о взыскании заработной платы



Дело № 2-406/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чернушка

31 мая 2010 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе: Председательствующего судьи Низаевой Е.Р., с участием истца Орловой Г.В.,

представителей истца Еговцевой И.В., Каракулова СВ.,

представителей ответчика Муниципального учреждения культуры «Чернушинская межпоселенческая библиотечная система» Шаяхметовой Е.А., Слобожаниной О.Н., при секретаре Черенковой СВ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело

по иску Орловой Галины Валентиновны к Муниципальному учреждению культуры «Чернушинская межпоселенческая библиотечная система» о возложении обязанности по начислению уральского коэффициента на размер заработной платы не менее минимального размера оплаты труда, взыскании недоначисленной суммы заработной платы с учетом применения районного коэффициента к минимальному размеру оплаты труда, взыскании денежной компенсации морального вреда;

установил:

Истец Орлова Г.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению культуры «Чернушинская межпоселенческая библиотечная система» о возложении обязанности по начислению уральского коэффициента на размер заработной платы не менее минимального размера оплаты труда, взыскании недоначисленной суммы заработной платы с учетом применения районного коэффициента к минимальному размеру оплаты труда, взыскании денежной компенсации морального вреда.

Исковые требования Орлова Г.В. мотивировала следующим: с 3 февраля 1997 года на основании приказа № 4 п. 1 от 12 февраля 1997 года истец была принята на должность библиотекаря отдела комплектования и обработки в Чернушинскую центральную библиотеку (в настоящее время Муниципальное учреждение культуры «Чернушинская межпоселенческая библиотечная система»). Согласно приказа о приеме на работу и трудового договора, истцу установлен должностной оклад (тарифная ставка) в размере 2295,00 рублей, с выплатой районного коэффициента за работу в размере 15% должностного оклада и процентных надбавок стимулирующего характера, за выслугу лет, компенсационных выплат и доплаты до минимального размера оплаты труда до 4330 рублей. При этом доплата до ставки минимального размера оплаты труда начисляется уже после всех выплат и начисленного 15% районного коэффициента. Исходя из определений, приведенных в ст. 129 ТК РФ, тарифная ставка представляет собой фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Заработная плата работнику на основании ст. 135 ТК РФ устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Согласно ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный

федеральным законом, обеспечивается организациями, не финансируемыми из соответствующих бюджетов, за счет собственных средств. В соответствии со статьей 130 Трудового кодекса РФ, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации является государственной гарантией по оплате труда работников. Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 2008 года № 91 - ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц. Исчисленная заработная плата истца за 2009 года без учета районного коэффициента, ниже минимального размера труда, что противоречит ст. 130, 133 ТК РФ. Законодатель установил дополнительные гарантии с учетом особенностей труда, в том числе в связи с природно-климатическими условиями. В соответствии со ст. ст. 146, 148 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. При этом оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условием производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательствам, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ). Согласно ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Поскольку конкретные размеры районных коэффициентов Правительством РФ не установлены, они продолжают начисляться и выплачиваться в порядке и размерах предусмотренных законодательством бывшего СССР. Пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации N 4521-1 от 19.02.93 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Пунктом 1 постановления Совета Министров СССР N 283 от 15.10.69 года "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих, предприятий, учреждений, расположенных в Пермской области" с 1 октября 1969 года введен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих. Постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 537 "О признании утратившими силу отдельных положений постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" Министерству труда Российской Федерации было предоставлено право давать разъяснения по вопросам начисления процентных надбавок к заработной плате и районных коэффициентов на заработок с учетом вознаграждения за выслугу лет. В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г. N 537 Минтрудом РФ было утверждено разъяснение "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)" (утверждено постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. N 49). В пункте 1 названного разъяснения Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. N 49 прямо указано на то, что процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установлены к заработной плате лицам именно за работу в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями (то есть в местностях с особыми климатическими условиями). В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 года № 403/20-155, в Пермской области применяется 15-процентная надбавка к заработной плате. Из приведенных норм следует, что районный коэффициент начисляется на установленную заработную плату, то есть сверх заработной платы. Как усматривается из ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, и механизм установления данных выплат не находится ни в какой зависимости от механизма установления минимального размера оплаты труда. Исходя из буквального смысла приведенных норм Трудового кодекса РФ и перечисленных выше нормативно - правовых актов истец полагает, что включение в минимальный размер оплаты труда выплат по районному коэффициенту к заработной плате, а также доплат за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, незаконно. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, и работающих в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, либо на Крайнем Севере, или в ином районе с неблагоприятными климатическими условиями, где установлены районный коэффициент к заработной плате, оказалась бы равной минимальной заработной плате, исчисленной для работников, не работающих в таких местностях и с такими условиями, что означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особенностей (ст. 2 ТК РФ). Исчисленная истцу заработная плата за 2009 год, без учета районного коэффициента к заработной плате, ниже минимального размера труда, что противоречит ст. ст. 2, 130 и 133 ТК РФ, и нарушает право истца на получение заработной платы в полном объеме (ст. ст. 2 и 21 ТК РФ). В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В соответствии со ст. 1 ФЗ № 82-ФЗ от 12.06.2000 г. (в ред. ФЗ от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ), минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц. В силу ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. В силу ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно ст. 313 Трудового кодекса РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей. Статья 315 Трудового кодекса РФ закрепляет, что оплата труда в районах Крайнего Севера и

приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов надбавок к заработной плате. Статьями 316, 317 Трудового кодекса РФ установлены выплаты районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате. Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что закон гарантирует дополнительные компенсации, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, приравненным к ним территориям. При этом минимальный размер оплаты труда установлен для всех без исключения граждан, проживающих на территории Российской Федерации, и не может включать в себя компенсации, установленные для регионов Пермского края. Иное понимание закона, по мнению истца, противоречит нормам международного права, в том числе Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 г., подписанный в СССР и вступивший в силу 3.10.1976 г. (обязательный для РФ как его правопреемника по международным договорам), устанавливающему право каждого на вознаграждение и справедливую зарплату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия (ст. 7) Таким образом, заработная плата должна справедливо отражать особенности труда и быть равной при равной ценности труда. Именно в этих целях, учитывая особенности труда в особых условиях, законодатель установил основные гарантии, установленные ст. 133 ТК РФ, установив минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации. Но при этом законодатель установил и дополнительные гарантии с учетом особенностей труда в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, указав их в главе 50 Трудового кодекса РФ, в том числе гарантии выплаты районных и северных надбавок к заработной плате. Иной подход означал бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особенностей (ст. 2 Трудового кодекса РФ). Истец обращалась с письмом к работодателю с просьбой устранить нарушения Закона, на что получила отказ, в связи с необоснованным отказом причинен моральный вред, который заключается в нравственных страданиях. В результате неисполнения Закона истец оказалась за чертой бедности, при повышающемся уровне жизни, росте цен, коммунальных расходов. В соответствии со статьей 237 ТК РФ, вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. В соответствии со ст.ст.129, 133, 146,147, 315,16, 317 Трудового кодекса РФ, истец Орлова Г.В. просит: 1. Признать незаконным выплату работодателем МУК « Чернушинская МБС» заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в Пермской области. 2. Обязать пересчитать заработную плату за 2009 год с учетом требований статей Трудового Кодекса РФ и выплатить недополученную заработную плату. 3.Взыскать с Ответчика 9093 (девять тысяч девяносто три) рубля, неполученных работником в результате незаконных действий работодателя по неначислению районного коэффициента 1,15 на сумму минимального размера оплаты труда за период с 1 января 2009 года по март 2010 года. 4. Взыскать с Ответчика 20907 (двадцать тысяч девятьсот семь) рублей в счет денежной компенсации морального вреда.

