возобновление подачи электроэнергии



Дело № 2-798/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2010 года

г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

с участием истца Карелина В.Ю.,

представителя ответчика ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» Етоева В.А.,

при секретаре Черенковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карелина Василия Юрьевича к Открытому акционерному обществу «Пермская энергосбытовая компания», Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала», Обществу с ограниченной ответственностью «Энергобаланс» о замене электросчетчика, возобновлении подачи электрической энергии, взыскании компенсации морального вреда;

установил:

Истец Карелин В.Ю. обратился с иском к ОАО «Пермская энергосбытовая компания», ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала», ООО «Энергобаланс» о возобновлении подачи электрической энергии, замене электросчетчика, взыскании компенсации морального вреда.

В исковом заявлении истец Карелин В.Ю. указал, что 19 марта 2009 года он заключил договор электроснабжения для бытовых нужд № 00307224 в сельской местности с ОАО «Пермская энергосбытовая компания» Южным отделением. В сетевой организации Чайковские электрические сети истец приобрел новый счетчик ТП ЦЭ-6807 П № 0712980707758122, заплатил за подключение и опломбировку 307 рублей. Домой к истцу приехал мастер и установил новый счетчик, опломбировал счетчик и составил Акт № 521105 от 19.03.2009 года о замене однофазного электросчетчика. 01-02 февраля 2010 года электросчетчик перестал работать. Истец по телефону сделал заявку диспетчеру на осмотр электросчетчика и установление причины неисправности. Примерно в конце февраля 2010 года пришел контролер, списывающий показания о потребленной электроэнергии. Истец пояснял контролеру, что электросчетчик не работает, просил сделать заявку на замену электросчетчика, так как электросчетчик находится на гарантии, гарантийный срок, установленный заводом изготовителем, пять лет с даты выпуска (выпуск июль 2008 года). В период марта, апреля, мая 2010 года счета на оплату электроэнергии не выставлялись, электросчетчик никто не заменил. 22 мая 2010 года приехали сотрудники предприятия, отключили подачу электроэнергии с опоры и уехали, объяснили, что у них поступила заявка на отключение. Истец считает, что электроэнергию отключили незаконно и необоснованно по следующим основаниям. Согласно Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, пункт 178, в случае неисполнения или ненадлежащего использования гражданами - потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке: а) при наличии технической возможности применяются меры по частичному ограничению режима потребления, не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого ограничения гражданин – потребитель должен быть уведомлен о частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок; б) при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином – потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет потребителю уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа. Гражданин потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемого полного ограничения режима потребления с указанием дня и часа его введения. Такого уведомления истец в письменной форме не получал, о дате, времени отключения электроэнергии не знал, счет-квитанцию по оплате электроэнергии не получал. Электроэнергия не подключена в жилой дом истца до настоящего времени, электросчетчик не заменен. Истец считает, что ему причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, истец проживает без света два месяца, не работает холодильник, телевизор. Истец является инвалидом 2 группы по заболеванию сердца. Истец Карелин В.Ю. просит обязать Филиал «Пермэнерго» производственное отделение Чайковские электрические сети Чернушинский РЭС, Чернушинский участок ОАО «Пермэнергосбыт» восстановить подачу электроэнергии, и заменить электросчетчик, возместить моральный вред в размере 10000 рублей.

