Дело № 2-61/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2010 года
г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе: Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием старшего помощника прокурора Чернушинского района Лыбиной О.В., истца Пикулевой А.В.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Чернушинском районе Пермского края ФИО8, при секретаре Черенковой СВ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Прокурора Чернушинского района в интересах Пикулевой Анисьи Валерьевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чернушинском районе Пермского края признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал;
установил:
Прокурор Чернушинского района в интересах истца Пикулевой А.В. обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чернушинском районе Пермского края об оспаривании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Исковые требования мотивировал следующим: прокуратурой Чернушинского района проведена проверка по заявлению Пикулевой А.В. на необоснованный отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, при которой установлено, что 29 июня 2004 года у Пикулевой А.В. родился первый ребенок - дочь (фамилия Пикулева, имя и отчество отсутствуют), которая скончалась на первой неделе жизни, что подтверждается справкой о рождении № 328 от 01.07.2004 года и свидетельством о смерти от 01 июля 2004 года. 28 октября 2007 года у Пикулевой А.В. родился второй ребенок - ФИО2 (свидетельство о рождении серии 11 ВГ № 507459 выдано Отделом ЗАГС администрации Чернушинского муниципального района Пермского края от 06.11.2007 года). 27 октября 2009 года Пикулева А.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. 26 ноября 2009 года начальником Управления ПФ РФ в Чернушинском районе Пермского края ФИО6 в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Пикулевой А.В. отказано, поскольку заявителем не предоставлено свидетельство о рождении первого ребенка. Прокурор считает, что решение Управления Пенсионного фонда об отказе в выдаче Пикулевой А.В. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал вынесено незаконно и должно быть отменено по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года. В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного закона, лица, указанные в частях 1, 3-5 ст. 3 Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке). В соответствии со ст. 5
Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873 утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Согласно п. 5 Правил, заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке): удостоверяющих личность, место жительства (место пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки; подтверждающих рождение (усыновление) детей. В соответствии со ст. 14, 16, 20, 23 Федерального закона от 15.11.1997 года № 143 - ФЗ «Об актах гражданского состояния», к категории документов, подтверждающих рождение детей относятся не только свидетельство о рождении, но и медицинские свидетельства о рождении, заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи, а также справка о рождении. В случае смерти ребенка на первой неделе жизни выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается только справка о рождении. Таким образом, у Пикулевой А.В.родилось два ребенка, и она имеет право на дополнительные меры государственной поддержки. Управлением Пенсионного фонда она лишена указанного права. Пикулева А.В. обратилась в прокуратуру за восстановлением своих прав. Прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав Пикулевой А.В. в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, основанием для которого явилось обращение Пикулевой А.В. о защите нарушенных социальных прав. Прокурор просит Решение Управления Пенсионного фонда от 26 ноября 2009 года об отказе в выдаче Пикулевой А.В. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал признать несоответствующим действующему законодательству, и обязать Управление Пенсионного фонда принять решение о выдаче Пикулевой А.В. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
15 февраля 2010 года прокурор Чернушинского района представил заявление об уточнении исковых требований: указал, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка по заявлению Пикулевой А.В. на необоснованный отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, при которой установлено, что 29 июня 2004 года у Пикулевой А.В. родился первый ребенок - дочь (фамилия Пикулева, имя и отчество отсутствуют), которая скончалась на первой неделе жизни, что подтверждается справкой о рождении № 328 от 01.07.2004 года и свидетельством о смерти от 01 июля 2004 года. 28 октября 2007 года у Пикулевой А.В. родился второй ребенок - ФИО2 (свидетельство о рождении серии 11 ВГ № 507459 выдано Отделом ЗАГС администрации Чернушинского муниципального района Пермского края от 06.11.2007 года). Пикулева А.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. 05 февраля 2010 года Управлением ПФ РФ (ГУ) в Чернушинском районе Пермского края вынесено решение № 2 об отказе в выдаче Пикулевой А.В. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки. На основании изложенного, прокурор Чернушинского района просит Решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края от 05 февраля 2010 года об отказе в выдаче Пикулевой А.В. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал признать незаконным; признать за Пикулевой А.В. право на материнский (семейный) капитал; обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края выдать Пикулевой А.В. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Старший помощник прокурора Чернушинского района Лыбина О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что прокуратурой проводилась проверка по жалобе Пикулевой А.В., при которой установлено, что 29 июня 2004 года истец Пикулева А.В. родила первого ребенка - дочь, которая умерла на первой неделе жизни, 28 октября2007 года Пикулева А.В. родила второго ребенка. Решение Управления Пенсионного фонда от 05 февраля 2010 года считает необоснованным. Факт рождения первого ребенка подтвержден. Федеральный закон № 256-ФЗ связывает право матери на материнский (семейный) капитал с рождением детей, а не нахождением детей на иждивении и воспитанием детей до определенного возраста. Просит признать решение незаконным. Постановлением Правительства РФ № 873 не указано, что факт рождения детей подтверждается единственным документом - свидетельством о рождении. Факт рождения ребенка у истца подтверждается справкой о рождении по установленной форме. В связи с рождением истцом второго ребенка у нее возникло право на получение сертификата на материнский (семейный) капитал.