17 мая 20010 года истец Орлова Г.В. подала дополнительное исковое заявление об изменении исковых требований, указала, что заработная плата (оплата труда работника) определена в части первой ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -Трудовой кодекс), как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 названного Кодекса, которой предусмотрено, в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья). Согласно ст. 135 (части первая и вторая) Трудового кодекса, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 (части вторая - пятая) того же Кодекса, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В силу сказанного именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работниками лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. На основании ст. 129, 133, 135 ТК РФ истец Орлова Г.В. просит: 1. Признать незаконным выплату работодателем МУК «Чернушинская МБС» заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в Пермском крае. 2. Взыскать с ответчика недополученную заработную плату за 2009 и январь, февраль 2010 год в сумме 5524 руб. 99 коп. 3. Обязать Ответчика уплатить проценты (денежную компенсацию) в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки в результате незаконных действий работодателя по неначислению районного коэффициента 1,15 на МРОТ по трудовым договорам по основному месту работы за период с января 2009 года по 1 марта 2010 г. (дата подачи искового заявления) в сумме 7424 руб. 77 коп. 4. Обязать Ответчика в дальнейшем начислять

районный коэффициент 1,15 на МРОТ по основному месту работы. 5. Взыскать с Ответчика 10000 рублей в счет денежной компенсации морального вреда.

Истец Орлова Г.В. в судебном заседании исковые требования в редакции от 17 мая 2010 года поддержала в полном объеме, пояснила, что с 03 февраля 1997 года работает в Центральной библиотеке в должности библиотекаря в отделе комплектации, должностной оклад установлен в сумме 2295 рублей, к окладу начисляются стимулирующая процентная надбавка за выслугу лет, уральский коэффициент, и доплата до минимального размера оплаты труда, до 4330 рублей, установленного с 1 января 2009 года. Уральский коэффициент не начисляется работодателем на МРОТ. Заработная плата в 2009 году, в 2010 году выплачивается регулярно, расчетные листы о начисленной и удержанной заработной плате работодателем выдаются, сроки выплаты заработной платы 27 и 11 число. С 01 января 2010 года изменена система оплаты труда, но должностные оклады установлены менее МРОТ, и уральский коэффициент начисляется аналогичным способом. Просит взыскать недоначисленую зарплату, компенсацию. Действиями работодателя причинен моральный вред, так как из-за небольшой заработной платы она вынуждена постоянно занимать деньги, муж получает невысокую заработную плату, на иждивении сын студент, семья является малообеспеченной, и размер заработной платы не обеспечивает необходимый прожиточный минимум. Денежную компенсацию оценивает в 10000 рублей.

Представитель истца Еговцева И.В. исковые требования и доводы истца поддержала, пояснила, что работодателем не исполняются положения п. 7.2.2, 7.6.2 Коллективного договора, районный коэффициент должен начисляться на минимальный размер оплаты труда, данной позиции придерживает профсоюз работников культуры, при обращении к учредителю, изменений в оплате труда не произошло. У работодателя как муниципального учреждения нет достаточных денежных средств для выплат.

Представитель истца Каракулов СВ. исковые требования и доводы истца Орловой Г.В. поддержал, пояснил, что просит учесть разъяснения, изложенные в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2009 года о том, что заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, и компенсационные выплаты, к которым относится уральский коэффициент должен быть установлен свыше МРОТ. На основании ст. 236 ТК РФ просит применить компенсацию. Уральский коэффициент применяется в связи с особыми климатическими условиями. Исковые требования в части компенсации морального вреда являются обоснованными, для истца с учетом ее доходов и семейного положения недоплата ежемесячная является существенной, влечет к необходимости занимать деньги, приводит к психическим переживаниям.

