Дело № 2-882/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка
20 сентября 2010 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Толпышевой И.Ю.,
с участием помощника прокурора Чернушинского района Мусихиной Н.С.
при секретаре Романовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах Силина Александра Анатольевича к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству финансов Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,
установил:
Прокурор Чернушинского района Пермского края в интересах Силина А.А. обратился в суд с иском к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству финансов Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения.
Иск мотивировал тем, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства по защите имущественных прав несовершеннолетних детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить вне очереди Силина Александра Анатольевича благоустроенное жилое помещение не ниже социальных норм за счет средств бюджета Пермского края на условиях договора социального найма; обязать Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Силину Александру Анатольевичу.
Прокурор в судебном заседании исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, поддержала в полном объеме, на удовлетворении иска настаивала.
Силин А.А. в судебном заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик Администрация Чернушинского муниципального района, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя, при вынесении решения просил учесть доводы, изложенные в письменных возражениях, где указал, что с требованиями прокурора не согласен, по следующим основаниям: статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Но норма, указанная в абзаце втором пункта 1 статьи 8 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ. При этом, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Исходя из требований статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон № 159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов РФ. Названные положения Федерального закона № 159-ФЗ конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, одним из принципов деятельности которых, является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Из статьи 132 Конституции РФ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем -федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. Отсюда следует, что администрация Чернушинского муниципального района не является распорядителем средств федерального бюджета либо бюджета субъекта, предусмотренные на дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-П «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для указанных категорий лиц. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год за счет средств бюджета Пермского края.
Ответчик Министерство социального развития Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, просят исключить их из числа ответчиков, полностью отказать в удовлетворении исковых требований. Из возражений на исковое заявление следует, что в пределах своих полномочий субъект Российской Федерации - Пермский край определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора (ст. 6 Закона области № 1939-419). Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении» и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с указанными актами все действия по предоставлению жилых площадей детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства, предназначенные на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства краевого бюджета направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Федеральные средства ожидаются в 2010 году. Считают, что Министерство социального развития Пермского края не является надлежащим ответчиком, и просят исключить из числа ответчиков. Кроме того, Силин А.А., 21.02.1989 года является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Из представленной администрацией Чернушинского муниципального района следует, что Силин А.А. состоит в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения с 23.10.2006 года. В материалах дела отсутствует постановление, на основании которого он был поставлен на регистрационный учет для получения жилого помещения. При постановке на учет, данный документ издается органом местного самоуправления. Не предоставлены данные родителей Силина А.А., подтверждающие факт отсутствия у них жилых помещений на праве собственности или пользования. Согласно ст. 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями, в том числе на получение наследства. При наличии права собственности или пользования жилым помещением Силин А.А. не имеет права на обеспечение вне очереди жилой площадью, поэтому у Силина А.А. не возникло право на обеспечение его вне очереди жилым помещением, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Ответчик Министерство финансов Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном письменном отзыве указал, что требования, предъявленные к Министерству финансов, не признает в полном объеме, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Пунктами 2-8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство, или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством; перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляют Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ранее - Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края). Кроме того, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края является главным распорядителем средств бюджета Пермского края (субсидий) на предоставление жилья детям-сиротам, что подтверждается Законом Пермского края от 23.12.2009 № 560-ПК «О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». На основании вышеизложенного, поскольку вопросы обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без обеспечения родителей законодательно урегулированы, то выделение средств для приобретения жилья Силину А.А. должно осуществляться в порядке, установленном Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п, а не путем обязания Министерство финансов Пермского края выделить необходимые денежные средства, поэтому просят в иске отказать.
Ответчик – Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Пермского края,
извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержал доводы, изложенные ранее в письменном отзыве, а именно: органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилья для детей сирот, согласно Закону Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» и должны исполнять свои обязательства по осуществлению данных полномочий независимо от каких-либо условий. Перечисление средств субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, по мере поступления денежных средств из федерального бюджета. Обязательства по выделению денежных средств на приобретение, строительство, реконструкцию жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерством ЖКХ и Министерством социального развития Пермского края были выполнены, поэтому считают требования к данным ответчикам неправомерными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав помощника прокурора Мусихину Н.С., исследовав представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Часть 3 статьи 40 Конституции РФ устанавливает круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Конституция РФ не предусматривает всех категорий лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности. Это должно быть предусмотрено федеральными законами.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, 1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются …2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, ……., обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
В соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 11 августа 2006 года № 16-П, 1. ….Средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма.
3. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170.
8. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий:
площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма;
стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.
Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.
Жилое помещение на условиях договора социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
9. Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.
Согласно Правилам учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года №170, …2. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа (далее - дети-сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения.
4. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения…
6. С заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться:
1) законные представители детей-сирот:
от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также учреждениях всех видов профессионального образования, - администрации этих учреждений;
от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством), - опекуны (попечители);
2) лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях...» право на обеспечение жильем у вышеуказанных лиц возникает с момента окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Из обстоятельств дела установлено, что Силин Александр Анатольевич, Дата обезличена года рождения остался без попечения родителей. Мать ФИО7 Дата обезличена года умерла. Отец ФИО6 лишен родительских прав решением Чернушинского районного суда Пермской области от 18.08.2005 года. В 2005 году Силин А.А. был передан под опеку, опекуном был назначен брат ФИО5 на основании постановления главы администрации Чернушинского района от 01.07.2005 года № 921, где и воспитывался до совершеннолетия. Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю) в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Силина А.А. на имеющиеся у него объектах объекты недвижимого имущества л.д. 14). Согласно сведениям ЦТИ Пермского края Чернушинский филиал Силин А.А. не имеет на праве личной собственности квартиры или частного домовладения, находящегося в ... и ... (л.д. 15). По данным технической инвентаризации от 26 августа 2009 года, домовладение 12 по ..., ..., ..., снесено полностью л.д.16). Родители Силина А.А. - ФИО7 и ФИО6 не имеют на праве личной собственности квартиры или частного домовладения, находящегося в ... и ... л.д. ). В соответствии со ст. 8 Федеральным законом РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 23.10.2006 года Силин поставлен на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района. В 2009 году Силин А.А. закончил Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Чернушинский политехнический колледж» г. Чернушка Пермского края, не имеет закрепленного жилого помещения, а так же жилого помещения, находящегося в собственности. Согласно спискам Детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01.01.2010 года, а так же Детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, у которых наступило внеочередное право на предоставление жилого помещения на 01.01.2010 года, у которых внеочередное право на предоставление жилого помещения наступит в 2010 году, утвержденным распоряжением главы Чернушинского муниципального района Пермского края от 21.01.2010 года № 26-р, номер очереди Силина А.А. в списке детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий - 166, в списке внеочередников – 65 л.д. ). До настоящего времени Силин А.А. закрепленного за ним жилого помещения не имеет.
В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление Силину А.А. жилого помещения - статус лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного за этим лицом жилого помещения, нуждаемость в жилом помещении.
Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Силин А.А. поставлен на учет на предоставление жилого помещения в администрации Чернушинского муниципального района в возрасте 17 лет. При постановке на учет, за ним признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 8 Федерального закона № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». До настоящего времени он это право не утратил, соответственно ему должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.
Согласно ст. 57 ЖК РФ, 5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, 1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Земского собрания Чернушинского района Пермской области от 28.06.2005 года № 284, утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, жилое помещение по договору социального найма на основании ст.ст. 50, 57, 69 ЖК РФ должно быть предоставлено Силину А.А. не ниже минимального размера, установленного на одного человека на территории Чернушинского муниципального района Пермского края, т.е. из расчета по 15 кв. м общей площади.
В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком по предоставлению жилого помещения по данному иску является Администрация Чернушинского муниципального района, и суд возлагает на администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по предоставлению Силину А.А. жилого помещения.
Требование прокурора о возложении на Министерство финансов Пермского края обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Силину А.А. не является самостоятельным исковым требованием, поскольку касается порядка исполнения решения суда, к тому же этот порядок определен действующим законодательством и не требуется дополнительного решения об этом.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края в установленном законом порядке за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, приобрести и предоставить Силину Александру Анатольевичу во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 15 кв. метров, на территории Чернушинского муниципального района Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В удовлетворении иска прокурора Чернушинского района к Министерству финансов о перечислении денежных средств на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения.
Судья И.Ю. Толпышева