Дело № 2-602/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка
16 июля 2010 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе судьи О.С. Лупенских, при секретаре Овсянкиной Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:
Прокурора Азановой Т.И. Представителя ОГПН Ватрушкина А.Н. Представителя ответчика Зайнуллиной Г.М. Представителя МДОУ «Детский сад № 8» Романовой В.Л.
Гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц о признании не законным, бездействия администрации Чернушинского муниципального района Пермского края.
установил:
Прокурор Чернушинского района обратился в суд с иском к администрации Чернушинского муниципального района Пермского края о признании бездействия администрации Чернушинского муниципального района не законным.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Чернушинского района, в ходе осуществления надзорных мероприятий, установлено, что администрация Чернушинского муниципального района, являясь "учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - Детский сад № 8», допускает нарушения требований действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в статье 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Согласно п. 3:1.14 Положения об администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания района от 29.01.2010 г. № 277, полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время отнесены к компетенции администрации Чернушинского муниципального района.
В соответствии с требованиями ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
16.06.2009 г. сотрудником 22 Отдела ГПН проведено обследование (проверка) в МДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 8», по результатам которого выявлены нарушения требований пожарной безопасности и 18.06.2009 г. направлено предписание № 20/1/1-60 о необходимости выполнения мероприятий.
Срок выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности был установлен в 3 квартале 2009 г. 21.09.2009 г. сотрудником 22 Отдела ГПН проведена проверка, в ходе которой установлено, что не устранены пункты 4,5,7-10 ; 13,15,16, I860 предписания от 18.06.2009 г. № 20/1/1-60.
22.09.2009 г. было вновь вынесено предписание № 66/1/1-52. 15.06.2010 г. сотрудником 22 Отдела ГПН совместно с прокуратурой Чернушинского района проведено обследование, в ходе которой установлено, что учреждением нарушаются требования нормативных документов по пожарной безопасности (Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313; СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденные Постановлением Минстроя от 13.02.1997 г. № 18-7, указанные в предписании от 22.09.2009 г. № 66/1/1-52 №№ 5,6,8, 10-52:
- двери из коридоров и помещений здания, ведущие в лестничные клетки, не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах;
- двери эвакуационного выхода из помещений бассейна в общий коридор здания открываются не по направлению выхода;
- дымовые пожарные извещатели системы автоматической пожарной сигнализации не защищены от механических повреждений;
- ширина лестничных маршей и площадок в лестничных клетках (центральная лестница, лестничные клетки правового и левого крыла здания) выполнены размером менее 135 см., что является нарушением п. 3 ППБ 01-03; п.п. 6.29; 6.31 СНиП 21-01-97;
- проемы эвакуационных выходов из помещений групповых в помещения раздевалок выполнены размером менее 120 см, что является нарушением п. 6.16 СНиП 21-01-97;
- проемы эвакуационных выходов из помещений раздевалок в коридоры этажей здания выполнены размерами менее 120 см, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03; п.п. 6.16 СНиП 21-01-97;
- помещения спален с число койко-мест более 10 не имеют второго эвакуационного выхода, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03; п.п. 6.12 СНиП 21-01-97;
- наружные эвакуационные лестницы из помещений групповых и спален, ведущие со второго этажа здания выполнены размером менее 135 см, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03; п.п. 6.29 СНиП 21-01-97;
- уклон наружных эвакуационных лестниц из помещений групповых и спален, ведущие со второго этажа здания выполнены более чем 1:1, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03; п.п. 6.30 СНиП 21-01-97;
- ширина имеющихся вторых эвакуационных выходов из помещений спален и групповых, расположенных на втором этаже, выполнена менее нормативной, что является нарушением п. 6.16 СНиП 21-01-97.
Причиной неисполнения требований законодательства о пожарной безопасности, является отсутствие необходимого финансирования со стороны органов местного самоуправления. Финансирование муниципальных учреждений.
Согласно пункту 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.
