Дело № 2-1063/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Чернушка
16 ноября 2010 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
Судьи Синельниковой И.А.
С участием представителя истца Гора Т.М.
Представителя ответчика – администрации Трушниковского сельского поселения –
Андреева А.Г.
При секретаре Шамриковой Л.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карлышевой Матрены Захаровны к Администрации Трушниковского сельского поселения, Администрации Чернушинского муниципального района о признании незаконным отказ в постановке на учет нуждающейся в получении жилого помещения
установил:
Истец Карлышева М.З. обратилась в суд с иском к ответчикам. Требует признать незаконным Решение Трушниковского сельского поселения Чернушинского района Пермского края №8 от 30 августа 2010 года об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения; обязать Администрацию Трушниковского сельского поселения Чернушинского района, Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить ей благоустроенное жилое помещение в соответствии с Указом Президента РФ по нормам жилой площади.
Требования мотивированы тем, что она является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы и вдовой участника Великой отечественной войны Карлышева Петра Венедиктовича, 1924 года рождения, пропавшего без вести в ноябре 1991 года. Брак с Карлышевым П.В. был зарегистрирован 14 октября 1940 года Она проживает в неблагоустроенном доме по адресу: <адрес> со своей сестрой ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалидом первой группы. Дом никакого благоустройства не имеет. В соответствии с Актом обследования от 24 марта 2010 года износ дома составляет 60%, не соответствует требованиям, предъявляемых к жилому помещению. Дальнейшая эксплуатация возможна при условии проведения капитального ремонта. Она же в силу возраста и состояния здоровья (парализована) капитальный ремонт дома произвести не может. Она обратилась с заявлением в Администрацию Трушниковского сельского поселения для постановки на учет для получения жилья, как ветерана Великой Отечественной войны, и вдовы. 30 августа 2010 года она получила Уведомление об отказе в постановке ее на учет, отказ мотивирован тем, что она не представила документы, подтверждающие ее право для постановки на учет. Отказ считает незаконным по следующим основаниям. В соответствии со ст.21 п.1.4 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» с изменениями, внесенными Федеральным законом №327-ФЗ от 21 декабря 2009 года и Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предусматривают обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семьи погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из расчета 22 кв.метров на одного человека. В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7 мая 2008 года №714 ей как ветерану Великой Отечественной войны и вдове погибшего участника войны обязаны предоставить благоустроенное жилое помещение до 1 мая 2010 года.
В судебное заседание истец Карлышева М.З., 1920 года рождения, не явилась, является инвалидом первой группы, парализованна.
Представитель истца Карлышевой М.З. – Гора Т.М. по доверенности поддержала исковые требования и доводы, изложенные в заявлении. Пояснила, что Карлышева М.З. ее мать, проживает в доме не пригодном для проживания. В доме нет никакого благоустройства, нет водопровода, нет туалета, баня далеко от дома, приходится нанимать людей, чтобы сводить Карлышеву М.З. в баню. Не согласна с решением администрации Трушниковского сельского совета, что КАрлышева М.З. не нуждается в предоставлении ей благоустроенного жилого помещения.
Представитель ответчика Администрации Трушниковского сельского поселения Андреев А.Г. в судебном заседании пояснил, что Карлышевой М.З. было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что жилищная комиссия на основании Акта обследования жилого помещения дала заключение, что эксплуатация жилого дома, в котором проживает Карлышева М.З. после капитального ремонта дома, возможна. Он же считает, что Карлышева М.З. нуждается в улучшении жилищных условий. Если суд установит ее право на получение жилого помещения, они все документы передадут в Администрацию Чернушинского муниципального района для дальнейшего оформления права на жилое помещение.
