Дело № 2-55/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
г. Чернушка
28 января 2010 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Лупенских О.С.
с участием истца Котовой М.А., представителя истца адвоката Хариной Л.А.
представителя ответчиков администрации Чернушинского муниципального района Рябковского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края - Павловой Т.В., при секретаре Сальниковой Ю. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Котовой Марии Александровне к Администрации Рябковского сельского поселения Чернушинского муниципального района, Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края о признании не законным отказа в постановке на учет нуждающихся в получении жилья, предоставлении жилья
установил:
Котова М.А. обратилась в суд со следующими исковыми требованиями. Она является ветераном Великой Отечественной войны, удостоверение № 5730463 от 5 мая 2003 года и вдовой ветерана Великой Отечественной войны, ФИО2, умершего 09 июня 1997 года. Она проживает в неблагоустроенной квартире по адресу <адрес> принадлежащего на праве собственности ее внучке ФИО3. Совместно с ней проживает ФИО9 1934 года рождения, которая является инвалидом 2 группы с детства. Так же на протяжении 25 лет проживает инвалид 1 группы ФИО10 1926 года рождения, опекуном которой она была ранее. В соответствие с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 гг.» от 07 мая 2008 года за № 714, ей как ветерану ВОВ и вдове обязаны предоставить благоустроенное жилое помещение до 1 мая 2010 года. Она обратилась с заявлением в администрацию Рябковского сельского поселения о ее постановке на учет для получения благоустроенного жилого помещения (улучшения жилищных условий), однако в постановке на учет истцу было отказано в соответствие со ст. 53 ЖК РФ в связи с тем. что она свою квартиру подарила внучке и тем самым якобы ухудшила свои жилищные условия. Отказ в постановке на учет она считает не обоснованным, т. к. намерения ухудшать свои условия у нее не было. Договор дарения ею был составлен до издания Указа Президента. Она считает, что отказ нарушает ее права на получение благоустроенного жилого помещения, предусмотренные Указом... Жильем ее обязаны обеспечить не в соответствие со ст. 53 ЖК РФ, а на основании Указа Президента. На основании изложенного истец Котова М.А. просит суд. Признать Решение «Об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в получении жилого помещения» Рябковского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края № 2 от 15.12.09. не законным. Обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение в соответствие с Указом Президента РФ по нормам жилой площади за счет средств Федерального бюджета.
В судебном заседании истец Котова М.А., ее представитель адвокат Харина Л.А. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержали, на его удовлетворении настаивали. Пояснили, что жилое помещение, подаренной истцом является не благоустроенным, истец проживает в неблагоустроенном жилом помещении, что подтверждается актом обследования жилищных условий.
Представитель ответчиков Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края и Рябковского СП ЧМР Пермского края Павлова Т.В. в суде исковые требования не признала, пояснила, что она не оспаривает тот факт, что истец Котова М.А. является ветераном Великой Отечественной войны и нуждается в жилом помещении. Однако поскольку Котова М.А. свое жилое помещение передала по договору дарения в 2006 году своей внучке, она ухудшила свои жилищные условий. Поскольку истец проживает в сельской местности по степени благоустроенности жилое помещение, в котором она проживает, нормам, установленным ответчиком для сельской местности в Чернушинском районе соответствует.
Заслушав явившихся представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает иск, заявленный Котовой М.А. обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Из обстоятельств, установленных по делу следует, что Котова М.А. 1927 года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. (л.д. 5,7,8,13)
Котова М.А. проживает в сельской местности- с.Рябки Чернушинского района Пермского края в жилом доме с печным отоплением по договору найма. Вместе с ней проживают ФИО10, так имеющая статус ветерана ВОВ 1941-1945 г.г. и являющаяся инвалидом 1 группы и ФИО9 -инвалид 2 группы, (л.д. 9,15,17,32,33 -36)
Котова М.А.. в 2009 году обратилась в Администрацию Рябковского сельского поселения Чернушинского района с просьбой поставить ее на учет как участника ВОВ и вдову участника ВОВ для получения жилья. В постановке на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий истцу было отказано по основаниям, предусмотренным ст. 54 ЖК РФ, т. к. в 2006 году, принадлежавшую ей на праве собственности часть жилого дома в с. Рябки Чернушинского района она подарила своей внучке ФИО3, проживает в указанном жилье по договору найма. (л.д. 4,8-11,14-18, 23-24)
После чего Котова М.А. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями. (л.д. 3) Суд считает, заявленный иск обоснованным, подлежащим удовлетворению
Согласно п.п. "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17 -19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года и до 1 марта 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В Пермском крае в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Пермского края от 02 марта 2007 года №21-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1.2.1 Порядок определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - граждане -получатели субсидий) вставших на учет до 1 марта 2005 года: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны.
Согласно п.3.1 Порядка, постановку граждан на учет, проверку оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий и определение права на предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления).
Органы местного самоуправления ежегодно до 1 марта представляют в Министерство социального развития Пермского края: сформированные в хронологической последовательности по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку списки граждан - получателей субсидий из числа лиц, указанных в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего Порядка (п.3.2).
Согласно п.3.3. Порядка, на основании представленных органами местного самоуправления списков и копий документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, Министерство социального развития Пермского края: формирует сводные списки граждан - получателей субсидий отдельно по категориям, указанным в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего Порядка; готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам -получателям субсидий в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденным законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества гражданина и размера предоставляемой субсидии.
