о признании незаконным постановления СПИ ОФССП



Дело № 2-108/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Чернушка 20 января 2011 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

Судьи Синельниковой И.А.

С участием представителя заявителя Слобожаниной О.А. по доверенности

При секретаре Кулановой О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Чернушинского муниципального района об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Чернушинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ( ОСП по Чернушинскому району УФССП по Пермскому краю ),

У с т а н о в и л :

Администрация Чернушинского муниципального района обратилась в суд с заявлением. Просит признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Чернушинскому району УФССП по Пермскому краю Деминой Т.А. от 12 января 2011 года о взыскании исполнительского сбора 5000 рублей. Считает, что постановление вынесено незаконно и не обоснован и подлежит отмене по следующим основаниям. Решением Чернушинского районного суда от 16 ноября 2010 года на администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края, администрацию Трушниковского сельского поселения Пермского края возложена обязанность по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения по нормам жилой площади, установленным в Чернушинском муниципальном районе Пермского края за счет средств Федерального бюджета РФ в соответствии с Указом Президента РФ №714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». На основании решения администрацией Чернушинского муниципального района 29 декабря 2010 года направлены списки участников (инвалидов) Великой отечественной войны, поставленных на жилищный учет по состоянию на 1 января 2011 года в Министерство социального развития Пермского края. ФИО1 является вдовой участника Великой Отечественной войны, ветераном ВОВ, инвалидов первой группы. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к мерам социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Аналогичная норма содержится и в статье 14 Федерального закона, где предусматривается обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны. В соответствии со статьей 23.2. Федеральный закон «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 статьи 23.2. мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-п «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (далее - Порядок) постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края соответствии с жилищным законодательством. Органы местного самоуправления представляют в Министерство социального развития Пермского края ежемесячно, до 5-го числа текущего месяца, на граждан сформированные в хронологической последовательности по форме согласно приложению 1 к Порядку списки граждан из числа лиц, указанных в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 Порядка, соответствующие заверенные копии документов. На основании представленных документов Министерство социального развития готовит сводный список и соответствующий проект распоряжения.

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, указанным в пункте 1.2.1 Порядка, в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или ЕДВ на приобретение (строительство) жилого помещения. Организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Финансирование расходов, связанных с обеспечением граждан жильем, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 "Об утверждении правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций в виде субвенций (п. 5.1. Порядка). Перечисление субвенций местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год, в течение 15 рабочих дней после принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении гражданам субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений в целях последующего перечисления лицам, указанным в пункте 5.6 Порядка, путем безналичных расчетов.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-п «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» меры социальной поддержки по обеспечению членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны жильем осуществляются за счет средств федерального бюджета, перечисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Администрация Чернушинского муниципального района осуществляет лишь выдачу жилищных сертификатов. В соответствии с приведенными нормами Постановление о взыскании исполнительного сбора от 12.01.2010 г., которым постановлено взыскать с администрации Чернушинского муниципального района исполнительный сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 5000 руб., что с учетом суммы взыскания составляет 5000 рублей, вынесено не законно и не обосновано. Указанное Постановление не может быть обращено к администрации Чернушинского муниципального района, т.к. распорядителем денежных средств на приобретения жилья соответствующей категории граждан является Федеральный бюджет.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Слобожанина О.А. полностью поддержала доводы, изложенные в заявлении. Пояснила, что 3 декабря 2010 года в приемную администрации района поступило постановление о возбуждении исполнительного производства по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения. 4 декабря 2010 года документ поступил в структурное подразделение, которое непосредственно занимается данными вопросами. Комиссией при администрации при администрации Трушниковского сельского поселения от 7 декабря 2010 года на основании решения суда ФИО1 была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении. 8 декабря 2010 года в администрацию района был доставлен пакет документов из Емаш-Павлово, который 9 декабря 2010 года был отправлен в Министерство социального развития. Администрация района выполнила все свои обязанности в срок. Поэтому считает, что с администрации района незаконно взыскан исполнительский сбор в сумме 5000 рублей.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании показала, что она занималась исполнением решения суда по предоставлению жилого помещения ФИО1 Все, что зависит от администрации района, было сделано своевременно. Было сформировано дело, собраны все требуемые документы. 8 декабря 2010 года в среду представитель ФИО1 привезла документы, и в четверг 9 декабря 2010 года машина увезла все документы в Министерство социального развития Пермского края.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании показала, что ФИО1 ее мать. Ей позвонили из администрации Трушниковского сельского поселения, и сказали, чтобы она увезла в администрацию района учетное дело, так как в четверг должны были увезти в Пермь. Она в среду 8 декабря привезла документы в администрацию района, на следующий день 9 декабря все документы увезли в Пермь.