Учредителем образовательного учреждения является администрация Чернушинского муниципального района (пункт 1.2 Устава МДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 8»).
Согласно пункту 1.3 учреждение осуществляет свою хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с решениями администрации Чернушинского муниципального района, Управления образования.
Вместе с тем, администрация Чернушинского муниципального района не финансирует в полном объеме образовательное учреждение на устранение вышеуказанных нарушений.
В силу части 2 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно части 1 ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
МДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 8», не исполняя предписания контролирующих государственных органов, не может создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. С учетом этого, бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их законных представителей.
Согласно Федеральной целевой программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10.04.2000 г. №51-ФЗ, развитие системы образования отнесено к приоритетным национальным проектам. Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса, общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования. Основными мероприятиями (заданиями) Программы являются, в том числе, обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней ; создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.
Таким образом, оспариваемое бездействие органов местного самоуправления одновременно нарушает права неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ст.2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе детей.
Исходя из положений п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В связи с чем истец просит:
1. ) Признать незаконными бездействие администрации Чернушинского муниципального района, не принявшей меры по финансированию затрат МДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 8», направленных на устранение нарушений №№ 5, 6, 8, 10-52, указанных в предписании 22 отдела Госпожнадзора от 22.09.2009 г. № 66/1/1-52.
2. ) Обязать администрацию Чернушинского муниципального района обеспечить МДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 8» денежными средствами на устранение нарушений №№ 5, 6, 8, 10-52, указанных в предписании 22 отдела Госпожнадзора от 22.09.2009 г. № 66/1/1-52.
В судебном заседании прокурор Азанова Т.И., представитель третьего лица Государственного пожарного надзора Ватрушкин А.Н. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержали на их удовлетворении настаивали. Инспектор ГПН Ватрушкин А.Н. пояснил, что при отсутствии финансирования и неисполнении руководством МДОУ «Детский сад № 8» в случае возникновения пожарной ситуации создается реальная угроза для жизни и здоровья как детей, так и персонала детского сада.
Представители Администрации детского сада № 8 и. Администрации Чернушинского муниципального района Романова В.Л. и Зайнуллина Г.М. с иском прокурора не согласились, пояснили, что все нарушения Правил пожарной безопасности, которые представилось возможным устранить устранены, деньги на эти устранения из бюджета района выделялись. Те нарушения, которые выявлены инспектором и которые не устранены, они есть, но это вызвано тем, что детский сад строился по проекту 1973 года, сдан в эксплуатацию в 1985 году, в соответствие с существовавшими на тот период нормами и правилами. Все существующие на тот момент нормы и правила были соблюдены при строительства здания детского сада, что подтверждается актом приемочной комиссии, где есть подпись и инспектора ОГПН. Они считают, что те нарушения, которые требует устранить инспектор, устранить не возможно, поэтому
просят суд заявленный иск оставить без удовлетворения. Какое-либо техническое заключение комиссии о том, что данные нарушения устранить невозможно отсутствует. Кроме того, представителем Администрации Чернушинского муниципального района, представлены письменные возражения на заявленный иск. л.д. 77-78)
Заслушав стороны исследовав представленные доказательства суд пришел к следующему
выводу:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка -детский сад № 8» расположено в г. Чернушка Пермского края и осуществляет предоставление бесплатного и общедоступного дошкольного образования детям, проживающим на территории Чернушинского муниципального района Пермского края. Учредителем детского сада является Администрация Чернушинского муниципального района Пермского края. л.д. 33-41)
Детский сад № 8 по проекту 1973 года построен в 1985 году, при сдаче здания детского сада в эксплуатацию от представителей приемной комиссии каких-либо замечаний не поступило. л.д.92-101)
В соответствие с Приказом начальника 22 ОГПН ГУ МЧС России по Пермскому краю № 20 от 8 июня 2009 года произведена проверка соблюдения Правил противопожарной безопасности в указанном детском саду. л.д. 42-43)
