Дело № 1-26/2011
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 08 февраля 2011 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием государственного обвинителя старшего помощника прокурора Чернушинского района Микаева Р.О.,
подсудимого Акишина А.И.,
защитника адвоката АП ПК Копытова О.А. (ордер № 10 от 02.02.2011 года),
потерпевшей Барковой Г.В.,
представителя потерпевшей адвоката АП ПК Пикулевой В.С. (ордер № 423 от 02.02.2011 года),
при секретаре Черенковой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Акишина Александра Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, русского, со средним техническим образованием, женат, имеющего на иждивении дочь Дарью, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работающего в ООО «НПФ ПермГео», военнообязанного, проживающего в <адрес> края <адрес>, ранее не судимого;
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ;
УСТАНОВИЛ:
Акишин А.П. при управлении автомобилем совершил нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей Барковой Софии Олеговны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
31 октября 2010 года около 08 часов утра Акишин А.И. в нарушение требований ч. 1 п. 2.7 Правил дорожного движения, находясь в состоянии алкогольного опьянения, двигался на технически исправном автомобиле «NISSAN - LIBERTY» (государственный регистрационный знак №) по улице Школьная в деревне Зверево Чернушинского района Пермского края со стороны города Чернушки в направлении села Рябки Чернушинского района. С Акишиным А.И. в качестве пассажиров в автомобиле следовали ФИО9 на переднем пассажирском сиденье слева, ФИО10 на заднем пассажирском сиденье слева, ФИО11 на заднем пассажирском сиденье справа. В это время напротив <адрес> на правой обочине по ходу движения автомобиля под управлением Акишина А.И. стояли пешеходы несовершеннолетняя Баркова С.О., 1996 года рождения, и несовершеннолетняя ФИО12, 1995 года рождения. Акишин А.И. во время движения по ул. Школьная в дер. Зверево Чернушинского района на повороте, проявив преступную небрежность и легкомыслие, в нарушение требований п. 10.1 Правил дорожного движения, не учитывая дорожные и метеорологические условия, управляя автомобилем со скоростью не менее 50 км/час, не обеспечивающей водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, не справился с управлением, и в нарушение п. 1.4 Правил, не соблюдая требование Правил дорожного движения о правостороннем движении транспортных средств, выехал на встречную полосу движения, где в нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения, предписывающего водителю при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, не остановился, с целью выровнять траекторию движения автомобиля, повернул направо и вследствие алкогольного опьянения, ухудшающего реакцию и внимание, потерял контроль над управлением автомобилем, пересек проезжую часть ул. Школьная и в нарушение требований п.9.9 Правил дорожного движения выехал на правую по ходу движения обочину улицы Школьная, где напротив дома № 58 из-за допущенной преступной небрежности, самонадеянности и грубого нарушения Правил дорожного движения совершил наезд на пешеходов Баркову С.О. и ФИО12
В результате дорожно-транспортного происшествия пешеход Баркова С.О. получила телесные повреждения в виде тупой сочетанной травмы головы, туловища, конечностей, закрытой черепно-мозговой травмы: оскольчатого перелома костей свода и основания черепа, кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой и в желудочках мозга, кровоизлияния в мягких тканях головы; закрытой травмы грудной клетки: ушиба легких, крупнопятнистых кровоизлияний под висцеральной плеврой легких, разрыва левого легкого, левостороннего гемоторакса; закрытой травмы живота: разрыва печени, разрыва селезенки, кровоизлияния в брыжейке толстой кишки; двухстороннего перелома нижней челюсти, внутрисуставного перелома правого плеча, перелома костей правой голени, перелома правой ключицы, раны в верхней трети правого плеча по внутренней поверхности, раны в верхней трети левой голени по внутренней поверхности, ссадин, кровоподтеков на голове, туловище, конечностях. Данные повреждения, согласно заключения судебно-медицинского эксперта, квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. От полученных телесных повреждений пешеход несовершеннолетняя Баркова С.О. скончалась на месте дорожно-транспортного происшествия.