Истец Пикулева А.В. исковые требования поддержала, пояснила, что состоит в зарегистрированном браке с 23 апреля 2004 года, 29 июня 2004 года родила дочь, которая прожила 6 часов с момента рождения и умерла, по месту работы ей было выплачено пособие по временной нетрудоспособности за период отпуска по беременности и родам, единовременное рождения в связи с рождением ребенка. 28 октября 2007 года она родила второго ребенка сына Олега. После окончания отпуска по беременности и родам находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Летом 2008 года и летом 2009 года она обращалась в Управление ПФ по вопросу получения сертификата на материнский семейный капитал, в связи с отсутствием свидетельства о рождении первого ребенка ей было отказано в приеме заявления. 26 октября 2009 года она обратилась с заявлением в письменной форме, в ноябре 2009 года поступил письменный ответ Начальника Управления ПФ с разъяснением об отсутствии у нее права на сертификат. 13 января 2010 года она обратилась с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по установленной форме, приложила копию паспорта, справку о рождении ребенка, свидетельство о смерти, свидетельство о рождении второго ребенка. 05 февраля 2010 года получила уведомление об отказе в выдаче государственного сертификата. С решением Управления ПФ не согласна, так как в законе не указанно, что смерть ребенка является основанием к отказу в выдаче сертификата, справка о рождении ребенка выдана ЗАГС. На данный период она воспитывает одного ребенка сына Олега.
Представитель Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края ФИО8 с исковыми требованиями не согласна, пояснила, что в Управление с заявлением о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал (МСК) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» обратилась Пикулева А.В. Согласно ч. 1 ст. 3 закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка, имеющего гражданство РФ, у женщин, родивших второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873 утверждены правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на МСК и правила выдачи сертификата на МСК. Согласно п. 5 Правил, заявление о выдаче государственного сертификата на МСК подается с предъявлением документов, удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего на дополнительные меры государственной поддержки, а также документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей. Согласно п. 14 Правил, в заявлении необходимо указать реквизиты свидетельства о рождении детей, а также фамилию, имя, отчество детей по очередности рождаемости (усыновления). Согласно п. 1 ст. 4 Закона, в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной
поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистрации лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. В соответствии с п.п. п. 2 ст. 4 закона, в регистре должна содержаться информация (сведения) о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении (усыновлении), гражданство). В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года, документом, подтверждающим рождение ребенка, является свидетельство рождении. При решении вопроса о выдаче государственного сертификата на МСК Управление рассматривает нормы указанного закона в их системной взаимосвязи. Исходя из п.п. 8 п. 2 ст. 4 закона, п. 14 Правил, следует, что документом, подтверждающим рождение ребенка, в данном законе следует считать свидетельство о рождении и никакой другой документ. При подаче заявления о выдаче сертификата на МСК Пикулевой А.В. в Управление были представлены документы: копия правки о рождении формы № 26 от 29.06.2004 года ребенка Пикулевой (имя, отчество отсутствуют), копия свидетельства о смерти от 01.07.2004 года, выданного Чернушинским отделом ЗАГС, в свидетельстве о смерти указана фамилия - Пикулева, имя и отчество отсутствуют, копия свидетельства о рождении ДД.ММ.ГГГГ ФИО2. В заявлении о выдаче сертификата на МСК Пикулевой А.В. не был заполнен в полном объеме п. 14 - не указаны реквизиты свидетельства о рождении первого ребенка. Следовательно, требуемые законом сведения не могут быть указаны в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Согласно пп.1 п. 6 ст. 5 Закона, основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным законом. У Пикулевой А.В. на момент обращения в Управление с письменным запросом от 27 октября 2009 года отсутствовало право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным законом. 05 февраля 2010 года Управление приняло решение № 2 об отказе Пикулевой А.В. в выдаче государственного сертификата на МСК в соответствии с пп.1 п. 6 ст. 5 Закона. Как следует из названия закона и его цели, закрепленной преамбуле, дополнительные к уже установленным в законодательстве РФ меры государственной поддержки семей, предоставляются семьям, имеющим детей. Закон предусматривает материальную поддержку семьям, имеющим детей, а не женщинам, родившим второго и более ребенка. Целью указанного закона является стимулирование рождения в семье второго и последующих детей и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержки этим семьям, имеющим детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Словосочетание, используемое в законе, «имеющим детей» предполагает, что детей должно быть не менее двух, семья должна иметь детей. Пикулева А.В. на момент обращения в Управление имела одного ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Доводы истца, что при решении вопроса о выдаче государственного сертификата на материнский капитал юридически значимым является сам факт рождения двух и более детей, ответчик считает не основанным на законе. Цель закона определена в преамбуле и реализуется в его конкретных статьях. Аналогичные по смыслу и содержанию нормы, предусматривающие распространение соответствующих мер государственной поддержки лишь на семьи, имеющих детей, содержатся в ряде иных статей закона. При занесении сведений об истце в государственный регистр при отсутствии сведений об имени и отчества одного из детей, данных о свидетельстве о рождении ребенка, будет выявлена ошибка. Основаниями к отказу в выдаче Пикулевой А.В. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал выступило предоставление не достоверных сведений - не все документы были представлены, не указаны имя и отчество первого ребенка, сведения о свидетельстве о рождении, отсутствие свидетельства о рождении ребенка, отсутствие права на получение сертификата, так как у истца на момент подачи
заявления первый и единственный ребенок. Решение Управления Пенсионного фонда вынесено с учетом всех положений Закона и Постановления Правительства.
