Дело № 2-405/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка
25 мая 2010 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Паршаковой С.Л.,
с участием представителя ответчика ФГУП « Почта России» Абизяевой Н.А.,
при секретаре Воробьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Черемных Виталия Васильевича к ФГУП «Почта России» о признании действий должностных лиц Чернушинского почтамта незаконными, о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Истец Черемных В.В. обратился в суд с иском к Чернушинскому почтамту УФПС Пермского края филиал «Почта России» о признании действий (бездействия) должностных лиц незаконными, о взыскании компенсации морального вреда.
Иск мотивировал тем, что 22 сентября 2008 года им из ФБУ ИК-49 было отправлено заказное письмо в адрес его дочери ФИО4, проживающей по адресу: <адрес> Указанное письмо из Чернушинского почтамта 27 октября 2008 года было возвращено в его адрес, по причинен истечения срока хранения данного письма. В соответствии с пунктом 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005г. № 221, почтовое отправление при невозможности их вручения адресатам (законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. При неявки адресата за почтовым отправлением в течении 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. По истечении установленного срока хранения не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления, в том числе и заказные письма, возвращаются отправителям по их обратному адресу. В его случае установлено, что при первичной доставке заказного письма домой почтальоном, письмо не было вручено получателю под роспись, по причине отсутствия получателя. Вторичное извещение почтальоном также не вручено получателю под роспись, а вложено в почтовый ящик, по причине отсутствия получателя дома (ответ начальника Чернушинского почтамта от 17.02.2009г. В результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц Чернушинского почтамта, ему были причинены нравственные и физические страдания. В виду невозможности изготовления ксерокопий каких-либо документов в ФБУ ИК-49 г. Печора, где он отбывает наказание по приговору суда, им, в адрес ФИО4, которая является его дочерью, указанным заказным письмом были направлены документы для изготовления последней, необходимого количества ксерокопий. Данные ксерокопии были необходимы для направления в Европейский Суд по правам человека в г. Страсбурге, в установленные Инструкцией сроки. Таким образом, он был лишен права в приложении копий всех документов, относящихся к его жалобе. Поскольку оригиналы не возвращаются. В связи с незаконными действиями (бездействием) должностных лиц Чернушинского почтамта он был лишен возможности в предоставлении дополнительных документов при обращении в Европейский суд по правам человека, что причинило ему нравственные страдания, заключающиеся в волнениях и переживаниях в виду неполучения писем от ФИО4 Очень сильно нервничал, переживал, что по срокам не успевает направить необходимые документы в Европейский суд, постоянно пребывал в стрессовом состоянии. Кроме нравственных страданий, вызванных незаконностью действий (бездействия) должностных лиц Чернушинского почтамта, ему были причинены также физические страдания, заключающиеся в бессоннице, головных болях, отсутствие аппетита, что крайне опасно при наличии у него язвенной болезни желудочно-кишечного тракта, и повлекло за собой неоднократные обострения. Перенесенные им нравственные страдания также подтверждаются его неоднократными обращениями с жалобами в органы прокуратуры г. Чернушка, и к руководству Чернушинского почтамта, в которых он предлагал последним добровольно возместить ему моральный вред в сумме 15000 рублей. Однако, ему было в возмещении вреда отказано, в связи с тем, что необходимо обратиться в суд. В соответствии со ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы ( оказанной услуги) вправе по своему усмотрению требовать возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы ( оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ. каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 57 Правил оказания услуг почтовой связи, за ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи возмещение вреда, производится по решению суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В результате незаконных действий ( бездействия) должностных лиц Чернушинского почтамта ему был причинен моральный вред, который он оценивает в 30000 рублей. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред, действиями нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, в также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации такого вреда. В соответствии со ст. 45 ч.1 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Просит признать незаконными действия должностных лиц Чернушинского почтамта, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 30000 рублей.
Истец Черемных В.В., извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явился, отбывает наказание в местах лишения свободы.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Чернушинский почтамт и Управление федеральной почтовой связи Пермского края – филиал федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» не являются юридическими лицами, в связи с чем в качестве ответчика по делу было привлечено федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России».