Представитель ответчика Муниципального учреждения культуры «Чернушинская межпоселенческая библиотечная система» Шаяхметова Е.А. исковые требования Орловой Г.В. не признала в полном объеме, просит применить положения ст. 392 ТК РФ и ст. 211 ГПК РФ, задолженность по заработной плате может быть взыскана не более чем за 3 месяца, истцом пропущен срок 3 месяца для обращения в суд. Пояснила, что учреждение бюджетное, денежные средства предоставляются из бюджета муниципального района согласно бюджетной росписи, штатное расписание утверждается учредителем. Размеры должностных окладов, доплат устанавливаются в соответствии с нормативными документами Правительства Пермского края. В 2009 году у истца был установлен должностной оклад по Единой тарифной системе, утвержденной Правительством Пермского края, 2295 рублей по 7 разряду, доплата 20 % от оклада за стаж, доплата 4 % за пользование компьютером, производились стимулирующие и поощрительные выплаты в соответствии с Положением об оплате труда. Истец в 2009 году неоднократно премировалась. С 1 января 2010 года изменилась система оплаты труда, истцу установлен должностной оклад 3200 рублей, производится доплата 20 % за стаж и 15 % уральский коэффициент, утверждено Положение об оплате труда. Включение уральского коэффициента в минимальный размер оплаты труда производится с учетом разъяснения

начальника управления финансов администрации Чернушинского муниципального района, начальника аналитического управления аппарата Правительства Пермского края. Доплаты в связи с изменением системы оплаты труда произведены истцу в марте. Общий фонд оплаты труда по учреждению не изменяется с 2008 года, заработная плата не индексируется. Моральный вред истцу не причинялся, истцу как и другим работникам, выплачивались премии и стимулирующие выплаты, она пользовалась льготами, предусмотренными положениями об оплате труда.

В письменных возражениях по иску Представитель ответчика Муниципального учреждения культуры «Чернушинская межпоселенческая библиотечная система» Шаяхметова Е.А. указала, что по вопросу начисления уральского коэффициента на МРОТ даны разъяснениям Начальника управления финансов ФИО6 со ссылкой на начальника Аналитического управления Аппарата Правительства Пермского края ФИО7, указано, что в соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Районные коэффициенты призваны компенсировать дополнительные расходы и повышенные затраты труда, связанные с проживанием и выполнением работы в неблагоприятных климатических условиях, то есть относятся к выплатам компенсационного характера и следовательно, входят в состав начисленной заработной платы. Таким образом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не может быть ниже 4330 руб. с учетом районного коэффициента. На основании изложенного, всем работникам доплачивалось до 4330 рублей. Денег на доплаты до МРОТ не было выделено. Поэтому в Положение о распределении и использовании стимулирующего фонда МУК «Чернушинская МБС» от 11.01.2009 г. был включен пункт 2.1. по обеспечению реализации ФЗ от 24.06.2008 года№ 91 «О внесении изменений в ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Из 336 тыс. руб. стимулирующего фонда на доплаты работника было израсходовано 156 тыс. руб., то есть вместо стимулирования специалистов было обеспечено право работников на МРОТ. Орлова Г.В. имеет среднее образование, стаж работы - 13 лет, ее зарплата составила -4330 рублей, у заведующего сектором с высшим специальным образованием и стажем 17 лет, заработная плата составляла 4994 рублей, у библиотекаря со средним специальным образованием и стажем больше 20 лет - 4553 руб. Таким образом, разница в оплате труда между специалистом и не специалистом составляла 664 руб. и 223 руб. В течение 2009 года Орлова Г.В. неоднократно получала доплаты из оставшегося стимулирующего фонда, а также премии и материальную помощь. Она пользовалась и всеми другими льготами, предусмотренными коллективным договором и другими локальными актами. Поэтому ответчик считает, что истцу не был причинен моральный вред. Кроме того, расчет не выплаченных сумм, произведенный истцом, неверен. Согласно данным бухгалтерского учета данная сумма может составлять 4075,64 рублей, (л.д. 36-37)