Своими действиями Акишин А.И. нарушил Правила дорожного движения: п.1.4 на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств; п. 2.7 водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; п. 9.9 запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам; п. 10.1 водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований правил, при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Допущенные Акишиным А.И. преступная небрежность, самонадеянность и нарушение требований п. 1.4, 2.7, 9.9, 10.1 Правил дорожного движения находятся в причинно – следственной связи с неосторожным причинением смерти пешеходу Барковой С.О.
Подсудимый Акишин А.И. в судебном заседании вину признал полностью, пояснил, что 31 октября 2010 года на собственной автомашине «NISSAN» он с ФИО9, ФИО10, ФИО11 поехали в дер. Зверево, автомашина была исправна, колеса летние, правое переднее колесо запасное колесо, поэтому больше изношено, в деревне при объезде автомашины и возвращении на свою полосу движения на проезжей части или обочине увидел двух девочек, машину занесло, он потерял управление и совершил наезд на пешеходов. Не отрицает, что выпил и находился в опьянении. С места происшествия не уезжал, находился до приезда скорой помощи и сотрудников ГАИ. Исковые требования потерпевшей признает в полном объеме. У него на иждивении малолетняя дочь и дочь инвалид.
Потерпевшая Баркова Г.В. показала, что погибшая Баркова София Олеговна, 1996 года рождения, её дочь, 31 октября 2010 года она вместе с ФИО12 Региной на автобусе уехали в дер. Зверево для репетиции в воскресной школе, в 8.30 ей позвонили и сообщили о дорожно-транспортном происшествии, она приехала в д. Зверево, Софья лежала за остановкой, синела, из головы шла кровь, был открытый перелом ноги. Медицинские работники определили наступление смерти. Она заявила и поддерживает гражданский иск о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 1500000 рублей. Причинен моральный вред смертью дочери, причинен моральный вред младшей дочери, так как она переживает из-за смерти сестры, часто плачет. Акишин выплатил 200 000 рублей в счет компенсации морального вреда, выдал расписку обязательство о выплате 1 300000 рублей в течении одного года, в связи с добровольным возмещением вреда и обязательством по выплате она просит назначить подсудимому условное наказание.
Свидетель обвинения ФИО12 показала, что 31 октября 2010года они с Барковой С.О. около 8 часов находились в дер. Зверево, шли по правой обочине, слушали музыку из мобильного телефона и остановились около дорожного знака, стояли на обочине лицом друг другу, возле ворот церкви на обочине стояла темная автомашина, которая движению по проезжей части не препятствовала. На проезжую часть они не выходили, и не перебегали. Она увидела, как со стороны города Чернушка быстро двигалась автомашина «Ниссан», так как машину стало заносить, она предложила Барковой С.О. отойти подальше от дороги, но они не успели, после этого машина их сбила, она пришла в себя около забора. Первое время не чувствовала ног, затем поднялась. При наезде у неё спал сапог, который нашли дальше к траве. Баркова С.О. лежала за остановкой. Шапка Барковой С.О. осталась на обочине в месте наезда, также недалеко обнаружен мобильный телефон, находившийся в момент наезда в руках у Барковой С.О. Место наезда возле дорожного знака на обочине. Около остановки стояла автомашина сильно поврежденная. Из машины вышли, как она видела, трое граждан. В связи с травмой она находилась на лечении в больнице, Акишин оказывал помощь в приобретении медикаментов, витаминов, оплатил услуги репетитора.
Свидетель обвинения ФИО13 показал, что 31 октября 2010 года около 8 часов он услышал сильный шум с улицы, полагая, что произошло дорожное происшествие, вышел на улицу из кочегарки церкви, около остановки стояла разбитая машина, из которой через заднее стекло вышло двое граждан, кроме них было еще двое граждан. Граждане из машины подбежали к ФИО12, сидевшей около забора, он просил их не трогать, чтобы не ухудшить её состояние. За остановкой лежала Баркова С.О. При осмотре у неё не было пульса. На место прибежал настоятель церкви ФИО14 Свидетель отнес травмированную ФИО12 в сторожку. ФИО12 указала на шапку, лежавшую возле дороги между обочиной и проезжей частью перед дорожным знаком. Акишин разговаривал с ФИО14. Пассажиры машины говорили, что были сильно удивлены тем, что сбили двух девушек, так как не заметили их при движении. Водитель Акишин был в шоковом состоянии, и находился по внешнему виду в состоянии опьянения. Проезжая часть дороги была скользкая с первой наледью. На проезжей части и обочине были следы автомашины.
