истребование имущества из чужого незаконного владения



Дело № 2-662/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Чернушка

10 августа 2010 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

Судьи Синельниковой И.А.

С участием представителя истца Невоструевой М.А. по доверенности

Ответчика Хариной Л.А.

При секретаре Кулановой О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отдела внутренних дел по Чернушинскому муниципальному району Пермского края к Хариной Любови Алексеевне об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

установил:

Истец – Отдел внутренних дел по Чернушинскому муниципальному району Пермского края обратился в суд с иском к ответчику Хариной Л.А. Требует истребовать из незаконного владения кабинет №39, возложить обязанность освободить занимаемый кабинет №39 с принадлежащим ей имуществом, расположенный в здании ОВД по адресу: Пермский край город Чернушка улица Нефтяников, 3»б». Требования мотивированы тем, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 27 февраля 2010 года здание по улице Нефтяников, 3»б», которое ОВД занимает, находится в оперативном управлении ОВД по Чернушинскому муниципальному району. На основании Постановления Верховного Совета РФ №3020-1 от 27 декабря 1991 года нежилое трехэтажное здание общей площадью 1547,7 кв.метров, расположенное по адресу: Пермский край город Чернушка улица Нефтяников,3»б» является собственностью Российской Федерации, о чем свидетельствует Свидетельство о государственной регистрации права от 18 июня 2010 года. В ходе проверки установлено, что кабинет №39 здания ОВД по Чернушинскому муниципальному району без законных оснований занимает адвокат Харина Л.А. Согласно сведений, предоставленным Территориальным управлением Росимущества по Пермскому краю какие-либо договоры на предоставление помещения в пользование с Хариной Л.А. не заключались. ОВД по Чернушинскому муниципальному району Пермского края никогда не давало своего согласия на изъятие указанного кабинета здания ОВД из права оперативного управления, и из права оперативного управления кабинет не изымался. Адвокат Харина Л.А. неоднократно, а именно 22 апреля 2009 года, 08 июня 2010 года предупреждалась о необходимости освободить незаконно занимаемое помещение, но требования, указанные в нем не выполнила. Нахождение адвоката Хариной Л.А. в помещении лишает ОВД права владения, пользования и распоряжения своим имуществом по прямому назначению для исполнения задач, предусмотренных Положением об ОВД, утвержденным приказом ГУВД по Пермскому краю №1289 от 25 декабря 2006 года.

В судебном заседании представитель истца Невоструева М.А. по доверенности поддержала исковые требования, и доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что кабинет №39 находится на третьем этаже, площадью 16,1 кв.метров. Административное здание имеет общую энергетическую сеть на поставку электроэнергии и тепловую сеть, поставка электрической энергии и тепловой энергии в административное здание ОВД на основании договоров. За потребление электроэнергии, за пользование тепловой энергией, другие платежи за пользование имуществом адвокаты не вносят. Адвокат незаконно пользуется имуществом ОВД.

Ответчик Харина Л.А. иск не признала. В обоснование возражений пояснила, что кабинет №39 в здании ОВД был предоставлен адвокатам с момента сдачи здания в 1977 году. В то время действовал Закон РСФСР от 25 июля 1962 года «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР». В соответствии со ст.24 данного закона для организации работы членов коллегии адвокатов создаются юридические консультации. Состав и место нахождения юридической консультации определяются президиумом коллегии адвокатов по согласованию с исполнительным комитетом соответствующего районного, городского Совета депутатов трудящихся. Данное здание было сдано в эксплуатацию, как административный комплекс для правоохранительных органов: милиции, суда, прокуратуры, адвокатов. Занимаемый кабинет адвокатам был предоставлен на законных основаниям с ведома руководства ОВД и городского Совета депутатов трудящихся. Вселялись одновременно все правоохранительные органы. Кабинет №39 изначально был предоставлен адвокатам. Она владеет спорным имуществом с мая 1991 года, то есть с момента присвоения ей статуса адвоката. Каких-либо договоров гражданского-правового характера между адвокатами и лично с ней и ОВД по Чернушинскому муниципальному району не заключалось. Какое-то время они вносили плату за коммунальные услуги в бухгалтерию ОВД, в течение трех-четырех лет они никакую плату за пользование кабинетом не вносят. Спорным имуществом она пользуется 19 лет. За свой счет производили косметический ремонт, сменили оконную раму на пластиковое окно. Все делалось с согласия руководства ОВД. В соответствии со ст.234 ч.1 ГК лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательская давность). Считает, что истцом пропущен срок исковой давности три года для обращения в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Также полагает, что настоящее дело подлежит рассмотрению в Арбитражном суде, поскольку в соответствии со ст.21 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Свидетельства о государственной регистрации права от 18 июня 2010 года на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на нежилое трехэтажное здание общей площадью 1547,7 кв.метров по адресу: город Чернушка улица Нефтяников, 3Б2». Согласно свидетельства о государственной регистрации права указанное здание находится в оперативном управлении отдела внутренних дел по Чернушинскому муниципальному району (л.д.6,7).

