о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения



Дело № 2-367/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2010 года

город Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

Судьи Синельниковой И.А.

С участием помощника прокурора Чернушинского района Мусихиной Н.П.

Истца Чугаиновой Е.В.

Представителя ответчика Слобожаниной О.А.

При секретаре Кулановой О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах Чугаиновой Елены Владимировны к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,

установил:

Прокурор Чернушинского района в интересах Чугаиновой Е.В. обратился в суд с иском, требует обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить Чугаиновой Е.В. благоустроенное жилое помещение не ниже социальных норм за счет средств бюджета Пермского края.

Требование мотивировано тем, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства по защите имущественных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе по обращению к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В адрес прокуратуры Чернушинского района было направлено заявление от Чугаиновой Е.В. с просьбой в оказании помощи в получении жилого помещения, так как она не имеет соответствующего специального образования, необходимо защитить ее интересы по вопросу обеспечения жилым помещением в государственном и муниципальных жилищных фондах.

На основании статьи 1 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Чугаинова Е.В. относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с указанным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Чугаинова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей. Мать ФИО2 лишена родительских прав решением Чернушинского районного суда от 14 января 2005 года, отца юридически нет.

Постановлением администрации Чернушинского района от 25 февраля 2005 года №2225 была передана в приемную семью ФИО4, опекуном назначен ФИО4

В соответствии со статьей 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Чугаинова Е.В. была поставлена на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района, на 1 января 2010 года в списке очередником №60.

В 2009 году Чугаинова Е.В. закончила ГОУ НПО «Профессиональное училище №92№ в городе Чпйковский, не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящего в собственности. В настоящее время Чугаинова Е.В., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, проживает в съемном жилом помещении с несовершеннолетним сыном ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В судебном заседании помощник прокурора Чекрнушинского района Мусихина Н.П. полностью поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении. В дополнение к исковому заявлению просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить Чугаиновой Е.В. жилое помещение с учетом несовершеннолетнего сына.

Истец Чугаинова Е.В. в судебном заседании пояснила, что она полностью поддерживает исковое заявление. Жилого помещения у нее нет, она в настоящее время снимает жилье. Жилое помещение за ней не закреплялось, так как она проживала ранее в доме сожителя матери, зарегистрирована в доме в селе <адрес>1. Данный дом для проживания непригоден, он полностью разрушен, много лет назад дом был без пола и потолка.

Представитель ответчика администрации Чернушинского муниципального района Слобожанина О.А. иск не признала. Поддержала письменные возражения на иск, из которых следует, что статьей 1 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей используются следующие понятия: дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 8 Федерального закона №159-ФЗ определены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Но норма, указанная в абзаце втором пункта 1 статьи 8 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года №250-О-П. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1., полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3. данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации ( за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникшие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации ( в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 статьи 19 Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. Отсюда следует, что администрация Чернушинского муниципального района не является распорядителем средств федерального бюджета либо бюджета субъекта, предусмотренные на дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П ( в редакции от 5 февраля 2009 года) «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для указанных категорий лиц. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год за счет средств бюджета Пермского края. Просит отказать в удовлетворении иска к администрации Чернушинского муниципального района о предоставлении жилого помещения.

Просит в иске к администрации Чернушинского муниципального района о предоставлении жилого помещения Чугаиновой Е.В. отказать.

Соответчик – Министерство социального развития Пермского края просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представило письменный отзыв на иск, из которого следует, что в силу статей 5,8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации – Пермский край определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора ( статья 6 Закона области №1939-419). Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22 июня 2000 года №170 «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении» и Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с указанными актами все действия по предоставлению жилых площадей детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей осуществляются органами местного самоуправления.

Законодательством Пермской области (края) определен порядок финансирования предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства, предназначенные на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства краевого бюджета направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам.

Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2009 года №16-П утвержденное положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно пункта 7 указанного положения распределение средств, субсидий местным бюджетам утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Таким образом, Министерство не наделено полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; по распределению средств, направляемых на приобретение, строительство жилья вышеуказанным категориям граждан. Следовательно, Министерство является ненадлежащей стороной по рассматриваемому делу, и просит исключить из числа ответчиков. Из искового заявления не усматривается, какими действиями Министерства нарушены права ФИО8

Соответчик - Правительство Пермского края просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представило письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, Федеральный закон №159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения (невозможность предоставления ранее занимаемого жилого помещения); окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из категорий определен в Федеральном законе №159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан.

