о взыскании недоимки и пени



Дело № 2-1004/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Чернушка

13 ноября 2010 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

Судьи Синельниковой И.А.

С участием представителя истца Иконниковой Т.Н. по доверенности

Ответчика Добрынина А.И.

При секретаре Шамриковой Л.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Пермскому краю к Добрынину Андрею Ивановичу о взыскании недоимки и пени по земельному налогу

установил:

Истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №13 по Пермскому краю обратилась в суд с иском к ответчику Добрынину А.И. Требует взыскать недоимку по земельному налогу в сумме 96271,33 рублей, пеню в сумме 2008,36 рублей. Требование мотивировано тем, что в соответствии со ст.388, 23, 45 Налогового кодекса РФ у налогоплательщика, владеющего земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения возникает обязанность по уплате земельного налога. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом на основании сведений, которые представляются в налоговый орган органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогооблажения.

Перечень земельных участков налогоплательщика Добрынина А.И. в налоговом периоде: земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.

Налоговые ставки земельного налога установлены Решением Думы Чернушинского городского поселения Пермского края от 4 июля 2008 года №253. Расчет налога на 2009 год: 3377941 х 1,5% = 50669,12 рублей. Расчет налога за 2008 год: 3377941 х 1,5% = 50669,12 рублей.

По сведениям, представленным из Чернушинского отдела Управления Роснедвижимости по Пермскому краю земля по адресу <адрес>, принадлежащая налогоплательщику Добрынину А.И., была предоставлена к использованию «под библиотеку». 09 ноября 2009 года налогоплательщик Добрынин А.И. представил в налоговый орган заявление о внесении изменений в налогооблагаемую базу в связи с изменением разрешенного использования. Согласно представленной налогоплательщиком копии выписки из государственного кадастра недвижимости земля, принадлежащая Добрынину А.И. имеет измененный вид использования – «для индивидуального жилищного строительства».

Налогоплательщиком Добрыниным А.И. частично уплачен налог на землю за 2008 год в сумме 5066,91 рублей. Однако за Добрыниным А.И. числится недоимка по земельному налогу за 2008 год в сумме 45602,21 рублей и за 2009 год в сумме 50669,12 рублей.

Налогоплательщику Добрынину А.И. были направлены 28 сентября 2010 года налоговые уведомления на уплату земельного налога за 2009 года №24436 и за 2008 год №24435. В установленный срок налог не уплачен. На основании ст.75 Налогового кодекса должнику Добрынину А.И. начислены пени за неуплату налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки. В соответствии со ст.70 Налогового кодекса РФ должнику Добрынину А.И. были направлены заказными письмами требования об уплате налога и пени от 16 февраля 2010 года №877 и от 19 января 2010 года №40159 с предложением погасить недоимку по налогу и пени в сроки до 9 марта 2010 года и до 4 февраля 2010 года. До настоящего времени сумма недоимки и пени должником в добровольном порядке не уплачена.

Решением Чернушинского районного суда от 01 сентября 2010 года с Добрынина А.И. взысканы недоимка по земельному налогу за 2008 год в сумме 45602,21 рублей, пеня в сумме 1517,71 рублей; недоимка по земельному налогу за 2009 год в сумме 4377,94 рублей, пеня в сумме 194,84 рублей.

Кассационным определением Пермского краевого суда от 5 октября 2010 года решение отменено в части взыскания недоимки и пени за 2008 год в сумме 45602,21 рублей и 1517,71 рублей и направлено на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель истца Иконникова Т.Н. полностью поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что согласно п.12 ст.396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогооблажения в соответствии со ст.389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно п.14 ст.396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиком в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

Исходя из данных норм Кодекса налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату ( 1 января, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогооблажения изменяться в течение налогового периода ( в том числе в зависимости от изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли в следствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющего на величину кадастровой стоимости земельного участка и происшедшее в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде. Таким же образом применяется и ставка налога в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка. Поэтому земельный налог за 2008 год исчислен исходя из вида разрешенного использования земельного участка – под библиотеку.

Добрынину А.И. направлялось налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2008 год в сумме 3411,62 рублей – на два земельных участка, в том числе, на земельный участок по <адрес>. Налог начислен по налоговой ставке 0,1. Она не может объяснить на основании каких нормативных документов была начислена такая сумма, также не может объяснить, в связи с чем была увеличена сумма земельного налога, думает, что ошибочно первоначально был начислен земельный налог, затем исправили ошибку. За 2008 год Добрыниным А.И. уплачен налог в сумме 5066,91 рублей.

