назначение пенсии



Дело № 2-932/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Чернушка

18 октября 2010 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

Судьи Синельниковой И.А.

С участием истца Костиной О.Б.

Представителя ответчика Фроловой Н.В.

Представителя третьего лица Матушкиной Л.Ю.

При секретаре Кулановой О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костиной Ольги Борисовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края о признании незаконным отказа включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, возложении обязанности назначить пенсию в связи с особыми условиями труда,

установил:

Истец Костина О.Б. обратилась в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края. Требует обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края включить в льготный стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации и назначить пенсию и назначить пенсию в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что она более 25 лет проработала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. С ДД.ММ.ГГГГ работала рентгенолаборантом в рентгенологическом кабинете, что в соответствии со Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года №10. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27.1.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В назначении досрочной пенсии ей было отказано. Согласно Протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № в специальный стаж не зачтены периоды с 10 февраля по ДД.ММ.ГГГГ, и с 6 октября по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации, всего три месяца 28 дней, и специальный стаж составил 7 лет 2 месяца 13 дней. Считает, что на день обращения с заявлением ее специальный стаж составляет 7 лет 6 месяцев 11 дней, и в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», она имеет право на назначение досрочной пенсии. В период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялась средняя заработная плата, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. На день подачи заявления в Управление Пенсионного фонда РФ у нее возникло право на пенсию.

В судебном заседании истец Костина О.Б. полностью поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она была принята на должность рентгенлаборанта и через неделю ее направили на специализацию, поскольку в данной должности без специальной подготовки работать нельзя. Курсы повышения квалификации сводились к тому, что в основном они выполняли ту же работу, что по основной работе, только под контролем преподавателей. В основном были практические занятия в больнице и в отделениях разного профиля. В рентгенкабинетах им показывали и рассказывали как правильно пользоваться рентгенаапаратами, как правильно положить больного, при этом рентгенаппараты были включены, все проходило в рентгенакабимнетах. Все лекции сопровождались именно практическими занятиями. На специализации им говорили, что данная специализация войдет в специальный стаж при выходе на пенсию в связи с особыми условиями труда. Она предоставила график учебы, в котором указано, что большая часть времени на курсах повышения специализации была занята на практических занятиях, при которых она подвергалась воздействию вредных факторов, работали они с рентгенаппаратами, в рентгенкабинетах. Рабочий день у нее 5 часов. На специализации они находились полный рабочий день.

Представитель третьего лица – МУЗ «Чернушинская ЦРП» Матушкина Л.Ю. полностью поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, и доводы истца Костиной О.Б. в судебном заседании. Пояснила, что Костина О.Б. была направлена на специализацию согласно заявки на повышение квалификации средних медицинских работников больницы. Без специализации медицинский работник не может быть допущен к работе в должности рентгенлаборанта, поскольку требуется практическая подготовка, умение работать с рентгенаппаратами. Находясь на специализации, большая часть времени была отведена именно рентгенологии, что следует из свидетельств повышения квалификации. В 2003 году из 432 часов рентгенология заняла 390 часов, в 2008 году из 216 часов занятий рентгенологии было отведено 172 часа. В Свидетельствах указано, что Костина О.Б. проходила стажировку на базе областной (краевой) больницы. Под стажировкой подразумывается именно практические занятия.

Представитель ответчика Фролова Н.В. иск не признала. Пояснила, что для назначения Костиной О.Б. пенсии по п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» требуется стаж с вредными условиями труда 7 лет шесть месяцев. Работа «рентгенолаборант» поименована в Списке №1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10. На день обращения с заявлением о назначении пенсии по данному основанию специальный стаж Костиной О.Б. в должности рентгенолаборанта составил 7 лет 2 месяца 13 дней. Не зачтены периоды, когда она находилась на курсах повышения квалификации. Согласно п.5 разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. При этом полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками не менее 80% рабочего времени. Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 в стаж работы, дающей право на досочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительно оплачиваемых отпусков. Находясь на курсах повышения квалификации, истец не выполняла постоянно в течение полного рабочего дня работу, выполнение которой дает право на досочное назначение трудовой пенсии по старости. В сведениях индивидуального лицевого счета на истца Костину О.Б. также отсутствует подтверждение, что период нахождения на курсах повышения квалификации засчитывается в специальный стаж, работодатель это не подтверждает.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.1 п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В соответствии с пунктом 2 данной нормы списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №537 « О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» …..» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, то есть при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Истец Костина О.Б. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В подтверждение стажа работы с вредными условиями труда предоставила трудовую книжку. Из трудовой книжки Костиной О.Б. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ и на день обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ она работает рентгенолаборантом в Чернушинской районной больнице, наименование которой изменялось.

