Дело № 2-396/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2010 года
г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе: Председательствующего судьи Низаевой Е.Р., с участием представителя истца ДьячковаП.Ф. -Дьячкова А.П., представителя ответчика Администрации Чернушинского городского поселения Филюковой А.П.,
при секретаре Пересторониной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьячкова Павла Федоровича к Администрации Чернушинского городского поселения о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны, взыскании денежной компенсации морального вреда,
установил:
Истец Дьячков П.Ф. обратился с иском к администрации Чернушинского городского поселения о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязательстве по постановке на учет, взыскании денежной компенсации морального вреда.
Исковые требования истец Дьячков П.Ф. мотивировал следующим: Истец Дьячков П.Ф. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом войны 2 группы. 07 декабря 2009 года истец обратился в администрацию Чернушинского городского поселения с заявлением о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 15 Федерального закона РФ «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «О мерах по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны». 09 декабря 2009 года истцу отказано в постановке на учет. Данное решение обжаловалось истцом в Чернушинском районном суде. Решением Чернушинского районного суда от 10 марта 2010 года признано незаконным и отменено решение жилищной комиссии администрации Чернушинского городского поселения об отказе Дьячкову П.Ф в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 09 декабря 2009 года №11. В апреле 2010 года истец получил ответ главы городской администрации Кислицина Ю.А. об отказе в постановке на учет в связи с тем, что площадь жилого дома истца превышает учетную норму 14 кв.м., учетная норма является основанием для признания граждан нуждающимися и имеющими право на постановку на учет. Решением суда от 10 марта 2010 года установлено, что при постановке на учет ветеранов Великой Отечественной войны необходимо руководствоваться законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года, а не учетными нормами, которые приняты органом местного самоуправления. Жилое помещение истца не соответствует уровню санитарных норм по проживанию инвалида 2 группы, нет горячей воды, отопление не централизованное, от котельной, нет ванны, туалета. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, причинены страдания и переживания. Истец Дьячков П.Ф. просит признать бездействие администрации Чернушинского городского поселения и отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении благоустроенного жилого помещения -квартиры на основании закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года незаконными, возложить на администрацию Чернушинского городского поселения обязанность поставить на учет как участника Великой Отечественной войны в качестве нуждающегося в получении жилого помещения; взыскать с администрации
Чернушинского городского поселения денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000000 рублей.
Истец Дьячков П.Ф. в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, по состоянию здоровья не может участвовать в судебном заседании.
Представитель истца Дьячкова П.Ф. - Дьячков А.П. исковые требования поддержал, пояснил, что отец ветеран Великой Отечественной войны инвалид 2 группы проживает в частном доме в ... совместно с женой ФИО6, жилой дом построил истец самостоятельно в 1977 году, дом деревянный одноэтажный, общей площадью 53 м2, отопление дома производится из газовой котельной при доме, холодное водоснабжение центральное, горячего водоснабжения нет, канализация в доме имеется, но в зимнее время перемерзает, имеется электроснабжение и центральное газоснабжение. Жилой дом не благоустроенный, нет ванной комнаты. По состоянию здоровья Дьячков П.Ф. и ФИО6 нуждаются в уходе, из дома не выходят, не могут ходить в баню, их моют в доме в тазу, в связи с чем дома сыро. Ранее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Дьячков П.Ф. не состоял, осенью 2009 года состояние здоровья ухудшилось, в настоящее время он не может проживать в неблагоустроенном доме, самостоятельно провести капитальный ремонт жилого дома. Считает, что учетная норма должна применяться 36 м. Исковые требования о взыскании компенсации морального вреда поддерживает.
Представитель ответчика Администрации Чернушинского городского поселения Филюкова А.П. исковые требования Дьячкова П.Ф. не признала, пояснила, что учетная норма для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении установлена органом местного самоуправления 14 м2, указанная представителем истца площадь 36 м применяется для единовременных выплат для субсидий. Занимаемое истцом жилое помещение - жилой дом соответствует уровню благоустройства для города. Согласно Акта обследования жилого дома, проведенного межведомственной комиссией, жилой дом признан пригодным для проживания при условии проведения капитального ремонта. Так как домовладение является частным, капитальный ремонт должен производиться собственником. По решению жилищной комиссии Чернушинского городского поселения от 29 апреля 2010 года Дьячкову П.Ф. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как нет нуждаемости, жилое помещение соответствует уровню благоустройства в Чернушинском муниципальном районе, площадь превышает учетную норму. Истец Дьячков П.Ф. обратился с заявлением о постановке на учет 07 декабря 2009 года, предоставил документы, после решения суда проведено обследование жилищно-бытовых условий у истца. Заявление рассмотрено повторно, решение об отказе принято 29 апреля 2010 года.