В судебном заседании истец Карелин В.Ю. исковые требования поддержал, уточнил исковые требования, просил обязать ОАО «Пермская энергосбытовая компания», ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» возобновить подачу электроэнергии в жилой дом в <адрес>, обязать ООО «Энергобаланс» заменить неисправный электросчетчик, и взыскать с ООО «Энергобаланс» денежную компенсацию морального вреда 10000 рублей. Пояснил, что постоянно проживает в <адрес> в квартире по <адрес>, он совместно с братом ФИО3 являются собственниками квартиры, прежний собственник квартиры ФИО4 умерла 13 октября 2009 года. 19 августа 2009 года сотрудник Чайковских электросетей ФИО6 заменил электросчетчик. Электросчетчик приобрел 20 апреля 2009 года в Чайковских электросетях. Приобрел счетчик за 600 рублей, доплатил 337 рублей за установку, и 70 рублей за пломбировку, оплату вносил на расчетный счет ООО «Энергобаланс». Некоторое время счетчик работал исправно, он оплачивал электроэнергию согласно показаний. Правильность показаний проверяли представители Чайковских электросетей и Энергосбыта. 6-7 января 2010 года электросчетчик остановился на показании 852. 14 января 2010 года пришел контролер какой-то организации, которому он сообщил, что электросчетчик перестал работать. 31 января 2010 года он по телефону сделал заявку в Чайковские электросети о замене счетчика, заявку приняла бухгалтер, пояснила, что необходимо ждать замену 5-6 месяцев, по вопросу оплаты ничего не пояснила. Письменную заявку не подавал, так как была морозная зима и физически не мог приехать в г. Чернушку. Электроэнергией пользовался, оплату не производил, так как не знал о количестве израсходованной электроэнергии. Последний раз производил оплату за электроэнергии в ноябре 2009 года. Предписаний по оплате задолженности не получал. 14 января 2010 года акт осмотра и неисправности электросчетчика не составляли, контролер сделал запись, что у потребителя электросчетчик не работает. После этого приходили контролеры, говорили о возможности заменить электросчетчик. 21-22 мая 2010 года неожиданно приехали работники Чайковских электросетей, пояснили, что он не платит за электроэнергию, он разъяснял, что у него неисправный счетчик и необходима замена, в связи с задолженностью, без учета его доводов у него отключили электроэнергию. В Чайковских электросетях пояснили, что заявки о замене электросчетчика нет. Извещения о наличии задолженности от Энергосбыта не получал. На данный период неисправный счетчик находился в доме, электричества нет. Причинены страдания, был вынужден питаться полуфабрикатами, не мог приобрести полноценные продукты питания, так как не работает холодильник. С наличием задолженности по оплате за электроэнергию согласен. Предписание от 10 сентября 2010 года получил, с предписанием согласен частично, так как нет денежных средств для устранения всех выявленных нарушений.