Представитель ответчика Муниципального учреждения культуры «Чернушинская межпоселенческая библиотечная система» Слобожанина О.Н. исковые требования Орловой Г.В. не признала, пояснила, что трудовой договор с Орловой Г.В. не заключался, так как была принята на работу с 1997 года, сроки выплаты заработной платы установлены 27 числа - аванс, 12 числа следующего месяца - выплата зарплаты.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно материала дела, с 03 февраля 1997 года истец Орлова Г.В. принята на работу в Центральную библиотеку на должность библиотекаря в отдел комплектования, в

настоящее время работодатель - Муниципальное учреждение культуры «Чернушинская межпоселенческая библиотечная система», (л.д. 16-18, 41) Муниципальное учреждение культуры «Чернушинская межпоселенческая библиотечная система» является самостоятельным юридическим лицом, учредителем выступает администрация Чернушинского муниципального района, собственником имущества является муниципальное образование «Чернушинский муниципальный район», учреждение является не коммерческой организацией, финансируемой за счет бюджетных средств, средств полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, за счет иных источников.

Согласно материалов дела, в 2009 году заработная плата истца Орловой Г.В. состояла по 7 разряду из месячной тарифной ставки 2295 рублей, 20 % надбавки за стаж, районного коэффициента 15 %, месячный фонд заработной платы составлял 3167,1 рублей, (л.д. 44) Согласно утвержденного штатного расписания, с 1 января 2010 года установлен должностной оклад 3200 рублей, компенсационные выплаты за работу на компьютере 4-12 %, за образование 15 %, выслугу лет, уральский коэффициент, месячный фонд оплаты труда 4784 рубля, (л.д. 46,70,71,72,73,77,78,83)

Согласно Положения об оплате труда работников МУК «Чернушинская МБС», заработная плата должна перечисляться работникам 12 числа, заработная плата состоит из ежемесячной тарифной ставки, определяемой по Единой тарифной сетке по оплате труда работников бюджетной сферы, могут выплачиваться надбавки к месячной тарифной ставке: уральский коэффициент 1,15, надбавка за выслугу лет 10-30% на основании Указа губернатора Пермской области от 17.11.1999 года № 165. (л.д. 49-50, 68)

Согласно Положения о системе оплаты труда работников МУК «Чернушинская МБС», утвержденном Постановлением Главы Чернушинского муниципального района от 24.03.2010 года № 235, оплата труда включает должностные оклады, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера, выплаты социального характера, так должностной оклад библиотекаря установлен 3200 рублей, предусмотрены компенсационные выплаты: за работу с вредными условиями труда (работа на компьютере) 4-12%, районный коэффициент 15 %, работа на селе 25%; установлены выплаты стимулирующего характера: за непрерывный стаж работы 10-30 %, за образование 10-15 %; определено, что фонд оплаты труда формируется за счет средств бюджета Чернушинского муниципального района, средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности; (л.д. 54-64)

Положением о распределении и использовании стимулирующего фонда МУК «Чернушинская МБС», от 11.01.2009 года, предусмотрено направление финансовых средств на обеспечение реализации Федерального закона от 24.06.2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», на стимулирование сотрудников за осуществление методических и координационных функций, за повышенный уровень профессиональной квалификации за применение оргтехники, за высшее образование, за звание, за особые трудовые достижения, (л.д. 53)

Приказом директора МУК «Чернушинская МБС» от 11.01.2009 года, введена ежемесячная доплата до МРОТ 4330 рублей с 01 января 2009 года работникам учреждения, чья заработная плата ниже МРОТ. (л.д. 74)