Свидетель обвинения ФИО14 показал, что работает настоятелем в церкви в дер. Зверево, 31 октября 2010 года около 7 часов утра приехал в церковь в дер. Зверево. Из-за первого выпавшего снега и заморозка проезжая часть была с наледью и гололедом, при управлении автомобилем требовалась особая осторожность и выбор скоростного режима. Около 8 утра дочь сообщила об аварии, на месте увидел около автобусной остановки поврежденную автомашину, на дороге были следы торможения. Пострадавшая ФИО12 была травмирована, была в одном сапоге, звала Баркову С.О. Баркова С.О. лежала ближе к остановке, при осмотре у неё уже не было признаков жизни. Водитель Акишин не отрицал, что совершил наезд на пешеходов, находился в состоянии алкогольного опьянения. ФИО12 пояснила, что они с Барковой С.О. шли в сторону остановки по гравийной обочине, слушали музыку, увидели быстро двигающуюся автомашину, хотели отойти, но не успели и произошел удар. В момент наезда Баркова С.О. и ФИО12 стояли на обочине, по погодным и дорожным условиям у них не было возможности выходить на проезжую часть. На месте наезда осталась шапка Барковой С.О., мобильный телефон недалеко на обочине. В канаве нашли сапог ФИО12 Видны были следы заноса автомобиля на проезжей части и обочине.
Свидетель обвинения ФИО16 показала, что 31 октября 2010 года в 8 часов 10-15 минут сообщили о дорожно-транспортном происшествии, на месте ДТП находилась около остановки автомашина с повреждениями, сидела ФИО12 Регина, Баркова Софья лежала без сознания. У ФИО12 нашли сапог в канаве и отвели в помещение для оказания помощи. На обочине около дорожного знака обнаружена шапка Барковой С.О. Со слов ФИО12 они увидели, что машина двигается с большой скоростью, машину стало заносить, они с Барковой С.О. хотели отойти, но произошел наезд. Водитель Акишин находился в состоянии опьянения.
Свидетель обвинения ФИО11 показал, что 31 октября 2010 года примерно в 07 часов 20-25 минут он с водителем Акишиным, с пассажирами ФИО9 и ФИО10 поехали на автомашине Акишина в дер. Зверево к ФИО9, все, в том числе Акишин, находились в состоянии опьянения. В дер. Зверево двигались со скоростью примерно 50-55 км/час, напротив церкви Акишин, не снижая скорости, стал объезжать машину, стоявшую частично на правой обочине, выехал на встречную полосу, когда стал возвращаться на свою полосу, увидел пешеходов, Акишин стал тормозить, машину стало заносить, произошло два удара, произошел наезд на пешеходов передней частью автомашины, сразу разбилось лобовое стекло, затем машина ударилась об остановку. Они с ФИО10 выбрались из машины через заднее стекло. Пострадавшая ФИО12 находилась в 1,5 метров от забора, потерпевшая Баркова находилась за остановкой. Водитель Акишин находился в состоянии алкогольного опьянения, не учел, что дорога была скользкой. Оглашенные показания подтверждает.
