о возложении обязанности о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-699/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Чернушка

10 августа 2010 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

Судьи Синельниковой И.А.

С участием помощника прокурора Чернушинского района Азановой Т.И.

Истца Лобанова А.О.

При секретаре Кулановой О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района в интересах Лобанова Александра Олеговича к администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству финансов Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о перечислении денежных средств на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, о возложении обязанности о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

установил:

Прокурор Чернушинского района в интересах Лобанова А.О. обратился в суд с иском, требует обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить Лобанову А.О. благоустроенное жилое помещение не ниже социальных норм за счет средств бюджета Пермского края; обязать Министерство финансов Пермского края перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Лобанову А.О.

Требование мотивировано тем, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства по защите имущественных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе по обращению к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В адрес прокуратуры Чернушинского района было направлено заявление от Лобанова А.О. с просьбой в оказании помощи в получении жилого помещения, так как он не имеет соответствующего специального образования, необходимо защитить ее интересы по вопросу обеспечения жилым помещением в государственном и муниципальных жилищных фондах.

На основании статьи 1 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Лобанов А.О. относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с указанным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Лобанов А.О., Дата обезличена года рождения, остался без попечения родителей. Мать ФИО6 умерла 20 июля 2001 года, отца юридически нет.

Постановлением администрации Чернушинского района от 15 августа 2001 года №887 был передан под опеку, опекуном назначен ФИО7

В соответствии со статьей 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 2004 году Лобанов А.. была поставлен на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района, на 1 января 2010 года в списке внеочередников №56.

В 2005 году Лобанов А.О. закончил муниципальное образовательное учреждение «Калиновская средняя общеобразовательная школа» в селе Калиновка, не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящего в собственности.

Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 1996 года №16-п утверждено положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с указанным Положением приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договором социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет средств ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам, городским округам Пермского края. Согласно п.5 вышеуказанного Постановления распределение денежных средств предназначенных для приобретения жилья указанным категориям лиц осуществляется Министерством социального развития Пермского края. В соответствии с п.2 Постановления перечисление средств бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании заявок Министерства жилищно-коммунального хозяйства.

В судебном заседании помощник прокурора Чернушинского района Азанова Т.И. полностью поддержала исковые требования и доводы изложенные в исковом заявлении.

Истец Лобанов А.О. поддержал исковые требования. Пояснил, что жилья у него никогда не было и нет. Он проживает в доме опекуна.

Ответчик – администрация Чернушинского муниципального района представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представлены письменные возражения на иск, из которых следует, что иск не признает, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Администрация Чернушинского муниципального района не является распорядителем средств федерального бюджета субъекта, предусмотренных на дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для указанных категорий лиц. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год за счет средств бюджета Пермского края. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 29 июня 2010 года №353-П «о внесении изменений в постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» стоимость жилого помещения определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленном органом местного самоуправления. Решением Земского Собрания Чернушинского района от 28 июня 2005 года №284 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (норма предоставления) в размере 15 кв.метров общей площади жилого помещения. Просит в иске отказать.

Ответчик – Министерство социального развития Пермского края просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представило письменные возражения на иск, и которого следует, что иск не признают, что действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей в Пермском крае осуществляются органами местного самоуправления. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Министерство социального развития является ненадлежащим ответчиком по делу, просит в иске отказать.

Ответчик – Министерство финансов Пермского края просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представлены письменные возражения, из которых следует, что иск не признает, что все действия по предоставлению жилых помещений детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Выделение денежных средств для приобретения жилья Лобанову А.О. должно осуществляться в установленном законом порядке, а не путем возложения обязанности на Министерство финансов Пермского края перечислить денежные средства на приобретение жилья. Самостоятельно выделить запрашиваемые денежные средства Министерство финансов не вправе. Согласно статьи 152 Бюджетного Кодекса РФ Министерство финансов Пермского края является участником бюджетного процесса. Осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24 июля 2006 года №8-П. Перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляют Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края. Именно эти органы организовывать работы по финансированию приобретения жилья Лобанову А.О. Предоставление жилья истцу должно осуществляться администрациями района и поселения. При условии недостаточности средств у администрации района могут быть выделены дополнительные средства по решению главного распорядителя средств субсидий – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Просят в иске отказать.

Ответчик - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представлены письменные возражения, из которых следует, что иск не признает, что согласно Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования денежных средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилья для детей-сирот. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, просит в иске отказать.

Суд, заслушав помощника прокурора Азанову Т.И., истца Лобанова А.О., считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст.1, п.1 ч.1 ст.4 Закона Пермской области № 2621-580 от 14 ноября 2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Согласно Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 августа 2006 года № 16-П, в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29 июня 2010 года №353-П средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий: площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма; стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Жилое помещение на условиях договора социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. (п. 1,2,3,8,9).

Согласно Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года №170, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью ( или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения, (п.2,4). С заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться 1) законные представители детей сирот от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также в образовательных учреждениях всех видов профессионального образования - администрации этих учреждений; от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) -опекуны (попечители); 2) лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (пункт 6).

В соответствии со п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из обстоятельств дела установлено, что мать Лобанова А.О. - ФИО6 умерла 20 июля 2001 года. Отца юридически нет. Постановлением главы администрации Чернушинского района №887 от 15 августа 2001 года над Лобановым А.О. установлена опека, опекуном назначен ФИО7 27 мая 2004 года Лобанов А.О. обратился с заявлением в Администрацию Чернушинского муниципального района о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. 27 мая 2004 года Лобанов А.О. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, очередность по состоянию на 1 января 2010 года № 105, в списке внеочередников – 56.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» - разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса ( часть 8 статьи 6 ЖК РФ).

Судом установлено, что Лобанов А.О. предоставил полный пакет документов для постановки на учет как нуждающийся в жилом помещении. Поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденном указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170. В Правилах также указаны лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В Положении о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, утвержденного постановлением Правительства края от 10 августа 2006 года № 16-П также указаны лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На момент постановки на учет, Лобанов А.О. находился в возрасте 17 лет. Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относит Лобанова А.О. к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лобанов А.О. поставлен на учет в соответствии с предъявляемыми требованиями закона для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении. В 2005 году Лобанов А.О. закончил муниципальное общеобразовательное учреждение «Калиновская средняя общеобразовательная школа». В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление жилого помещения – статус лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного за этим лицом жилого помещения, нуждаемость в жилом помещении. Решением комиссии по администрации Чернушинского муниципального района с 27 мая 2004 года за Лобановым А.О. признано право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку за ним признано право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, он не утратил это право, ему должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком в предоставлении жилого помещения является Администрация Чернушинского муниципального района и суд возлагает на администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по предоставлению Лобанову А.О.. жилого помещения.

В соответствии со ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Из материалов дела следует, что истец во время опеки и в настоящее время проживал и проживает в селе ... Пермского края.

Требование прокурора о возложении на Министерство финансов Пермского края обязанности перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его ФИО13 не является самостоятельным исковым требованием, поскольку касается порядка исполнения решения суда, к тому же этот порядок определен действующим законодательством и не требуется дополнительного решения об этом.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Чернушинского района удовлетворить.

Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Лобанову Александру Олеговичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте Чернушинского района Пермского края отвечабющее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее учетной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи, установленной в Чернушинском муниципальном районе Пермского края за счет средств бюджета Пермского края. В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья И.А. Синельникова