Дело № 2-1016/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Чернушка
15 ноября 2010 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
Судьи Синельниковой И.А.
С участием помощника прокурора Чернушинского района Смирновой Е.В.
Представителя заинтересованного лица – Муниципального образовательного учреждения «Ермиевская основная общеобразовательная школа» Юминовой Н.С.
При секретаре Шамриковой Л.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Чернушинского муниципального района незаконным,
установил:
Прокурор Чернушинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. Требует признать незаконным бездействие администрации Чернушинского муниципального района по не принятию мер по финансированию затрат Муниципального образовательного учреждения «Ермиевская основная общеобразовательная школа», направленных на устранение нарушения, указанного в пункте 1 предписания 22 отдела государственного пожарного надзора Управления Госпожнадзора МЧС России по Пермскому краю от 17 мая 2010 года №68/1/1-6. Обязать администрацию Чернушинского муниципального района обеспечить Муниципальное образовательное учреждение «Ермиевская основная общеобразовательная школа» денежными средствами на устранение нарушения, указанного в пункте 1 предписания 22 отдела государственного пожарного надзора Управления Госпожнадзора МЧС России по Пермскому краю от 17 мая 2010 года №68/1/1-6.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Чернушинского района, в ходе осуществления надзорных мероприятий, установлено, что администрация Чернушинского муниципального района, являясь учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ермиевская основная общеобразовательная школа», допускает нарушения требований действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 11 части 1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст.8 Устава Чернушинского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего образования по основным общеобразовательным программам на территории муниципального района.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в статье 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Согласно п. 3.1.14 Положения об администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания района от 29.01.2010 г. №277, полномочия по организации предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего образования по основным общеобразовательным программам, отнесены к компетенции администрации Чернушинского муниципального района.
В соответствии с требованиями ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
14 мая 2010 года сотрудником 22 Отдела ГПН проведено обследование (проверка) в МОУ «Ермиевская основная общеобразовательная школа», по результатам которого выявлены нарушения требований пожарной безопасности и 17 мая 2010 года вынесли предписание №68/1/1-6 о необходимости выполнения мероприятий. Срок выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности был установлен в третьем квартале 2010 года.
21 сентября 2010 года сотрудником 22 Отдела ГПН проведена проверка, в ходе которой установлено, что учреждением нарушаются требования нормативных документов пожарной безопасности (СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений, утвержденные Постановлением Минстроя от 13 февраля 1997 года №18-7), так как не устранено нарушение правил пожарной безопасности, указанное в пункте 1 предписания от 17 мая 2010 года №68/1/1-6: на путях эвакуации в общих коридорах для покрытия пола используется горючий материал (доски). Причиной неисполнения требований законодательства о пожарной безопасности является отсутствие необходимого финансирования со стороны органов местного самоуправления.
Финансирование муниципальных учреждений, согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Учредителем образовательного учреждения является администрация Чернушинского муниципального района (пункт 1.2. Устава МОУ «Ермиевская общеобразовательная школа»). Вместе с тем, администрация Чернушинского муниципального района не финансирует в полном объеме образовательное учреждение на устранение вышеназванных нарушений.
В силу части 2 ст.4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно части 1 ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
МОУ «Ермиевская общеобразовательная школа», не исполняя предписания контролирующих государственных органов, не может создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
С учетом этого, бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - воспитанников о образовательного учреждения, их законных представителей.
В связи с неисполнением предписаний контролирующих органов данное образовательное учреждение не смогло в установленные законом сроки получить лицензию на право ведения образовательной деятельности, срок действия которой закончился 20 сентября 2010 года.
Согласно Федеральной целевой программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10.04.2000 г. №51-ФЗ, развитие системы образования отнесено к приоритетным национальным проектам. Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.
Основными мероприятиями (заданиями) Программы являются, в том числе, обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней; создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ст.2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе детей.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Чернушинского района Смирнова Е.В. полностью поддержала исковые требования и доводы, изложенные в заявлении.
