Дело № 2-437/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2010 года
г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием истца Самковой Е.Н.,
представителя истца Каракулова С.В.,
представителя ответчика Администрации Чернушинского городского поселения Филюковой А.П.,
при секретаре Кулановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самковой Елены Николаевны к Администрации Чернушинского городского поселения о предоставлении однокомнатной благоустроенной квартиры;
установил:
Истец Самкова Е.Н. обратилась с иском к Администрации Чернушинского городского поселения о предоставлении однокомнатной благоустроенной квартиры.
Исковые требования истец Самкова Е.Н. обосновала следующим: истец указала, что с февраля 1988 года состоит на учете в администрации Чернушинского района в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. В настоящее время состоит на учете в администрации Чернушинского городского поселения. С 17 октября 2007 года истец заболела тяжелой формой хронического заболевания: активной формой туберкулеза с выделением микробактерий туберкулеза. 07 мая 2009 года в Муниципальном учреждении здравоохранения «Чернушинская центральная районная больница» истцу выдана справка № 133 о том, что истцу поставлен диагноз: двухсторонний инфильтративный туберкулез легких в фазе распада и формирования хронической формы фиброзноковернозного туберкулеза легких с массивным бактериовыделением. В справе указано, что истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. После чего истец обратилась в администрацию Чернушинского городского поселения за предоставлением жилого помещения. Истцу предоставили полублагоустроенное жилое помещение, которое находится в аварийном состоянии по адресу: <адрес>, она вновь стала нуждающейся в улучшении жилищных условий. В данном жилом помещении из-за аварийности истца зарегистрировали по месту жительства временно. Другого жилого помещения истец не имеет. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В перечне заболевание истца поименовано. Поэтому истцу должны предоставить жилое помещение вне очереди. Администрация Чернушинского городского поселения в предоставлении благоустроенного жилого помещения не отказывает, и не предоставляет. Причину не предоставления благоустроенного жилого помещения объясняют отсутствием жилого помещения. Для защиты своих прав истец обратилась в суд. На основании изложенного, истец Самкова Е.Н. просит обязать администрацию Чернушинского района предоставить однокомнатную благоустроенную квартиру площадью на менее 15 кв.м. в г. Чернушка Пермского края, взыскать с ответчика судебные издержки, связанные с оплатой услуг адвоката по составлению искового заявления о предоставлении жилого помещения в суме 1500 рублей.
Истец Самкова Е.Н. исковые требования в судебном заседании поддержала, пояснила, что с 1988 года она состояла в общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в жилищном отделе администрации района, в 2006 году с учета сняли. В 2007 году она заболела туберкулезом, в 2008 году установили группу инвалидности. В мае 2009 года выдали справку о заболевании. В 2009 году проживала в квартире сожителя Мазунина по адресу: <адрес>. Была прописана в квартире знакомых по <адрес> временно. С сожителем испортились отношения, она ушла от него, стала проживать в больнице. Находилась на лечение с апреля 2009 года в туберкулезном отделении около 4 месяцев. В браке не состоит. Сын ФИО2, 1986 года рождения, проживает отдельно. За предоставлением жилого помещения обратилась в администрацию городского поселения, пояснили, что жилья нет. Она неоднократно обращалась к главе администрации городского поселения и его заместителю. В конце августа 2009 года ей предложили три варианта жилья: общежитие, подвал, квартира по <адрес>, в общежитии и подвале ей проживать нельзя. Она осмотрела квартиру по <адрес>. Состояние жилого помещения было очень плохое, стекол не было, дверей не было. Сотрудник жилищного отдела ФИО8 пояснила, что других вариантов нет. С августа 2009 года она обращалась за ремонтом квартиры. Заместитель главы Драницын пояснил, что ей выделили 60000 рублей на ремонт квартиры. При составлении сметы она узнала, что на ремонт предоставили только 40000 рублей. При ремонте заменили доски на полу, но лаги сделали из старых досок, на кухне пол не меняли. В комнате постелили ДВП. Застеклили окна, оконные рамы не меняли. Поставили железную дверь в квартиру. Квартира холодная и сырая. На полу образовались щели, угол квартиры промерзает, в туалете стена промерзает, постоянная сырость. Печь не исправна, намокает. Ремонт в квартире проводился с сентября по декабрь 2009 года. Она самостоятельно провела косметический ремонт, поклеила обои, побелила печь, частично исправила печь. 04 января 2010 года она заселилась в квартиру. Квартира изолированная, с одной комнатой, кухней, туалетом, холодное водоснабжение, отопление печное. Квартира на первом этаже, потолок кренится, пол проваливается, в туалете холодно, печь не топится, в подвале сырость, нет вентиляции. В квартире она простыла. В связи с ухудшением состояния здоровья легла в больницу, проходила стационарное лечение в больнице в г. Чернушке и в г. Перми с 16 февраля по 03 марта 2010 года, с 04 марта по 09 апреля 2010 года, с апреля по май 2010 года. В обслуживающую организацию по поводу ремонта не обращалась. За постановкой на учет нуждающихся в жилых помещениях в Калиновском сельском поселении не обращалась. С регистрации по месту жительства в Калиновской сельской администрации снята, жилого помещения не имеет.
