о предосталвении благоустроенного жилья



Дело № 2-936/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чернушка

19 октября 2010 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Лупенских О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:

прокурора Чернушинского района Смирновой Е.В. при секретаре Сальниковой Ю.А.

Гражданское дело по иску Прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах Зотовой Ларисы Михайловны к Администрации Чернушинского района Пермского края, Министерствам финансов, социального развития, жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о возложении обязанностей по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Прокурор Чернушинского района обратился в суд с иском в интересах Зотовой Ларисы Михайловны к Администрации Чернушинского района Пермского края, Министерствам финансов, социального развития, жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о возложении обязанностей по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального" найма.

Иск мотивировал тем, что Прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства по защите имущественных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. На основании ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», просит:

Обязать Министерство финансов Пермского края произвести перевод денежных средств для приобретения администрацией Чернушинского муниципального района благоустроенного жилого помещения не ниже социальных норм и предоставления его по договору социального найма на территории Чернушинского муниципального района Зотовой Ларисе Михайловне.

Обязать администрацию Чернушинского муниципального района за счет средств, перечисленных Министерством финансов Правительства Пермского края, на приобретение жилого помещения для ФИО3, приобрести благоустроенное жилое помещение не ниже социальных норм и предоставить его вне очереди на условиях Договора социального найма Зотовой Ларисе Михайловне.

В судебное заседание истец Зотова Л.М., извещенная о времени и месте судебного разбирательства не явилась.

Представитель ответчика Администрации Чернушинского муниципального района, извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия и письменные возражения на иск следующего содержания. Зотова Л.М. осталась без попечения родителей и в настоящее время обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время окончила Зотова Л.М. ГОУ ВПО «Государственный университет-Высшая школа экономики» в 2008 году, закрепленного жилья не имеет. На основании п. 2 статьи 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», у нее возникло право на дополнительные гарантии. Статьей 1 Федерального закона от 211 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» используются следующие понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, ж дееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их нрав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Статьей 8 настоящего закона определены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных -социальных норм. Но, норма, указанная в абзаце втором пункта 1 статьи 8 подлежи применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ от носит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные орган;, государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ. При этом, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от б октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Исходя из требований его статьи 2 6.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Росс щекой Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 2 6.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям Органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов РФ. Названные положения Федерального тона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшиеся, без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 4 9 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детой-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государств иным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ _и_ субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, од. им из принципов деятельности которых является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Из статьи 132 Конституции РФ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем -федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления г; Российской Федерации». В соответствии с частью б его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. Отсюда следует, что администрация Чернушинского муниципального района не является распорядителем средств федерального бюджета либо бюджета субъекта, предусмотренные на дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-П (в ред. от 05.02.2009) «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для указанных категорий лиц. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов, бюджетных обязательств, утвержденных в усыновленном порядке на текущий финансовый год за счет средств бюджета Пермского края. На основании изложенного просит:отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Чернушинского района в интересах Зотовой Л.М.

Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края, извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия и отзыв на иск следующего содержания. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, Федеральный закон № 15.2-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями:1) наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; 2) отсутствие закрепленного жилого помещения; 3) окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен па жилищный учет до 18 лет. Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального, закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов. РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 18 4-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ,. в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16- п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2 621-58 0 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Федеральные средства ожидаются во втором полугодии 2010 года. В связи с тем, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, Министерство не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений. Таким образом,. Министерство исполняет свои обязательства своевременно и в полном объеме. Так, из искового заявления следует, что Зотова Л.М. 29.06.1986 г.р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Из предоставленной администрацией Чернушинского муниципального района информации следует, что Зотова Л.М. состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации Чернушинского муниципального района в категории дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа с 29.04.2002 года. В материалах дела отсутствует, постановление, на основании которого она была поставлена на регистрационный учет. При постановке на учет данный документ издается органом местного самоуправления в обязательном порядке. В адрес Министерства не представлены данные родителей Зотовой Л.М., подтверждающие факт отсутствия у нее жилого помещения на праве собственности или пользования (отсутствуют справки из БТИ, УФРС, ЦТИ). Из материалов дела следует, что Зотова Л.М. приняла наследство, состоящее из 1/5 доли жилого дома по адресу: <адрес> с Тауш, <адрес>. Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди при условии отсутствия закрепленного жилого помещения (право собственности или пользования) за лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, при наличии права собственности Зотова Л.М. не имеет права на предоставление жилого помещения как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из предоставленного «ЦТИ <адрес>» Чернушинского филиала информация следует, что процент износа жилого дома по адресу <адрес> составляет 54 %. Если жилое помещение становится непригодным для проживания либо жилищные условия становятся неудовлетворительными, лицо не лишено возможности обратиться с вопросом в предоставлении жилья по иным основаниям, не связанным с реализацией мер по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей. Считают, что у Зотовой Л.М. не возникло право на обеспечение её вне очереди жилым помещением как лица, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Чернушинского муниципального района в интересах Зотовой Л.М. в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия и отзыв на иск следующего содержания. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О до- полнительных гарантиях по. социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди мер социальной поддержки Закон называет предоставление жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа. Согласно Закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О _ наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» в соответствии с федеральным и областным законодательством. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для детей-сирот, используя полученные из бюджета Пермского края и федерального бюджета средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений для детей-сирот с соблюдением определенных условий. Таким образом, органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилья для детей-сирот. Согласно обзору практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», опубликованном в Бюллетене Верховного Суда РФ (2008, № 10), судам следует исходить из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, к примеру, отсутствия свободного жилья, неосуществления строительства нового жилищного фонда, отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, в связи с чем не имеется возможности предоставить указанным детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Из этого следует вывод о том, что, поскольку субъект Российской Федерации - Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края и Министерства ЖКХ исполнил свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилых помещений му­ниципальному образованию, последнее должно исполнять свои обязательства по осуществлению переданных ему государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Кроме того, мнение Верховного суда, отраженное в указанном обзоре, выражается в признании правильной позиции тех судов, которые, разрешая дела рассматриваемой категории, обоснованно не соглашались с доводами органов местного самоуправления (ответчиков по делу) относительно того, что лица из числа детей-сирот и приравненных к ним лиц должны обеспечиваться жилыми помещениями органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта Российской Федерации, и удовлетворяли требования прокуроров к органам местного самоуправления о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства. Ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края (далее - Министерство социального развития) сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в ка­честве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с Постановлением №1б-п Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края. Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, город­ских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый, год. После принятия распоряжения Правительства Пермского края Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (далее -Министерство ЖКХ) перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Таким образом, если средства из федерального бюджета не поступили и отсутствует распоряжение Правительства, Министерство ЖКХ не может перечислить муниципалитету целевые бюджетные средства. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений с со­блюдением определенных условий. Приобретенные жилые помещения предос­тавляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. В 2010 году на основании распоряжения Правительства Пермского края от 19.07.2010 г. № 111-рп муниципальному образованию «Чернушинский муниципальный район» для приобретения жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, были перечислены 2838 тысяч рублей за счет средств краевого бюджета. На основании Постановления № 16-п средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструк­цию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. Таким образом, исковые требования о возложении обязанности на Министерство финансов, Министерство социального развития, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Зотовой являются неправомерными и не подлежат удовлетворению, так как обязательства по выделению денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей были выполнены, просят отказать в исковых требованиях Зотовой Л.М.

Представитель ответчика Министерства финансов Пермского края, извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия и отзыв на иск следующего содержания. Требования, предъявленные к Министерству финансов, не признают в полном объеме. Требование прокурора об обязании Министерства финансов Пермского края произвести перевод денежных средств на приобретение жилья Истцу не соответствует закону, нарушает бюджетный процесс Пермского края и бюджетные полномочия Министерства финансов Пермского края. Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В Пермском крае порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей определен Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. Пунктами 2-8 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края _от 10.08.2006 № 16-п, определено, что- средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство, или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. При этом пунктом 9 указанного Положения прямо предусмотрено, что средства субсидий, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в. суд. Министерство финансов Пермского края согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, ст. 2 9 Закона 111 -ПК является участником бюджетного процесса, осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 8-п. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов, относится к полномочиям других органов государственной власти края. Так, согласно п. п. 2, 5 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, " оставшихся без попечения родителей, утвержденного. постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-П, перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляют Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ранее- Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края). На основании вышеизложенного, единолично, самостоятельно произвести «перевод необходимых денежных средств» Министерство финансов не вправе. Кроме того, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края является главным распорядителем средств бюджета Пермского края (субсидий) на предоставление жилья детям-сиротам, что подтверждается Законом Пермского края от 23.12.2009 № 560-ПК «О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот выделяются по Краевой целевой программе «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы» (выписка из закона прилагается). В силу п.п.4 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; согласно п.п. 5 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Министерство социального развития Пермского края (п. 1.8 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 7-п), как и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (п. 1.6 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2009 № 8 68-п) вправе быть истцами и ответчиками в суде в соответствии со своей компетенцией. Следует также отметить, что бюджет Пермского края на 2010 год утвержден, все средства бюджета Пермского края на 2010 год и. на плановый период 2011 и 2012 годов» распределены по направлениям расходования (приложение 5 к Закону Пермского края от 23.12.2009 № 560-ПК «О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» («Ведомственная структура расходов») в силу чего имеют строго целевой характер, _любое изменение их целевого" назначения должно осуществляться в порядке, установленном законом, т.е. бюджетным процессом. На основании вышеизложенного, поскольку вопросы обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей урегулированы законодательно выделение средств для приобретения жилья Истцу должно осуществляться в порядке, установленном Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п, а не путем обязания Министерства финансов Пермского края произвести перевод денежных средств, т.к. такие требования противоречат закону. На основании вышеизложенного, просят в иске к Министерству финансов Пермского края отказать.

