предоставление жилого помещения



Дело № 2-709/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чернушка

28 июля 2010 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Паршаковой С.Л.,

с участием помощника прокурора Лыбиной О.В.,

истицы Сафроновой Л.А.,

при секретаре Воробьевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах Сафороновой Людмилы Андреевны к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству финансов Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о перечислении денежных средств на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,

установил:

Прокурор Чернушинского муниципального района обратился в интересах Сафроновой Л.А. в суд с иском к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству финансов Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о перечислении денежных средств на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения.

Иск мотивировал тем, что Сафронова Л.А. обратилась в прокуратуру Чернушинского района с заявлением об оказании помощи в получении жилого помещения. На основании ст.1 ФЗ РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Сафронова Л.А. относится к числу лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с указанным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст. 2 Конституции РФ « человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п.2 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Сафронова Л.А., 25 мая 1988 года рождения осталась без попечения родителей. Мать, ФИО8 признана недееспособной решением Чернушинского районного суда от 19 февраля 1998 года, отец ФИО7 лишен родительских прав решением Чернушинского районного суда от 28 декабря 1998 года. В 1997 году Сафронова Л.А. была передана под опеку, опекуном был назначен ФИО6, с 1998 году опекуном назначен ФИО5 В 2001 году Сафронова Л.А. была поставлена на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района, очередность на 01 января 2010 года №33, в списке внеочередников – 17. В 2009 году Сафронова Л.А. закончила ФГОУ СПО «Чернушинский политехнический колледж» г.Чернушка. Таким образом, в настоящее время Сафронова Л.А., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, а также жилого помещения в собственности. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 закона РФ «О прокуратуре РФ» просит обязать Министерство финансов Пермского края перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Сафроновой Л.А., обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить Сафроновой Л.А. благоустроенное жилое помещение не ниже социальных норм за счет средств бюджета Пермского края на условиях договора социального найма.

Помощник прокурора Чернушинского района Лыбина О.В. в судебном заседании на иске настаивала, полностью подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что Сафронова Л.А. жилого помещения не имеет, является лицом из числа детей сирот, просила обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить Сафроновой Л.А. благоустроенное жилое помещение.

Истица Сафоронова Л.А. в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что проживает в г.Чернушка на съемной квартире, своего жилья никогда не имела и не имеет, ее родители также не имели своего жилья, в браке она не состоит, детей не имеет, просила иск удовлетворить.

Ответчик администрация Чернушинского муниципального района в суд не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена, представила заявление, просила дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, при вынесении решения просили учесть доводы, изложенные в письменных возражениях. В письменных возражениях с иском не согласились, указали, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов РФ. Администрация Чернушинского муниципального района не является распорядителем средств федерального бюджета либо бюджета субъекта, предусмотренных на дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для указанных категорий лиц. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год за счет средств бюджета Пермского края. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 29 июня 2010 года №353-П «О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» стоимость жилого помещения определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленном органом местного самоуправления. Решением Земского собрания Чернушинского района №284 от 28 июня 2005 года данная норма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади. Просит в иске прокурору Чернушинского района в интересах Сафроновой Л.А. отказать.

Ответчик - Министерство социального развития Пермского края, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. В письменных отзывах с иском не согласились, указали, что все действия по предоставлению жилых помещений детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей в Пермском крае, осуществляются органами местного самоуправления. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Министерство социального развития Пермского края не является надлежащим ответчиком по данному делу. Просили в иске отказать.

Ответчик Министерство финансов Пермского края, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилось, просили дело рассмотреть в их отсутствие. В письменных отзывах с иском не согласились, указали, что все действия по предоставлению жилых помещений детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Выделение денежных средств для приобретения жилья Сафроновой Л.А. должно осуществляться в установленном законом порядке, а не путем возложения обязанности на Министерство финансов Пермского края перечислить денежные средства на приобретение жилья. Самостоятельно выделить запрашиваемые денежные средства Министерство финансов не вправе. Согласно ст.152 Бюджетного кодекса РФ Министерство финансов Пермского края является участником бюджетного процесса, осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24 июля 2006 года №8-п. Перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляют Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края. Именно эти органы должны организовывать работу по финансированию приобретения жилья Сафроновой Л.А. Предоставление жилья истцу должно осуществляться администрациями района и поселения. При условии недостаточности средств у администрации района, могут быть выделены дополнительные средства по решению главного распорядителя средств субсидий – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Просит в иске отказать.