Ответчик – администрация Чернушинского муниципального района просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представлены письменные возражения на заявление, из которых следует, администрация не бездействует, а принимает возможные меры для устранения нарушений. Орган местного самоуправления муниципального района состоит из исполнительного органа (администрация муниципального района) и представительного органа (Земское Собрание муниципального района). В соответствии с Уставом Чернушинского муниципального района администрация Чернушинского района как орган местного самоуправления осуществляет исполнительно-распорядительные функции и только представительный орган – Земское Собрание Чернушинскго муниципального района обладает исключительной компетенцией по утверждению местного бюджета. Администрация муниципального района не может самостоятельно распоряжаться средствами местного бюджета. Бюджет муниципального района утверждается на соответствующий год в конце текущего года, денежные средства соответствен не были заложены на устранение нарушений предписания от 17 мая 2010 года. Для выделения дополнительного финансирования в текущем 1010 году управлением образовательными учреждениями должны быть представлены в финансовый орган администрации Чернушинского муниципального района проектно-сметные документации с указанием конкретной суммы, необходимой для устранения нарушения по предписанию для корректировки бюджета. На основании представленных документов финансовый орган формирует и направляет пакет документов для утверждения в Земское Собрание, и только после проведения всех действий администрация муниципального района вправе распоряжаться средствами местного бюджета. Работы, связанные с устранением п.1 предписания Госпожнадзора включены управлением образовательными учреждениями в план ремонтных работ на 2011 год.
Заинтересованное лицо – Управление образовательными учреждениями надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представитель не явился. Представлены возражения на исковое заявление, из которых следует, что Управление образовательными учреждениями не может самостоятельно распоряжаться средствами местного бюджета. Администрация муниципального района была поставлена в известность о размере необходимых денежных средств на устранение предписания Госпожнадзора и по мере возможности данные средства выделяются. В рамках приоритетного регионального проекта «Новая школа» в 2010 году МОУ «Ермиевская ООШ»» выделено 227064 рублей на ремонт водовода, канализации и электрооборудования, без которых данное учреждение не сможет функционировать, что действительно явится нарушением прав и свобод граждан на образование всех уровней и ступеней. В том числе был проведен ремонт санитарных узлов. Также проведена обработка чердачного помещения школы огнезащитным составом. Общие затраты составили 385352 рублей. Решением Земского Собрания №362 от 1 октября 2010 года МОУ «Ермиевская ООШ» выделено 299,46 т.руб. на установку вытяжной вентиляции на пищеблоке, а также замену оконных блоков и замену дверного блока на путях эвакуации, что является действием по устранению п.3,4 предписания Госпожнадзора №68/1/1-6 от 17 мая 2010 года. Работы, связанные с устранением п.1 предписания №68/1/1-6 включены управлением образовательными учреждениями в план ремонтных работ на 2011 год.
Представитель заинтересованного лица – МОУ «Ермиевская общеобразовательная школа» Юминова Н.С. в судебном заседании пояснила, что финансируется учреждение из муниципального бюджета. О нарушениях, установленных при проверке пожарной безопасности она уведомила управление образовательными учреждениями сразу же, но деньги не выделены до настоящего времени, согласно предписания Госпожнадзора необходимо заменить полы, для этого требуется 300000 рублей. В 2010 году выделялись деньги школе, деньги были направлены на ремонт котельной, санузлов. Выделение денег на ремонт пола запланировано в 2011 году, планируется ремонт летом 2011 года в период летних каникул.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ермиевская основная общеобразовательная школа» создано на основании постановления главы администрации Чернушинского района от 4 января 1995 года №1 в целях реализации прав граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего образования. Учредителем является администрация Чернушинского муниципального района. Основными целями деятельности школы являются формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательным программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Для достижения этих целей в школе реализуются общеобразовательные программы на основе государственного стандарта образования; создаются благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе возможности для удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования; а также условия, обеспечивающие охрану здоровья обучающихся. ( п.1.1, 1.2., 1.9 Устава – л.д.12-13).