Судебный пристав-исполнитель просит рассмотреть дело в отсутствие, по заявлению об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора от 12 января 2011 года возражений не имеет.

Суд, заслушав представителя заявителя, показаний свидетелей, исследовав представленные доказательства, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что решением Чернушинского районного суда Пермского края от 16 ноября 2010 года возложена обязанность на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края, администрацию Трушниковского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по нормам жилой площади, установленной в Чернушинском районе за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ №714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны». 02 декабря 2010 года исполнительный лист поступил на принудительное исполнение в отдел судебных приставов по Чернушинскому району УФССП России по Пермскому краю. 3 декабря 2010 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. 3 декабря 2010 года 2010 года постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в Администрацию Чернушинского муниципального района. 7 декабря 2010 года на основании решения суда ФИО1 поставлена на учет нуждающихся в получении жилья в администрации Трушниковского сельского поселения. Из администрации Трушниковского сельского поселения через представителя ФИО1 – ФИО6 учетное дело было доставлено в администрацию Чернушинского муниципального района и 9 декабря 2010 года направлено в Министерство социального развития Пермского края.

13 декабря 2010 года судебному приставу-исполнителю была предоставлена информация, что все документы необходимые для реализации права ФИО1 на обеспечение жильем, в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 2 марта 2007 года №21-П «Об утверждении Порядка предоставлении мер социальной поддержки по обечпечению жильем ветеранов, инвалидов и их семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» направлены в Министерство социального развития Пермского края. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 12 января 2011 года постановлено взыскать с администрации Чернушинского муниципального района исполнительский сбор в сумме 5000 рублей за неисполнение должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.

В соответствии со ст.441 ч.1 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

В соответствии со ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

В соответствии со ст.15 Федерального закона «Об исполнительном производстве»

1. Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.

2. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

3. Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

В судебном заседании установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства поступило на исполнение к должнику – администрации Чернушинского муниципального района 3 декабря 2010 года. Постановлением должнику установлен срок добровольного исполнения требования 5 дней со дня получения постановления.

В соответствии с вышеперечисленными нормами Федерального закона, течение срока начинается со следующего дня, нерабочие дни не включаются в срок. То есть с 4 декабря 2010 года начинается течь срок исполнения требования. 4 и 5 декабря 2010 года - суббота и воскресенье, то есть не рабочие дни. Следовательно, срок исполнения требования должен исчисляться с понедельника – с 6 декабря 2010 года.

Как установлено в судебном заседании, 7 декабря 2010 года ФИО1 на основании решения суда была поставлена на учет в администрации Трушниковского сельского поселения, как нуждающаяся в получении жилого помещения. 8 декабря 2010 года все документы администрацией Трушниковского сельского поселения были переданы через представителя ФИО1 – ФИО6 в администрацию Чернушинского муниципального района и на следующий день 9 декабря 2010 года направлены в Министерство социального обеспечения Пермского края. Решением суда на администрацию Чернушинского муниципального района возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение за счет средств федерального бюджета. Порядок предоставления жилого помещения прописан в Постановлении Правительства Пермского края от 2 марта 2007 года №21-П. То есть, администрация Чернушинского муниципального района в срок, установленный судебным приставом, выполнила все действия, предусмотренные постановлением правительства – отправила в Министерство социального развития Пермского края пакет документов, требуемый для включение ФИО1 в распоряжение Правительства Пермского края для выдачи сертификата. Постановлении о взыскании исполнительного сбора судебным приставом исполнителем вынесено 12 января 2011 года. 12 января 2011 года судебным приставом исполнителем Десятковой Т.И. было взято объяснение у ФИО5, которая пояснила, что 9 декабря 2010 года направлены документы в Министерство Пермского края для включения ФИО1 в распоряжение правительства Пермского края на выдачу сертификата на приобретение жилого помещения.

То есть, в судебном заседании установлено, что не было основания у судебного пристава-исполнителя о взыскании с администрации Чернушинского муниципального района исполнительного сбора, установленного ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Чернушинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 12 января 2011 года о взыскании исполнительного сбора с должника Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края в сумме 5000 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья И.А.Синельникова