Представитель истца Самковой Е.Н. Каракулов С.В. исковые требования и доводы истца подержал, истец болеет туберкулезом, не имеет возможности отремонтировать квартиру, проживание в квартире с постоянной сыростью отрицательно влияет на ее состояние здоровья, ухудшает состояние. Вопросы предоставления жилых помещений относится к компетенции администрации Чернушинского городского поселения. Полагает, что в связи с заболеванием, инвалидностью администрация городского поселения должна предоставить истцу благоустроенное жилое помещение.
Представитель ответчика Администрации Чернушинского городского поселения Филюкова А.П. исковые требования Самковой Е.Н. не признала в полном объеме, пояснила, что Самкова Е.Н. с февраля 1988 года состояла на учете администрации Чернушинского района в качестве нуждающейся в жилом помещении. Самкова Е.Н. с 28 мая 1984 года была зарегистрирована в дер. <адрес>, с 16 марта 2004 года была снята с регистрационного учета на основании личного заявления. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, осуществляется предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, как в порядке очереди, так и во внеочередном порядке. Следовательно одним из существенных условий является то, что гражданин должен быть признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. По информации жилищного отдела Самкова Е.Н. отказалась предоставить полный пакет документов для учетного дела, в результате чего была снята с учета нуждающихся в жилом помещении. Изначально Самкова Е.Н. должна состоять на учете в Калиновском сельском поселении Чернушинского муниципального района, а не в Чернушинском городском поселении. На основании п. 1.4.2 Постановления главы Чернушинского городского поселения от 03.08.2009 года № 130 «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда», при наличии свободных жилых помещений маневренного фонда в соответствии с настоящим порядком жилые помещения маневренного фонда могут быть предоставлены гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим жилых помещений в собственности и в пользовании по договору социального найма, и состоящим на жилищном учете в администрации Чернушинского городского поселения в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам, лишившимся жилых помещений в результате мошеннических действий, работникам муниципальных учреждений. При обращении в жилищный отдел Чернушинского городского поселения Самкова Е.Н. находилась в трудной жизненной ситуации. Поэтому главой администрации было принято решение предоставить Самковой Е.Н. жилое помещение из специализированного жилищного фонда (маневренного фонда), так как на момент обращения Самковой Е.Н. в жилищном фонде Чернушинского городского поселения свободных жилых помещений для распределения по договорам социального найма не было. Распоряжением главы Чернушинского городского поселения от 16.11.2009 года № 276 – р был утвержден список граждан для заключения договоров найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда (маневренного фонда), в который включена Самкова Е.Н. 01 декабря 2009 года Самковой Е.Н. предоставлено жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда (маневренного фонда), расположенное по адресу: <адрес>. С 13 октября 1999 года по 16 марта 2004 года Самкова Е.Н. была зарегистрирована в дер. Ключи, затем длительное время проживала без регистрации по постоянному месту жительства, с 02 июня 2008 года по 02 июня 2009 года была зарегистрирована временно в <адрес>,с 01 декабря 2009 года зарегистрирована в <адрес>. На основании ст. 20 ГК РФ, место жительства физического лица – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства истца на основании справок по состоянию на июнь 2009 года являлась дер. <адрес>. На основании п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта. Следовательно, предоставлять жилое помещение должно Калиновское сельское поселение. По доводам истца о непригодности квартиры по <адрес> для проживания указала, что в соответствии с п. 5 договора найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда (маневренного фонда) от 01 декабря 2009 года, наниматель обязан проводить текущий ремонт жилого помещения, на основании п. 8 договора, при обнаружении неисправностей жилого дома или санитарно-технического и иного оборудования, наниматель обязан немедленно принимать возможные меры к их устранению, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю либо в соответствующую управляющую компанию. Жилое помещение по адресу: <адрес> не включено в программу капитального ремонта на 2010 год. Управляющая компания не подала заявку на этот дом, также не было достигнуто соглашение с жителями о софинансировании для проведения ремонта. На основании ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», программа действует при предоставлении финансовой поддержки за счет средств фонда – предоставление фондом целевых средств бюджетам субъектов РФ. Одним из существенных условий в целях простановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является признание граждан малоимущими. На основании ст. 49 ЖК РФ, предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется из государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Самковой Е.