Актом проверки № 52 от 16 июня 2009 года выявлено 60 нарушений, в связи с чем выдано предписание № 20/1/1-60 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. л.д.47-50)
Так же в отношении детского сада составлен протокол по делу об административном правонарушении № 50 от 17 июня 2009 года по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ л.д. 51-53)
Постановлением от 01 июля 2009 года МДОУ «Детский сад № 8» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 10 000 руб. л.д. 47-56)
Решением Пермского краевого суда от 21 июля 2009 года Постановление Чернушинского районного суда Пермского края от 01 июля 2009 года оставлено без изменения, жалоба детского сада № 8 без удовлетворения, л.д. 58-60)
Приказом начальника ОГПН-22 ГУ МЧС России по Пермскому краю № 66 от 17 сентября 2009 года назначена проверка детского сада № 8 с целью проверки исполнения ранее выданного предписания № 20/1/1-60 от 18 июня 2009 года. л.д. 61-62)
Согласно акту проверки № 66 от 21 сентября 2009 года 52" ранее выявленный нарушений Правил противопожарной безопасности остались не устраненными. Выдано предписание № 66/1/1-52 для устранения выявленных нарушений. л.д. 63-66)
Согласно Приказу № 33 от 09 марта 2010 года начальника ОГПН-22 ГУ МЧС России по Пермскому краю назначена проверка детского сада № 8 с целью проверки исполнения предписания № 66/1/1-52. л.д. 66)
Согласно акту проверки № 33 от 10 марта 2010 года предписание № 66/1/1-52 от 22.09.09. в части устранения нарушений Правил противопожарной безопасности № п. 1-6, 6-52 осталось не выполненным. л.д. 68)
16 июня 2010 года начальник ОГПН -22 предоставил информацию о не устраненных руководством МДОУ «Детский сад № 8» нарушений Правил противопожарной безопасности прокурору Чернушинского района Пермского края. л.д. 69-74)
Согласно Перечню работ по выполнению предписаний органа ГПН от 15.01.10 за № 5 требуется 2 227489, 30 руб. бюджетных средств, л.д. 75)
Согласно Постановлению Главы Чернушинского муниципального района Пермского края № 202 от 11 марта 2010 года, для устранения выявленных нарушений Правил противопожарной безопасности в МДОУ «Детский сад № 8» из бюджета района вместо требуемых 2 227489, 30 руб. выделено 398841 руб. л.д. 79-91, 102-103)
Для понуждения Администрации Чернушинского муниципального района к финансированию мероприятий по полному устранению выявленных нарушений Правил противопожарной безопасности прокурор Чернушинского района обратился в суд с указанным иском, л.д. 3-7)
Согласно ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ» прокурор по собственной инициативе вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушаемых законных прав и интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку МДОУ «Детский сад № 8» посещают дети, контингент которых постоянно меняется в связи с выпуском в школу, обращение прокурора с вышеуказанным иском в суд в Защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, положениям, предусмотренным ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона РФ «О прокуратуре РФ» не противоречит.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 11 ч. 1 ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района Пермского края, ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.92 «Об образовании», п. 3.1.14 Положения об администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, утвержденного Решением Земского собрания Чернушинского муниципального района Пермского края № 277 от 29 января 2010 года.
К вопросам, относящимся к компетенции Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края относятся в т. ч.вопросы по организации предоставления бесплатного начального общего, основного, среднего (полного ) общего образования по основным общеобразовательным программам и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Чернушинского муниципального района.
Согласно ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны : соблюдать требования пожарной безопасности и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меру по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а так же обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ. ..финансирование муниципальных учреждений отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно п. п. 1.2 Устава МДОУ «Детский сад № 8» осуществляет свою хозяйственно-экономическую деятельность в соответствие с решениями Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.
Как установлено судом из пояснений участников процесса и представленных доказательств, после проведения органами Государственного пожарного надзора в МДОУ «Детский сад № 8» проверки соблюдения Правил противопожарной безопасности и выдачи соответствующих предписаний, нарушения, указанные в предписаниях за № 1-6, 8-52 остаются не выполненными.