Свидетель ФИО7 показала, что работает ведущим специалистом жилищного отдела администрации Чернушинского городского поселения, по решению жилищной комиссии от 29 апреля 2010 года в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Дьячкову П.Ф. отказано, площадь жилого дома 53 м2, в доме зарегистрированы Дьячков П.Ф., ФИО6, ФИО1, фактическая норма общей площади на 1 человека 17,6 м2, учетная норма установлена 14 м2 на 1 человека. При обследовании жилого дома дом признан межведомственной комиссией пригодным для проживания при условии капитального ремонта. Благоустройство жилого дома соответствует уровню благоустройства в Чернушинском муниципальном районе.
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
07 декабря 2009 года истец Дьячков П.Ф. обратился с заявлением о принятии на учет для получения жилого помещения на условиях договора социального найма.
Истец Дьячков П.Ф. является инвалидом 2 группы в связи с ранением на фронте, имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, имеет право на льготы установленные инвалидам Великой Отечественной войны по ст. 14 закона «О ветеранах», л.д. 6)
По решению Жилищной комиссии от 09 декабря 2009 года Дьячкову П.Ф. отказано в постановке на учет.
Решением Чернушинского районного суда от 10 марта 2010 года признано незаконным и отменено решение жилищной комиссии администрации Чернушинского городского поселения об отказе Дьячкову П.Ф. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 09 декабря 2009 года №11. л.д. 9-16)
Согласно материалов дела, Дьячков П.Ф. проживает в индивидуальном жилом доме по адресу: ...,Дата обезличена года постройки, общей площадью 53,0 кв.м., жилой площадью 30,1 кв.м., дом бревенчатый, отопление от собственной котельной на газе, в доме электроснабжение, центральное водоснабжение, центральное газоснабжение, физический износ здания 24 %. л.д. 17-33)
Согласно Акта обследования жилого дома от 31 марта 2010 года, проведенного межведомственной комиссией, рассмотрев представленную документацию, технический паспорт, свидетельство о государственной регистрации, договора безвозмездной передачи квартиры в собственность, межведомственная комиссия решила: признать индивидуальный жилой дом, принадлежащий Дьячков П.Ф. пригодным для проживания при условии проведения капитального ремонта, в ходе осмотра дома установлено, что фундамент дома новый, стены ветхие, чердачное перекрытие деревянное, обнаружен крен, на крыше имеется деформация в виде прогиба внутрь, потолок провисает местами до 100 мм, обнаружен крен полов, окна пластиковые, л.д. 41-43)
Согласно Акта обследования жилищно-бытовых условий от 31 марта 2010 года, проведенного комиссией администрации Чернушинского городского поселения, жилой дом принадлежит Дьячкову П.Ф. на праве собственности, свидетельство о государственной регистрации права от 16 мая 2007 года, жилое помещение состоит из двух комнат площадью 12,8 кв.м., и 17,3 кв.м., кухни площадью 22,9 кв.м., дом деревянный 1977 года постройки, находится в удовлетворительном состоянии, комнаты сухие светлые, благоустройство: имеется водопровод холодной воды, канализация, отопление от кочегарки на газовом топливе от централизованного газопровода, телефон, в жилом доме проживают инвалид Великой Отечественной войны 2 группы Дьячков П.Ф., жена ФИО6, сын ФИО1, фактическая норма площади на человека 17,6 кв.м., по заключению комиссии жилое помещение соответствует средней норме благоустройства в Чернушинском муниципальном районе.
Акт обследования рассмотрен на заседании жилищной комиссии 29 апреля 2010 года, на основании обследования и предложений комиссии принято решение: в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - отказано.
