Дело № 2-365/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка
06 мая 2010 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Лупенских О.С, с участием истца Копытовой Н.Б.
представителя ответчика Администрации Чернушинского городского поселения Филюковой А.П.
при секретаре Сальниковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Копытовой Натальи Брониславовны к Администрации Чернушинского городского поселения, Администрации Чернушинского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Копытова Н.Б. обратилась в суд с иском к Администрации Чернушинского городского поселения о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Иск мотивировала тем, что в 1991 году, их семье, состоящей из четырех человек, в настоящий момент пять человек, предоставлялась жилая площадь для временного проживания в маневренном фонде г.Чернушка по адресу: <адрес> на основании ордера от 16.09.1991 года на жилую площадь в общежитии. 18.06.2001 года и 24.07.2002 года санитарным врачом по коммунальной гигиене ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Чернушинском, Уинском и Октябрьском районах Пермского края» проводилось обследование подвала дома по <адрес>. На основании СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», СанПин 42-121-4719-88 «Санитарные правила устройства, оборудование и содержание общежитий» выдано заключение. В цокольных и подвальных этажах не допускается располагать жилые комнаты На основании ст.89 ЖК РФ взамен данного жилого помещения, им должно быть предоставлено по договору социального найма другое жилое помещение, общая площадь которого бы соответствовала согласно ст.50 ЖК РФ норме, предоставления и учетной норме площади жилого помещения по Чернушинскому муниципальному району. Ответчик несмотря на многочисленные просьбы и заявления необоснованно отказывает предоставить ей и ее семье благоустроенное жилье, ссылаясь на то, что распоряжением главы администрации района от 19 октября 2001 года № 321-Р им, после того, как сгорел жилой дом в с.Рябки, выделено, как погорельцам 20000 рублей для приобретения дома в с.Рябки. На эти деньги нельзя было купить жилье, и они были использованы на косметический ремонт жилья в подвале, т.к. за 20 лет проживания там никакого ремонта не проводилось. Считает, данное основание противоречащим Конституции РФ и Жилищному кодексу РФ (ст.ст. 12, 14), что ущемляет права и законные интересы человека и гражданина, т.к. игнорируется сама возможность создания для ее социально незащищенной, малоимущей, многодетной семьи минимальных условий для нормального существования. Просит обязать Администрацию Чернушинского городского поселения предоставить ей и членам ее семьи по договору социального найма четырехкомнатную квартиру, согласно норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения по Чернушинскому району, взамен комнат в подвале, расположенных по адресу: <адрес> г.Чернушка.
Истец Копытова Н.Б. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что ее дети болеют бронхиальной астмой, суду предоставлены врачебные заключения. Она занимает две комнаты площадью 25 и 28 кв. м. соответственно. Помещения в которых она и члены ее семьи проживают, являются не жилым, полы гнилые, в комнате неприятный запах гнили. Она неоднократно обращалась во все инстанции, в Администрацию Чернушинского городского поселения, Администрацию Чернушинского муниципального района, Региональную общественную приемную по Пермскому краю Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО, но никаких результатов ее обращения не дали. Она вселилась в указанные помещения в 1991 году, после того, как жилой дом в <адрес> в котором она проживала сгорел. Вселение проводилось на основании ордера, выданного администрацией НГДУ «Чернушканефть», т. к. на тот момент жилой дом и цокольный этаж жилого дома по <адрес>, где расположены помещения занимаемые ею находились в ведении указанной организации. Она не отрицает, что в 2002 году ей предоставлялось 20 000 руб. от Администрации Чернушинского района для приобретения какого -то жилья, но на эти деньги невозможно было купить даже неблагоустроенное жилье. Кредит в банке ей не дали, т. к. она работает санитаркой в больнице и размер ее заработка не удовлетворил банк. Она по прежнему зарегистрирована в с. Рябки, хотя не проживает там постоянно с 1991 года, какого-либо жилья не имеет. Она хотела зарегистрироваться по месту жительства в занимаемых ею жилых помещениях, но ей отказали в регистрации, т. к. данные помещения числяться как не жилые. На удовлетворении иска она настаивает.
