Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка
Дата обезличена года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Паршаковой СЛ.,
с участием заявителя помощника прокурора Чернушинского района Лыбиной О.В., представителя Земского Собрания Чернушинского муниципального района Желудковой С.А., при секретаре Воробьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чернушинского муниципального района об оспаривании в части нормативного правового акта,
установил:
Прокурор Чернушинского муниципального района обратился в суд с заявлением о признании акта органа местного самоуправления недействительным.
Заявление мотивировал тем, что согласно статье 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия в регулировании вопросов установления порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам. Определив основания для временного ограничения движения транспортных средств по муниципальным автомобильным дорогам, тоннаж транспортных средств, движение которых ограничивается, а также плату, взимаемую за проезд Решением Земского собрания устанавливается порядок временного ограничения движения транспортных средств, в то время как установление такого порядка отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Отсутствие нормативного правового акта уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, устанавливающего порядок временного ограничения движения по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения, не является основанием для изменения установленных федеральным законом правил и не предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующие полномочия. Отсутствовало у органа местного самоуправления и полномочие по определению порядка внесения платы, взимаемой в целях компенсации ущерба за повышенный износ и разрушение муниципальных автомобильных дорог в период временного ограничения движения транспортных средств. В силу статьи 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также исходя из норм Федерального закона "О безопасности дорожного движения" у органов местного самоуправления не имеется полномочия в регулировании вопросов определения платы, взимаемой за пользование автодорогами в период временного ограничения движения транспортных средств. Кроме того, оспариваемый акт принят, в том числе, в соответствии с Законом Пермского края от 09 августа 2006 года № 2900-655 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» п.2 ст. 13 которого ранее предусматривалось право органам местного самоуправления устанавливать временные прекращения или ограничения движения. Указанный Закон в связи с изданием Закона Пермского края от 14 ноября 2008 года № 326-ПК «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» утратил силу. Вновь принятым Законом право прекращения или ограничения движения по муниципальным автомобильным дорогам органам местного самоуправления не предусмотрено. Таким образом, пункт 24 Положения о муниципальных автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Чернушинском муниципальном районе должен быть признан недействующим. Просит признать недействующим пункт 24 Положения о муниципальных автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Чернушинском муниципальном районе, утвержденный Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от |31 октября 2008 года № 104.
В ходе судебного разбирательства прокурор Чернушинского муниципального района изменил требования, просил признать незаконной ссылку на Закон Пермского края от 9 марта 2006 г. N 2900-655 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» в вводной части Решения Земского Собрания Чернушинского муниципального района № 104 от 31 октября 2008 года « Об утверждении Положения о муниципальных автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Чернушинском муниципальном районе»; признать незаконными пункты 24.5.2, 25.7 Решения Земского Собрания Чернушинского муниципального района № 104 от 31 октября 2008 года «Об утверждении Положения о муниципальных автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Чернушинском муниципальном районе». Заявление мотивировал тем, что Решение Земского Собрания Чернушинского муниципального района № 104 от 31 октября 2008 года «Об утверждении Положения о муниципальных автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Чернушинском муниципальном районе» принято на основании Закона Пермского края от 9 марта 2006 г. N 2900-655 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», признанном утратившим силу в связи с принятием Закона Пермского края от 14 ноября 2008 N 326-ПК, вступившего в силу с 01 декабря 2008 года. В соответствии с ч.4 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В связи с этим из вводной части Решения необходимо исключить ссылку на утративший силу Закон. Кроме того, пунктом 24.5.2 Положения предусмотрено, что плата за проезд транспортных средств- по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования (в соответствии с техническими характеристиками транспортного средства) из расчета разрешенной максимальной массы транспортного средства. Указанный пункт не соответствует действующему законодательству, в связи с чем, подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии с п.2 ст. 30 ФЗ от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта РФ» Министерство транспорта РФ осуществляет полномочия по определению порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам. Такой порядок определен Приказом Министерства транспорта РФ от 27 августа 2009 № 149 «Об утверждении порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам». Согласно п. 18, 19 указанного Приказа временное ограничение движения в весенний период осуществляется путем установки соответствующих дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства. Предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общего пользования нагрузки на оси транспортного средства определяются на основе данных транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, полученных по результатам диагностики. В период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов. Статьей 31 ФЗ от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ установлен порядок движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Частью 8 указанной статьи определено, что Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ» утверждены Правила возмещения вреда. Согласно пункту 5 указанного Постановления размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года. Плата рассчитывается по формуле, определенной в части 6 указанного постановления. В нарушение установленного Порядка пунктом 24.5.2 Решения определен иной порядок, из расчета максимальной массы транспортного средства, что является недопустимым. Кроме того, пункт 24.5.2 противоречит пункту 25.7 того же Решения, что в дальнейшем может повлечь за собой неоднозначное применение нормы. Кроме того, пункт 25.7 Положения предусматривает плату за проезд тяжеловесного транспорта по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования. Размер платы утвержден неоднозначно и неконкретно, что может привести к широте дискреционных полномочий со стороны органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по выдаче разрешений и расчету платы в счет возмещения вред, что относится к коррупциогенным факторам, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Помощник прокурора Чернушинского района Лыбина О.В. в судебном заседании требования уточнила, просила обязать Земское собрание привести в соответствие с действующим законодательством пункты 24.5.2, 25.7 Положения «О муниципальных автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Чернушинском муниципальном районе».