Ответчик – Администрация Чернушинского муниципального района просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из письменного отзыва следует, что отказ комиссии при администрации Трушнисковского сельского поселения от 30 августа 2010 года №8 в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении Карлышевой М.З. является незаконным. В соответствии со ст.51 ЖК РФ, ст.3 Закона Пермской области от 20 ноября 2005 года №2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Федерального закона №5-ФЗ от 12 января 1995 года « О ветеранах» следует признать за КарлышевойМ.З. право на обеспечение жилым помещением как члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны и поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в администрации Трушниковского сельского поселения.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что истица Карлышева Матрена Захаровна является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст.20, 21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждено Удостоверением Серия ВВ №5928056, выданным 15 июня 2004 года. (л.д.11).Также истица Карлышева Матрена Захаровна является женой погибшего военнослужащего и имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, что подтверждено Удостоверением, выданным 29 апреля 2010 года, справкой из военкомата Пермского края по Чернушинскому и Куединскому району, выданной на Карлышева Петра Венедиктовича, который, находясь на фронтах Великой Отечественной войны, пропал без вести в ноябре 1941 года, свидетельством о браке (л.д.12,13,28). Карлышева М.З. проживает по адресу: <адрес> <адрес>, и является собственником данного домовладения (л.д.10,14,16). На основании заявления Карлышевой М.З. в связи с заявлением об улучшении жилищных условий Межведомственной комиссией Трушниковского сельского поселения было обследовано жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащее Карлышевой М.З.. Согласно Акта обследования жилого помещения от 24 марта 2010 года – одноэтажный жилой дом (общая площадь 35,9 кв. метров, жилая – 30,0 кв.метров) введен в эксплуатацию в 1940 году. Наружные стены бревенчатые, полы дощатые, перекрытия деревянные, кровля – шифер по обрешетке, стропила деревянные. На момент осмотра бревна, примыкающие к фундаменту и под оконными проемами гнилые, наблюдается деформация стен и пола. Деревянные перекрытия имеют прогибы и щели. Кровля – шифер имеет сколы и трещины, обрешетка местами гнилая. Деревянный пристрой (веранда) отошла вследствие осадки от основного строения. Отопление печное – сколы и окрашивание кладки. Износ составляет около 60%, что приводит к недопустимому уровню прочности здания и устойчивости строительных конструкций. Техническое состояние объекта неудовлетворительное и не соответствует СнИП, ТУ и другим нормативным документам в области строительства. Жилой дом не соответствует требованиям предъявляемым к жилому помещению, дальнейшая эксплуатация возможна при условии проведения капитального ремонта. (л.д.18-19). Заключением Межведомственной комиссии от 24 марта 2010 года № дом по <адрес> отнесен к категории пригодной для постоянного проживания при условии проведения капитального ремонта (л.д.20-21). Уведомление от 30 августа 2010 года №8 Карлышевой Матрене Захаровне отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Причина отказа: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (л.д.17). Представитель Трушниковского сельского поселения Андреев А.Г. в судебном заседании пояснил, что отказано в связи с тем, что Межведомственной комиссией дано заключение, что после капитального ремонта дом пригоден для дальнейшей его эксплуатации.
В соответствии со ст. 21 пункт 4 Федерального закона «О ветеранах» к мерам социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 – 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 – 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой отечественной войны; участников Великой отечественной войны. Определение порядка предоставления жилых помещений ( по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года и 1 марта 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В Пермском крае в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 января 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Постановлением Правительства Пермского края от 2 марта 2007 года №21-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.1.2.1. Порядок определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – инвалидов Великой отечественной войны, участников Великой отечественной войны.
Согласно п.3.1. Порядка постановку граждан на учет, проверку оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий и определение права на предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 марта предоставляют в Министерство социального развития Пермского края – сформированные в хронологической последовательности по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку списки граждан – получателей субсидий из числа лиц, указанных в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего порядка ( п.3.2).
Согласно п.3.3 Порядка, на основании представленных органами местного самоуправления списков и копий документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, Министерство социального развития Пермского края формирует сводные списки граждан – получателей субсидий по категориям, указанным в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего порядка; готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам – получателям субсидий в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденным законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества гражданина и размера предоставляемой субсидии.
Согласно пункта 3.5 Порядка размер субсидии рассчитывается Министерством социального развития Пермского края на дату принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам – получателям субсидий.
Размер субсидий определяется исходя из расчета 36 квадратных метров общей площади жилья на гражданина – получателя субсидии, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений следующим категориям граждан: инвалидам Великой отечественной войны; участника Великой отечественной войны (п.3.6 Порядка).