Представитель ответчика Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (ОАО «МРСК Урала») филиала «Пермэнерго» Етоев В.А. исковые требования Карелина В.Ю. не признал полностью, пояснил, что Чайковские электрические сети являются производственным отделением филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго», в результате реформирования электроэнергетики произошло разделение предприятий на 3 группы: производящие электроэнергию, сетевые и энергосбытовые компании. ОАО «МРСК Урала» является сетевой организацией, и не заключает договоры с потребителями. Договоры с потребителями заключаются ОАО «Пермская энергосбытовая компания». Правоотношения электроснабжения регулируются нормами ст. 539, 543, 544 ГК РФ, Правилами функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 года, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 года № 6. Между ОАО «Пермская энергосбытовая компания» Южное отделение (гарантирующий поставщик) и истцом Карелиным В.Ю. (потребителем) заключен договор электроснабжения для бытовых нужд № 00307224 от 09.08.2001 года, подписан истцом 02.12.2009 года, по условиям договора гарантирующий поставщик обязался поставлять потребителю электроэнергию, в также с привлечением сетевых организаций обеспечивать потребителю оказание услуг по передаче электроэнергии, потребитель обязался оплачивать принятую электроэнергию в порядке и сроки, предусмотренные договором (п. 1.1 договора). В соответствии с п. 2.2, 2.4.1 договора, потребитель обязан своевременно оплачивать принятую электроэнергию в порядке, установленном разделом 3 договора. В п. 3.1.1 договора предусмотрен расчетный период 1 месяц. Оплата потребителем потребленной электроэнергии должна производиться ежемесячно на основании счета, выставленного гарантирующим поставщиком. Оплата потребителем счета гарантирующего поставщика на оплату потребленной в расчетном периоде электроэнергии производится не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным. При нарушении в работе приборов учета электроэнергии не по вине потребителя расчет количества и стоимости потребленной в расчетном периоде (месяце), следующем за месяцем обнаружения нарушения, производится по среднесуточному расходу предыдущего расчетного периода или соответствующего расчетного периода предыдущего года, когда нарушения порядка учета электроэнергии отсутствовали (по выбору гарантирующего поставщика). Потребитель обязан в течении месяца, следующего за месяцем обнаружения нарушений в работе, восстановить работоспособность прибора учета, установить новый прибор учета электроэнергии. В случае неисполнения потребителем указанной обязанности, определение объемов электроэнергии, поставленной потребителю за расчетные периоды, следующие за месяцем в котором нарушения учета должны были быть устранены потребителем, производится гарантирующим поставщиком по нормативам потребления коммунальных услуг по электроснабжению, утвержденным в установленном действующим законодательством РФ порядке (п. 1.5 договора). При отсутствии у потребителя прибора учета, несоответствия его установленным техническим требованиям, а также при нарушении работы прибора учета не по вине потребителя расчет количества потребленной потребителем в расчетном периоде электроэнергии производится по нормативам потребления коммунальных услуг по электроснабжению, утвержденным в установленном действующим законодательством РФ порядке (п. 1.6 договора). В случае просрочки исполнения потребителем обязательств по оплате потребленной электроэнергии более чем за два расчетных периода гарантирующий поставщик вправе ограничивать полностью или частично режим потребления электроэнергии потребителем (п. 1.2, 1.2.4 договора, п. 161, 171 Правилам функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период). Между ОАО «Пермэнергосбыт» (заказчиком) и ОАО «МРСК Урала» (исполнителем) заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии № 143-134/08 от 25.01.2008 года, в соответствии с п. 2.1 договора, исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном Федеральным законом основании, заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя. Согласно п. 3.3.13 договора, ОАО «МРСК Урала» обязано вводить полное или частичное ограничение электроэнергии путем выполнения заявок ОАО «Пермэнергосбыт». Отключение электроснабжения жилого дома истца Карелина В.Ю. было произведено работниками сетевой организации ОАО «МРСК Урала» с 21 мая 2010 года в соответствии с заявкой № 630-02-20-560/1, поступившей от инициатора введения ограничения режима потребления электроэнергии - ОАО «Пермэнергосбыт». Исходя из положений норм законодательства об электроэнергетике и условий договора электроснабжения для бытовых нужд № 00307224 от 09.08.2001 года, договора на оказание услуг по передаче электрической энергии № 143-134/08 от 25.01.2008 года, следует, что потребитель обязан производить оплату потребленной электроэнергии независимо от того исправен или не исправен прибор учета, установленный в его жилом помещении, неисполнение обязанности по оплате потребленной электроэнергии является основанием для ведения полного ограничения режима потребления электроэнергии по инициативе энергоснабжающей организации ОАО «Энергосбыт», истец Карелин В.Ю. и сетевая организация ОАО «МРСК Урала» в договорных отношениях не состоят, исковые требования в части возобновления подачи электроэнергии в жилой дом потребителя не могут быть предъявлены к сетевой организации. Акт № 521105 от 19.03.2008 года составлен электромонтером ФИО6, который в момент составления данного акта в трудовых отношениях с ОАО «МРСК Урала» не состоял. Между истцом Карелиным В.Ю. и ОАО «МРСК Урала» договор купли-продажи прибора учета электроэнергии, установленного у истца, не заключался, ОАО «МРСК Урала» денежные средства в оплату стоимости прибора учета от истца не принимало, электросчетчик истцу не передавало и услуги по его установке истцу не оказывало. Следовательно, ответственность за неисправность электросчетчика, принадлежащего истцу на ОАО «МРСК Урала» возложена быть не может. ОАО «МРСК Урала» в договорных отношениях электроснабжения, по купле-продаже прибора учета и оказанию услуг по его установке с истцом не состояло, не является причинителем вреда, вины в причинении вреда истцу не усматривается, оснований для взыскания на основании ст. 151 ГК РФ компенсации морального вреда нет. Нет основания для возложения ответственности на введение энергоснабжающей организацией ОАО «Пермэнергосбыт» в отношении истца режима ограничения потребления электроэнергии, за выход из строя прибора учета электроэнергии в период гарантийного срока, моральный вред, причиненный истцу. ООО «Энергобаланс» самостоятельное юридическое лицо, арендовало помещение у Чайковских электросетей, самостоятельно производило продажу и установку электросчетчиков. 3 сентября 2010 года представителем ОАО «МРСК Урала» филиала «Пермэнерго» ПО ЧаЭС осмотрен счетчик истца Карелина В.Ю., установлено, в счетчике не работает счетный механизм, необходима замена электросчетчика. 07 сентября 2010 года после погашения задолженности из Южного отделения Пермской энергосбытовой компании от руководителя Чернушинского участка ОАО «Пермэнергосбыт» поступила заявка на подключение электроэнергии. При осмотре для подключения электроустановки в жилом доме истца Карелина В.Ю. специалисты предприятия установили, что подключение не возможно, так как электрооборудование жилого дома находится в опасном и аварийном состоянии, нет устройства для закрепления ответвления от ввода жилого дома до опоры, учет электроэнергии не пригоден для расчетного коммерческого учета, нет защиты вводного устройства, автоматического выключателя, изоляция электропроводки находится в оплавленном состоянии. Карелину В.Ю. вручено предписание о том, что необходимо выполнить для подключения. Подключение электроэнергии к электрооборудованию потребителя, находящемуся в аварийном и опасном состоянии, не возможно.

