Дело № 2-892/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка
07 октября 2010 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе судьи O.С. Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:
Прокурора Азановой Т.И.
Представителя ОГПН Семикова А.А.
Представителя ответчика Павловой Т.В.
Представителя МДОУ «Детский сад № 4» Шадриной О.И.
при секретаре Сальниковой Ю.А.
Гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц о признании не законным, бездействия администрации Чернушинского муниципального района Пермского края.
установил:
Прокурор Чернушинского района обратился в суд с иском к администрации Чернушинского муниципального района Пермского края о признании бездействия администрации Чернушинского муниципального района не законным.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Чернушинского района, в ходе осуществления надзорных мероприятий, установлено, что администрация Чернушинского муниципального района, являясь учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4», допускает нарушения требований действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в статье 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Согласно п. 3.1.14 Положения об администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания района от 29.01.2010 г. № 277, полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время отнесены к компетенции администрации Чернушинского муниципального района.
В соответствии с требованиями ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
01.10.2010 г. сотрудником 22 Отдела ГПЬ проведено обследование (проверка) в МДОУ «Детский сад № 4», по результатам которого выявлены нарушения требований пожарной безопасности и 02.04.2010 г. направлено предписание № 29/1/1-45 о необходимости выполнения мероприятий.
Срок выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности был установлен в 3 квартале 2010 г.
12.08.2010 г. сотрудником 22 Отдела ГПН проведена проверка, в ходе которой установлено, что учреждением нарушаются требования нормативных документов пожарной безопасности (Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ПП 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313; СНиП 21-01-9 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденные Постановлением Минстроя от 13.02.1997 года № 18-7, так как не устранены нарушения ППБ, указанные в пунктах 3,7-14, 16-18, 20-43 предписания от 01.04.2010 года №29/1/1-45:
Новое здание:
существующий люк выхода в чердачное помещение не соответствует геометрическим размерам;
ширина лестничных маршей и площадок в лестничных клетках (правое и левое крыло здания) выполнены размером менее 135 см.;
проемы эвакуационных выходов из помещений групповых выполнены размером менее 120 см.;
проемы эвакуационных выходов из помещений раздевалок в коридоры этажей здания выполнены размером менее 120 см.;
проем эвакуационного выхода из коридора здания на выход из здания выполнен размерами менее 120 см.;
двери эвакуационного выхода из помещений групповых в помещения раздевалок открываются не по ходу движения из здания;
проемы эвакуационных выходов из помещения музыкального зала на площадку лестничной клетки (левое и правое крыло здания) выполнены размером менее 120 см.;
- в полу у выхода на лестничную площадку (левое крыло здания) допускается перепад. Старое здание:
строительные материалы маршей и площадок лестничной клетки выполнены из горючих материалов;
ширина лестничных маршей и площадок в лестничных клетках (правое и левое крыло здания) выполнены размером менее 135 см.;
наружные эвакуационные лестницы в торцах здания, ведущие из помещений второго этажа здания, выполнены размером менее 135 см.;
уклон наружных эвакуационных лестниц из помещений групповых и спален, ведущие со второго этажа здания выполнены более чем 1:1;
проемы эвакуационных выходов из помещений раздевалок в коридоры этажей здания выполнены размерами менее 120 см.;
- помещения спален, они же групповые, на 20 человек, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, не имеют второго эвакуационного выхода.
Причиной неисполнения требований законодательства о пожарной безопасности, является отсутствие необходимого финансирования со стороны органов местного самоуправления.
Финансирование муниципальных учреждений, согласно пункту 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06 10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.
Учредителем образовательного учреждения является администрация Чернушинского муниципального района (пункт 1.3 Устава МДОУ «Детский сад № 4»).
Вместе с тем. администрация Чернушинского муниципального района не финансирует в полном объеме образовательное учреждение на устранение вышеуказанных нарушений.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно части 1 статьи 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
МДОУ «Детский сад № 4», не исполняя предписания контролирующих государственных органов, не может создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
С учетом этого, бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - воспитанников дошкольного образовательного учреждения, из законных представителей.