Кроме того, истцу Орловой Г.В. производились выплаты: доплаты 10% за работу, не входящую в должностные обязанности, на основании приказа № 37 от 04.05.2009 года, приказа № 48 от 02.06.2009 года, премии к профессиональному празднику на основании приказа от 18.05.2009 года № 43 в размере 1,4 оклада, доплата 30 % за большой объем работы на основании приказа № 106 от 05.11.2009 года, материальной помощи в размере оклада на основании приказа № 115 от 09.12.2009 года, премии по итогам года в размере оклада на основании приказа № 123 от 22.12.2009 года, доплаты за оказание практической помощи сельским библиотекарям 10 % на основании приказа № 113 от 30.11.2009 года. (л.д. 77-82, 85, 116)

Согласно Коллективного договора на 2009 - 2011 года, п. 7.2.1 минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, п. 7.2.2. месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда; предусмотрены доплаты за особые условия труда, работникам, работающим на компьютере и копировальной технике, п. 7.6.2 работникам подлежит выплате районный коэффициент-1,15, начисляемый на фактический заработок, полученный в данном месяце, без ограничения его размера в соответствии с Перечнем выплат, на которые начисляется районный коэффициент, предусмотрены стимулирующие выплаты: премирование, вознаграждение за выслугу лет. (л.д. 104-108)

Заработная плата истца Орловой Г.В. за 2009 год составила: за январь - 4330,00 руб.; за февраль - 3767,50 руб.; за март - 3711,43 руб., за апрель - 4330 руб.; за май - 7231,55 руб.; за июнь - 4330,00 руб.; за июль - 8018,57 руб.; за август - 824,76 руб., за сентябрь -3808,22 руб.; за октябрь 4857,85; за ноябрь - 4593,93 руб.; за декабрь - 9264,25 руб. (л.д. 10-13); за 2010 год составила за январь 4875,85 рублей, за февраль 4461,96 рублей, (л.д. 11)

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд, в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 130 ТК РФ, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в РФ.

Согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» № 82-ФЗ от 19 июня 2000 года, в редакции Федерального закона № 91-ФЗ от 24 июня 2008 года, минимальный размер оплаты труда в РФ с 1 января 2009 года установлен в размере 4330 рублей.

Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплату труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 146 ТК РФ, в повышенном размере оплачивается также труд работников занятных на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статьей 148 ТК РФ установлено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения должны быть установлены Правительством РФ. Однако такого нормативно-правового акта до настоящего времени не принято, в связи с чем, до его принятия учитываются районные коэффициенты, установленные Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 года № 76, в соответствии с п. 13 которого предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисколкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории максимальных размеров этих коэффициентов. Таким образом, районный коэффициент устанавливается именно к заработной плате, при этом, если она должна быть не менее установленного минимального размера оплаты труда, то районный коэффициент устанавливается на соответствующий размер МРОТ.

Нормативными актами, применительно к ст. 148 ТК РФ, для Пермского края являются постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 19 сентября 1959 года № 1120 (для производственных отраслей) и постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 июля 1987 года № 403/20-155 (для непроизводственных отраслей), в которых утверждены районный коэффициенты к заработной плате на территории области - 1,15 (кроме Гайнского района Коми - Пермяцкого автономного округа, Красновишерского и Чердынского районов области, где коэффициент установлен в размере 1,20).

Постановлением Совета министров СССР от 20 февраля 1974 года № 124 «О введении. районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, расположенных в районах Урала, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», с 1 марта 1974 года введены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций промышленности строительных материалов, машиностроительной и * металлообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей, стекольной, фарфорово-фаянсовой, легкой, пищевой, полиграфической и других отраслей промышленности, строительства, железнодорожного, автомобильного и речного транспорта, гражданского воздушного флота и связи, расположенных в Свердловской, Пермской, Курганской, Челябинской областях,... для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены.

Согласно п. 2 ч.1 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02 июля 1987 года № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР», утверждены районный коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Пермской области в размере 1,15.