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО11 следует, что Акишин двигался со скоростью не более 50 км/час, впереди по ходу движения справа на обочине стояла автомашина, левыми колесами на проезжей части, Акишин стал объезжать автомобиль слева, в тот момент когда возвращался со встречной полосы на свою полосу движения, увидел впереди в свете фар у края проезжей части двух пешеходов, в это время автомобиль Акишина начало заносить на проезжей части, двигался по проезжей части непрямолинейно, свидетель увидел, что пешеходы пытались отбежать от машины, услышал удар о переднюю часть автомобиля, затем более сильный удар в левую часть автомобиля, автомобиль развернуло, и он остановился. Свидетель с ФИО10 выбрались через окно в двери багажника. Свидетель звонил в скорую помощь. Акишин совершил наезд на двух девушек. Одна ФИО12 сидела у забора неподалеку от знака «пешеходный переход», вторая Баркова лежала рядом с автобусной остановкой. Свидетель сильно ударился головой. На место ДТП пришли священник, затем приехали медицинские работники. У Черных был перелом ноги. Баркова умерла на месте ДТП. Свидетелю известно, что на автомобиле Акишина были установлены летние шины. По мнению свидетеля в дорожно-транспортном происшествии виноват Акишин, так как управлял автомобилем в состоянии опьянения, потерял контроль за управлением автомобилем. (л.д. 63-65 т.1)
Свидетель обвинения ФИО10 показал, что 31 октября 2010 года около 7-8 часов к нему приехал Акишин на своем автомобиле, Акишин находился в состоянии опьянения, затем вместе они еще выпили водки. Поехали в дер. Зверево, в деревне стали объезжать стоявшую автомашину, затем увидели девочек на проезжей части, пешеходы стали метаться по дороге, Акишин стал тормозить, машину закидало, произошел наезд на пешеходов передней частью автомобиля. Пешеходы находились на проезжей части в 2-3 метрах от края проезжей части. После наезда на пешеходов произошел удар автомобиля об остановку. После происшествия они выбрались из автомобиля. Одна пострадавшая ФИО12 находилась у забора, кричала. Вторая находилась за остановкой.
Свидетель обвинения ФИО9 показал, что 31 октября 2010 года около 7 утра они с Акишиным, ФИО11, ФИО10 поехали в дер. Зверево, в дер. Зверево как заметил свидетель при скорости 53 км/час Акишин стал объезжать автомашину, выехал влево, затем стал поворачивать вправо, в этот период увидели двух девочек, которые метались по проезжей части, потерпевшие пытались избежать наезда и убежать вправо, но произошел наезд на пешеходов передней частью автомобиля, затем автомобиль ударился об остановку. На проезжей части был гололед. Автомобиль занесло, при маневре Акишин скорость движения не снижал. Когда выбрались из автомобиля, одна потерпевшая находилась около забора, вторая лежала дальше, сообщили, что она умерла.
Согласно материалов дела, сообщение о дорожно-транспортном происшествии от свидетеля ФИО15 зарегистрировано ОВД 31 октября 2010 года в 08 часов 10 минут. (л.д. 4, 3 т.1)
Согласно протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия от 31 октября 2010 года, место дорожно-транспортного происшествия расположено в дер. Зверево Чернушинского района ул. Школьная д. 58, на месте горизонтальный участок дороги, асфальтобетонное покрытие, состояние дорожного покрытия обледенелое, ширина проезжей части 7,8 метров, к проезжей части примыкают обочины, на месте обнаружена автомашина NISSAN гос.номер Х 439 МТ 59, стоящая частично на плите автобусной остановки, обнаружены поверхностные спаренные следы шин автомашины, левый начинается на расстоянии 1,8 метра от левого края проезжей части, длиной 40,5 метров и заканчивается у бетонной плиты остановки, правый след начинается на расстоянии 2,8 метра от правого края проезжей части, длиной 38,2 метров, заканчивается у бетонной плиты остановки, на расстоянии 4,5 метров от автомашины обнаружен фрагмент бампера, в 7 метрах около трупа потерпевшей Барковой С.О. обнаружено зеркало от автомашины, на автобусной остановке обнаружены фрагменты стекол фар и бампера от автомашины, на расстоянии 0,5 метра от правого по ходу движения края проезжей части на правой обочине на расстоянии 1,8 метра от дорожного знака «пешеходный переход» обнаружена вязаная шапка, принадлежащая Барковой С.О., на расстоянии 13 метров от остановки и 3,7 метра от края проезжей части на правой обочине обнаружен мобильный телефон сотовой связи Барковой С.О., труп потерпевшей Барковой С.О. обнаружен в 2, 2 метрах от остановки, при осмотре автомашины NISSAN обнаружены деформация левых дверей, капота, задних крыльев, крыши салона, крышки багажника, переднего левого крыла, передней стойки капота, разбито лобовое стекло, стекло передней левой двери, повреждения переднего и заднего бампера, согласно схемы к протоколу, следы бокового заноса автомобиля NISSAN начинаются в 1,8 метрах от левого края проезжей части, продолжаются на правой полосе движения, затем на обочине и заканчиваются у автобусной остановки. (л.д. 8-25 т.1)
