предоставление благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-564/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чернушка

27 июля 2010 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Толпышевой И.Ю.,

с участием помощника прокурора Чернушинского района Азановой Т.И., при секретаре Романовой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах Глуховой Валентины Владимировны к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству финансов Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,

установил:

Прокурор Чернушинского района Пермского края в интересах Глуховой В.В. обратился в суд с иском к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству финансов Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения.

Иск мотивировал тем, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства по защите имущественных прав несовершеннолетних детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить вне очереди Глуховой Валентине Владимировне благоустроенное жилое помещение не ниже социальных норм за счет средств бюджета Пермского края на условиях договора социального найма; обязать Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Глуховой Валентине Владимировне.

Прокурор Азанова Т.П., в судебном заседании исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, поддержала в полном объеме, на удовлетворении иска настаивала.

Глухова В.В., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, в представленном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, указала, что требования прокурора поддерживает в полном объеме.

Ответчик Администрация Чернушинского муниципального района, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя, при вынесении решения просил учесть доводы, изложенные в письменных возражениях, где указал, что с требованиями прокурора не согласен, по следующим основаниям: статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Но норма, указанная в абзаце втором пункта 1 статьи 8 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ. При этом, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Исходя из требований статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон № 159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов РФ. Названные положения Федерального закона № 159-ФЗ конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, одним из принципов деятельности которых, является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Из статьи 132 Конституции РФ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем -федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. Отсюда следует, что администрация Чернушинского муниципального района не является распорядителем средств федерального бюджета либо бюджета 1Лу

субъекта, предусмотренные на дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-П «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для указанных категорий лиц. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год за счет средств бюджета Пермского края.

Ответчик Министерство социального развития Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержал доводы, изложенные ранее в письменном ходатайстве, где указал, что в пределах своих полномочий субъект Российской Федерации - Пермский край определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора (ст. 6 Закона области № 1939-419). Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении» и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с указанными актами все действия по предоставлению жилых площадей детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства, предназначенные на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства краевого бюджета направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Распределение средств, субсидий местным бюджетам утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Таким образом, Министерство не наделено полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; по распределению средств, направляемых на приобретение, строительство жилья вышеуказанным категориям граждан. Ходатайствует привлечь по настоящему делу в качестве третьего лица Правительство Пермского края. Кроме того, в письменном отзыве на иск указал, что граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки. Лица, поставленные на учет по спискам детей-сирот раньше Глуховой В.В., обладают одинаковыми с ней правами. Предоставление жилого помещения Глуховой В.В. без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч.З ст. 17 Конституции РФ.

Ответчик Министерство финансов Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном письменном отзыве указал, что требования, предъявленные к Министерству финансов, не признает в полном объеме, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Надлежащим ответчиком по данному иску является Администрация Чернушинского муниципального района Пермского края. Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Пунктами 2-8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство, или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством; перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляют Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ранее - Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края). Кроме того, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края является главным распорядителем средств бюджета Пермского края (субсидий) на предоставление жилья детям-сиротам, что подтверждается Законом Пермского края от 23.12.2009 № 560-ПК «О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». На основании вышеизложенного, ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, а так же о привлечении к участию в деле в качестве соответчика - Министерства финансов РФ.

Ответчик - Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержал доводы, изложенные ранее в письменном отзыве, а именно: органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилья для детей сирот, согласно Закону Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» и должны исполнять свои обязательства по осуществлению данных полномочий независимо от каких-либо условий. Перечисление средств субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, по мере поступления денежных средств из федерального бюджета. Обязательства по выделению денежных средств на приобретение, строительство, реконструкцию жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерством ЖКХ и Министерством социального развития Пермского края были выполнены, поэтому считают требования к данным ответчикам неправомерными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика - Министерство финансов РФ, Управление федерального казначейства по Пермскому краю, в суд не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменных возражениях, указал, что с исковыми требованиями к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю не согласны по следующим основаниям: Минфин России и УФК по Пермскому краю не обладают полномочиями по обеспечению жильем лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, приравненных к ним, следовательно, не является по данному делу надлежащими ответчиками. В соответствии со ст.8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение дополнительных гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-п, средства, предусмотренные в областном (краевом) бюджетах, направляются органами местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленной очередности. Таким образом, органы местного самоуправления Чернушинского муниципального района несут полную ответственность за реализацию полномочий по обеспечению детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, приравненных к ним жилыми помещениями в соответствии с установленными нормами. Правительство Пермского края несет субсидиарную с органами местного самоуправления ответственность в части предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию делегированных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жильем. Данные органы являются надлежащими ответчиками по делу.