Инвалидам Великой Отечественной войны 1-й группы и инвалидам боевых действий 1-й группы субсидии предоставляются вне очереди. Затем предоставление субсидий гражданам - получателям субсидий осуществляется в хронологической последовательности, в которой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством. В случае если двое или более граждан, относящихся к одной льготной категории граждан - получателей субсидий, имеют одинаковую дату постановки на учет, очередность предоставления субсидий определяется по следующим критериям: в первую очередь субсидия предоставляется тем гражданам, которые проживают в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; затем - проживающим в жилых помещениях с наименьшей жилой площадью на одного члена семьи; далее - иным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (п.3.4 Порядка).
Согласно п.3.5 Порядка, размер субсидии рассчитывается Министерством социального развития Пермского края на дату принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам - получателям субсидий.
Размер субсидии определяется исходя из расчета 36 квадратных метров общей площади жилья на гражданина - получателя субсидии, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации, на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений следующим категориям граждан: инвалидам Великой Отечественной войны; участникам Великой Отечественной войны (п. 3.6 Порядка).
Согласно п.4.1, 4.2 меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам - получателям субсидий в форме субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений путем выдачи жилищного сертификата. Организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления, в которых граждане - получатели субсидий состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для организации работы по выдаче жилищных сертификатов органы местного самоуправления обеспечивают подготовку и принятие муниципальных правовых актов, регламентирующих организацию работы с жилищными сертификатами, решений об утверждении списков граждан - получателей субсидий, проведение работы по разъяснению условий и порядка получения субсидий с помощью жилищных сертификатов.
Судом установлено, что до настоящего времени ветерану ВОВ, а так же вдове ветерана ВОВ Котовой М.А. благоустроенное жилое помещение не предоставлено, согласно имеющейся информации Котова М.А.. проживает в с. Рябки Чернушинского района в доме с печным отоплением, что подтверждается актом обследования жилищных условий и сведениями из Администрации Рябковского сельского поселения Чернушинского района.
С учетом изложенных выше обстоятельств и требований закона, Котова М.А. подлежит включению в список лиц, нуждающихся в жилом помещении и вставших на учет до 01 марта 2005 года, а также подлежит включению в проект распоряжения Правительства Пермского края «О предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года».
В постановке на учет в администрации Рябковского сельского поселения Котовой М.А. было отказано по основаниям, предусмотренным ст. 54 ЖК РФ, т. к. в 2006 году, принадлежавшую ей на праве собственности часть жилого дома в с. Рябки Чернушинского района Пермского края она подарила своей внучке ФИО3.
Позиция Администрации Рябковского сельского поселения признается судом ошибочной по следующим основаниям : Котова М.А., проживала в жилом помещении, которое передала в собственность своей внучке в 2006 году, еще до издания Указа Президента № 714. .., который и гарантирует предоставление всем ветеранам BOB 1941-1945 г.г., нуждающимся в улучшении жилищных условий благоустроенного жилого помещения.
Кроме того, поскольку жилое помещение, ранее принадлежавшее Котовой М.А. было не благоустроенным с печным отоплением, имелись и имеются основания для признания Котовой М.А., как участника ВОВ, нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения на основании Указа Президента РФ № 714. .. и Федерального закона «О ветеранах».
Вынося обжалуемое постановление - администрация Рябковского сельского поселения сослалась только на положения ст. 54 ЖК РФ без учета положений Указа Президента № 714. .. и Закона «О ветеранах», что является основанием для признания оспариваемого постановления не законным и не обоснованным.
Кроме того, согласно п.1.3 Порядка ведения учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в Чернушинском муниципальном районе, утвержденного Постановлением главы муниципального района от 01 апреля 2008 года № 282, учет нуждающихся граждан осуществляется по месту жительства нуждающихся граждан и в администрации муниципального района.
Из смысла данного пункта следует, что Котова М.А. может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как в администрации Рябковского сельского поселения, так и одновременно в администрации Чернушинского муниципального района, права Котовой М.А, при этом нарушены не будут.
Так же удовлетворяя иск Котовой М.А. суд учитывает и Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которым постановлено в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Так же при удовлетворении иска, суд учитывает обстоятельства в том, что на момент вынесения решения суда в законодательство «О ветеранах» внесены изменения, согласно которым жилье будет предоставлено ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны независимо от даты постановки их на учет.
Доводы представителя ответчиков Администрации Чернушинского района и Администрации Рябковского сельского поселения по которым он оспаривает заявленный иск, по обстоятельствам, указанным выше признаются судом не состоятельными и не могут быть приняты во внимание.
Учитывая совокупность представленных истцом доказательств, суд приходит к выводу о том, что администрацией Рябковского сельского поселения было отказано Котовой М.А., обратившейся с заявлением об улучшении жилищных условий в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана Великой Отечественной войны и вдовы ветерана ВОВ необоснованно и в силу Указа Президента РФ № 714. .., Закона «О ветеранах» ответчиками ей должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение за счет средств Федерального бюджета, выделенных целевым порядком.
Интересы Котовой М.А. представляла адвокат Харина Л.А. На оплату услуг представителя истец Котова М.А. затратила 8000 руб., размер которых признается судом соответствующим принципам разумности и на основании ст. 98, 100 ГПК РФ подлежит возмещению за счет ответчиков,. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить. Признать Постановление Главы Рябковского сельского поселения № 85 от 23 ноября 2009 года об отказе Котовой Марии Александровны в постановке на учет ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 г.г., нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья и Приложение к вышеуказанному постановлению за № 2 от 15 декабря 2009 года не законными.
Обязать администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края, Администрацию Рябковского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить Котовой Марие Александровне благоустроенное жилое помещение по нормам жилой площади, установленным в Чернушинском муниципальном районе Пермского края за счет средств Федерального бюджета РФ в соответствие с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.»
Взыскать с Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Администрации Рябковского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края в пользу Котовой Марии Александровны 8000 руб.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.
Судья О.С. Лупенских