Н. не были предоставлены никакие документы, подтверждающие ее нуждаемость и статус малоимущей. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Администрации Чернушинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указал, что жилищный фонд находится в ведении Чернушинского городского поселения, администрация Чернушинского муниципального района жилыми помещениями не располагает.
Представитель Администрации Калиновского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении заявления в отсутствие представителя.
Свидетель ФИО11 показала, что в мае 2010 года она приходила к Самковой Е.Н. в квартиру по <адрес>, печь не растапливается, в полу щели, из под пола поступает сырость, дом наклонился, пол с уклоном, обои на стене потрескались, канализационные трубы старые, зимой в туалете намерзают сосульки, жилое помещение не пригодно для проживания.
Свидетель ФИО12 показала, что приходила к Самковой Е.Н. зимой 2010 года, печь не топится, дома холодно, стены промерзли, в полу щели, пол с уклоном, потолок с уклоном, стены не ровные, в туалете сыро и холодно, под полом нет вентиляции. Проживать в квартире по состоянию здоровья Самкова Е.Н. не может.
Заслушав доводы сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Истец Самкова Е.Н. является инвалидом 2 группы, получает социальную пенсию по инвалидности в общей сумме 4903,98 рублей, по информации Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края в период с 2007 года по 2010 год статус малоимущей не получала, средний душевой доход выше установленной величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае.
По информации Муниципального учреждения здравоохранения «Чернушинская центральная районная больница» Самкова Е.Н. с 10 октября 2007 года состоит на диспансерном учете в связи хроническим туберкулезом легких с массивным бактериовыделением, справка о заболевании выдана медицинским учреждением 07 мая 2009 года. (л.д. 121, 4) Наличие у истца Самковой Е.Н. тяжелой формы заболевания, указанного в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, установлено в 2009 году.
Согласно сведениям из Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, Чернушинского филиала Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края», Администрации Калиновского сельского поселения, квартиры, жилых домов, недвижимого имущества за истцом Самковой Е.Н. не зарегистрировано. (л.д. 30, 31, 40)
Истец Самкова Е.Н. с 20 апреля 2010 года по 20 апреля 2011 года зарегистрирована по месту пребывания в квартире: <адрес>. (л.д. 6) Ранее с 28 мая 1984 года по 16 марта 2004 года была зарегистрирована в доме матери ФИО13 в дер. Ключи Калиновского сельского поселения. (л.д. 40)
Согласно Выписки из Единого реестра муниципальной собственности муниципального образования «Чернушинское городского поселение», жилое помещение – квартира по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования. (л.д. 5)
На основании решения Жилищной комиссии по распоряжению Главы Чернушинского городского поселения от 16.11.2009 года Самковой Е.Н. предоставлено жилое помещение из специализированного жилищного фонда (маневренного фонда) по договору найма. (л.д. 56, 57, 67)
По Договору № 10 найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда (маневренного фонда) от 01 декабря 2009 года, Администрация Чернушинского городского поселения - наймодатель передала нанимателю Самковой Елене Николаевне с членом семьи ФИО2, 1986 года рождения, безвозмездно во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, по адресу: <адрес>, для временного проживания, в связи с отсутствием иного жилого помещения, жилое помещение отнесено к маневренному фонду. (л.д. 8-11) Условиями договора предусмотрены обязанности нанимателя обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать его надлежащее состояние, проводить текущий ремонт жилого помещения, при обнаружении неисправностей сообщать Наймодателю либо в соответствующую управляющую организацию. Согласно п. 13 договора, Наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, обеспечивать нанимателю предоставление коммунальных услуг.