Свидетель ФИО9 показала, что работает главным специалистом отдела ЗАГС администрации Чернушинского муниципального района, на основании закона об актах гражданского состояния свидетельство о рождении ребенка выдается на основании медицинского свидетельства о рождении по установленной форме, Справка о рождении по форме Ф - 26 выдается на основании медицинского свидетельства о смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни. По желанию родителей в справке могут быть указаны фамилия, имя, отчество ребенка.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалов дела, Пикулева А.В. является матерью ребенка ФИО2, № года рождения, (л.д. 9)
Согласно справки о рождении, Пикулева А.В. родила 29 июня 2004 года ребенка-дочь Пикулеву, ребенок умер 30 июня 2004 года на первой неделе жизни, (л.д. 10, 11)
Истец Пикулева А.В. обращалась с заявлением о выдаче сертификата на материнский капитал в Управление Пенсионного фонда Чернушинского района, (л.д. 8) 27 ноября 2009 года Начальником Управления ПФ направлено разъяснение истцу об отсутствии права на государственный сертификат, (л.д. 6-7)
13 января 2010 года Пикулева А.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Чернушинского района с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по установленной форме в соответствии с Правилами подачи заявления, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873.
По решению Управления Пенсионного фонда в Чернушинском районе № 2 от 05 февраля 2010 года Пикулевой А.В. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с пп.1 п. 6 ст. 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 года № 256-ФЗ.
Согласно Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29.12.2006 года, Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Согласно ст. 3 указанного Федерального закона, 1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года. 2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.. ..7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по
истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 4 указанного закона, 1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр). 2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; 2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении; 3) дату рождения; 4) пол; 5) адрес места жительства; 6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа; 7) дату включения в регистр; 8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство); 9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании); 10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. 3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц). 4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития. 5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 5 указанного закона, 1. Лица, указанные в частях 1,3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее -сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).. .. 3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. 4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления. 5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо
отказе в удовлетворении его заявления. 6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: 1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; 3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; 4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
Согласно Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873, 2. Сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - дополнительные меры государственной поддержки).. ..3. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации. Право на получение сертификата имеют: а) следующие граждане Российской Федерации независимо от места жительства: женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; женщина, родившая (усыновившая) третьего или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчина, являющийся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей,.... 6) отец (усыновитель) ребенка независимо от его гражданства или статуса лица без гражданства, в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка,... в) ребенок (дети в равных долях), не достигший совершеннолетия, и (или) совершеннолетний ребенок (дети в равных долях), обучающийся по очной форме в образовательных учреждениях любого типа и вида независимо от их организационно-правовой формы (за исключением образовательных учреждений дополнительного образования), до окончания такого обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет, в определенных случаях.. ..5. Заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых
засвидетельствована в установленном законом порядке).....6. Территориальный орган
Пенсионного фонда Российской Федерации: осуществляет прием документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил; снимает копии с представленных документов, заверяет их и возвращает заявителю оригиналы документов; проверяет достоверность содержащихся в документах (их копиях) сведений и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих органах; регистрирует заявление; в месячный срок с даты приема заявления со всеми необходимыми документами выносит письменное решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче; не позднее чем через 5 дней с даты вынесения решения о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче направляет лицу, подавшему заявление, уведомление. В случае отказа в выдаче сертификата в уведомлении приводятся основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение; выдает (направляет по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) сертификат. В случае если к заявлению не приложены документы или приложены не все документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, территориальный орган Пенсионного
фонда Российской Федерации возвращает обратившемуся лицу в 5-дневный срок с даты получения этих документов заявление и приложенные к нему документы. Возврат заявления и приложенных к нему документов осуществляется с указанием причины возврата способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата. 7. Отказ в выдаче сертификата осуществляется по следующим основаниям: а) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; б) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; в) предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; г) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме. Решение об отказе в выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.