Согласно Положения об Отделе внутренних дел по Чернушинскому муниципальному району Пермского края, утвержденного Приказом ГУВД по Пермскому краю от 25 декабря 2006 года №1289 отдел является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации районного уровня (п.2), является юридическим лицом, в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения (п.9). За отделом в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или безвозмездного пользования здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другие необходимые для осуществления деятельности материальные средства, принадлежность которых устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пермского края, муниципальными правовыми актами.(п.11).

Из технического паспорта административного здания следует, что на третьем этаже расположен кабинет №39 площадью 16,1 кв.метров. Из акта обследования нежилого помещения от 2 июля 2010 года следует, что в кабинете №39 осуществляет свою деятельность ответчик адвокат Харина Л.А. (л.д.8). Согласно выписки из реестра адвокатов Пермского края, представленной Адвокатской палатой Пермского края статус адвоката Хариной Л.А. присвоен 28 мая 1991 года, профессиональную деятельность адвокат Харина Л.А. осуществляет в адвокатском кабинете по адресу: город Чернушка улица Нефтяников, 3»б».(л.д.10). То есть, ответчик – адвокат Харина Л.А. осуществляет профессиональную деятельность в кабинете, расположенном в административном здании, находящемся в оперативном управлении отдела внутренних дел по Чернушинскому муниципальному району, пользуется имуществом, находящемся в оперативном управлении истца. Из объяснений сторон, материалов дела установлено, что за пользование электроэнергией, тепловой энергией, за другие услуги адвокат не вносит плату, никаких договоров на право пользования кабинетом не заключалось.

В соответствии со ст.120 ч.1 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

В соответствии со ст.298 ч.1 ГК РФ частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии со статей 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Из объяснений ответчика, сообщения из территориального управления федерального агенства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю следует, что договоров аренды, либо безвозмездного пользования федеральным имуществом с Хариной Л.А. не заключалось. Спорным федеральным имуществом, находящимся в оперативном управлении ОВД по Чернушинскому муниципальному району адвокат Харина Л.А. пользуется безвозмездно, в отсутствие каких-либо договоров, то есть кабинет находится в незаконном временном владении ответчика Хариной Л.А.

Следовательно, в соответствии со ст.305, 296 ГК РФ отдел внутренних дел по Чернушинскому муниципальному району, как учреждение, владеющее недвижимым имуществом на праве оперативного управления, вправе предъявить требование об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

Доводы ответчика Хариной Л.А. в той части, что дело подлежит рассмотрению в Арбитражном суде, суд находит несостоятельными.

Согласно Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность не является предпринимательской.( статья 1 пункт 2). Адвокатский кабинет не является юридическим лицом ( статья 21 пункт 3).

Адвокатское образование, созданное в форме адвокатского кабинета, не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Исходя из положений пунктов 3,4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 августа 1992 года №12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» дела с участием адвокатского кабинета подлежит рассмотрению в судах общей юрисдикции как дела общегражданского характера. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы не содержат прямого указания на разрешение споров с участием адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, в арбитражных судах. Такова позиция и высшего Арбитражного суда РФ, выраженная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 15 июля 2008 года №6202/08.

Ответчиком Хариной Л.А. в судебном заседании заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии со ст.199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии со ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.

В соответствии со ст.208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

В судебном заседании установлено, что право собственности на недвижимое имущество зарегистрировано 18 июня 2010 года. Так как между сторонами не был определен период временного пользования недвижимым имуществом, то согласно статьи 200 ГК РФ трехлетний срок давности подлежит исчислению со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении права.

Сведения об отсутствии у собственника – Федерального агенства по управлению государственным имуществом договоров на передачу недвижимого имущества адвокату Хариной Л.А. в аренду или пользование направлены на запрос в ОВД по Чернушинскому муниципальному району 24 июня 2010 года. При таких обстоятельствах только в июне 2010 года объективно установлено, что временное пользование адвокатским кабинетом Хариной Л.А. кабинетом №39 в административном здании ОВД не имеет законных оснований, и отказ ответчика от освобождения имущества нарушает права истца, как владельца недвижимого имущества на праве оперативного управления, и несущего в полном объеме бремя содержания данного недвижимого имущества.

На основании изложенного требования истца – отдела внутренних дел по Чернушинскому муниципальному району подлежат удовлетворению, подлежит истребованию у ответчика Хариной Л.А. из незаконного владения кабинет №39, расположенный в административном здании ОВД, с возложением обязанности по его освобождению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Отдела внутренних дел по Чернушинскому муниципальному району Пермского края удовлетворить.

Истребовать у адвоката Хариной Любови Алексеевны из незаконного владения кабинет №39 площадью 16, 1 кв.метров, расположенном по адресу: Пермский край город Чернушка улица Нефтяников,3»б».

Обязать Харину Любовь Алексеевну освободить занимаемый кабинет №39 по адресу: Пермский край город Чернушка улица Нефтяников, 3»б» с принадлежащим ей имуществом.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья И.А. Синельникова