о взыскании задолженности по заработной плате



Дело № 2-684/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Чернушка

17 августа 2010 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

судьи Толпышевой И.Ю.

с участием истца - помощника прокурора Чернушинского муниципального района Пермского края Миргуновой О.В.,

истца – Паршаковой Т.А.,

представителей ответчика Сарапуловой Е.Г., Кунакбаевой Н.С.,

при секретаре Романовой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чернушинского района, поданного в защиту прав и законных интересов Паршаковой Татьяны Александровны к Муниципальному образовательному учреждению «Азинская начальная школа – детский сад» о взыскании задолженности по заработной плате,

установил:

Прокурор Чернушинского района Пермского края в защиту прав и законных интересов Паршаковой Татьяны Александровны обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению «Азинская начальная школа – детский сад» о взыскании задолженности по заработной плате.

Иск мотивировал следующим: в прокуратуру Чернушинского района обратилась Паршакова Т.А. с заявлением о проведении проверки МОУ «Азинская начальная школа- детский сад», в части начисления и выплаты заработной платы и принятии мер прокурорского реагирования. В ходе проверки установлено, что с января 2009 года МОУ «Азинская начальная школа - детский сад» начисление заработной платы работнику Паршаковой Т.А. производится с нарушением действующего законодательства, а именно при начислении и выплате работнику минимального размера оплаты труда на него не начисляется компенсационная выплата в виде районного «уральского» коэффициента, оклад ниже минимального размера оплаты труда. Так, оклад Паршаковой Т.А. в 2009 году составлял ниже 4330 рублей, а именно: январь - 2091 руб., февраль-2091 руб.; март-2091 руб.; апрель-2091 руб.; май-2091 руб.; июнь-1891,86 руб.; июль-181,83 руб.; август-1692,71 руб.; сентябрь-2091 руб.; октябрь-2091 руб.; ноябрь-2091 руб.; декабрь-2091 руб. В январе-мае 2010 года оклад указанного работника также составлял менее установленного МРОТа: январь -1680 руб., февраль - 1680 руб., март 1680 руб., апрель -1680 руб. Кроме того, в соответствии со ст. 146 ТК РФ, в повышенном размере оплачивается также труд работников занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. В нарушении указанного законодательства, Харисовой P.P., «уральский» коэффициент был включен в минимальный размер оплаты труда. Общая задолженность по заработной плате за период с января 2009 года по май 2010 года составила 20663,68 рублей. Просит взыскать в пользу Паршаковой Татьяны Александровны указанную сумму.

В судебном заседании помощник прокурора Чернушинского района Пермского края Миргунова О.В., заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что расчет задолженности произведен исходя из оклада в размере МРОТ и подлежащих начислению в соответствии с положением об оплате труда МОУ «Азинская начальная школа - детский сад» надбавок, рассчитанных из оклада в размере МРОТ. Уточнила произведенный расчет, указала, что подлежащая взысканию сумма составляет 21522,91 рубля. Полагает, что в соответствии с действующим законодательством оклад, установленный работнику не может быть ниже минимального размера оплаты труда, и все компенсационные выплаты, включая уральский коэффициент должны начисляться на МРОТ.

Истец Паршакова Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила об их удовлетворении.

Представитель МОУ «Азинская начальная школа – детский сад» Сарапулова Е.Г., исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что МОУ «Азинская начальная школа-детский сад»- бюджетное учреждение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» финансирование учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории учреждения. Заработная плата в учреждении начисляется в соответствии со ст.ст. 133, 135, 143 Трудового кодекса РФ. В 2009 году заработная плата начислялась в соответствии с тарифными разрядами, присвоение тарифных разрядов работникам производилось с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. В МОУ «Азинская начальная школа-детский сад» в соответствии с положениями приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.05.2008 г № 248 н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих», Законом Пермского края от 3.09.2008 г №.291-ПК «Об оплате труда работников бюджетных учреждений Пермского края», Постановлением Правительства Пермского края от 14.05.2009 г. № 263-п «Об отнесении общеотраслевых профессий рабочих бюджетных учреждений Пермского края к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих и установлении размеров окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих, а также о компенсационных, стимулирующих и социальных выплатах рабочим бюджетных учреждений Пермского края», разработано и утверждено «Положение об оплате труда об оплате труда и стимулирования работников», согласно которому размер должностного оклада младшего обслуживающего персонала определяется в соответствии с профессиональной квалификационной группой «общеотраслевые профессии рабочих второго уровня» и составляет 2091, 00 - 2295, 00 рублей. В соответствии со ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно разъяснениям Аппарата Правительства Пермского края от 09 февраля 2009 года № СЭД-26-01-18, месячная начисленная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не может быть ниже 4330 рублей с учетом районного коэффициента. Заработная плата Паршаковой Т.А. в период с 01.01.2009 года по 31.05.2010 года соответствует минимальному размеру оплаты труда, на основании изложенного просит признать требования прокурора необоснованными. Кроме того, указала, что при подаче иска нарушены положения ст.392 ТК РФ, а именно пропущен срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Представитель ответчика МОУ «Азинская начальная школа – детский сад» Кунакбаева Н.С. иск не признала в полном объеме, поддержала возражения заявленные представителем ответчика Сарапуловой Е.Г.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует:

