предоставление жилого помещения



Дело № 2-97/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2010 года

город Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

Судьи Синельниковой И.А.

С участием помощника прокурора Чернушинского района Лыбиной О.В.

Истца Кречетова Е.А.

При секретаре Овсянкиной Г.Х.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах Кречетова Егора Александровича

К администрации Чернушинского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

установил:

Прокурор Чернушинского района Пермского края обратился в суд с иском к администрации Чернушинского муниципального района в интересах Кречетова Е.А. о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения.

Иск обоснован тем, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства по защите имущественных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе по обращению к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений: защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В адрес прокуратуры Чернушинского района было направлено заявление от Кречетова Егора Александровича с просьбой обратиться с исковым заявлением в суд, так как не имеет соответствующего юридического образования, в защиту его интересов по вопросу обеспечения жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации» либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Кречетов Егор Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей. Родители ФИО2 и ФИО3, умерли ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Чернушинского района от ДД.ММ.ГГГГ № над ними установлена опека, опекуном назначена ФИО4.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кречетов Е.А. был поставлен на учет на получение жилого помещения в администрации Чернушинского района, о чем имеется информация (очередность на 1 января 2009 года №87).

В 2004 году Кречетов Е.А. закончил ГОУ СПО «Чернушинский государственный политехнический колледж» в городе Чернушки, в 2007 году ГОУ СПО «Пермский государственный технологический колледж» в городе Перми, не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящегося в собственности.

В судебном заседании помощник прокурора Чернушинского района поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.

Истец Кречетов Е.А. в судебном заседании поддержал исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснил, что своего жилого помещения он не имеет, проживает в городе Перми, снимает жилье. В Чернушке он зарегистрирован и ранее проживал в доме, собственником которого является бабушка. Дом деревянный, полностью находится в непригодном для проживания состоянии. На 18 февраля 2003 года процент износа составлял 66%.

Ответчик – Администрация Чернушинского муниципального района просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, иск не признает, представил письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что статьей 1 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей используются следующие понятия: дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 8 Федерального закона №159-ФЗ определены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Но норма, указанная в абзаце втором пункта 1 статьи 8 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года №250-О-П. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1., полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3. данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации ( за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникшие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации ( в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 статьи 19 Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. Отсюда следует, что администрация Чернушинского муниципального района не является распорядителем средств федерального бюджета либо бюджета субъекта, предусмотренные на дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П ( в редакции от 5 февраля 2009 года) «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для указанных категорий лиц. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год за счет средств бюджета Пермского края. Просит отказать в удовлетворении иска к администрации Чернушинского муниципального района о предоставлении жилого помещения.

Соответчик – Министерство социального развития Пермского края просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представило письменный отзыв на иск, из которого следует, что в силу статей 5,8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации – Пермский край определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора ( статья 6 Закона области №1939-419). Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22 июня 2000 года №170 «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении» и Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с указанными актами все действия по предоставлению жилых площадей детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей осуществляются органами местного самоуправления.

Законодательством Пермской области (края) определен порядок финансирования предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства, предназначенные на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства краевого бюджета направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам.

Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2009 года №16-П утвержденное положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно пункта 7 указанного положения распределение средств, субсидий местным бюджетам утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Таким образом, Министерство не наделено полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; по распределению средств, направляемых на приобретение, строительство жилья вышеуказанным категориям граждан. Следовательно, Министерство является ненадлежащей стороной по рассматриваемому делу, и просит исключить из числа ответчиков. Из искового заявления не усматривается, какими действиями Министерства нарушены права Кречетова Е.А.

Привлеченное в качестве третьего лица Правительство Пермского края просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представило письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, Федеральный закон №159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения (невозможность предоставления ранее занимаемого жилого помещения); окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из категорий определен в Федеральном законе №159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан.