Представитель ответчика ФГУП «Почта России» Абизяева Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что вся деятельность у них осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи. Согласно этих правил, заказные письма отдаются почтальонам для доставки адресатам. 26 сентября 2008 года в Чернушинский почтамт поступило указанное заказное письмо и в тот же день было выдано почтальону в доставку. В связи с тем, что получателя дома не было, почтальон вернула письмо в почтамт, а извещение формы № 22 вложила в почтовый ящик. 26 сентября 2008 года заказное письмо было сдано бригадиру Земленовой и передано на кассу, в случае предъявления извещения письмо было бы выдано. ФИО4 не подошла с извещением и 21 октября 2008 года выписано вторичное извещение и вложено в ящик получателя, также по причине отсутствия получателя дома. Вторичное извещение положено вручать под роспись, что не было сделано, так как дома по указанному адресу никого не было, доказательств, подтверждающих, что вторичное извещение было направлено ФИО4 в течении пяти дней у них нет. В связи с тем, что никто не подошел за заказным письмом, 27 октября 2008 года письмо было возвращено отправителю. Считает, что Правила оказания услуг почтовой связи ими не нарушены. В связи с тем, что почтальон ФИО5 уволена, то в настоящее время установить направлялось ли вторичное извещение получателю в течение пяти рабочих дней или нет, невозможно, у них составляются на каждое письмо накладные, накладные имеются только от 26 сентября 2008 года и 21 октября 2008 года, больше никаких письменных документов относительно этого письма у них. Черемных В.В. обращался к ним с претензией, ему был дан ответ. Кроме того, Черемных В.В. обращался в прокуратуру Чернушинского района, в их адрес выносилось представление прокурора. Считает, что Черемных В.В. пропущен как срок направления претензии, так и срок обращения в суд за защитой своего права, просила в иске отказать. Она ходила к ФИО4, ФИО4 действительно проживает по указанному на конверте адресу, с ее слов, знает, что ФИО4 не помнит, получала ли она извещения или нет. Она предполагает, что ФИО4 не хотела получать письма от отца.
Суд, заслушав представителя ответчика, рассмотрев представленные доказательства, считает заявленные требования Черемных В.В. обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются: оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи; обеспечение организациями федеральной почтовой связи работы объектов почтовой связи в режиме, удобном для пользователей услуг почтовой связи, с учетом технологий почтовой связи; обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи; государственная поддержка организаций федеральной почтовой связи, оказание содействия в развитии организаций почтовой связи иных организационно-правовых форм; государственное регулирование тарифов на универсальные услуги почтовой связи в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона, услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно. Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Согласно ст. 34 ФЗ РФ от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
Согласно ст. 38 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. № 221, почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя). При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
Согласно п. 47 указанных Правил, операторы почтовой связи обязаны: обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Согласно п. 52 указанных Правил, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
В соответствии с п. 55 указанных Правил, порядок регистрации и рассмотрения претензий устанавливается оператором почтовой связи. Оператор почтовой связи обязан рассмотреть претензию и дать заявителю ответ (в письменной форме) в следующие сроки:
на претензии в отношении почтовых отправлений и почтовых переводов, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение 5 дней; на претензии в отношении всех других внутренних почтовых отправлений и почтовых переводов - в течение 2 месяцев. В случае отказа в удовлетворении претензии или ее частичном удовлетворении документы, приложенные к претензии, возвращаются заявителю. В случае отказа оператора почтовой связи в удовлетворении претензии, в случае его согласия удовлетворить претензию частично либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услугами почтовой связи имеет право предъявить иск в суд.
Согласно п. 57 указанных Правил, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услугами почтовой связи. Операторы почтовой связи несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи. Возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из обстоятельств дела установлено, что заказное письмо отправленное 22 сентября 2008 года истцом Черемных В.В., поступило в Чернушинский почтамт 26 сентября 2008 года, входящий номер 8/6056. В тот же день почтальон, обслуживающий <адрес> вложила в почтовый ящик получателя первичное извещение о необходимости получить заказное письмо на почте. Получатель письма ФИО4 в Чернушинский почтамт за получением заказного письма не явилась. Вторичное извещение было выписано 21 октября 2008 года и вложено в ящик получателя. 27 октября 2008 года заказное письмо с Чернушинского почтамта было возвращено отправителю по причине истечения срока хранения письма. Данное обстоятельство подтверждено пояснениями представителя ответчика, письменными доказательствами – накладными от 26 сентября 2008 года и 21 октября 2008 года, ответом на претензию, материалами надзорного производства.