Согласно Федеральной целевой программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10.04.2000 года № 51-ФЗ, развитие системы образования отнесено к приоритетным национальным проектам. Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.
Основными мероприятиями (заданиями) Программы являются, в том числе, обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней; создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.
Таким образом, оспариваемое бездействие органов местного самоуправления одновременно нарушает права неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ст.2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе детей.
Исходя из положений п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 ст.45, ст.254 ГПК РФ, просит
) Признать незаконными бездействие администрации Чернушинского муниципального района, не принявшей меры по финансированию затрат МДОУ « Детский сад № 4», направленных на устранение нарушений № 3,7-14,16-18,20-43, указанных в предписании 22 отдела Госпожнадзора от 02.04.2010 г. № 29/1/1-45.
) Обязать администрацию Чернушинского муниципального района обеспечить МДОУ «Детский сад А° 4» денежными средствами на устранение нарушений № 3,7-14,16-18, 20-43, указанных в предписании 22 отдела Госпожнадзора от 02.04.2010 г. № 29/1/1-45.
В судебном заседании прокурор Азанова Т. И., представитель третьего лица Государственного пожарного надзора Семиков А.А. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержали на их удовлетворении настаивали. Инспектор ГПН Семиков А.А. пояснил, что при отсутствии финансирования и неисполнении руководством МДОУ «Детский сад № 4» в случае возникновения пожарной ситуации создается реальная угроза для жизни и здоровья как детей, так и персонала детского сада. В связи с тем. что п. 12,20,23,27,30 предписания выполнены, от исковых требований в указанной части прокурор отказался.
Представители Администрации детского сада № 4 и Администрации Чернушинского муниципального района Шадрина О.И. и Павлова Т.В. с иском прокурора не согласились, пояснили, что 02.04.2010 года инспектором проводилось плановое мероприятие по контролю соблюдения требований пожарной безопасности и выписано предписание по устранению нарушений (45 пунктов) требований пожарной безопасности в срок до 01.07.2010 года. На момент повторной проверки 12.08.2010 года были устранены из 45 пунктов нарушений 9 пунктов, т.е. остались не исполненными 36 пунктов предписания. Из них 24 пункта касаются увеличения проемов эвакуационного выхода. Пункты 12,20,23,27,30,33 предписания на сегодняшний день устранены подрядчиком, который производил ремонт в здании детского сада, составлен акт о выполнении работ. На устранение нарушений, предусмотренных пунктами 3, 36, 37 составлены сметы, на эти виды работ "1аюке будут выделены денежные средства. По нарушениям, в части увеличения проемов эвакуационного выхода и ширины лестничных маршей направлялась заявка в ООО «Стройдиагностика» на техническое обследование здания. На данный вид работ денежные средства выделены и они имеются на счетах детского сада. Считают, что администрация Чернушинского муниципального района не бездействует, а принимает все возможные меры для устранения нарушений. Постановлением мирового судьи судебного участка № 126 Чернушинского муниципального района от 07.09.2010 года производство по делу об административном правонарушении в отношении МДОУ «Детский сад № 4» прекращено за отсутствием состава правонарушения в неисполнении предписания Госпожнадзора, мотивированное тем, что ОГПН, при предъявлении предписания, не представлены соответствующие доказательства того, что дальнейшая эксплуатация здания детского сада с имеющейся шириной эвакуационных выходов и лестничных маршей приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Просят суд заявленный иск оставить без удовлетворения.. Кроме того, представителем Администрации Чернушинского муниципального района, представлены письменные возражения на заявленный иск. (л.д. 85-87)
Заслушав стороны исследовав представленные доказательства суд пришел к следующему выводу:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» расположено в г. Чернушка Пермского края и осуществляет предоставление бесплатного и общедоступного дошкольного образования детям, проживающим на территории Чернушинского муниципального района Пермского края. Учредителем детского сада является Администрация Чернушинского муниципального района Пермского края. (л.д. 23-37)
Детский сад № 4 по проекту 1958 года построен в 1965 году, при сдаче здания детского сада в эксплуатацию от представителей приемной комиссии каких-либо замечаний не поступило. (л.д.82-84)
В соответствие с Приказом начальника 22 ОГПН ГУ МЧС России по Пермскому краю № 29 от 25 февраля 2010 года произведена проверка соблюдения Правил противопожарной безопасности в указанном детском саду. (л.д. 13-14)
Актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ выявлено 45 нарушений, в связи с чем выдано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности. (л.д.16-18).
