полости) и гемотораксом до 1700 мл (кровотечением в левую плевральную полость), обильной кровопотерей.

    Колото-резаные ранения груди слева с повреждением органов грудной клетки, судя по количеству, характеру и расположению, образовались в результате однократного ударного воздействия в левую заднюю поверхность груди предметом, обладающим колюще-режущими свойствами. Установленные повреждения согласно приказу Минздравсоцразвития РФ № 194н от 24.04.2008года квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Ушибленные, поверхностные раны и кровоподтеки лба, судя по характеру, количеству и локализации, образовались от ударного воздействия твердого тупого предмета (предметов) в область лба. Данные повреждения не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, поэтому согласно приказу Минздравсоцразвития РФ № 194н от 24.04.2008года как вред здоровью не квалифицируются. Учитывая размер, характер и направление раневого канала, травмирующий предмет имел длину не менее 16 см, ширину не менее 3 см (с учетом сократимости ткани), обушок и лезвие с односторонней заточкой, при этом удар наносился сзади наперед, несколько слева направо, несколько сверху вниз по отношению к потерпевшему, при этом нападавший мог располагаться за спиной потерпевшего. Учитывая характер, размеры повреждений и представленного ножа, не исключается нанесение установленных колото-резаных повреждений представленным для обозрения ножом. Учитывая характер и локализацию установленных повреждений, смерть потерпевшего после нанесения колото-резаного ранения груди, должна была наступить в течение нескольких минут, при этом не исключается способность потерпевшего к активным самостоятельным действиям. В начальный период после нанесения повреждения потерпевший мог самостоятельно передвигаться на ногах, звать на помощь, сопротивляться. С нарастанием кровопотери состояние потерпевшего должно было утяжеляться с одновременным снижением способности потерпевшего к самостоятельным активным действиям. В крови и моче у трупа ФИО6 установлен этиловый алкоголь, в крови 3,5%, в моче -3,9%, что применительно к живым лицам соответствует тяжелой степени алкогольного опьянения (л.д.24-34).

    По заключению эксперта к от ДД.ММ.ГГГГ на кухонном ноже, изъятом в ходе осмотра места происшествия в квартире Швалевых, и на футболке, изъятой у Швалевой Л.И., обнаружена кровь, которая произошла от потерпевшего ФИО6 (л.д.118-123).

    В явке с повинной (л.д.58-59) Швалева Л.И. указала, что вечером 10.04.11года в своей квартире в <адрес> после совместного распития спиртных напитков, в ходе ссоры она нанесла один удар кухонным ножом своему мужу ФИО6, отчего ФИО6 умер.

    В соответствии с заключением комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ (стационарная комплексная психолого-психиатрическая судебная экспертиза) Швалева Л.И. хроническим психическим расстройством, слабоумием не страдает и не страдала, а у нее имеется алкогольная зависимость 2 стадии. Об этом свидетельствуют данные о систематическом злоупотреблении спиртными напитками (в том числе, суррогатами алкоголя) на протяжении нескольких лет с формированием психической и физической зависимости, типичными абстинентными явлениями, запоями, изменениями личности по алкогольному типу, что также полностью подтверждается и результатами стационарного судебного психолого-психиатрического обследования, при котором наряду с характерными соматическими нарушениями выявлены изменения личности по алкогольному типу. Однако у нее нет нарушений памяти, интеллекта, психотических расстройств, что не лишает ее возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Правонарушение она совершила вне какого-либо временного психического расстройства (в том числе вне судорожного припадка, сумеречного состояния сознания или патологического опьянения), а в состоянии простого алкогольного опьянения, о чем свидетельствует употребление спиртных напитков (суррогатов) в большом количестве перед правонарушением, отсутствие нарушений сознания, бреда, галлюцинаций и иных психических расстройств. Ее действия не были безмотивны, а определялись сложившимися неприязненными отношениями к мужу и возникшей конфликтной ситуацией. Ее агрессия на протяжении всего конфликта носила дифференцированный и избирательный характер, сопровождалась сложными целенаправленными действиями. Она реагировала на происходящее вокруг, понимала обращенную к ней речь, ее поведение менялось в зависимости от изменений ситуации. Ссылки испытуемой на запамятование происходившего и содеянного, равно как свидетельство дочери о том, что испытуемая после содеянного «ничего не соображала», не могут быть положены в основу заключения, так как в изолированном виде не являются симптомами какого-либо тяжелого психического расстройства, а могут являться следствием состояния опьянения или предъявляться в установочно-защитных целях. По своему психическому состоянию Швалева Л.И. в указанный период могла в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Поведение подэкспертной во время совершения преступления детермировалось не психологическими механизмами, а расстройством психических процессов под влиянием алкоголя, о чем свидетельствует у нее значительной степени алкогольного опьянения, что исключает квалификацию состояния физиологического аффекта (или эмоциональных состояний, существенно повлиявших на ее сознание и поведение). В применении мер принудительного характера не нуждается. По своему психическому состоянию она может принимать участие в следственных и судебных действиях (л.д.133-136).

    Суд, рассмотрев материалы уголовного дела, исследовав доказательства, считает, что виновность подсудимой полностью доказана, и квалифицирует ее действия по ч.1 ст. 105 УК РФ – как совершение убийства, то есть умышленного причинения смерти другому человеку.

    Так, о виновности Швалевой Л.И. в первую очередь свидетельствует категоричное признание подсудимой своей вины в убийстве мужа, а также показания дочери Швалевых, фактически являющейся очевидцем совершенного матерью убийства.

    Согласно заключению комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ в момент совершения преступления Швалева Л.И. по своему психическому состоянию в полной мере осознавала фактический характер и общественную опасность своих действий и могла руководить ими.

    При обсуждении вопроса о наказании суд принимает во внимание, что Швалева Л.И. совершила особо тяжкое преступление, отличающееся значительной общественной опасностью, и избирает в отношении подсудимой меру наказания, связанную с реальным лишением свободы.

    При обсуждении вопроса о размере наказания суд учитывает, что Швалева Л.И, ранее не судима, характеризуется посредственно, по данному обвинению свою вину признает полностью, в ходе следствия по делу оформила явку с повинной, а также противоправное поведение потерпевшего, что суд признает смягчающими наказание обстоятельствами.

    Отягчающих наказание обстоятельств суд не усматривает.

    Поэтому,

    руководствуясь ст. ст. 296-303 УПК РФ,

П Р И Г О В О Р И Л:

    ШВАЛЕВУ Людмилу Ивановну признать виновной по

ч.1 ст. 105 УК РФ и назначить наказание с применением ст. 62 УК РФ

7 (СЕМЬ) лет лишения свободы, без ограничения свободы, с отбытием наказания в исправительной колонии общего режима, исчисляя срок с 02 августа 2011 года.

    Меру пресечения изменить на заключение под стражу в зале суда.

    Вещественные доказательства по делу – кухонный нож и футболку – уничтожить.

    Приговор может быть в течение десяти дней обжалован в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в кассационном порядке, для подсудимой Швалевой Л.И. с момента получении копии приговора, для остальных с момента оглашения приговора.

    В случае подачи кассационной жалобы подсудимая Швалева Л.И, вправе участвовать в ее рассмотрении в порядке кассационного судопроизводства и ходатайствовать о назначении адвоката.

Районный судья:                                В.П.Андрианов