В статье 129 ТК РФ дается понятие заработной платы как вознаграждения за труд, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно разъяснения в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года от 10 марта 2010 года, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ, без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые в свою очередь могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Таким образом, в организациях, расположенных на территории Пермской области (Пермского края), применение районного коэффициента к заработной плате работника является обязательным для всех работодателей.

Следовательно, минимальная месячная заработная плата, определенная в порядке ст. 148 ТК РФ, не должна быть менее МРОТ с учетом уральского коэффициента, иное толкование ст. 129, 133, 146, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что противоречило бы принципам социальной справедливости.

С учетом изложенных норм, заработная плата истца Орловой Г.В. не должна быть менее минимального размера оплаты труда, с учетом районного коэффициента 1,15 %.

На основании изложенного, суд удовлетворяет исковые требования Орловой Г.В. в данной части, порядок расчета заработной платы в отношении истца Орловой Г.В. в Муниципальном учреждении культуры «Чернушинская межпоселенческая библиотечная система» в размере минимального размера оплаты труда без учета уральского районного коэффициента является незаконным, на ответчика - работодателя возлагается обязанность производить расчет заработной платы Орловой Г.В. с учетом применения районного коэффициента свыше минимального размера оплаты труда.

Истец Орлова Г.В. просит взыскать недоначисленную заработную плату за 2009 год. Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ, Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.. ..При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Согласно материалов дела и пояснений сторон, в 2009 году истцу Орловой Г.В. заработная плата начислялась и выплачивалась ежемесячно и регулярно, предоставлялись расчетные листы, работодатель ежемесячно в письменной форме извещал истца о составных частях заработной платы, причитающейся за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Окончательные сроки выплаты заработной платы - 12 число следующего месяца, установлены положением об оплате труда.

Суд учитывает, что районный коэффициент на минимальный размер оплаты труда истцу не начислялся, не выплачивался, в связи с наличием между работником и работодателем спора о праве работника на эти выплаты, являющиеся составной частью заработной платы работника. Спор о праве на получение заработной платы или ее части является индивидуальным трудовым спором работника с работодателем. Статьей 392 ТК РФ для обращения работника в суд по такому спору установлен трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Согласно материалов дела, 10 декабря 2009 года истец Орлова Г.В. обращалась в Профсоюзный комитет, директору МУК «Чернушинская МБС» с требованиями о пересмотре вопроса о выплате районного коэффициента сверх минимального размера оплаты труда, (л.д. 14-15) Таким образом истец Орлова Г.В. располагала сведениями о порядке исчисления заработной платы в 2009 году ежемесячно, в декабре 2009 года обращалась к работодателю, следовательно, достоверно знала о нарушении права.

Исковое заявление Орловой Г.В. подано в суд 16 апреля 2010 года. На момент подачи искового заявления сроки для взыскания недоначисленной заработной платы за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года, установленные ст. 392 ТК РФ, 3 месяца истекли. За декабрь 2009 года срок выплаты заработной платы 12 января 2010 года, срок обращения в суд истек 13 апреля 2010 года.

Заявления о восстановлении пропущенного срока истцом Орловой Г.В. не представлено в суд. Представитель ответчика МУК «Чернушинская МБС» заявил в судебном заседании о пропущенном истцом сроке для обращения в суд, установленном ст. 392 ТК РФ.

На основании изложенного, исковые требования Орловой Г.В. в части взыскания недоначисленной заработной платы за 2009 год подлежат оставлению без удовлетворения в связи с пропуском срока для обращения в суд без уважительной причины.

Исковые требования Орловой Г.В. в части взыскания недоначисленной заработной платы за январь и февраль 2010 года подлежат удовлетворению, на основании приведенных выше доводов о незаконности порядка расчета заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента.

За январь 2010 года расчет доплаты составит: норма времени отработана полностью, 4330 рублей+ 649,5 рублей (15 %) = 4979,5 рублей - 465,34 рублей (13 % налог с учетом налогового вычета 1400 рублей) - 49,8 рублей (1% профсоюзный взнос) = 4464,36 рубля причитается к выплате, фактически выплачено истцу 2959,27 рублей и 1400 рублей, сумма доплаты составит 4464,36 рубля - (2959,27 рублей + 1400 рублей) = 105,09 рублей.