Суд, заслушав прокурора, рассмотрев представленные материалы дела, пришел к следующему выводу.

Согласно ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой" площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.б ст.1, п.1 ч.1 ст. 4 Закона Пермской области № 2621-580 от 14 ноября 2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Согласно Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 августа 2006 года- № 16-П в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29 июня 2010 года №353-П средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и (или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма.. Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Учет детей-сирот, нуждающихся, в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий: площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма; стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство. и приобретение жилых помещений по. данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Жилое помещение на условиях договора социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. (п. 1,2,3,8,9).

Согласно Правилам учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года №170, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью ( или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения, (п.2,4). С заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться 1) законные представители детей сирот от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также в образовательных учреждениях всех видов профессионального образования - администрации этих учреждений; от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) -опекуны (попечители); 2) лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (пункт 6).

Согласно п. 2 ч.2 ст.57. Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из представленных доказательств судом установлено, что истец Зотова Л.М. осталась без попечения родителей. Мать, ФИО4, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО5, умер ДД.ММ.ГГГГ года. ( л.д. 8).

Постановлением главы администрации Чернушинского района от 22.05.1992 года № 178 над Зотовой Л.М. была установлена опека, опекуном назначен ФИО2 ( л.д. 9-10).

17.06.2002 г. начальник Управления образования администрации Чернушинского района Пермской области обратилась с заявлением в жилищный отдел Администрации Чернушинского муниципального района о постановке Зотовой Л.М. на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей и, нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма, (л.д.11)

29 апреля 2002 года Зотова Л.М. была поставлена на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, под № 58 в общем списке и под № 32 (л.д.16).

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» - разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса ( часть 8 статьи 6 ЖК РФ).

Судом установлено, что Зотова Л.М. предоставила полный пакет документов для ее постановки на учет как лица, нуждающегося в предоставлении жилья.

Зотова Л.М. была поставлена на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилья в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22 июня. 2000 года за. № 170.

В Правилах также указаны лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В Положении о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, утвержденного постановлением Правительства края от 10 августа 2006 года № 16-П также указаны лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

На момент постановки на учет, Зотова Л.М. находилась в возрасте 16 лет. Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относит Зотову Л.М. к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Зотова Л.М. поставлена на учет в соответствии с предъявляемыми требованиями закона для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении. 17.06. 2008 года Зотова Л.М. получила высшее профессиональное образование в ГОУ ВПО «Государственный университет - Высшая школа экономики» в г.Москва (л.д.18).

В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие Зотовой Л.М. право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку истец имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, у Зотовой Л.М. отсутствует закрепленное за ней жилое помещение, Зотова Л.М. нуждается в предоставлении в жилого помещения. ( л.д. 5-19)

Решением комиссии при администрации Чернушинского муниципального района за Зотовой Л.М.. с 29.04.2002 года признано право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996. года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Поскольку за истцом признано право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, и истец не утратила это право, Зотовой Л.М. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

Согласно справки ООО «Служба ЖКХ» Зотова Л.М. зарегистрирована по адресу <адрес> (л.д.7).

В соответствие с вышеприведенными правовыми нормами, суд считает необходимым обязанность по предоставлению Зотовой Л.М. жилого помещения по договору социального найма, возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края, т. к. именно она является надлежащим ответчиком. В то же время суд считает необходимым, поскольку предоставление денежных средств на эти цели предусмотрено из бюджетных средств Пермского края уточнить, что жилое помещение Зотовой Л.М. должно быть приобретено Администрацией Чернушинского района Пермского края из средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных для этих целей.

При этом суд считает, что требование прокурора в части возложения на Министерство финансов _Пермского края обязанностей по перечислению денежных средств Администрации Чернушинского района для приобретения жилого помещения для Зотовой Л.М., поскольку это требование касается порядка исполнения судебного решения, который определен действующим законодательством РФ, самостоятельным исковым требованием не является и вынесения дополнительного решения об этом не требуется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

суд

решил:

Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить Зотовой Ларисе Михайловне во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не ниже минимальной нормы, установленной на территории Чернушинского муниципального района Пермского края для лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма.

Решение в течение 10 дней со дня его изготовления может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.

Судья О.С.Лупенских