Согласно Акта освидетельствования на состояние опьянения № 59 АВ 016495 с применением технического средства и Акта медицинского освидетельствования водителя Акишина А.И. № 32 от 31 октября 2010 года в медицинском учреждении, у Акишина А.И. установлено состояние опьянения. (л.д. 30-33 т.1)
Согласно водительского удостоверения водитель Акишин А.И. имеет право управления транспортными средствами категории В, С. (л.д.142 т.1)
Согласно протокола осмотра автомобиля NISSAN (номер Х 439 МТ 59), передний бампер лежит отдельно, государственный знак отсутствует, стекло задней двери отсутствует, разбит левый задний блок фонарей, на левой задней двери и левом заднем крыле имеется горизонтально расположенные вмятины со следами наслоениями краски синего цвета фрагментами дерева, деформирована крыша, деформированы левое переднее крыло, левая передняя дверь, на капоте обнаружена вмятина, лобовое стекло с трещинами преимущественно слева, покрышки колес с летним рисунком протектора, протектор переднего правого колеса со значительным износом. (л.д. 125-132)
Согласно заключения судебно-медицинского эксперта № 206/доп-1 от 15.12.2010 года, смерть потерпевшей Барковой С.О., 1996 года рождения, наступила от тупой сочетанной травмы головы, туловища, осложнившейся переломом костей свода и основания черепа, кровоизлиянием под мягкую мозговую оболочку и вещество мозга, разрывом левого легкого, левосторонним гемотораксом, разрывом печени, селезенки, данные повреждения квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, перелом плечевой кости, костей голени влечет за собой значительную стойкую утрату трудоспособности не менее чем на одну треть и квалифицируется как тяжкий вред здоровью, перелом ключицы квалифицируется как средней тяжести вред здоровью, так как требует лечения свыше 21 дня, раны квалифицируются как легкий вред здоровью, так как требуется лечение свыше 6 дней но не более 21 дня, ссадины и кровоподтеки не влекут за собой расстройства здоровья, все повреждения могли образоваться от плотных, ударно скользящих воздействий твердых тупых предметов (орудий), возможно при дорожно-транспортном происшествии, у потерпевшей имелось не менее 18 травматических повреждений, учитывая расположение большинства телесных повреждений справа потерпевшая могла находиться правой стороной туловища по отношению к автомобилю. (л.д. 114-118, 41-45 т.1)
Согласно заключений судебно-медицинского эксперта, у пешехода свидетеля ФИО12, 1995 года рождения, имелись повреждения в виде внутрисуставного перелома медиального мыщелка большеберцовой кости со смещением, гемартроза левого коленного сустава, ушибленной раны в области нижней трети правой голени, повреждения квалифицируются как средней тяжести вред здоровью, (л.д. 74-76), у пассажира автомобиля свидетеля ФИО11 имелись повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга, перелома наружной костной пластины теменной кости справа, перелома костистого отростка С-5 тела, которые квалифицируются как средней вред здоровью. (л.д. 60-62 т.1)
Оценив перечисленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что вина подсудимого Акишина А.И. в нарушении правил безопасности дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшей Барковой С.О., доказана в судебном заседании.
Из показаний подсудимого Акишина А.И. в судебном заседании следует, что при движении по улице в дер. Зверево он выполнял маневр объезда автомобиля, выехал на полосу встречного движения, затем возвращался на свою полосу движения, увидев пешеходов, принимал меры к торможению, так как неправильно избрал скоростной режим, не учел время суток, видимость, состояние погоды, дорожные условия, утратил контроль за автомобилем, и совершил наезд на двух пешеходов, не отрицает, что находился в состоянии алкогольного опьянения.