За февраль 2010 года расчет доплаты составит: норма рабочего времени отработана полностью, 4464,36 рубля причитается к выплате, фактически выплачено истцу 2189,34 рублей и 1700 рублей, сумма доплаты составит 4464,36 рубля - (2189,34 рублей + 1700 рублей) = 575,02 рублей.

Суд не принимает во внимание перерасчет в марте 2010 года, так как указанный перерасчет производился в связи с изменением надбавки за выслугу лет и должностного оклада, без применения районного коэффициента к МРОТ, фактическая заработная плата за январь и февраль 2010 года у истца составила меньше чем причиталась бы при начислении районного коэффициента на МРОТ.

Согласно ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Поскольку подлежащая взысканию заработная плата истцу Орловой Г.В. была начислена не в полном объеме, требования истца о взыскании с ответчика в ее пользу процентов (денежной компенсации) в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки в результате незаконных действий работодателя по не начислению районного коэффициента 1,15 на МРОТ, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Расчет компенсации от невыплаченных сумм составит:

По сумме доплаты 105,09 рублей за период с 13 февраля 2010 года по 31 мая 2010 года при ставке рефинансирования 8 %, на момент вынесения решения суда, которым признано право истца на доплату, 105,09 рублей X (8 % : 300) X 108 дней : 100 = 3,02 рубля.

По сумме доплаты 575,02 рублей за период с 13 марта 2010 года по 31 мая 2010 года, 575,02 рублей X (8% : 300) X 80 дней : 100 = 12,27 рублей.

Всего сумма компенсации составит 3,03 рубля + 12,27 рублей = 15,29 рублей. Истцом Орловой Г.В. заявлены требования о выплате денежной компенсации морального вреда.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ, Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Суд находит обоснованными доводы истца Орловой Г.В. причинении морального вреда.

Суд учитывает, что в связи с длительным нарушением работодателем права на компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях, предусмотренные законом, истец Орлова Г.В. испытывала переживания и разочарования, так как заработная плата как единственный источник дохода не соответствовала прожиточному минимуму. Суд находит указанную истцом сумму чрезмерно завышенной, оценивая возмещение на справедливой основе, с учетом разумности, соразмерности нарушенного права, определяет размер компенсации в сумме 2000 рублей.

При определении размера компенсации суд находит заслуживающими внимания доводы представителей ответчика о выплате истцу премий и иных поощрительных выплат в течении 2009 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Орловой Галины Валентиновны удовлетворить частично.

Признать незаконным порядок расчета заработной платы в отношении истца Орловой Галины Валентиновны в Муниципальном учреждении культуры «Чернушинская межпоселенческая библиотечная система» в размере минимального размера оплаты труда без учета уральского районного коэффициента и обязать Муниципальное учреждение культуры «Чернушинская межпоселенческая библиотечная система» производить расчет заработной платы Орловой Галины Валентиновны с учетом применения районного коэффициента свыше минимального размера оплаты труда.

Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Чернушинская межпоселенческая библиотечная система» в пользу Орловой Галины Валентиновны не доначисленную заработную плату с учетом применения районного коэффициента к минимальному размеру оплаты труда за период с 01 января 2010 года по 28 февраля 2010 года, в размере 680 (шестьсот восемьдесят) рублей 11 копеек, денежную компенсацию 15 (пятнадцать) рублей 29 копеек, денежную компенсацию морального вреда в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Исковые требования Орловой Галины Валентиновны в части взыскания не доначисленной заработной платы и денежной компенсации за нарушение сроков выплаты за 2009 год оставить без удовлетворения в связи с пропуском срока для обращения в суд.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.Р. Низаева