Согласно Акта обследования № 28 от 28.05.2010 года, при обследовании квартиры по адресу: <адрес>, обнаружены крен полов, трещины в печи, жилая квартира пригодна для проживания. (л.д. 52-53, 54, 55)
Согласно Акта обследования и Заключения многоквартирного жилого дома пригодным для постоянного проживания от 21 сентября 2009 года, по заключению межведомственной комиссии жилой дом по <адрес>, признан пригодным для проживания при условии проведения капитального ремонта. (л.д. 59-60)
При обследования жилого помещения – квартиры по <адрес>, сотрудниками 22 Отдела Государственного пожарного надзора выявлены нарушения норм, правил и требований пожарной безопасности: дымоход печи не очищен от сажи, дымоход и стены печи имеют сквозные прогары в кладке, предтопочный лист выполнен менее установленного размера, дымоход и стены частично не оштукатурены и не побелены (л.д. 109), при обследовании квартиры техником управляющей компании ООО «Служба ЖКХ» обнаружено, что стены обиты крагисом, местами крагис прогнулся, имеются значительные щели между стеной и полом в туалете, канализационный стояк в коррозии, кирпичная печь имеет разрушения, необходимы покраска потолка в зале, кухне, туалете, покраска пола в зале, в туалете, ремонт и замазка стыков по всей квартире, ремонт и прочистка печи и печной трубы, замена канализационного стояка и фасонных частей (л.д. 125), по заключению эксперта - заведующего санитарно-эпидемиологическим отделением, врача по общей гигиене ФИО14 жилое помещение не соответствует требованиям п. 4.5, 9.2 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», п. 8.1 СП 3.1.1295-03 «Профилактика туберкулеза».
Согласно информации из жилищного отдела администрации Чернушинского городского поселения, Самкова Е.Н. обращалась с заявлением в жилищный отдел администрации 29 декабря 1987 года с заявление о принятии на учет для получения жилой площади, 24 июня 2009 года Самкова Е.Н. отказалась предоставить полный пакет документов для учетного дела, в результате чего была снята с учета нуждающихся в жилом помещении, решение жилищной комиссии не представлено. (л.д. 50)
Из учетного дела Самковой Е.Н., в деле представлено заявление Самковой Е.Н. без даты регистрации поступления в жилищный отдел администрации Чернушинского городского поселения, в заявлении Самковой Е.Н. указано, что заявитель была исключена из очереди, просит восстановить по состоянию здоровья, принять на учет для получения жилого помещения на условиях социального найма, состав семьи – заявитель (л.д. 63), представлен Акт проверки жилищных условий, но занимаемое жилое помещение не указано (л.д. 64), представлена справка о составе семьи Самковой Е.Н. по адресу: <адрес>, на момент 27 января 1988 года (л.д. 65), справка БТИ от 29.12.1987 года об отсутствии у Самковой Е.Н. домовладений в гор. Чернушка (л.д. 65), справка Главы Калиновского сельского поселения от 18.05.2009 года о регистрации Самковой Е.Н. в дер. <адрес> в период с 13.10.1999 года по 16.03.2004 года. (л.д. 66)
Решения Жилищной комиссии администрации Чернушинского городского поселения о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, отказе в постановке на учет не представлено.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, 1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. 2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. 3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. 4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 года N 77-ФЗ (ред. от 23.07.2008 года) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", …5. Больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ, 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ, Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ, 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ, 1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. 2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ, 1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:…3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. 3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. 4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. 5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно Закона Пермской области от 30.11.2005 года N 2694-601 (ред. от 01.07.2009 года, с изм. от 16.12.2009 года) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", статья 1. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту жительства граждан органом местного самоуправления. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право: малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде; иные определенные федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в государственном жилищном фонде. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Согласно ст. 3 Закона Пермской области от 30.11.2005 года N 2694-601, Нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма признаются граждане: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления; не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Согласно ст. 4 Закона Пермской области от 30.11.2005 года N 2694-601, Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:…гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается в соответствии с Жилищным кодексом Правительством Российской Федерации. Граждане, у которых право на внеочередное предоставление жилых помещений возникло после принятия их на учет и включения в единый список нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, с момента возникновения у них соответствующего права.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 30.11.2005 года N 2694-601, для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает заявление о постановке на учет по месту своего жительства в орган местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет). В заявлении указывается согласие гражданина на проверку поданных сведений и жилищных условий. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с гражданином-заявителем дееспособными членами семьи. …К заявлению прилагаются: паспорт или иные документы, удостоверяющие личность заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи; документы, подтверждающие состав семьи заявителя; решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим и (или) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к определенной федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма; документы, подтверждающие право быть признанными нуждающимися в жилом помещении, а именно: документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и лицами, указанными в качестве членов его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, судебное решение о вселении и т.п.); справки (иные документы) органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилого помещения в собственности заявителя и каждого из членов его семьи, а также совершении (несовершении) в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, гражданско-правовых сделок заявителем и каждым из членов его семьи в отношении жилых помещений, находящихся в собственности заявителя и членов его семьи; заверенная организацией технической инвентаризации выписка из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией жилых помещений, занимаемых заявителем и(или) членами его семьи; документы, подтверждающие несоответствие занимаемого жилого помещения установленным требованиям; документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Все документы представляются в орган, осуществляющий принятие на учет, в копиях с одновременным представлением оригинала. Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются лицом, принимающим документы. Заявление гражданина регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в жилом помещении. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении документов с указанием их перечня, даты и времени получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и всех необходимых документов. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, уведомление о принятии на учет. Согласно ст. 8 Закона Пермской области от 30.11.2005 года N 2694-601, Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом местного самоуправления. …Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки. Согласно ст. 11 Закона Пермской области от 30.11.2005 года N 2694-601, Орган, осуществляющий принятие на учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, обязан производить перерегистрацию поставленных на учет граждан не реже чем 1 раз в два года для подтверждения обоснованности нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также при наступлении очереди граждан на получение жилых помещений.
Согласно Порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Чернушинском муниципальном районе, утвержденного постановлением Главы Чернушинского муниципального района от 01.04.2008 года № 282, 1.1. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) (далее - Нуждающиеся граждане) имеют право граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Нуждающиеся граждане имеют право состоять на указанном учете по нескольким основаниям. 1.2. Учет Нуждающихся граждан ведется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Пермской области от 30 ноября 2005 г. N 2694-601 "О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". 1.3. Учет нуждающихся граждан осуществляется по месту жительства нуждающихся граждан и в администрации муниципального района. 2.1. Постановка на учет Нуждающихся граждан осуществляется на основании заявлений указанных граждан. 2.1.1. В заявлении указывается согласие гражданина на проверку поданных сведений и жилищных условий. 2.1.2. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: - документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи; - документы, подтверждающие состав семьи; - выписка из домовой книги (справка о регистрации по месту жительства); - документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; - справки органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности. 2.1.3. Все документы представляются в копиях с одновременным представлением оригинала. Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются лицом, принимающим документы. 2.2. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения. 2.6. Решение о постановке на учет или об отказе в постановке принимается по результатам рассмотрения заявления и представленных документов соответствующей комиссией муниципального образования не позднее чем тридцать рабочих дней со дня подачи заявления. Ответственный секретарь соответствующей комиссии не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о постановке (отказе в постановке) на учет выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. 2.7. Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения соответствующей комиссии. 3.1. Отказ в постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда: - не представлены документы, предусмотренные в п. 2.1.2 настоящего Порядка; - представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; - не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации; - по иным предусмотренным федеральным законодательством основаниям. 3.2. Решение об отказе в постановке на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 3.1 настоящего Порядка. 3.3. Решение об отказе в постановке на учет может быть обжаловано гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 4.1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (для поселений); - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности (для поселений). 4.2. При наличии у Нуждающегося гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ, Статья 1. Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 2. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи. Статья 4. Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период).