Представитель ответчика Администрации Чернушинского городского поселения Филюкова А.П. с доводами, изложенными в исковом заявлении Копытовой Н.Б. не согласилась. Пояснила, что после того как сгорел дом у Копытовой Н.Б. в с.Рябки Чернушинского района, администрацией Чернушинского муниципального района ей в 2001 году была выделена сумма в размере 20000 рублей для приобретения нового жилого помещения, но как утверждала Копытова Н.Б. купить жилое помещение за такую сумму было невозможно. Однако согласно справки ООО Агентства недвижимости «МЕГА-РИЭЛ» приблизительная стоимость на неблагоустроенное жилье деревянного исполнения в с.Рябки Чернушинского района площадью от 40 до 60 кв.метров в 2001 году составляла 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей. В соответствии с этим можно сделать вывод, что Копытова Н.Б. и не пыталась приобрести жилое помещение в с.Рябки Чернушинского района и потратила денежные средства не по назначению. Кроме того представителем ответчика суду представлен письменный отзыв на иск, приобщенный к материалам дела. (л.д. 73-74)
Представитель соответчика Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края в суд не явилась, представила письменный отзыв на заявленный иск в котором с иском не согласилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. (л.д. 53)
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства суд пришел к следующему выводу :
Согласно справки ст. дознавателя 22- ОГПС от 16.06.99 за № 383 жилой дом в котором проживала истец Черемных (Копытова) Н.Б., расположенный в <адрес> 27 августа 1991 года сгорел в результате пожара. Причиной пожара послужил умышленный поджог со стороны неустановленного лица. По данному факту 27 августа 1991 года возбуждено уголовное дело № 548 производством приостановленное за не установлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. (л.д. 49)
Согласно справки Администрации Рябковского с/с от 20.12.00 за № 436 Черемных (Копытова) Н.Б. на момент пожара проживала в жилом доме по <адрес> в <адрес>. (л.д. 52) а
Согласно ордеру от 16 сентября 1991 года, выданному администрацией НГДУ «Чернушканефть» в ведении которого на тот момент находился многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес>, Копытовой Н.Б. и членам ее семьи для проживания было предоставлено помещение в обменном фонде, расположенном в цокольном этаже указанного жилого дома. (л.д. 11,13)
Согласно справок Администрации Рябковского сельского поселения, ОГУП «ЦТИ» Чернушинского района, на территории Рябковского с/п Черемных (Копытова) Н.Б. не проживает, своего жилья, земельного участка не имеет. Более 20 лет проживает и работает в г. Чернушка. Строительство жилья на территории поселения не ведет, (л.д. 12, 13, 41, 51, 52)
Согласно справки жилищного отдела Администрации Чернушинского городского поселения от 04.05.2010 года Копытова (Черемных) Наталья Брониславовна была снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении в 2008 году на основании протокола жилищной комиссии № 7 от 12.12.2008 года. В соответствие с п. 4 ст. 56, п. 5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, т. к. Копытовой Н.Б. в 2001 году предоставлялось от Администрации Чернушинского района Пермской области 20000 руб. на приобретение жилья, о чем 15.12.2008 года Копытовой Н.Б. было направлено соответствующее уведомление о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, где указано, что пакет документов передан в Рябковское сельское поселение Чернушинского района, (л.д. 69-70,72)
Согласно справки Администрации Чернушинского муниципального района Копытова (Черемных) Н.Б. на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма не состоит, (л.д. 60)
Согласно выписки из Единого реестра муниципальной собственности муниципального образования «Чернушинское городское поселение», жилое помещение по адресу: <адрес> подвал 2 ком.3 не является собственностью муниципального образования «Чернушинское городское поселение», (л.д. 27)
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 20 июня 2008 года цокольный этаж общей площадью 511,7 кв. м. по адресу <адрес>, где расположено помещение, занимаемое Копытовой Н.Б. и членами ее семьи является нежилым и находится в муниципальной собственности Чернушинский муниципальный район <адрес>. (л.д. 65)
Согласно договору № 14 от 12 октября 2009 года, передаточному акту и распоряжению Главы Чернушинского муниципального района Пермского края № 489-Р от 10 августа 2009 года в безвозмездное пользование Копытовой Н.Б. и членам ее семьи переданы комнаты № и №, расположенные в подвале № цокольного этажа, расположенного по адресу <адрес> (л.д. 61-65)
Согласно Черемных (Копытова) Н.Б. имеет следующий состав семьи : муж ФИО10, сын ФИО3, сын ФИО4, сын ФИО5, дочь Копытова А.В. (л.д. 52)
Согласно представленных медицинских документов ФИО3, Копытова А.В. страдают хроническими заболеваниями, (л.д. 6-10, 20, 35, 50)
Согласно материалов дела Черемных (Копытова) Н.Б. неоднократно обращалась с заявлениями о предоставлении ей и членам ее семьи жилого помещения по договору социального найма, но получшта отказы, (л.д. 14, 15, 18, 19, 23, 36-40, 45, 68)
Согласно пояснений Копытовой Н.Б. и актов обследования жилищных условий площадь одной комнаты, занимаемой ею и членами ее семьи 25 м2, другой 28 м2.