В преамбуле данного закона установлено, что Федеральный закон №159-ФЗ определяет меры социальной поддержки: детей-сирот; Детей, оставшихся без попечения родителей; а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В статье 1 Федерального закона №159-ФЗ сказано, что дети-сироты – лица в возрасте до 18т лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оби или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В отличие от установленных ст.6,7,9 Федерального закона №159-ФЗ дополнительных гарантий лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, права на образование, медицинское обслуживание и на труд, ст.8 не предусматривает обеспечение этих лиц жилой площадью. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Поскольку данной нормой Федерального закона №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, в статье 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. Таким образом, одним из основных условий отнесения граждан к какой-либо из рассматриваемых категорий является определенный, установленный действующим законодательством возраст. При этом возраст выступает одним из правоустанавливающих фактов и имеет принципиальное значение в данном вопросе. До достижения возраста 18 лет (категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) гражданин должен обратиться за реализацией гарантированного ему права на обеспечение жилой площадью, то есть встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно подпункту 1 п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора области от 22 июня 2000 №170 с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования – администрации этих учреждений. Данное право истца было реализовано. Согласно пункта 3 статьи 147 Семейного кодекса РФ выполнение обязанностей опекунов (попечителей) детей, находящихся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения возлагается на администрации этих учреждений. Защита прав выпускников учреждений возлагается на органы опеки и попечительства. В этом случае если гражданин встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 18 лет (категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), но не реализовал свое право на внеочередное получение жилой площади, обязанности соответствующих органов по предоставлению жилья не могут быть прекращены наступлением возраста 23м лет, а прекратятся только с предоставлением жилья.

Согласно пункта 4 ст.26.3 Федерального закона №184 ФЗ по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, не допускается.

Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 7 ст.26.3 Федерального закона №184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 ст.26.3 и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета; такие федеральные законы должны содержать сведения, указанные в абз.2-7 ч.1 п.7 ст.26.3.

В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации – Пермский край, определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора (ст.6 Закона области №1939-419). Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22 июня 2000 года №170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-п. В соответствии с указанными актами все действия по предоставлению жилых площадей детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления.

Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (ст.8 Закона Пермской области от 30 ноября 2005 года №2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»). Лица, поставленные на учет по спискам детей-сирот раньше истца, обладают одинаковыми с ним правами. Предоставление жилого помещения Кречетову Е.А. без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч.3 ст.17 Конституции РФ.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств ( статья 132 Конституции РФ, п.4 ст.6 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Законами субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в том числе и в п.п.24 п.6 ст.26.3 Федерального закона №184-ФЗ ( в том числе по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 с.4 Закона №2621-580).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и контролировать их исполнение по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий (п.1 с.6, п.1 ст.20 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.»).

В соответствии с изложенным, все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года №1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Согласно Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 августа 2006 года №16-П, средства, предусмотренные в областном (краевом) бюджетах, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленной очередности. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора области от 22 июля 2000 года №170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении». Органы местного самоуправления используют полученные средства областного (краевого) бюджета на приобретение (строительство) жилья с соблюдением следующих условий: площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в муниципальном образовании нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, но не более 33 кв.метров общей площади жилья; стоимость жилья не может превышать сумму рассчитанную исходя из 33 кв.метров общей площади жилья и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по данному муниципальному образованию, утвержденную распоряжением губернатора края, распоряжением Правительства края, на момент распределения жилья. Приобретенные в муниципальную собственность жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения и состоящим на регистрационном учете по внеочередному предоставлению жилого помещения, в порядке установленной очередности на условиях договоров социального найма. Органы местного самоуправления имеют право предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда. Средства, полученные на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд ( п.2,3,7,8,9).

Согласно Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года №170, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью ( или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. (п.2,3,4). С заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться 1) законные представители детей сирот от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также в образовательных учреждениях всех видов профессионального образования - администрации этих учреждений; от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) – опекуны (попечители); 2) лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей

( пункт 6).

В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В судебном заседании установлено следующее. Мать и отец Кречетова Е.А. – ФИО2 и ФИО3 умерли ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.8,9). Постановлением администрации Чернушинского района от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним Кречетовым Е.А. установлена опека, опекуном назначена тетя ФИО4 (л.д.10). ДД.ММ.ГГГГ опекун ФИО4 обратилась в Администрацию Чернушинского муниципального района с заявлением о постановке на учет Кречетова Е.А., как нуждающихегося в жилом помещении как ребенка-сироту. С ДД.ММ.ГГГГ Кречетов Е.А. был постановлен на учет и включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кречетов Е.А. постановлен на учет на предоставление жилого помещения в администрации Чернушинского муниципального района 17 марта 2003 года, то есть за ним признано право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку за истцом признано право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, он не утратил это право, ему должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» - разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса ( часть 8 статьи 6 ЖК РФ).

В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком в предоставлении жилого помещения является Администрация Чернушинского муниципального района и суд возлагает на администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по предоставлению Кречетову Е.А.

Обращение прокурора Чернушинского района в интересах Кречетова Е.А. соответствует положениям ст.45 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Кречетову Егору Александровичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Чернушки Пермского края, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в Чернушинском муниципальном районе Пермского края.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья И.А.Синельникова