о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения



Дело № 2-175/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2010 года

город Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

Судьи Синельниковой И.А.

С участием истца Бабиковой З.И.

Представителя истца – адвоката Хариной Л.А.

При секретаре Микитенко О.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабиковой Зои Александровны к Администрации Чернушинского муниципального района, администрации Рябковского сельского поселения Чернушинского муниципального района о признании не законным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения,

установил:

Истец Бабикова З.А. обратилась в суд с иском к администрации Чернушинского муниципального района, администрации Рябковского сельского поселения. Требует отказ администрации Рябковского сельского поселения в постановке ее на учет на улучшение жилищных условий отменить. Обязать администрацию Рябковского сельского поселения и администрацию Чернушинского муниципального района включить ее в список лиц на получение жилья за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади на одного человека 22 кв.метров. Требования мотивировано тем, что она является вдовой участника Великой отечественной войны и ветераном труда (работала в тылу в годы Великой отечественной войны). В соответствии со ст.21 п.1.4. Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ в редакции от 18 июля 2009 года, принятого Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации от 16 декабря 1994 года с изменениями, внесенными Федеральным законом №327-ФЗ от 21 декабря 2009 года и Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой отечественной войны предусматривают обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семьи погибших (умерших) инвалидов участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из расчета 22 кв.метров на одного человека. Она обратилась в администрацию Рябковского сельского поселения с заявлением о постановке ее на очередь на улучшение жилищных условий. В постановке на учет ей было отказано со ссылкой на статью 53 ЖК РФ, что не прошло пять лет с момента обмена ею жилого помещения. Данные доводы считает необоснованными, поскольку сделка по обмену жилья была оформлена с целью увеличения жилой площади. В ранее занимаемом жилом помещении она имела долевую собственность. То есть, она не намерено ухудшила свои жилищные условия. В настоящее время она своей квартиры не имеет, проживает в квартире по договору коммерческого найма, принадлежащую ФИО4 Данное жилое помещение является неблагоустроенным. Общая площадь дома 9 кв.метров, жилая 52 кв.метров, в связи с чем семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она не является членом семьи собственника жилого помещения, поскольку родственниками с ним не являются. По закону она имеет право на улучшение жилищных условий.

В судебном заседании истица Бабикова З.А. полностью поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что она проживала с сыном, снохой и двумя их детьми в доме 29 кв.метров с 1982 года. В 2007 году дом продали, чтобы улучшить жилищные условия. Сын со снохой построили себе дом, но еще не достроили, а она ушла жить к дочери с зятем. Дом, который она продала, принадлежал ей на основании договора приватизации, сын, сноха и внуки в приватизации не участвовали. Дом был неблагоустроенный. В настоящее время она проживает в неблагоустроенном доме, с печным отоплением, туалет находится на улице.

Представитель истца Бабиковой З.А. – адвокат Харина Л.А. по ордеру полностью поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель администрации Чернушинского муниципального района и представитель Рябковского сельского поселения просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражает против удовлетворения исковых требований Бабиковой З.А.

Суд, заслушав истицу Бабикову З.А., ее представителя адвоката Харину Л.А., проверив представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что истица Бабикова З.А. является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (л.д.6).

Бабикова З.А. проживает в сельской местности в селе <адрес> в жилом доме с печным отоплением, туалет на улице по договору найма. Здесь же проживает зять, дочь и двое их детей. (л.д. 13-15). Бабикова З.А. в 2009 году обратилась в администрацию Рябковского сельского поселения Чернушинского района с просьбой поставить ее на учет как участника Великой отечественной войны для получения жилья.(л.д.18). В постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ей было отказано по основаниям, предусмотренным ст.53 ЖК РФ, так как в 2007 году она преднамеренно ухудшила жилищные условия (л.д.7).

В соответствии с п.п.»а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», участникам Великой отечественной войны 1941-1945 годов предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего федерального закона.

Участники Великой отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 – 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 – 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой отечественной войны; участников Великой отечественной войны. Определение порядка предоставления жилых помещений ( по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года и 1 марта 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В Пермском крае в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 января 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Постановлением Правительства Пермского края от 2 марта 2007 года №21-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.1.2.1. Порядок определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – инвалидов Великой отечественной войны, участников Великой отечественной войны.

Согласно п.3.1. Порядка постановку граждан на учет, проверку оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий и определение права на предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 марта предоставляют в Министерство социального развития Пермского края – сформированные в хронологической последовательности по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку списки граждан – получателей субсидий из числа лиц, указанных в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего порядка ( п.3.2).

Согласно п.3.3 Порядка, на основании представленных органами местного самоуправления списков и копий документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, Министерство социального развития Пермского края формирует сводные списки граждан – получателей субсидий по категориям, указанным в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего порядка; готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам – получателям субсидий в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденным законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества гражданина и размера предоставляемой субсидии.