Согласно Закона Пермской области от 30.11.2005 года N 2692-600 (ред. от 11.06.2008 года) "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", Закон принят в соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Согласно ст. 1 указанного закона, малоимущие граждане - граждане, проживающие на территории Пермского края, признанные малоимущими органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, …уполномоченный орган - орган местного самоуправления, уполномоченный для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Согласно ст. 2 указанного закона, Признание граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее - нуждающихся в жилых помещениях) осуществляется уполномоченным органом по месту жительства с учетом: 1) дохода, приходящегося на каждого члена семьи, одиноко проживающего гражданина; 2) стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи, одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению. Согласно ст. 3 указанного закона, Проведение процедуры расчета размера дохода семьи, приходящегося на каждого члена семьи, и определения стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи, одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, производится уполномоченным органом в отношении гражданина (далее - гражданин-заявитель), обратившегося с заявлением о признании гражданина-заявителя и членов его семьи, одиноко проживающего гражданина малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ст. 7 указанного закона, 1. В целях определения размера дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в уполномоченный орган представляются следующие документы: 1) паспорт гражданина-заявителя или иной документ, удостоверяющий его личность; 2) документы о составе семьи гражданина-заявителя (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебные решения и др.); 3) документы органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, а также органов по регистрации имущественных прав, подтверждающие правовые основания владения гражданином-заявителем и членами его семьи, одиноко проживающим гражданином движимым и недвижимым имуществом на праве собственности, подлежащим налогообложению; 4) налоговые декларации о доходах за расчетный период, заверенные налоговыми органами, или другие документы, подтверждающие доходы гражданина-заявителя и членов его семьи, одиноко проживающего гражданина, которые учитываются при решении вопроса о признании граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма; 5) документы из налоговых органов, подтверждающие сведения о стоимости принадлежащего на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему гражданину налогооблагаемого движимого и недвижимого имущества; 6) информация о стоимости имущества, не декларируемого в налоговых органах; 7) подтверждением места жительства могут служить данные регистрационного учета, документы, свидетельствующие о факте проживания (справки, судебные решения, подтверждающие факт проживания и иные документы, установленные законодательством). …3. В случае, когда гражданин-заявитель или любой член его семьи, а также одиноко проживающий гражданин являются получателями государственной социальной помощи, жилищных субсидий или других социальных пособий, назначаемых с учетом доходов, виды которых указаны в перечне доходов и совпадают с расчетным периодом, равным одному календарному году, предшествующему году подачи заявления о постановке на учет для предоставления жилых помещений, органы местного самоуправления вправе запрашивать соответствующую информацию о доходах в установленном порядке у органов, производящих оценку доходов и назначение соответствующих пособий или субсидий. 4. Указанные в пункте 1 настоящей статьи документы представляются гражданином-заявителем при подаче заявления о признании его малоимущим. Заявление регистрируется уполномоченным органом, а гражданину-заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты. 5. Решение о признании или об отказе в признании гражданина-заявителя малоимущим принимается уполномоченным органом в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления и представления всех необходимых документов.