Согласно Приложения к Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал - Заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в п. 14 должны быть указаны сведения о детях (по очередности рождаемости (усыновления)): фамилия, имя отчество ребенка, пол, реквизиты свидетельства о рождении, число, месяц, год рождения, гражданство.
Согласно Правила ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 892 от 30.12.2006 года,. ..2. Регистр является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации с использованием информационных технологий в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации права в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Пенсионным фондом Российской Федерации обеспечивается конфиденциальность и безопасность информации о лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. 4. Регистр содержит в себе следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; 2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении; 3) дату рождения; 4) пол; 5) адрес места жительства; 6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в Регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа; 7) дату включения в Регистр; 8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство); 9) сведения о материнском (семейном) капитале (его размере, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании); 10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Информация о лице, содержащаяся в Регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц). 5. Включение в регистр сведений, предусмотренных подпунктами 1-9 пункта 4 настоящих Правил, осуществляется на основании заявлений лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала либо
при принятии в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год решения о пересмотре размера материнского (семейного) капитала не позднее чем через 7 дней после принятия заявления, вынесения решения об удовлетворении заявления либо вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете. 7. Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют учет прав граждан на дополнительные меры государственной поддержки со дня вынесения решения о выдаче государственного сертификата.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 15.11.1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»,. ..2. В случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
С учетом приведенных выше положений, доводы представителя Управления Пенсионного фонда о том, что в связи со смертью первого ребенка к моменту рождения второго ребенка у истца Пикулевой А.В. не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, суд находит обоснованными.
Требования Управления Пенсионного фонда к истцу Пикулевой А.В. о необходимости предоставления свидетельства о рождении первого ребенка, сведений о его фамилии, имени, отчестве, основаны на положениях ст. 4 Федерального закона № 256-ФЗ, Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873, и Приложения к ним, п. 4 Правил ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 892 от 30.12.2006 года.
Из правового смысла положений ст. 3 Федерального закона № 256 -ФЗ, предусматривающих право на дополнительные меры у родителей, усыновивших второго и третьего ребенка, ограничение права при лишении родительских прав в отношении детей, и совершении умышленных преступлений против детей, возникновение права на дополнительные меры государственной поддержки у детей при определенных обстоятельствах, из правового смысла положений ст. 4 Федерального закона № 256-ФЗ, предусматривающей наличие обязательной информации о детях о едином федеральном регистре, из положений ст. 7, 10 Федерального закона № 256-ФЗ, определяющих порядок распоряжения средствами материнского капитала не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения или усыновления второго ребенка, использование средств на улучшение жилищных условий и образование детей, следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года, при наличии в живых на момент обращения первого ребенка и второго новорожденного (усыновленного), так как целью указанного закона является стимулирование рождения в семье второго ребенка и оказание в связи с этим дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющих двух и более детей.
Государственная поддержка женщины в связи с фактом рождения ребенка обеспечивается государственными пособиями по беременности и родам, единовременными пособиями женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, единовременными пособиями при рождении ребенка.
В связи со смертью ребенка, рожденного 29 июня 2004 года, на первой неделе жизни, рожденный ребенок - сын ФИО2, 28 октября 2007 года, не может считаться вторым ребенком истца Пикулевой А.В., так как на момент его рождения и обращения за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, он является единственным ребенком в семье. По фактически установленным обстоятельствам семью истца Пикулевой А.В. не возможно отнести к семьям, имеющим детей, при наличии единственного ребенка.
С учетом изложенного, отказ Управление Пенсионного фонда в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на основании п.п. 1 п. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ, является законным и обоснованным. Исковое заявление прокурора в интересах истца Пикулевой А.В. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Чернушинского района в интересах истца Пикулевой Анисьи Валерьевны о признании не законным Решения Управления Пенсионного фонда России (государственного учреждения) в Чернушинском районе Пермского края за № 2 от 05 февраля 2010 года об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Пикулевой Анисье Валерьевне, признании за Пикулевой Анисьей Валерьевной права на материнский (семейный) капитал, и возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края по выдаче Пикулевой Анисье Валерьевне государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Е.Р. Низаева