Согласно пункта 3.5 Порядка размер субсидии рассчитывается Министерством социального развития Пермского края на дату принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам – получателям субсидий.

Размер субсидий определяется исходя из расчета 36 квадратных метров общей площади жилья на гражданина – получателя субсидии, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений следующим категориям граждан: инвалидам Великой отечественной войны; участника Великой отечественной войны (п.3.6 Порядка).

Согласно п.4.1, 4.2 меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам – получателям субсидий в форме субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений путем выдачи жилищного сертификата. Организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления, в которых граждане – получатели субсидий состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для организации работы по выдаче жилищных сертификатов органы местного самоуправления обеспечивают подготовку и принятие муниципальных правовых актов, регламентирующих организацию работы с жилищными сертификатами, решений об утверждении списков граждан – получателей субсидий, проведение работы по разъяснению условий и порядка получения субсидий с помощью жилищных сертификатов.

Судом установлено, что до настоящего времени ветерану Великой отечественной войны Бабиковой З.А. благоустроенное жилое помещение не представлено, согласно имеющейся информации Бабикова З.А. проживает в селе Рябки Чернушинского района в доме с печным отоплением, принадлежащем зятю, что подтверждается актом обследования жилищных условий и сведениями из администрации Рябковского сельского поселения.

С учетом изложенных выше обстоятельств и требований закона, Бабикова З.А. подлежит включению в список лиц, нуждающихся в жилом помещении и вставших на учет до 1 марта 2005 года, а также подлежит включению в проект распоряжения Правительства Пермского края «О предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года».

В постановке на учет в администрации Рябковского сельского поселения Бабиковой З.А. было отказано по основаниям, предусмотренным ст.54 ЖК РФ, так как в 2007 году принадлежащий ей на праве собственности жилой дом в селе <адрес> она продала колхозу.

Позиция администрации Рябковского сельского поселения является ошибочной по следующим основаниям: ФИО6 проживала в жилом помещении, которое продала в 2007 году колхозу, еще до издания Указа Президента №714, который гарантирует предоставление всем ветеранам Великой отечественной войны 1941-1945 годов, нуждающимся в улучшении жилищных условий благоустроенного жилого помещения. Кроме того, Бабиковой З.А. принадлежало проданное ею жилое помещение на основании договора приватизации, в котором, кроме нее, проживали сын, жена сына и двое их детей, которые в приватизации не участвовали. Жилое помещение было неблагоустроенным. Следовательно, имелись и имеются основания для признания Бабиковой З.А., как участника Великой отечественной войны, нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения на основании Указа Президента РФ №714 и Федерального закона «О ветеранах».

Вынося обжалуемое постановление, администрация Рябковского сельского поселения сослалась только на положения ст.54 ЖК РФ без учета положений Указа Президента №714 и Закона «О ветеранах», что является основанием для признания оспариваемого постановления не законным и необоснованным.

Согласно п.1.3 Порядка ведения учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в Чернушинском муниципальном районе, утвержденного Постановлением главы муниципального района от 1 августа 2008 года №282, учет нуждающихся граждан осуществляется по месту жительства граждан и в администрации муниципального района. Из смысла данного пункта следует, что Бабикова З.А. может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как в администрации Рябковского сельского поселения, так и одновременно в администрации Чернушинского муниципального района, права Бабиковой З.А. при этом нарушены не будут.

Удовлетворяя иск Бабиковой З.А., суд учитывает и Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», которым постановлено в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой отчественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

При постановлении решения суд учитывает, что на момент вынесения решения суда в законодательство «О ветеранах» внесены изменения, согласно которым жилье будет предоставлено ветеранам и инвалидам Великой отечественной войны независимо от даты постановки их на учет.

Учитывая совокупность представленных доказательств, суд считает, что администрацией Рябковского сельского поселения незаконно было отказано Бабиковой З.А., обратившейся с заявлением об улучшении жилищных условий, в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении как ветерана Великой отечественной войны и в соответствии с Указом Президента РФ №714, закона «О ветеранах» ей должно быть предоставлено ответчиками благоустроенное жилое помещение за счет средств Федерального бюджета, выделенных целевым порядком.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Бабиковой Зои Александровны удовлетворить.

Признать Постановление главы Рябковского сельского поселения №85 от 23 ноября 2009 года в части отказа Бабиковой Зое Александровне в постановке на учет ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья и Приложение к Постановлению Рябковского сельского поселения №5 от 23 ноября 2009 года не законными.

Обязать администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края, Администрацию Рябковского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить Бабиковой Зое Александровне благоустроенное жилое помещение по нормам жилой площади, установленным в Чернушинском муниципальном районе Пермского края за счет средств Федерального бюджета РФ в соответствии с Указом резидента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд чрез Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья И.А. Синельникова