Представитель третьего лица - Правительство Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменных возражениях, указал, что считает иск прокурора не подлежащим удовлетворению, так как отсутствует информация о том была ли Глухова В.В. поставлена в очередь на предоставление жилья как лицо из числа детей-сирот, в связи с чем, считает, что у Глуховой В.В. право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением как лица, из числа детей-сирот не возникло, но она не лишена возможности обратиться с вопросом о предоставлении жилья по иным основаниям.

Суд, заслушав помощника прокурора Азанову Т.П., исследовав представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Часть 3 статьи 40 Конституции РФ устанавливает круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Конституция РФ не предусматривает всех категорий лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности. Это должно быть предусмотрено федеральными законами.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, 1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются. ..2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении

социального обслуживания,. ......, обеспечиваются органами исполнительной власти по

месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

7J.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления' отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

В соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства

Пермского края от 11 августа 2006 года № 16-П, 1.....Средства, передаваемые органам

местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма.

3. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170.

8. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий:

площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма;

стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.

Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

Жилое помещение на условиях договора социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

9. Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

Согласно Правилам учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года №170,. ..2. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа (далее - дети-сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения.

4. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения...

6. С заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться:

1) законные представители детей-сирот:

от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также учреждениях всех видов профессионального образования, - администрации этих учреждений;

от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством), - опекуны (попечители);

2) лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях...» право на обеспечение жильем у вышеуказанных лиц возникает с момента окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Из обстоятельств дела установлено, что Глухова В.В. осталась без попечения родителей. Мать, ФИО6, лишена родительских прав решением Чернушинского районного суда от 16.02.1999 года, отец ФИО5 лишен родительских прав решением Чернушинского районного суда от 20.03.2003 года, умер 31.10.2008 года л.д. 8-13). С 28.03.2003 года по 31.08.2005 года находилась в МОУ «Аспинский детский дом»(л.д. 14, 18). В соответствии со ст. 8 Федеральным законом РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 06.05.2003 года Глухова В.В. была поставлена на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района. В 2008 году Глухова В.В. закончила ГОУ «Профессиональное училище № 45» г. Оса Пермского края, не имеет закрепленного жилого помещения, а так же жилого помещения, находящегося в собственности л.д. 15-17). Согласно спискам Детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01.01.2010 года, а так же Детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, у которых наступило внеочередное право на предоставление жилого помещения на 01.01.2009 года, у которых внеочередное право на предоставление жилого помещения наступит в 2010 году, утвержденным распоряжением главы Чернушинского муниципального района Пермского края от 21.01.2010 года № 26-р, номер очереди Глуховой В.В. в списке детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий - 79, в списке внеочередников - 46

л.д._). До настоящего времени Глухова В.В. закрепленного за ней жилого

помещения не имеет.

В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление Глуховой В.В. жилого помещения - статус лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного за этим лицом жилого помещения, нуждаемость в жилом помещении.

Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Глухова В.В. поставлена на учет на предоставление жилого помещения в администрации Чернушинского муниципального района в возрасте 14 лет. При постановке на учет, за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 8 Федерального закона № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». До настоящего времени она это право не утратила, соответственно ей должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

Доводы ответчика - Министерства социального развития Пермского края о том, что предоставление жилого помещения Глуховой В.В. без учета очередности нарушит права лиц, поставленных на учет по спискам детей-сирот раньше истца, суд не может принять во внимание и считает их несостоятельными, так как, Жилищным кодексом РФ и ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Согласно ст. 57 ЖК РФ, 5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, 1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Земского собрания Чернушинского района Пермской области от 28.06.2005 года № 284, утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Таким образом, жилое помещение по договору социального'' найма на основании ст.ст. 50, 57, 69 ЖК РФ должно быть предоставлено Глуховой В.В. не ниже минимального размера, установленного на одного человека на территории Чернушинского муниципального района Пермского края, т.е. из расчета по 15 кв. м общей площади.

В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком по предоставлению жилого помещения по данному иску является Администрация Чернушинского муниципального района, и суд возлагает на администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по предоставлению Глуховой В.В. жилого помещения.

Требование прокурора о возложении на Министерство финансов Пермского края обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Глуховой В.В. не является самостоятельным исковым требованием, поскольку касается порядка исполнения решения суда, к тому же этот порядок определен действующим законодательством и не требуется дополнительного решения об этом.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края в установленном законом порядке за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, приобрести и предоставить Глуховой Валентине Владимировне по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 15 кв. метров, на территории Чернушинского муниципального района Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья И.Ю. Толпышева