Представитель Земского Собрания Чернушинского муниципального района Желудкова С.А. в судебном заседании с требованиями прокурора согласилась, пояснила, что Земское Собрание Чернушинского муниципального района обязуется привести Положение в соответствие с действующим законодательством.
Суд, заслушав стороны, рассмотрев представленные доказательства, считает заявление прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Решение Земского Собрания Чернушинского муниципального района № 104 от 31 октября 2008 года «Об утверждении Положения о муниципальных автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Чернушинском муниципальном районе» принято на основании Закона Пермского края от 9 марта 2006 года N 2900-655 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», признанном утратившим силу в связи с принятием Закона Пермского края от 14 ноября 2008 N 326-ПК «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», вступившего в силу с 02 декабря 2008 года.
В соответствии с ч.4 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В связи с этим из вводной части Решения необходимо исключить ссылку на утративший силу Закон Пермского края от 09 марта 2006 года №2900-655 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».
Кроме того, пунктом 24.5.2 Положения предусмотрено, что плата за проезд транспортных средств по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования (в соответствии с техническими характеристиками транспортного средства) из расчета разрешенной максимальной массы транспортного средства в период весенней распутицы устанавливается в следующих размерах: максимальная масса транспортного средства от 10 до 20 т. включительно - размер платы (в единицах от утвержденного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации) в течение суток 7,0; на 15 дней -52,50; максимальная масса транспортного средства от 20 до 30 т. включительно, в том числе автомобили вездеходы всех типов - размер платы (в единицах от утвержденного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации) в течение суток 9,0; на 15 дней -67,50; максимальная масса транспортного средства свыше 30 т. - размер платы (в единицах от утвержденного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации) в течение суток 12,0; на 15 дней -90,00.
Порядок внесения платы, взимаемой в целях компенсации ущерба за повышенный износ и разрушение муниципальных автомобильных дорог, утверждается нормативно-правовым актом главы Чернушинского муниципального района Пермского края. Средства, полученные в виде платы за компенсацию ущерба за повышенный износ и разрушение муниципальных автомобильных дорог общего пользования, зачисляются в бюджет Чернушинского муниципального района.
Указанный пункт не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с п.2 ст. 30 ФЗ от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта РФ» Министерство транспорта РФ осуществляет полномочия по определению порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Такой порядок определен Приказом Министерства транспорта РФ от 27 августа 2009 № 149 «Об утверждении порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам».
Согласно п. 18, 19 указанного Приказа временное ограничение движения в весенний период осуществляется путем установки соответствующих дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства.
Предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общего пользования нагрузки на оси транспортного средства определяются на основе данных транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, полученных по результатам диагностики.
В период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.
Согласно ч.8 ст.31 Федерального закона РФ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ, порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ» утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов».
Согласно пункту 5 указанных Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Плата рассчитывается по формуле, определенной в ч. 6 указанных Правил. В нарушение установленных Правил пунктом 24.5.2 Решения определен иной порядок, из расчета максимальной массы транспортного средства, что является недопустимым. Пункт 25.7 Положения устанавливает размер платы за проезд тяжеловесного транспорта по муниципальным автомобильным дорогам, размер платы установлен за каждые 100 километров пути, за каждый день работы и за месяц работы. Указанный в п.25.7 размер платы противоречит показателям размера вреда, определенным Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года №934. Кроме того, п.25.7 Положения противоречит п.24.5.2 Положения.
Установив, что оспариваемый нормативно правовой акт противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд вправе признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу (ч.2 ст.253 ГПК РФ). Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконной ссылку на Закон Пермского края от 09 марта 2006 года № 2900-655 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» в вводной части Решения Земского Собрания Чернушинского муниципального района № 104 от 31 октября 2008 года «Об утверждении Положения о муниципальных автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Чернушинском муниципальном районе».
Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу п. 24.5.2, 25.7 Положения «О муниципальных автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Чернушинском муниципальном районе» утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края от 31 октября 2008 года № 104. Обязать Земское Собрание Чернушинского муниципального района Пермского края привести Положение «О муниципальных автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Чернушинском муниципальном районе» в соответствие с действующим законодательством.
После вступления настоящего решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете «Маяк Приуралья».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме.
Судья С.Л. Паршакова