Согласно актов проверки жилищных условий, составленных представителем Роспотребнадзора и представителями школы, где обучаются дети Копытовой Н.Б. в цокольных и подвальных этажах расположение жилых комнат не допускается. Основание СНиП 2.08.01-85 «Жилые здания» п. 2.4, согласно которому не допускается переоборудование под общежития и заселение помещений, расположенных в подвальных и цокольных этажах, а так же помещений, не имеющих достаточного естественного освещения, центрального отопления, водоснабжения. Основание СанПиН 42-121-4719-88 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и ПТУ» (л.д. 16, 17,42,47,48 )
Согласно материалов дела Копытовой Н.Б. в регистрации по месту проживания в указанных помещениях было отказано, т. к. обе комнаты, занимаемые истцом и членами его семьи числятся в реестре как нежилые, (л.д. 21)
Согласно материалов дела Копытовой Н.Б. 19 сентября 2002 года было предоставлено 20 ООО руб. как погорельцу на приобретение стройматериалов. (л.д. 22)
Согласно справки приблизительная стоимость жилья в Рябковском сельском поселении в 2001 году составила от 35000 до 95000 руб. включительно, (л.д. 26)
Не согласная с отказами в переселении ее и членов ее семьи в жилое помещение по договору социального найма Копытова Н.Б. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, (л.д. 4-5)
Согласно п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно п.З ст.2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 5 ст.2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно ст. 7 ЖК РФ
1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Согласно ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и др.
На основании сведений, содержащихся в свидетельстве о государственной регистрации права собственности, отказа истцу Копытовой Н.Б. в регистрации по месту проживания, пояснений сторон, актов обследования жилищных условий Копытовой Н.Б. судом установлено, что цокольное помещение жилого дома по адресу <адрес> используется как обменный фонд.
Копытова Н.Б. проживает с четырьмя детьми по адресу: <адрес> с 1991 года и по настоящее время.
Вселение Копытовой Н.Б. и членов ее семьи в указанные помещения произведено на основании ордера, т. е. в порядке, предусмотренном действующей на тот момент ст. 47 ЖК РСФСР 1983 года. В настоящее время Копытова Н.Б. и члены ее семьи пользуются двумя указанными помещениями № и № и проживают в них на основании договора, заключенного с <адрес> и распоряжения Администрации, т. е. на вселились в указанные помещения и проживают в них на законных основаниях с согласия их собственника.
Указанные помещения на основании п. 2.4 СНиП 2.08.01-85 «Жилые здания», СаНПиН 42-121-4719-88, 2.1.2.1002-00 являются не жилыми и не должны использоваться для проживания в них людей.
Кроме актов обследования, обстоятельства в том, что указанные помещения не жилые подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права собственности на цокольный этаж жилого <адрес> в <адрес>, где эти помещения расположены, а так же ответом Управления имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района согласно которому Копытова Н.Б. и члены ее семьи не могут быть зарегистрированы по адресу <адрес> подвал 2 комната 2,3, т.к. данное помещение числится в реестре муниципальной собственности как нежилое (л.д.21).
Оценив представленные доказательства в совокупности, обстоятельства в том, что Копытова Н.Б. и члены ее семьи с 1991 года и по настоящее время на законных основаниях вселились и проживают в 2-х нежилых помещениях № и № площадью 25 и 28 кв. м., суд признает установленными.
Причина по которой Копытова Н.Б. и члены ее семьи вселились и проживают в указанных помещениях - уничтожение жилого дома в 1991 году в результате умышленного поджога не установленным лицом признается судом уважительной.
В соответствии со ст.87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со ст.89 ЖК РФ
1 Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия письменной формы граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение;
2. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствие со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям поселений относится, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Таким образом, поскольку судом установлено, что Копытова Н.Б. и члены ее семьи с 1991 года и по настоящее время на законных основаниях постоянно проживают в 2-х нежилых помещениях № и № площадью 25 + 28 кв. м. = 53 кв. м. по адресу <адрес>, на основании ст. 7, 87, 89 Жилищного кодекса РФ, истец и члены ее семьи подлежат переселению в жилое помещение, предоставленное по договору социального найма, расположенное в черте Чернушинского городского поселения (г. Чернушка) жилой площадью не менее 53 кв. м., состоящее не менее чем из 2-х комнат, при этом предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям Чернушинского городского поселения.