Ответчик Добрынин А.И. иск не признал. Пояснил, что считает, что за 2008 год налоговая ставка должна быть 0,1 процентов, постановление об изменении разрешенного использования земельного участка было принято 3 июня 2008 года. Первоначально ему пришло налоговое уведомление об уплате налога на земельный участок по <адрес> в сумме 3377,94 рублей по ставке 0,1 процентов. Он сразу же уплатил налог полностью. Но за 2009 год ему пришло налоговое уведомление об уплате земельного налога в сумме 50673,77 рублей по ставке 1,5 процентов, и уведомление об уплате налога за 2008 год также по ставке 1,5 процентов. Считает, что требование налоговой инспекции об уплате налога по ставке 1,5 процентов незаконно. Он полностью уплатил земельный налог за 2008 год, и поэтому просит в иске отказать.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает иск в этой части не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогооблажения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии со ст.389 НК РФ объектом налогооблажения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

На основании положений пункта 1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Признаваемых объектом налогооблажения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В силу требований п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года №222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка кадастровая стоимость земельного участка изменяется в связи с изменением вида его разрешенного использования.

В соответствии с п.11 ст.396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогооблажения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно Решения №253 от 4 июля 2008 года Думы Чернушинского городского поселения Пермского края налоговая ставка установлена в следующих размерах: 1) 0,1 процентов в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселках и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства; 2) 0,2 процентов в отношении земельных участков, занятых капитальными (индивидуальными, кооперативными) гаражами; 3) 1,5 процентов в отношении прочих земельных участков.

Данное решение распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2008 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» государственная кадастровая оценка земель основывается на квалификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Из приведенных выше положений нормативно-правовых актов следует, что налоговая база определяется от кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства. На основании договора №16 купли-продажи приватизируемого недвижимого имущества от 14 ноября 2007 года ответчик приобрел в собственность здание библиотеки с двумя пристроями, общая площадь 65 кв.метров, земельный участок под библиотекой, общая площадь 1354 кв.метров, относящийся к категории земель населенных пунктов.(л.д.44-46). Право собственности на объекты недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10 января 2008 года. Земельный участок разрешенное использование под библиотеку (л.д.29). Постановлением главы администрации Чкрнушинского городского поселения №210 от 3 июня 2008 года изменен вид разрешенного использования земельного участка по <адрес> на «для индивидуального жилищного строительства». 2 декабря 2008 года Добрынину А.И. направлено налоговое уведомление №81183, из которого следует, что земельный налог за 2008 год на земельный участок по улице Горького,30 начислен по налоговой ставке 0,1, и сумма земельного налога за 2008 год составляет 3377,94 рублей. (л.д.30). 2 декабря 2008 года Добрынин А.И. земельный налог в сумме 3377,94 рублей уплатил (л.д.26). 28 сентября 2009 года Добрынину А.И. направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога за этот же земельный участок за 2008 год в сумме 50669,12 рублей по налоговой ставке 1,5 процентов. (л.д.10).

То есть, из установленных по делу обстоятельств следует, что вид разрешенного использования земельного участка, изменен до того, как Добрынину А.И. были направлены налоговые уведомления об уплате земельного налога сначала по налоговой ставке 0,1 процентов, затем, в конце следующего налогового периода, по налоговой ставке 1.5 процентов. Представитель истца в судебном заседании пояснила, что она не может объяснить, почему изначально было направлено налоговое уведомление на уплату земельного налога за 2008 года по налоговой ставке 0,1 процентов, а затем повторно по налоговой ставке 1,5 процентов, полагает, что первоначально было ошибочно начислен налог по налоговой ставке 0,1 процентов.

Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что вид разрешенного использования земельного участка был изменен в течение налогового периода, и после установлено налоговым законодательством срока, когда орган, осуществляющий кадастровый учет, должен передать в налоговый орган сведения о земельном участке. Сведения о земельном участке передаются в налоговый орган до 1 февраля по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Вид разрешенного использования земельного участка изменен в июне. Налоговое уведомление было направлено Добрынину А.И. в декабре 2008 года, в конце налогового периода. Второе налоговое уведомление с повышенной налоговой ставкой было направлено в конце следующего налогового периода.

Налоговое законодательство не содержит прямой нормы, регулирующей порядок исчисления земельного налога в связи с изменениями вида разрешенного использования в течение налогового периода. В связи изменением разрешенного использования земельного участка изменяется и его кадастровая стоимость, изменяется и ставка земельного налога.

В соответствии со ст.3 п.7 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В связи с изложенным, суд считает, что в данном случае, неустранимые сомнения следует толковать в пользу налогоплательщика ответчика Добрынина А.И., поскольку иное приводит к уплате налога в повышенном размере.

В судебном заседании установлено, и не опровергается истцом, что Добрыниным А.И. уплачен налог на землю за 2008 год в сумме 5 066,91 рублей, следовательно, задолженности по земельному налогу в настоящее время у Добрынина А.И. нет. Налог в уплачен был в срок.

На основании изложенного, суд отказывает в иске о взыскании земельного налога за 2008 год.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В иске Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Пермскому краю к Добрынину Андрею Ивановичу о взыскании земельного налога за 2008 год в сумме 45602,21 рублей и пени в сумме 1517,71 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья И.А.Синельникова