Согласно Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны», установлено: 1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 года N 30)
Согласно Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ (ред. от 21.12.2009 года) "О ветеранах", Статья 14, 1. Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:. ..4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по
обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», 1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19и21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. 3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:. ..2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны,. ..3.1. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, 1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. 2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. 3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. 4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда
органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 50 Жилищного кодекса РФ, 1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. 2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. 3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. 4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. 6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ,
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ, 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ, 1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. 2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. 3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Решение о постановке на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилом помещении, отнесено к компетенции жилищной комиссии администрации Чернушинского городского поселения.
По решению жилищной комиссии основаниями отказа истцу Дьячкову П.Ф. выступают : отсутствие нуждаемости, жилое помещение соответствует уровню благоустройства в Чернушинском муниципальном районе, фактическая норма площади в семьи истца превышают учетную норму 14 м2.
Согласно Уровня средней нормы благоустройства в Чернушинском муниципальном районе, установленное Постановлением главы муниципального района от 01.04.2008 года № 282, жилое помещение, расположенное на территории Чернушинского муниципального района, применительно к условиям конкретного населенного пункта, признается благоустроенным, частично благоустроенным, при его соответствии одному из следующих условий, дома капитального типа, построенные из кирпича, железобетона, шлакоблоков, дерева, наличие источника холодного водоснабжения в жилом помещении либо на расстоянии не дальше 100 метров от жилого помещения, наличие индивидуального отопления, наличие отвода сточной жидкости (выгребная яма либо уборная).
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного
кодекса Российской Федерации", 37.....Необходимо учитывать, что общие требования к
благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Согласно Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47,1. Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. 2. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. 5. Жилым помещением признается: жилой дом -индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;. .. 7. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее -комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.. ..8. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.. .. 10. Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации
нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.. ..11. Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения. 12. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. 13. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.. ..33. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;. ..34. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. 41. Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме; отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции; несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном
по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.. .. 42. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. 43. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.. ..47. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно представленного в суд Акта обследования жилого дома истца, в жилом доме истца ветхие стены, чердачное перекрытие и крыша с деформацией, потолок провисает, полы с креном, установлено, что дом нуждается в капитальном ремонте, так как по эксплуатационным характеристикам произошло снижение до недопустимого уровня надежности и прочности строительных конструкций жилого дома: стен, крыши, полов, чердачных перекрытий.
На основании приведенного выше п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, необходимость капитального ремонта исключает признание жилого помещения пригодным для проживания.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
На основании ст. 51 ЖК РФ решение жилищной комиссии от отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении нельзя признать законным и обоснованным.
Так как истец проживает в жилом доме не отвечающим требованиям, установленным для жилых помещений, нуждающемся в проведении капитального ремонта, доводы ответчика в части площади жилого помещения, превышающей учетную норму, и уровне благоустройства, суд не может признать состоятельными.
На основании изложенного, суд признает решение Жилищной комиссии Администрации Чернушинского городского поселения от 29 апреля 2010 года об
отказе Дьячкову П.Ф. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, возлагает на Администрацию Чернушинского городского поселения обязанность принять Дьячкова П.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года N 10 (ред. от 06.02.2007 года) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", 2. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Согласно ст. 1099 Гражданского кодекса РФ, 1. Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. 2. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. 3. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В Жилищном кодексе РФ отсутствует прямое указание на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по жилищным правоотношениям.
Суд учитывает, что из содержания искового заявления и пояснений представителя истца требования о взыскании компенсации морального вреда связаны с отказом в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, истец обращается за защитой жилищных имущественных прав.
На основании ст. 1099 ГК РФ, в связи отсутствием прямого указания в законе на обязанность по возмещению морального вреда в данном случае при нарушении жилищных имущественных прав, отсутствия фактических действий со стороны администрации Чернушинского городского поселения, нарушающих и посягающих на принадлежащие истцу от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна), или нарушающих личные неимущественные права истца, требования в части взыскания с администрации Чернушинского городского поселения
компенсации морального вреда в сумме 1 000 000 рублей подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Дьячкова Павла Федоровича удовлетворить частично.
Признать решение Жилищной комиссии Администрации Чернушинского городского поселения от 29 апреля 2010 года об отказе Дьячкову Павлу Федоровичу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, и обязать Администрацию Чернушинского городского поселения принять Дьячкова Павла Федоровича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Исковые требования Дьячкова Павла Федоровича о взыскании с Администрации Чернушинского городского поселения денежной компенсации морального вреда в сумме 1 000 000 рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Е.Р. Низаева