Согласно утвержденному штатному расписанию МОУ «Азинская начальная школа – детский сад» на 01.01.2009 года, в учреждении предусмотрено 3 ставки по должности младшего воспитателя, с установленным окладом по 6 разряду на сумму 6273 рубля, компенсационные выплаты за вредность до 12%, уральский коэффициент 15%. Месячный фонд оплаты труда – 7935,35 руб. на 3 ставки. (л.д. )

Согласно утвержденному штатному расписанию МОУ «Азинская начальная школа – детский сад» на 01.11.2009 года, в учреждении предусмотрено 3 ставки по должности младшего воспитателя, с установленным окладом 2091 руб., компенсационные выплаты за вредность до 12%, уральский коэффициент 15%. Месячный фонд оплаты труда – 7935,35 руб. на 3 ставки. ( л.д. )

Согласно утвержденному штатному расписанию МОУ «Азинская начальная школа – детский сад» на 01.01.2010 года, в учреждении предусмотрено 3 ставки по должности младшего воспитателя, с установленным окладом на сумму 5192 рубля, компенсационные выплаты за вредность до 12%, уральский коэффициент 15%. Месячный фонд оплаты труда 6490 руб. на 3 ставки. ( л.д. )

Согласно Положению об оплате труда и стимулировании работников МОУ «Азинская начальная школа – детский сад», утвержденному приказом от 10.11.2009 года № 107-1, пунктом 4.2.2 определены размеры должностных окладов младшего обслуживающего персонала (для должности младшего воспитателя он составил 2091 рубль); в разделе 6 предусмотрены выплаты компенсационного характера и их размер, а именно: п. 6.2.1. выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда - 10 % (к должностному окладу), п.6.2.2. выплаты за совмещение профессий, п.6.2.3. выплаты за расширение зон обслуживания,. .., п. 6.2.8. районные коэффициенты - 15 % (к должностному окладу) …; разделом 7 установлены порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера. (л.д. )

01 сентября 2004 года между МОУ «Азинская начальная школа – детский сад» в лице заведующей Сарапуловой Е.Г. и Паршаковой Т.А., заключен трудовой договор, согласно которому Паршакова Т.А. принята на должность младшего воспитателя на одну ставку 6 разряда с доплатой в размере 10%. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 16.12.2009 года установлен оклад в размере 2091 руб., выплаты компенсационного характера в размере 15% уральский коэффициент от должностного оклада, компенсационные выплаты до МРОТ, выплаты стимулирующего характера, конкретный размер выплат стимулирующего характера может определяться в процентах к окладу (ставке) по соответствующим квалификационным уровням работника, так и в абсолютном размере. Приказом от 10.02.2010 года № 7 Паршаковой Т.А. с 01.01.2010 года установлен оклад 1680 рублей.

Выплаченная Паршаковой Т.А. заработная плата за 2009 год составила: за январь - 3819,10 рублей, за февраль – 5702,65 руб., за март – 4357,26 руб., за апрель – 4075,95 рублей, за май – 3819 рублей, за июнь – 7895 рублей, за июль – 327,52 рублей, за август – 3643,24 рублей, за сентябрь – 3767 рублей, за октябрь – 4822, 4 рублей, за ноябрь – 4802,75 рублей, за декабрь – 7635, 3 рублей; за 2010 год составила: за январь – 4873,4 рублей, за февраль – 5703 рублей, за март – 5148,3 рублей, за апрель – 4140,73 рублей, за май – 3819 рублей.

Из представленных истцом расчетных листов (л.д. ), следует, что компенсационные выплаты – доплата за вредность, уральский коэффициент, стимулирующие выплаты начислялись Паршаковой Т.А. на установленный оклад по должности, на полученную сумму производилась доплата до минимального размера оплаты труда, удерживался НДФЛ.

Согласно ст. 130 ТК РФ, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;…

Согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» № 82-ФЗ от 19 июня 2000 года, в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 года № 91- ФЗ, минимальный размер оплаты труда в Ф с 1 января 2009 года установлен в размере 4300 рублей.

Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового кодекса РФ). Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.

С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Таким образом, требования прокурора в части установления Паршаковой Т.А. должностного оклада в размере МРОТ основаны на неправильном толковании норм материального права и удовлетворению не подлежат.

Согласно ст.146 ТК РФ, в повышенном размере оплачивается так же труд работников занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статьей 148 ТК РФ установлено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно ст.316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Однако такого нормативно-правового акта до настоящего времени не принято, в связи с чем, до его принятия учитываются районные коэффициенты, установленные Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 года № 76, в соответствии с п. 13 которого предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в - приделах действующих на их территории максимальных размеров этих коэффициентов. Таким образом, районный коэффициент устанавливается именно к заработной плате, при этом, если она должна быть не менее установленного минимального размера оплаты труда, то районный коэффициент устанавливается на соответствующий размер МРОТ.

Нормативными актами, применительно к ст. 148 ТК РФ, для Пермского края являются постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 19 сентября 1959 года «1120 (для производственных отраслей) и постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 июля 1987 года №403/20-155 (для непроизводственных отраслей), в которых утверждены районный коэффициенты к заработной плате на территории области - 1,15 (кроме Гайнского района Коми-Пермяцкого автономного округа, Красновишерского и Чердынского районов области, где коэффициент установлен в размере 1.20).

Постановлением Совета министров СССР от 20 февраля 1974 года №124 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, расположенных в районах Урала, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», с 1 марта 1974 годы введены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций промышленности строительных материалов, машиностроительной и металлообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей, стекольной, фарфорово-фаянсовой, легкой, пищевой, полиграфической и других отраслей промышленности, строительства, железнодорожного, автомобильного и речного транспорта, гражданского воздушного флота и связи, расположенных в Свердловской, Пермской, Курганской, Челябинской областях, …, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены.

Согласно п. 2 ч. 1 Постановления Госкотруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02 июля 1987 года №403/20-155 «О размере и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР», утвержден районный коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Пермской области в размере 1,15.

Таким образом, в организациях, расположенных на территории Пермской области (Пермского края), применение районного коэффициента к заработной плате работника является обязательным для всех работодателей.

По смыслу ст.315 ТК РФ районный коэффициент начисляется на общую сумму заработной платы, включающую все надбавки и компенсации, предусмотренные статьей 129 ТК РФ. Обратное толкование положений ст.ст.129, 133, 146, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что не отвечает принципу социальной справедливости.

Исходя из приведенных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения суд, приходит к выводу о том, что действия ответчика по включению районного коэффициента в состав минимальной заработной платы противоречат закону.

Таким образом, исковые требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.

Прокурор, действуя в интересах истца Паршаковой Т.А., просит взыскать недоначисленную заработную плату за период с 01.01.2009 года по 31.05.2010 года.

Согласно ст.392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Суд принимает во внимание доводы прокурора и истца о том, что срок обращения в суд ими не пропущен, так как достоверно о нарушении своего права истица узнала только при обращении в прокуратуру Чернушинского района в июне 2010 года.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представителями ответчика доводов, в обоснование своего заявления о применении срока исковой давности, а так же в опровержение доводов прокурора и истца не приведено.

Исковые требования прокурора, в интересах Паршаковой Т.А., в части взыскания недоначисленной заработной платы, в связи с нарушением работодателем порядка расчета заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента, подлежат удовлетворению за весь спорный период.

Согласно расчету представленному ответчиком МОУ «Азинская начальная школа – детский сад» (л.д. ), в случае начисления Паршаковой Т.А. уральского коэффициента свыше минимального размера оплаты труда, Паршаковой Т.А. полагается к выплате сумма 9637 рублей 37 копеек. Суд считает расчет ответчика верным, так как он произведен специалистом бухгалтером с учетом количества фактически отработанных дней, с учетом выплаты Паршаковой Т.А. пособия по временной нетрудоспособности и отпуска, за вычетом НДФЛ с предоставлением налогового вычета. Прокурором и истцом данный расчет не оспаривался.

Суд взыскивает с МОУ «Азинская начальная школа – детский сад» в пользу Паршаковой Т.А. недоначисленную за период с 01.01.2009 года по 31.05.2010 года заработную плату в размере 9637 рублей 37 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Прокурора Чернушинского района, поданного в защиту прав и законных интересов Паршаковой Татьяны Александровны к Муниципальному образовательному учреждению «Азинская начальная школа – детский сад» о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Азинская начальная школа – детский сад» в пользу Паршаковой Татьяны Александровны задолженность по заработной плате в размере 9637, 37 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья И.Ю. Толпышева