Так же в отношении детского сада составлен протокол по делу об административном правонарушении №от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 78)
Постановлением МССУ № 126 Чернушинского муниципального района Пермского края от 07 сентября 2010 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МДОУ «Детский сад № 4» прекращено. (л.Д.73)
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ 43 ранее выявленных нарушения Правил противопожарной безопасности остались не устраненными, (л.д. 19-21)
ДД.ММ.ГГГГ начальник ОГПН -22 предоставил информацию о не устраненных руководством МДОУ «Детский сад № 4» нарушений Правил противопожарной безопасности прокурору Чернушинского района Пермского края. (л.д. 22)
Согласно Постановления Правительства Пермского края от 06.08.2010 года № 466-п утвержден общий объем расходов на реализацию в 2010 году мероприятий приоритетного регионального проекта «Новая школа » по Чернушинскому муниципальному району в размере 4 304,39 тысяч рублей, (л.д.51).
Между МДОУ «Детский сад № 4» и ООО «Научно-производственный центр «Стройдиагностика» заключен договор от 23 сентября 2010 года № 469/10 на техническое обследование строительных конструкций корпуса № 1 МДОУ «Детский сад № 4» по <адрес>.(л.д.61-66).
Между МДОУ «Детский сад № 4» и ООО «Научно-производственный центр «Стройдиагностика» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ № на разработку проектно-сметной документации на замену лестницы в лестничной клетке, уширение проемов в стенах и наружных лестниц на путях эвакуации в здании корпуса № 1 МДОУ «Детский сад № 4» по <адрес>.(л.д.67-72).
Согласно локальной смете от 18 января 2Л10 года, составленной в уровне цен на январь 2000 года, сметная стоимости устройства ):есгничных маршей составила 179,391 тысяча рублей, (л.д.42-43)
Согласно локальной смете от 18 января 2010 года, составленной в уровне цен на январь 2000 года, сметная стоимость устройства противопожарной лестницы составила 28,826 тысяч рублей, (л.д.44).
Согласно отчета о выполнении обязательств МУ «Централизованной бухгалтерии по обслуживанию муниципальных образовательных учреждений Чернушинского муниципального района» в рамках реализации приоритетного проекта «Новая школа» МДОУ «Детский сад № 4» выделена сумма 486 856 рублей на ремонт крыши (л.д.52-54).
Согласно локальной смете, составленной в уровне цен на 3 квартал 2010 года сметная стоимость изготовления и установки противопожарной и эвакуационных лестниц в МДОУ «Детский сад № 4» составила 251,982 тысячи рублей, (л.д.74-77).
Для понуждения Администрации Чернушинского муниципального района к финансированию мероприятий по полному устранению выявленных нарушений Правил противопожарной безопасности прокурор Чернушинского района обратился в суд с указанным иском, (л.д. 3-4)
Согласно ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ» прокурор по собственной инициатива вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушаемых законных прав и интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку МДОУ «Детский сад № 4» посещают дети, контингент которых постоянно меняется в связи с выпуском в школу, обращение прокурора с вышеуказанным иском в суд в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, положениям, предусмотренным ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона РФ «О прокуратуре РФ» не противоречит.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 11 ч. 1 ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района Пермского края, ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.92 «Об образовании», п. 3.1.14 Положения об администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, утвержденного Решением Земского собрания Чернушинского муниципального района Пермского края № 277 от 29 января 2010 года.
К вопросам, относящимся к компетенции Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края относятся в т. ч.вопросы по организации предоставления бесплатного начального общего, основного, среднего (полного ) общего образования по основным общеобразовательным программам и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Чернушинского муниципального района.