Согласно Постановления Администрации Чернушинского городского поселения от 22.02.2008 года N 47 "Об установлении порогового значения размера среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи", в соответствии со статьями 14, 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Пермской области от 30 ноября 2005 года N 2692-600 "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", установлено с 1 февраля 2008 года период накоплений средств для приобретения жилого помещения на территории Чернушинского городского поселения, равный среднему времени ожидания в очереди на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма на территории города Чернушки - 444 месяцам, принято с 1 февраля 2008 года: 2.1. за среднюю расчетную рыночную цену 1 кв. м площади среднестатистического жилого помещения со средним уровнем обеспеченности коммунальными услугами в Чернушинском городском поселении среднюю расчетную стоимость 1 кв. м общей площади жилья, утверждаемую нормативным правовым актом Пермского края для Чернушинского района; 2.2. за среднемесячный минимальный уровень дохода на одного человека величину прожиточного минимума, устанавливаемую распоряжением губернатора Пермского края; 2.3. порог стоимости имущества равным расчетному показателю рыночной стоимости для приобретения жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по норме предоставления жилого помещения, определяемому как произведение нормы предоставления площади жилого помещения на количество членов семьи и средней рыночной цены 1 кв. м площади жилого помещения на территории Чернушинского городского поселения.
Из приведенных выше положений ЖК РФ, нормативных актов Пермского края и Чернушинского района следует, что жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма может быть предоставлено малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления.
Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что истец Самкова Е.Н. не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, не была признана малоимущей.
В 1988-1987 годах истец обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на общих основаниях.
Согласно действующего на этот период Жилищного кодекса РСФСР, статьи 30 ЖК РСФСР, Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Согласно ст. 31 ЖК РСФСР, Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Решения о постановке на учет за период 1987-1988 года не представлено.
Из заявления заявителя в Жилищный отдел администрации Чернушинского городского поселения в 2009 году и пояснений истца Самковой Е.Н. в судебном заседании следует, что в 2006 году она с учета была снята. Данные действия и решения администрации не оспаривала.
При подаче заявления в 2009 году Самковой Е.Н. не были представлены документы, необходимость предоставления которых, установлена ч. 3 ст. 51 ЖК РФ, ст. 4 Закона Пермской области от 30.11.2005 года N 2694-601 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", Порядком ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Чернушинском муниципальном районе, утвержденным постановлением Главы Чернушинского муниципального района.
Соответственно решения в порядке ст. 52 ЖК РФ о принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении органом местного самоуправления не принималось.
Истец Самкова Е.Н. не призвалась в установленном порядке малоимущей. Из приведенных положений решение о признании гражданина малоимущим может быть принято органом местного самоуправления.
Положения ст. 57 ЖК РФ о внеочередном порядке предоставления жилого помещения по договору социального найма истцу, как страдающей тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с нею в одной квартире невозможно, подлежат применению в совокупности с положениями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ о признании в установленном порядке гражданина малоимущим, и положениями ч. 1 ст. 57 ЖК РФ о нахождении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Оснований выйти за пределы заявленных требований в данном случае не имеется.
С учетом изложенного, суд в пределах заявленных исковых требованиях, при отсутствии решений органов местного самоуправления об отказе истцу в признании малоимущей, об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не находит оснований для удовлетворения исковых требований и возложения на ответчика обязанности предоставить истцу Самковой Е.Н. однокомнатную благоустроенную квартиру.
Истец Самкова Е.Н. вправе обратиться в администрацию Чернушинского городского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, представить документы согласно приведенного перечня.
Решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении может быть обжаловано в суд.
В случае принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ истцу может быть предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке.
Условиями договора найма жилого помещения предусмотрена обязанность собственника - наймодателя жилого помещения по передаче нанимателю жилого помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям. У истца как нанимателя жилого помещения имеется право требовать от собственника исполнения условий договора, и в случае возникновения спора обратиться с требованиями об исполнении договора либо о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением договора, в судебном порядке.
На основании изложенного, исковые требования Самковой Е.Н. к Администрации Чернушинского городского поселения о предоставлении однокомнатной благоустроенной квартиры площадью не менее 15 кв.метров в г. Чернушка Пермского края подлежат оставлению без удовлетворения.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, 1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В связи с отказом в иске заявление истца Самковой Е.Н. о взыскании судебных расходов в сумме 1500 рублей за составление искового заявления подлежит оставлению без удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Самковой Елены Николаевны к Администрации Чернушинского городского поселения о предоставлении однокомнатной благоустроенной квартиры площадью не менее 15 кв.метров в г. Чернушка Пермского края, взыскании судебных расходов по составлению искового заявления в сумме 1500 рублей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Е.Р. Низаева