Состояние алкогольного опьянения у водителя Акишина А.И. установлено при освидетельствовании, проведенном с использованием прибора алкотест и при медицинском освидетельствовании в медицинском учреждении, свидетели ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО13, ФИО16 подтвердили, что водитель Акишин А.И. находился в состоянии алкогольного опьянения.
Из показаний свидетеля ФИО12 следует, что они с потерпевшей Барковой С.О. находились на обочине, стоявший на обочине автомобиль движению по проезжей части не препятствовал, свидетель обратила внимание на автомобиль подсудимого, который двигался с высокой скоростью и беспричинно изменил траекторию движения, поэтому они с потерпевшей решили отойти дальше от проезжей части, но не успели, место наезда на обочине, так как на месте наезда остались шапка потерпевшей и её телефон.
Показания свидетеля ФИО12 подтвердили свидетели ФИО13, ФИО14, ФИО16
Показания данных свидетелей последовательные и не противоречивые, оснований не доверять показаниям свидетелей в судебном заседании не установлено.
При осмотре места происшествия установлено по обнаруженным следам транспортного средства, что автомобиль под управлением Акишина А.И. выехал на полосу встречного движения, затем двигался на свою правую полосу движения, с которой выехал на правую обочину, где был совершен наезд на пешеходов, место наезда установлено по следам транспортного средства и обнаруженной при осмотре шапки, находившейся в момент наезда на потерпевшей Барковой С.О.
Из показаний свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11 следует, что водитель Акишин А.И. управлял автомобилем в состоянии опьянения, при движении не учитывал обледенение проезжей части, увидев стоявший автомобиль не обочине, выехал на полосу встречного движения, при выполнении маневра не снижал скорости, при возвращении на полосу движения, увидев пешеходов, затормозил, утратил контроль за автомобилем, совершил наезд на пешеходов, затем совершил наезд на автобусную остановку.
Согласно заключения судебно-медицинского эксперта травма потерпевшей Барковой С.О. причинена при дорожно-транспортном происшествии.
Согласно Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением СМ-Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, Пункт 1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств; Пункт 2.7. Водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; Пункт 9.9 Правил дорожного движения, Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил); Пункт 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Нарушение подсудимым Акишиным А.И. п. 1.4 Правил дорожного движения подтверждается показаниями свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО16, объективными данными при осмотре места происшествия установлено, что водитель Акишин А.И. выехал без какой-либо необходимости на левую полосу движения, при наличии свободной правой полосы.
Нарушение п. 2.7 Правил дорожного движения в действиях Акишиным А.И. подтверждается актом освидетельствования, актом медицинского освидетельствования, показаниями свидетелей ФИО13, ФИО14, ФИО9, ФИО10, ФИО11
Наличие состояния опьянения не позволяет водителю правильно оценивать дорожные условия, затрудняет контроль за движением при выполнении маневров, ухудшает реакцию водителя в случае возникновения опасности для движения, то есть умышленно ставит под угрозу безопасность движения, в данное состояние водитель привел себя добровольно.
Нарушение п. 9. 9 Правил дорожного движения в действиях Акишина А.И. подтверждается объективными данными при осмотре места происшествия – следами транспортного средства на обочине, показаниями свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО14
Нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения в действиях Акишина А.И. подтверждается показаниями свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО9, ФИО10, ФИО11, осмотром автомобиля и места происшествия.
Суд находит, что нарушение указанных пунктов Правил дорожного движения в совокупности привело к дорожно-транспортному происшествию – выезду автомобиля под управлением Акишина А.И. с проезжей части на обочину и наезду на пешехода Баркову С.О., и находится в прямой причинно-следственной связи с причинением по неосторожности смерти пешеходу Барковой С.О.