Ответчик Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в суде не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве с иском не согласились, указали, что согласно Закону Пермской области от 14 ноября 2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования денежных средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилья для детей-сирот. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края не является надлежащим ответчиком по делу, просили в иске отказать.

Суд, заслушав помощника прокурора Лыбину О.В., истца Сафронову Л.А., исследовав представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст.1, п.1 ч.1 ст.4 Закона Пермской области № 2621-580 от 14 ноября 2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Согласно Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 августа 2006 года № 16-П, в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29 июня 2010 года №353-П средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий: площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма; стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Жилое помещение на условиях договора социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. (п. 1,2,3,8,9).

Согласно Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года №170, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью ( или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения, (п.2,4). С заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться 1) законные представители детей сирот от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также в образовательных учреждениях всех видов профессионального образования - администрации этих учреждений; от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) -опекуны (попечители); 2) лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (пункт 6).

В соответствии со п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из обстоятельств дела установлено, что мать Сафроновой Л.А. - ФИО8 решением Чернушинского районного суда от 19 февраля 1998 года признана недееспособной л.д.7), отец ФИО7 решением Чернушинского районного суда от 28 декабря 1998 года лишен родительских прав. Постановлением главы администрации Чернушинского района №254 от 27 марта 1997 года над Сафроновой Л.А. установлена опека, опекуном назначен ФИО10 Постановлением главы администрации Чернушинского района от 17 ноября 1998 года №1000 опекуном назначен ФИО5 01 октября 2001 года опекун ФИО5 обратился с заявлением в Администрацию Чернушинского муниципального района о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении Сафронову Л.А., как ребенка, оставшегося без попечения родителей. 01 октября 2001 года Сафронова Л.А. поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, очередность № 33, в списке внеочередников – 17.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» - разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса ( часть 8 статьи 6 ЖК РФ).

Судом установлено, что Сафронова Л.А. предоставила полный пакет документов для постановки на учет как нуждающаяся в жилом помещении. Поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденном указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170. В Правилах также указаны лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В Положении о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, утвержденного постановлением Правительства края от 10 августа 2006 года № 16-П также указаны лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На момент постановки на учет, Сафронова Л.А. находилась в возрасте 13 лет. Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относит Сафронову Л.А. к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сафронова Л.А. поставлена на учет в соответствии с предъявляемыми требованиями закона для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении. В 2009 году Сафронова Л.А. окончила обучение в ФГОУ «Чернушинский политехнический колледж». В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление жилого помещения – статус лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного за этим лицом жилого помещения, нуждаемость в жилом помещении. Решением комиссии по администрации Чернушинского муниципального района с 01 октября 2001 года за Сафроновой Л.А. признано право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку за ней признано право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, она не утратила это право, ей должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком в предоставлении жилого помещения является Администрация Чернушинского муниципального района и суд возлагает на администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по предоставлению Сафроновой Л.А. жилого помещения.

В соответствии со ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Из материалов дела следует, что истец до прекращении опеки и в настоящее время проживала и проживает в г.Чернушка.

Требование прокурора о возложении на Министерство финансов Пермского края обязанности перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Сафроновой Л.А. не является самостоятельным исковым требованием, поскольку касается порядка исполнения решения суда, к тому же этот порядок определен действующим законодательством и не требуется дополнительного решения об этом.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Чернушинского района удовлетворить.

Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Сафроновой Людмиле Андреевне по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г.Чернушки Пермского края отвечающее, санитарным и техническим нормам общей площадью не менее учетной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи, установленной в Чернушинском муниципальном районе за счет средств бюджета Пермского края.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья С.Л. Паршакова