признание акта органа местного самоуправления недействительным



Дело № 2-469/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2010 года

г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе: Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

с участием старшего помощника прокурора Чернушинского района Лыбиной О.В., представителя администрации Чернушинского муниципального района Павловой Т.В., при секретаре Черенковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Чернушинского района об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления - постановления Главы Чернушинского муниципального района № 207 от 12 марта 2010 года «О временном ограничении движения транспортных средств в период весенней распутицы 2010 года»,

установил:

Прокурор Чернушинского района 06 мая 2010 года обратился с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, признании недействующим постановления Главы Чернушинского муниципального района № 207 от 12 марта 2010 года «О временном ограничении движения транспортных средств в период весенней распутицы 2010 года».

Заявление прокурора обосновано следующим: Постановлением главы Чернушинского муниципального района № 207 от 12.03.2010 года в период с 05 апреля по 23 мая 2010 года ограничен проезд по муниципальным автомобильным дорогам всех видов транспортных средств с разрешенной максимальной массой 10 тонн и выше, за исключением следующих транспортных средств: автотранспорта воинских частей и органов внутренних дел, перевозящего личный состав; автобусов общего пользования всех марок; автомобилей, осуществляющих международные перевозки, оформленные международной товаротранспортной накладной CMR; автомобилей, осуществляющих перевозку молока, семян, и удобрений; автомобилей со специальными пропусками. Указанным постановлением утвержден Порядок платы, взимаемой в целях компенсации ущерба за повышенный износ и разрешений муниципальных автомобильных дорог в период временного ограничения движения. Согласно п. 2 утвержденного порядка (приложение № 1), на проезд по муниципальным автомобильным дорогам в период временного ограничения движения вводится единая форма бланков специальных пропусков. Указанные пропуска являются подтверждением того, что владельцем и пользователем транспортного средства внесена плата в целях компенсации ущерба за повышенный износ и разрушений муниципальных автомобильных дорог в период временного ограничения движения. Утверждена стоимость разового пропуска для транспортных средств. Согласно п. 3, оплата за выдачу специального пропуска вносится путем перечисления денежных средств на счет Управления финансов администрации Чернушинского муниципального района. Постановление опубликовано в официальном бюллетене местного самоуправления Чернушинского муниципального района № 4 от 09.01.2010 года и вступило в силу. Указанное постановление принято незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям. В силу статей 1, 4, 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ, регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения является одной из мер охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в числе прочих мероприятий посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном

хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, а также посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения. В систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движении включены законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 данного Федерального закона, временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции; основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы принятым позднее Федеральным законом N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 62 которого предусматривает, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до приведения в соответствие с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Статьей 30 данного Закона N 257-ФЗ установлены основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, к которым отнесены реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог; возникновение неблагоприятных природно-климатических условий, случаи снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и иные случаи в целях обеспечения безопасности дорожного движения; иные предусмотренные федеральными законами случаи. Согласно частям 2, 3, 4 статьи 30 закона, временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов; в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом. До принятия Федерального закона N 257-ФЗ, устанавливающего основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах, полномочия по определению таких оснований, как и полномочия по регулированию порядка временных ограничения или прекращения движения были предоставлены субъектам Российской Федерации. С введением в действие Федерального закона N 257-ФЗ правовое регулирование в данной сфере изменено. Часть 2 статьи 30 Федерального

закона N 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г. определяет, что временные ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Положения части 2 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ корреспондируются с положениями, содержащимися в пункте 14 статьи 11 того же Закона, в силу которых к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам вне зависимости от значения автодорог. Согласно статье 13 указанного Закона, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия в регулировании вопросов установления порядка временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам. Определив продолжительность периода временного ограничения движения транспортных средств по муниципальным автомобильным дорогам, тоннаж транспортных средств, движение которых ограничивается, категории транспортных средств, на которые ограничение не распространяется, порядок выдачи специальных пропусков, а также плату, взимаемую за проезд, глава Чернушинского муниципального района самым установил порядок временного ограничения движения транспортных средств, в то время как установление такого порядка отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Отсутствие нормативного правового акта уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, устанавливающего порядок временного ограничения движения по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения, не является основанием для изменения установленных федеральным законом правил и не предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующие полномочия. Отсутствовало у органа местного самоуправления и полномочие по определению порядка внесения платы, взимаемой в целях компенсации ущерба за повышенный износ и разрушение муниципальных автомобильных дорог в период временного ограничения движения транспортных средств. В силу статьи 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также исходя из норм Федерального закона "О безопасности дорожного движения", у органов местного самоуправления не имеется полномочий в регулировании вопросов определения платы, взимаемой за пользование автодорогами в период временного ограничения движения транспортных средств. Оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в полном объеме. Прокурор просит признать недействующим постановление главы Чернушинского муниципального района № 207 от 12.03.2010 года «О временном ограничении движения транспортных средств в период весенней распутицы 2010 года».

В судебном заседании старший помощник прокурора Чернушинского района Лыбина О.В. заявила ходатайство об отказе от заявления об оспаривании постановления, так как с 24 мая 2010 года прекращено действие постановления, постановление утратило силу, просит прекратить производство по заявлению.

Представитель администрации Чернушинского муниципального района Павлова Т.В. согласна с прекращением производства по заявлению.

Согласно Постановления главы Чернушинского муниципального района № 207 от 12.03.2010 года «О временном ограничении движения транспортных средств в период весенней распутицы 2010 года», введено ограничение с 05 апреля по 23 мая 2010 года на проезд по муниципальным автомобильным дорогам всех видов транспортных средств максимальной массой 10 тонн и выше.

Из содержания постановления следует, что на данный период с 24 мая 2010 года указанный нормативный акт является недействующим и не подлежит применению.

В связи с чем отказ заявителя от заявления не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.

Сторонам разъяснены последствия принятия судом отказа от заявления и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39, 173, 251, 252 ГПК РФ,

определил:

Принять отказ от заявления.

Производство по гражданскому делу по заявлению Прокурора Чернушинского района об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления - постановления Главы Чернушинского муниципального района № 207 от 12 марта 2010 года «О временном ограничении движения транспортных средств в период весенней распутицы 2010 года» прекратить.

Определение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течении 10 дней со дня вынесения.

Судья Е.Р. Низаева