Согласно ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» руководителе организации обязаны : соблюдать требования пожарной безопасности и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меру по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а так же обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ. ..финансирование муниципальных учреждений отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно п. п. 1.2 Устава МДОУ «Детский сад № 4» осуществляет свою хозяйственно-экономическую деятельность в соответствие с решениями Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края.
Согласье ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ. «Об основных гарантиях праа ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитаннике...
Как установлено судом из пояснений участников процесса и представленных доказательств, после проведения органами Государственного пожарного надзора в МДОУ «Детский сад № 4» проверки соблюдения Правил противопожарной безопасности и выдачи соответствующих предписаний, нарушения, указанные в предписаниях за № 3,7-11,13,14,1618,21,22,24-26,28,29,31,32,34-43 на момент обращения прокурора в суд оставались не выполненными. На момент рассмотрения иска нарушения, указанные в п. 12,20,23,27,30,33 предписания устранены, остальные продолжают оставаться не устраненными.
Как видно из представленных письменных доказательств, на устранение остальных нарушений Правил противопожарной безопасности требуются денежные средства, которые ответчик Администрация Чернушинского района не предоставляет.
МДОУ «Детский сад № 4» является муниципальным образовательным учреждением финансируется из бюджета Чернушинского муниципального района, таким образом устранение остальных нарушений Правил противопожарной безопасности подлежит полному финансированию из средств районного бюджета, распорядителем которого является орган местного самоуправления Администрация Чернушинского муниципального района.
Представитель Администрации Чернушинского муниципального района и МДОУ «Детский сад № 4» наличие выявленных нарушений и обстоятельства в том, что нарушения за № 3,7-11,13,14,16-18,21,22,24-26,28,29,3132,34-43, указанные в предписаниях инспектора ГПН не устранены не оспаривают.
Таким образом, поскольку выявленные и не устраненные нарушения Правил противопожарной безопасности в случае возникновения пожароопасной ситуации в детском саду № 4 действительно будут создавать реальную угрозу жизни и здоровья, как детей и персонала детского сада, так и его посетителей, данные нарушения на основании ст. 37 ФЗ № 69 «О пожарной безопасности», ч. 2 ст. 4 ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об образовании» должны быть устранены.
Само образовательное учреждение, каким является детский сад, поскольку оно является муниципальным и в соответствие с п. 1.1, 1.3 Устава МДОУ «Детский сад № 4» полностью финансируется Администрацией Чернушинского муниципального района из бюджетных средств, i не может своими средствами осуществить данные мероприятия. , поэтому на основании п. 11 ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 17 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 31 ФЗ № 3266-1 «Об образовании», ст. 37 ФЗ № 69 «О пожарной безопасности», п. 11 ч. 1 ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района Пермского края, п. 3.1.14 Положения об Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, исковые требования, заявленные прокурором к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края признаются судом обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя органа местного самоуправления по которым он оспаривает заявленный иск не могут быть приняты во внимание, поскольку выявленные в МДОУ «Детский сад № 4» и не устраненные нарушения Правил противопожарной безопасности в случае возникновения в детском саду пожароопасной ситуации будут создавать реальную угрозу жизни и здоровью детей, персонала и посетителей детского сада.
Доводы представителя прокуратуры Чернушинского района Пермского края и органа государственного пожарного надзора по которым они поддерживают иск представителем органа местного самоуправления и МДОУ «Детский сад № 4» не опровергнуты.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
решил:
Иск удовлетворить. Признать не законным бездействие Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат Муниципального детского учреждения «Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детского сада № 4», направленных на устранение нарушений № 3,7-11,13,14,16-18, 21,22,24-26,28,29,31,32,34-43, указанных в Предписании 22 отдела Государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по Пермскому краю № 29/1/1-45 от 13 августа 2010 года.
Обязать администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обеспечить МДОУ «Детский сад № 4» денежными средствами на устранение нарушений № 3,7-11,13,14,16-18,21,22,24-26,28,29,31,32,34-43, указанных в предписании 22 Отдела Государственного пожарного надзора № 66/1/1-52 от 13 августа 2010 года.
Решение в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд
Судья О.С.Лупенских