Решая вопрос о возложении обязанностей по предоставлению Копытовой Н.Б. и членам ее семьи жилого помещения, суд на основании п. 2, 3, 5 ст. 5, ст. 14, 89 ЖК РФ, ст. 14 Закона № 131-ФЗ...суд считает, что такая обязанность должна быть возложена на Администрацию Чернушинского городского поселения, а не Чернушинского муниципального района:
Применительно к толкованию положений вышеуказанных норм закона орган местного самоуправления предоставляет гражданам по социальному найму жилое помещение в пределах своих полномочий.
Поскольку Копытова Н.Б. и члены ее семьи проживают на территории Чернушинского городского поселения, в соответствие со ст. 89 ЖК РФ жилое помещение должно быть предоставлено в границах г. Чернушка.
Чернушинское городское поселение и Чернушинский муниципальный район это разные муниципальные образования, каждое из которых имеет свой орган законодательной и исполнительной власти, осуществляющие свои полномочия не зависимо друг от друга.
В пределах территории Чернушинского городского поселения вопросы предоставления жилого помещения по договорам социального найма осуществляются Администрацией Чернушинского городского поселения, а не Администрацией Чернушинского муниципального района, что подтверждается п. 6 ст. 6 Устава Чернушинского городского поселения. согласно которому в компетенцию Администрации Чернушинского городского поселения входит в т. ч. обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
А так же Положением о жилищной комиссии Администрации Чернушинского городского поселения, утвержденным Постановлением Главы Администрации Чернушинского городского поселения № 45 от 10 апреля 2009 года, согласно п. 1.1, 1.2, 2.4 которого
Жилищная комиссия администрации Чернушинского городского поселения (далее по тексту - Комиссия) является коллегиальным, совещательным органом, регулирующим порядок работы администрации по жилищным вопросам. Основное назначение Комиссии - коллегиальное рассмотрение вопросов по реализации отдельных полномочий администрации городского поселения в области жилищных отношений.
Комиссия в своей деятельности руководствуется Жилищным кодексом Российской Федерации, законами Российской Федерации, нормативными актами Президента, Правительства Российской Федерации, законами Пермского края, Уставом Чернушинского городского поселения, решениями Думы Чернушинского городского поселения, нормативными актами главы Чернушинского городского поселения, настоящим Положением.
Принятие решения о внеочередном предоставлении освободившихся жилых помещений по договору социального найма.
Таким образом, на основании п. 2,3,5 ст. 5, ст. 14, ст. 89 ЖК РФ, ст. 14 Закона № 131-ФЗ..., п. 6 ст. 6 Устава Чернушинского городского поселения, п. 1.1, 1.2, 2.4 Положения о жилищной комиссии Чернушинского городского поселения обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма истцу Копытовой Н.Б. и членам ее семьи должна быть возложена на Администрацию Чернушинского городского поселения.
Обстоятельства в том, что в 2002 году Копытовой Н.Б. было предоставлен 20 ООО руб. на стройматериалы, как погорельцу, и на основании п. 4 ст. 56, п. 5 ст. 57 ЖК РФ она в 2008 году была исключена из списков очередников на предоставление жилья по договору социального найма не могут быть приняты во внимание поскольку обязанность по предоставлению истцу и членам ее семьи жилого помещения по договору социального найма вытекает из положений, предусмотренных ст. 87, 89 ЖК РФ, а не из общих положений, предусмотренных ст. 49-59 ЖК РФ. Кроме того, суд считает, что ответчиком не представлены доказательства обстоятельств в том, что получив денежные средства 19.09.2002 года, истец обладала реальной возможностью приобрести на них жилое помещение по ценам 2001 года.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199, 235 ГПК РФ,
решил:
Обязать Администрацию Чернушинского городского поселения Пермского края предоставить Копытовой Наталье Брониславовне и членам ее семьи ФИО3, ФИО4, ФИО5, Копытовой Анастасие Викторовне по договору социального найма в черте Чернушинского городского поселения (г.Чернушка) Пермского края благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям Чернушинского городского поселения (г.Чернушка) Пермского края, жилой площадью не менее 53 кв.м., состоящее не менее, чем из двух комнат, отвечающее установленным требованиям.
Решение в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд
Судья О.С.Лупенских