Таким образом, судом установлено, что вторичное извещение о необходимости получить заказное письмо ФИО4 в течении пяти рабочих дней вручено под роспись не было, вторичное извещение было направлено лишь 21 октября 2008 года через почтовый ящик, а не лично.
Доводы представителя ответчика о том, что не было возможности вручить вторичное извещение лично ФИО4, так как ее не было дома, суд находит необоснованными. Доказательств, подтверждающих, что 21 октября 2008 года ФИО4 дома отсутствовала суду не представлено. ФИО4 в суд не явилась, повторное ходатайство о ее вызове представителем ответчика не заявлялось.
С учетом изложенного Чернушинским почтамтом были нарушены требования ст.14,16,34 ФЗ РФ «О почтовой связи», п.35 Правил оказания почтовой связи в части несвоевременного направления получателю вторичного извещения, а также вторичное извещение было вложено в почтовый ящик получателю, в то время, как вторичное извещение должно было быть вручено получателю под расписку лично. Работниками Чернушинского почтамта были нарушены права пользователя услуг почтовой связи Черемных В.В.
Претензионный порядок, установленный законом, в данном случае был соблюден, из материалов дела следует, что 17 февраля 2009 года Черемных В.В. начальником почтамта был дан ответ на претензию, шестимесячный срок на обращение с претензией Черемных В.В. пропущен не был (письме возвращено 21 октября 2008 года).
Доводы представителя ответчика о том, что Черемных В.В. пропустил срок исковой давности на обращение в суд, суд находит несостоятельными. Требования Черемных В.В. предъявлены в порядке искового производства. Законность либо незаконность действий работников Чернушинского почтамта не может быть рассмотрена по правилам главы 25 ГПК РФ, данные требования рассматриваются в общем порядке, то есть по ним установлен срок исковой давности – 3 года. Кроме того, Черемных В.В. заявлены требования о компенсации морального вреда в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», срок давности по этим требованиям также не истек.
Вина оператора почтовой связи – Федерального государственного унитарного предприятия « Почто России» в лице Чернушинского почтамта по нарушению срока и порядка доставки заказанного письма, подтверждается и ответом на представление прокурора, согласно которому заместитель начальника почтамта Абизяева Н.А. указала, что начальнику отделения почтовой связи рекомендовано усилить контроль за работой почтальонов по доставке корреспонденции.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года № 176-ФЗ « О почтовой связи», права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Факт нарушения ответчиком требований ФЗ РФ «О почтовой связи» и Правил оказания почтовой связи установлен в судебном заседании, сроки и порядок вручения вторичного извещения нарушены по вине ответчика, данное обстоятельство, представитель ответчика не оспаривала, каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца суду не представлено. Удовлетворяя исковые требования истца, суд учитывает, что согласно закону при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. С учетом изложенного, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 2 000 рублей. Суд полагает, что указанный размер компенсации будет соответствовать требованиям разумности и справедливости.
Доводы представителя ответчика о том, что ФИО4 не хотела получать письмо, суд находит несостоятельными. Во-первых, это предположение представителя, во-вторых, доказательств, подтверждающих, что ФИО4 знала о письме, не представлено, в –третьих, письменного отказа ФИО4 в получении письма суду также не представлено. Кроме того, в данном случае не имеет значение, желала или не желала ФИО4 получать письмо, так как срок и порядок вручения вторичного извещения был нарушен.
Суд взыскивает с ответчика государственную пошлину, от которой истец был освобожден в размере 200 рублей, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Черемных Виталия Васильевича удовлетворить.
Признать незаконными действия оператора почтовой связи – Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Чернушинского почтамта.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в пользу Черемных Виталия Васильевича компенсацию морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение 10 дней с момента принятия в окончательной форме.
Судья С.Л. Паршакова