В Списке производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 раздел Х1Х УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ в позиции 12300000-24577 поименованы рентгенолаборанты.

Согласно сведений о стаже в трудовой книжке у Костиной О.Б. имелся требуемый специальный стаж 7 лет 6 месяцев и требуемый страховой стаж не менее 15 лет.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Костиной О.Б. в назначении пенсии по п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано. При этом в специальный стаж не зачтены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации, итого – 3 месяца 28 дней. Основания отказа включения указанных периодов в специальный стаж в решении не приведены.

В судебном заседании представитель Управления пенсионного фонда в Чернушинском районе Пермского края отказ включения в специальный стаж указанных периодов мотивировала тем, что согласно Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме работы, включаются в стаж периоды ежегодных и дополнительных отпусков. Находясь на курсах повышения квалификации, истец Костина О.Б. не выполняла постоянно в течение полного рабочего дня работу, выполнение которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств и т.д.

Из установленных в судебном заседании обстоятельств из объяснений истца Костиной О.Б. и представителя третьего лица Матушкиной Л.Ю., материалов дела следует, что на основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Чернушинская центральная районная больница» рентгенолаборант Костина О.Б. с 10 февраля по ДД.ММ.ГГГГ была направлена на курсы повышения квалификации (специализацию) в город Пермь по циклу «Лабораторное дело в рентгенологии». На этот период за ней сохранялась средняя заработная плата, перечислялись взносы во все фонды, в том числе в Пенсионный фонд РФ. Приказом МУЗ «Чернушинская районная поликлиника» № от ДД.ММ.ГГГГ ренотгенолаборант Костина О.Б. была направлена на специализацию с 6 октября по ДД.ММ.ГГГГ. На этот период за ней сохранялась средняя заработная плата, перечислялись взносы во все фонды, в том числе в Пенсионный фонд РФ. Из Свидетельства, выданного Костиной О.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что из 432 часов по программе 390 часов занимала Рентгенология. Указано, что прошла стажировку на базе Областной клинической больницы. Из Свидетельства, выданного Костиной О.Б. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что из 216 часов по программе 172 часа занимала рентгенология, прошла стажировку в краевой клинической больнице. Из Расписания занятий на период прохождения стажировки следует, что почти все занятия проходили в Краевой клинической больнице, и большая часть занятия – это практические занятия в больнице. Истец пояснила, что все практические занятия проходили непосредственно в рентгенкабинетах при включенных рентгенаппаратах, они изучали как правильно подключить рентгеноаппарат, правильность использования, укладывания больных, то есть они работали, и выполняли ту же работу, которую выполняли на своем рабочем месте ежедневно, только под наблюдением преподавателей. Суд соглашается с доводами истца в той части, что без прохождения практической стажировки невозможно работать рентгенолаборантом, поскольку необходимо знать как правильно работать с аппаратом, и как его использовать в каждом конкретном случае.

Ответчиком не представлено доказательств в опровержение доводов истца в том, что, находясь на стажировке, она выполняла работу сопряженную с неблагоприятным воздействием на организм различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, подвергалась вредным воздействиям.

Ни в одной норме, регламитирующей право граждан на досрочное назначение пенсии в связи с вредными условиями труда не содержится запрета включения в специальный стаж периодов нахождения на стажировке, на курсах повышения квалификации. Специализации Костина О.Б. проходила непосредственно по своей специальности.

Таким образом, суд считает, что незаконно и не обоснованно решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Костиной О.Б. не зачтены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации (стажировке).

С учетом зачета периодов нахождения на специализации ( 3 месяца 28 дней) на день обращения Костиной О.Б. с заявлением о назначении пенсии у нее имелся требуемый льготный стаж 7 лет 6 месяцев.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, следовательно, суд возлагает на ответчика обязанность назначить Костиной О.Б. пенсию с

ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края включить в льготный стаж Костиной Ольге Борисовне периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации и назначить пенсию и назначить пенсию в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья И.А.Синельникова