В ходе движения по автодороге со скоростью, не обеспечивающей постоянного контроля за движением автомобиля, Акишин А.И. не учел сложные дорожные, метеорологические условия, состояние дорожного покрытия и технические особенности своего автомобиля, без необходимости выехал на полосу встречного движения, не принял мер к снижению скорости движения, при возвращении на правую полосу движения утратил контроль за движением автомобиля, в связи с чем возник процесс заноса автомобиля, затем выехал на обочину, где допустил наезд на пешехода потерпевшую ФИО17, при наезде пешеход была смертельно травмирована, тогда как водитель был обязан учитывать дорожные условия, и скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением и выполнение требований Правил, водитель Акишин А.И. должен был выбрать такую скорость движения при имеющихся условиях и состоянии дорожного покрытия, которая позволяла бы не допустить возникновение неуправляемости автомобиля и его заноса, съезда с проезжей части на обочину, не допустить наезда на пешеходов.
В данном случае высокая скорость движения, не соответствующая дорожным условиям, выезд на полосу встречного движения, движение по обочине, состояние опьянения, в совокупности привели к созданию аварийной ситуации и не позволили водителю Акишину А.И. правильно оценивать дорожную ситуацию, предотвратить дорожно-транспортное происшествие.
В действиях потерпевшей Барковой С.О. не установлено нарушение правил дорожного движения.
Суд квалифицирует действия Акишина А.И. по ч. 4 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
При назначении наказания в качестве смягчающих ответственность обстоятельств суд учитывает в отношении Акишина А.И. наличие на иждивении малолетнего ребенка, семейное положение и наличие на иждивении дочери - инвалида, полное признание вины, добровольное частичное возмещение причиненного потерпевшей морального вреда.
Отягчающих ответственность обстоятельств в отношении Акишина А.И. не усматривает.
Подсудимый Акишин А.И. ранее к уголовной ответственности не привлекался, совершил преступление впервые по неосторожности средней тяжести, имеет постоянное место жительства и работы, по месту жительства, по месту работы характеризуется исключительно положительно.
С учетом степени тяжести совершенного преступления, обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, характеристики личности, совокупности смягчающих обстоятельств, поведения подсудимого после дорожно-транспортного происшествия, суд назначает подсудимому Акишину А.И. наказание в виде условного осуждения к лишению свободы, применяет дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.
Потерпевшей Барковой Г.В. заявлен гражданский иск о компенсации морального вреда, причиненного смертью дочери Барковой С.О., о взыскании в пользу потерпевшей суммы 750000 рублей и взыскании в пользу потерпевшей в интересах малолетней ФИО18, 30 июля 2003 года рождения, суммы 750 000 рублей. (л.д. 96-97 т.1)
Согласно ст. 151 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Вина подсудимого Акишина А.И. в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть несовершеннолетней потерпевшей Барковой С.О., в судебном заседании установлена исследованными доказательствами. Исковые требования Барковой Г.В. о компенсации морального вреда суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Акишин А.И. исковые требования признал полностью. Подлежит взысканию с Акишина А.И. в пользу Барковой Г.В. 1300000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 296, 302, 304, 307, 308, 309, 310 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Акишина Александра Ивановича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 4 (четыре) года с лишением права управлять транспортным средством на срок 3 (три) года.
В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Акишину А.И. наказание в виде лишения свободы считать условным, установить испытательный срок 3 (три) года.
Дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами подлежит реальному исполнению.
Возложить на осужденного Акишина А.И. обязанность: не менять место постоянного жительства, места работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде осужденному Акишину А.И. отменить по вступлению в законную силу приговора суда.
Взыскать с Акишина Александра Ивановича в пользу Барковой Галины Владимировны денежную компенсацию морального вреда, причиненного преступлением, в сумме 1300000 (один миллион триста тысяч) рублей.
Вещественные доказательства: автомобиль «Нисан» (номер Х 439 МТ 59) передать владельцу Акишину А.И. по вступлению приговора суда в законную силу.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течении 10 суток со дня провозглашения через Чернушинский районный суд, осужденным в тот же срок со дня вручения копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья Е.Р. Низаева