На основании распоряжения (приказа) от 4 мая 2010 года №68 начальника 22 отдела государственного пожарного надзора УГПН Главного управления МЧС России по Пермскому краю 14 мая 2010 года в МОУ «Ермиевская основная общеобразовательная школа» проведена проверка соблюдения Правил пожарной безопасности. Проведенной проверкой выявлено ряд нарушений Правил пожарной безопасности, в том числе – на путях эвакуации в общих коридорах коридорах для покрытия пола используется горючий материал (доски).(л.д.6). 17 мая 2010 года выдано предписание №68/1/1-6. Указан срок устранения нарушения требований пожарной безопасности 26 июля 2010 года. (л.д.8). На основании распоряжения от 06 августа 2010 года №109 начальника 22 отдела Госпожнадзора Управления Госпожнадзора Главного управления МЧС России по Пермскому краю 21 сентября 2010 года проведена проверка с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания по устранению нарушений пожарной безопасности от 17 мая 2010 года №68/1/1-6. Согласно акта проверки от 21 сентября 2010 года №127 не устранены нарушения требований пожарной безопасности, прописанные в пункте 1 предписания – на путях эвакуации в общих коридорах для покрытия пола используется горючий материал (доски). (л..9).
Согласно пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно Устава МОУ «Ермиевская основная общеобразовательная школа» учреждение является муниципальным образовательным учреждением. Учредитель учреждения – Администрация Чернушинского района (л.д.12 ).
Согласно части 2 ст.4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно части 1 ст.51 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.
Из материалов дела следует, что директор школы Юминова Н.С. еще в январе 2010 года ( до проверки соблюдения правил пожарной безопасности) подавала заявку в управление образовательными учреждениями о замене в общих коридорах пола. (л.д.30). Направлялось ею ходатайство о замене пола в июне 2010 года (л.д.33). Денежные средства были выделены только на устранение 2 и 3 нарушения, установленного проверкой правил пожарной безопасности (л.д.31,32,34). Директор школы Юминова Н.С. в судебном заседании пояснила, что на замену полов требуется 300000 рублей. Полы не замены, так как не выделены деньги администрацией района. Устранение нарушение запланировано на 2011 года. Представитель школы пояснила, что намечены работы на летние каникулы
МОУ «Ермиевская основная общеобразовательная школа» является муниципальным образовательным учреждением, финансируется из бюджета Чернушинского муниципального района, таким образом, устранение всех выявленных нарушений Правил пожарной безопасности подлежит полному финансированию из средств районного бюджета, распорядителем которого является орган местного самоуправления Администрация Чернушинского муниципального района.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Выявленные и неустраненные нарушения Правил пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью детей, посещяющих школу, их родителей, персонала и в соответствии с выше перечисленными нормами Федеральных Законов, должны быть устранены.
Представитель ответчика – администрации Чернушинского муниципального района, и представляющая интересы третьего лица – Управления образовательными учреждениями согласна с тем, что не устранены нарушения согласно предписаний. Пояснила, что деньги в первую очередь, выделяются тем муниципальным учреждениям на неотложные ремонтные работы, без выполнения которых учебные заведения не могли бы функционировать. Данное обстоятельство не должно препятствовать реализации прав детей в других муниципальных учреждениях, в том числе МОУ «Ермиевская основная общеобразовательная школа».
В судебном заседании из объяснений сторон, материалов дела нашло подтверждение то обстоятельство, что установленные нарушения правил пожарной безопасности, в школе имеют место и до настоящего времени не устранены в виду не выделения денег учредителем – администрацией Чернушинского муниципального района.
В данном случае под бездействием понимается неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия органа местного самоуправления.
На основании изложенного, заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Чернушинского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию муниципального образовательного учреждения «Ермиевская основная общеобразовательная школа», направленных на устранение нарушений №1 предписания 22 отдел государственного пожарного надзора Управления государственного пожарного надзора управления МЧС России по Пермскому краю от 17 мая 2010 года №68/1/1-6 и возложении обязанности на орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение является законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации Чернушинского муниципального района по не принятию мер по финансированию затрат Муниципального образовательного учреждения «Ермиевская основная общеобразовательная школа», направленных на устранение нарушения, указанного в пункте 1 предписания 22 отдела государственного пожарного надзора Управления Госпожнадзора МЧС России по Пермскому краю от 17 мая 2010 года №68/1/1-6.
Обязать администрацию Чернушинского муниципального района обеспечить Муниципальное образовательное учреждение «Ермиевская основная общеобразовательная школа» денежными средствами на устранение нарушения, указанного в пункте 1 предписания 22 отдела государственного пожарного надзора Управления Госпожнадзора МЧС России п Пермскому краю от 17 мая 2010 года №68/1/1-6.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья И.А.Синельникова