Согласно п.4.1, 4.2 меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам – получателям субсидий в форме субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений путем выдачи жилищного сертификата. Организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления, в которых граждане – получатели субсидий состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для организации работы по выдаче жилищных сертификатов органы местного самоуправления обеспечивают подготовку и принятие муниципальных правовых актов, регламентирующих организацию работы с жилищными сертификатами, решений об утверждении списков граждан – получателей субсидий, проведение работы по разъяснению условий и порядка получения субсидий с помощью жилищных сертификатов.
Судом установлено, что вдове погибшего истице Карлышевой М.З. Администрацией Трушниковского сельского поселения отказано в постановке на учет нуждающейся в жилом помещении. Карлышева М.З. проживает в д.Емаш Павлово в доме с печным отоплением, не имеющего канализации, туалета, 1940 года постройки. Согласно акта обследования дом не пригоден для проживания в момент обследования, пригоден после капитального ремонта, не соответствует требованиям предъявляемым к жилому помещению, дальнейшая эксплуатация возможна при условии проведения капитального ремонта.
Согласно ст.3 Закона Пермской области от 30 ноября 2005 года № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», ст.51 ЖК РФ проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Из Акта обследования жилищных условий Карлышевой М.З. следует, что жилой дом на момент проверки не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
С учетом изложенных выше обстоятельств и требований закона, Карлышева М.З.. подлежит включению в список лиц, нуждающихся в жилом помещении и вставших на учет до 1 марта 2005 года, а также подлежит включению в проект распоряжения Правительства Пермского края «О предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года».
В постановке на учет в администрации Трушниковского сельского поселения отказано, так как у истицы имеется в собственности дом, который после капитального ремонта может эксплуатироваться.
Позиция администрации Трушниковскогоо сельского поселения является ошибочной. Отказано Карлышевой М.З. в постановке на учет без учета положений ст. 51 ЖК РФ, Указа Президента РФ №714, Федерального закона «О ветеранах», что является основанием для признания оспариваемого постановления не законным и необоснованным.
Согласно п.1.3 Порядка ведения учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в Чернушинском муниципальном районе, утвержденного Постановлением главы муниципального района от 1 августа 2008 года №282, учет нуждающихся граждан осуществляется по месту жительства граждан и в администрации муниципального района. Из смысла данного пункта следует, что Карлышева М.З. может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как в администрации Трушниковского сельского поселения, так и одновременно в администрации Чернушинского муниципального района, права Карлышевой М.З.. при этом нарушены не будут.
Удовлетворяя иск Карлышевой М.З., суд учитывает и Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», которым постановлено в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой отчественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». В Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 внесены изменения 9 января 2010 года - Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
При постановлении решения суд учитывает, что на момент вынесения решения суда в законодательство о предоставлении жилья ветеранам внесены изменения, согласно которым жилье будет предоставлено ветеранам и инвалидам Великой отечественной войны независимо от даты постановки их на учет.
Из отказа о постановке на учет следует, что причина отказа: представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В судебном же заседании установлено иное: Карлышева М.З. предоставила все необходимые документы для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, документы, подтверждающие статус вдовы погибшего участника Великой отечественной войны, документы, подтверждающие льготное обеспечение жильем, документы. подтверждающие проживание в жилом помещении, не отвечающим требованиям предъявляемым к жилому помещению.
Учитывая совокупность представленных доказательств, суд считает, что администрацией Трушниковского сельского поселения незаконно было отказано Карлышевой М.З., обратившейся с заявлением об улучшении жилищных условий, в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении как ветерана Великой отечественной войны и в соответствии с Указом Президента РФ №714 от 7 мая 2008 года с изменениями, внесенными 9 января 2010 года, закона «О ветеранах» ей должно быть предоставлено ответчиками благоустроенное жилое помещение за счет средств Федерального бюджета, выделенных целевым порядком.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным отказ Администрации Трушниковского сельского поселения Чернушинского района Пермского края №8 от 30 августа 2010 года в постановке на учет члена семьи погибшего (вдовы) участника Великой отечественной 1941-1945 годов, нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении жилья Карлышевой Матрене Захаровне.
Обязать администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края, Администрацию Трушниковского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить Карлышевой Матрене Захаровне благоустроенное жилое помещение по нормам жилой площади, установленным в Чернушинском муниципальном районе Пермского края за счет средств Федерального бюджета РФ в соответствии с Указом резидента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья И.А.Синельникова