В преамбуле данного закона установлено, что Федеральный закон №159-ФЗ определяет меры социальной поддержки: детей-сирот; Детей, оставшихся без попечения родителей; а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В статье 1 Федерального закона №159-ФЗ сказано, что дети-сироты – лица в возрасте до 18т лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оби или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В отличие от установленных ст.6,7,9 Федерального закона №159-ФЗ дополнительных гарантий лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, права на образование, медицинское обслуживание и на труд, ст.8 не предусматривает обеспечение этих лиц жилой площадью. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Поскольку данной нормой Федерального закона №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, в статье 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. Таким образом, одним из основных условий отнесения граждан к какой-либо из рассматриваемых категорий является определенный, установленный действующим законодательством возраст. При этом возраст выступает одним из правоустанавливающих фактов и имеет принципиальное значение в данном вопросе. До достижения возраста 18 лет (категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) гражданин должен обратиться за реализацией гарантированного ему права на обеспечение жилой площадью, то есть встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно подпункту 1 п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора области от 22 июня 2000 №170 с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования – администрации этих учреждений.

Согласно пункта 4 ст.26.3 Федерального закона №184 ФЗ по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, не допускается.

Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 7 ст.26.3 Федерального закона №184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 ст.26.3 и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета; такие федеральные законы должны содержать сведения, указанные в абз.2-7 ч.1 п.7 ст.26.3.

В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации – Пермский край, определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора (ст.6 Закона области №1939-419). Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22 июня 2000 года №170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-п. В соответствии с указанными актами все действия по предоставлению жилых площадей детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления.

Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (ст.8 Закона Пермской области от 30 ноября 2005 года №2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»). Лица, поставленные на учет по спискам детей-сирот раньше истца, обладают одинаковыми с ним правами. Предоставление жилого помещения ФИО9 без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч.3 ст.17 Конституции РФ.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств ( статья 132 Конституции РФ, п.4 ст.6 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Законами субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в том числе и в п.п.24 п.6 ст.26.3 Федерального закона №184-ФЗ ( в том числе по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 с.4 Закона №2621-580).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и контролировать их исполнение по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий (п.1 с.6, п.1 ст.20 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.»).

В соответствии с изложенным, все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, и надлежащим ответчиком является администрация Чернушинского муниципального района.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года №1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Согласно Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 августа 2006 года №16-П, средства, предусмотренные в областном (краевом) бюджетах, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленной очередности. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора области от 22 июля 2000 года №170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении». Органы местного самоуправления используют полученные средства областного (краевого) бюджета на приобретение (строительство) жилья с соблюдением следующих условий: площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в муниципальном образовании нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, но не более 33 кв.метров общей площади жилья; стоимость жилья не может превышать сумму рассчитанную исходя из 33 кв.метров общей площади жилья и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по данному муниципальному образованию, утвержденную распоряжением губернатора края, распоряжением Правительства края, на момент распределения жилья. Приобретенные в муниципальную собственность жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения и состоящим на регистрационном учете по внеочередному предоставлению жилого помещения, в порядке установленной очередности на условиях договоров социального найма. Органы местного самоуправления имеют право предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда. Средства, полученные на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд ( п.2,3,7,8,9).

Согласно Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года №170, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью ( или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. (п.2,3,4). С заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться 1) законные представители детей сирот от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также в образовательных учреждениях всех видов профессионального образования - администрации этих учреждений; от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) – опекуны (попечители); 2) лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей

( пункт 6).

В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В судебном заседании установлено следующее. Решением Чернушинского районного суда от 14 января 2005 года мать Чугаиновой Е.В. ФИО2 лишена родительских прав, отца юридически нет. (л.д.7-8). Постановлением главы администрации Чернушинского района №225 от 25 февраля 2005 года Чугаинова Е.В. передана в приемную семью ФИО4, опекуном назначен ФИО4 (л.д.9). 13 февраля 2006 года опекун обратился в администрацию Чернушинского муниципального района с заявлением о постановке на учет Чугаиновой Е.В. как нуждающюся в жилом помещении ребенка-сироту. (л.д.10). С 13 февраля 2006 года Чугаинова Е.В. постановлена на учет и включена в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья. (л.д.11).

Поскольку Чугаинова Е.В. постановлена на учет на предоставление жилого помещения в администрации Чернушинского муниципального района, следовательно, за ней признано право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 8 Федерального закона №159_ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку за истцом признано право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, она не утратила это право, ей должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение.

30 июня 2009 года Чугаинова Е.В. закончила ГОУ НПО «Профессиональное училище №92» в городе Чайковский (л.д14)

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» - разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса ( часть 8 статьи 6 ЖК РФ).

В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком в предоставлении жилого помещения является Администрация Чернушинского муниципального района и суд возлагает на администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по предоставлению Чугаиновой Е.В.

Дополнительное требование прокурора в той части, что жилое помещение должно быть предоставлено Чугаиновой Е.В. с учетом малолетнего ребенка, не основано на законе.

Федеральным законом №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 57 ЖК РФ установлено, что право на жилое помещение имеют только дети –сироты. Законодательством о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам не предусмотрено, что жилое помещение им предоставляется с учетом членов их семи.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Чугаиновой Елене Владимировне по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте Чернушинского района Пермского края, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в Чернушинском муниципальном районе Пермского края.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья И.А. Синельникова