Как видно из представленных письменных доказательств на устранение всех выявленных нарушений необходимо 2 227 489, руб., а фактически МДОУ «Детский сад № 8» для устранения выявленных нарушений из бюджета района в 2010 году выделено 398841 руб., что явно не достаточно, чтобы устранить все выявленные нарушения.
МДОУ «Детский сад № 8» является муниципальным образовательным учреждением, финансируется из бюджета Чернушинского муниципального района, таким образом устранение всех выявленных нарушений Правил противопожарной безопасности подлежит полному финансированию из средств районного бюджета, распорядителем которого является орган местного самоуправления Администрация Чернушинского муниципального района.
Представитель Администрации Чернушинского муниципального района и МДОУ «Детский сад № 8» наличие выявленных нарушений и обстоятельства в том, что нарушения за № 1-6, 8-52, указанные в предписаниях инспектора ГПН не устранены не оспаривают.
Кроме того, обстоятельства в том, что нарушения за № 1-6, 8-52 были выявлены и не устранены подтверждаются материалами административного дела, возбужденного органами государственного пожарного надзора в отношении МДОУ «Детский сад № 8» по ч. 1 ст. 20. 4 КоАП РФ.
Таким Образом, поскольку выявленные и не устраненные нарушения Правил противопожарной безопасности в случае возникновения пожароопасной ситуации в детском саду № 8 действительно будут создавать реальную угрозу жизни и здоровья, как детей, персонала детского сада, так и его посетителей, данные нарушения на основании ст. 37 ФЗ № 69 «О пожарной безопасности», ч. 2 ст. 4 ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об образовании» должны быть устранены.
Само образовательное учреждение, каким является детский сад, поскольку оно является муниципальным и в соответствие с п. 1.2, 1.3 Устава МДОУ «Детский сад № 8» полностью финансируется Администрацией Чернушинского муниципального района из бюджетных средств, не может своими средствами осуществить данные мероприятия.
Денежных средств, выделенных органом местного самоуправления на устранение выявленных нарушений Правил противопожарной безопасности явно не достаточно для того, чтобы устранить все выявленные нарушения, поэтому на основании п. 11 ч. 1 ст. 15, ч.'З ст. 17 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 31 ФЗ № 3266-1 «Об образовании», ст. 37 ФЗ № 69 «О пожарной безопасности», п. 11 ч. 1 ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района Пермского края, п. 3.1.14 Положения об Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, исковые требования, заявленные прокурором к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края признаются судом обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя органа местного самоуправления по которым он оспаривает заявленный иск не могут быть приняты во внимание, поскольку выявленные в МДОУ «Детский сад № 8» й не устраненные нарушения Правил'противопожарной безопасности в случае возникновения в детском саду пожароопасной ситуации будут создавать реальную угрозу жизни и здоровью детей. персонала и посетителей детского сада, не могут быть приняты во внимание.
Доводы представителя органа местного самоуправления в том, что выявленные и не устраненные нарушения Правил противопожарной безопасности не могут быть устранены голословны, какими-либо доказательствами не подтверждены.
Доводы представителя прокуратуры Чернушинского района Пермского края и органа государственного пожарного надзора по которым они поддерживают иск представителем органа местного самоуправления и МДОУ «Детский сад № 8» не опровергнуты. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
решил:
Иск удовлетворить. Признать не законным бездействие Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат Муниципального детского учреждения «Центра развития ребенка -Детского сада № 8», направленных на устранение нарушений № 5,6,8,10-52, указанных в Предписании 22 отдела Государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по Пермскому краю № 66/1/1-52 от 22 сентября 2009 года.
Обязать администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края I обеспечить МДОУ «Центр развития ребенка -Детский сад № 8» денежными средствами на устранение нарушений № 5,6,8,10-52, указанных в предписании 22 Отдела Государственного пожарного надзора № 66/1/1-52 от 22 сентября 2009 года.
Решение в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.
Судья О.С. Лупенских