Представитель ответчика Открытого акционерного общества «Пермская энергосбытовая компания» (ОАО «Пермэнергосбыт») в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика Южного отделения ОАО «Пермэнергосбыт» ФИО7 в письменном отзыве по иску указала, что ОАО «Пермэнергосбыт» с исковыми требованиями истца Карелина В.Ю. не согласно. В соответствии с ст. 151 ГК РФ, лицо, требующее возмещение вреда, должно доказать наличие и размер вреда, неправомерность действий причинителя вреда, причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом, для возложения указанной денежной компенсации необходимо наличие вины ответчика, оснований для возмещения денежной компенсации морального вреда истцу со стороны ответчика не имеется. (л.д. 22-23) Представлены дополнительные сведения об оплате Карелиным В.Ю. задолженности по электроэнергию 7 сентября 2010 года.

Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Энергобаланс» в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

В письменном отзыве по иску представитель ООО «Энергобаланс» ФИО8 указала, что в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, субъектами розничных рынков - участниками отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, являются потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии (энергоснабжающие организации), исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг, сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке, системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, то есть специализированные организации, к числу которых ООО «Энергобаланс» не отнесено. Соответственно, требование истца о восстановлении подачи электроэнергии является необоснованным, его выполнение находится вне компетенции ООО «Энергобаланс». В соответствии с положениями ст. 18, 29 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года при обнаружении недостатков товара, выполненной работы, оказанной услуги, потребитель вправе по своему предъявить в адрес исполнителя одно из предусмотренных требований. Обращений, содержащих сообщение о неисправности установленного прибора учета, так же как и предусмотренных законодательством требований, в адрес исполнителя по договору к ООО «Энергобаланс» не поступало. В соответствии с положениями ст. 151 ГК РФ, ст. 15 закона «О защите прав потребителей» для возмещения морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, необходимо определить, какое право потребителя нарушено, имеется ли вина причинителя вреда, причинно-следственную связь. Как следует из искового заявления, нравственные страдания истца вызваны отсутствием электроэнергии, что не связано с работами исполнителя по установке прибора учета. Вина исполнителя не очевидна. Требование о возмещении морального вреда ответчик считает необоснованным.

Представитель Муниципального унитарного предприятия Чернушинские городские коммунальные электрические сети в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указал, что истец Карелин В.Ю. проживает не в зоне обслуживания предприятия МУП ЧГКЭС, зона обслуживания электрических сетей в городе.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Сторонами ОАО «Пермская энергосбытовая компания» Южным отделением (гарантирующим поставщиком) и Карелиным В.Ю. (потребителем) заключен договор электроснабжения. (л.д. 4-5) В соответствии с договором Гарантирующий поставщик обязуется поставлять Потребителю электрическую энергию, с привлечением сетевых организаций (ОАО «Пермэнерго» и МУП ЧГКЭС) обеспечивать потребителю оказание услуг по передаче электрической энергии, а потребитель обязуется оплачивать принятую электрическую энергию в порядке и в сроки, предусмотренные договором. Обязательство Гарантирующего поставщика по поставке Потребителю электрической энергии, а также по оказанию Потребителю услуг по передаче электрической энергии считается исполненным с момента подачи Гарантирующим поставщиком электрической энергии на границу балансовой принадлежности электросетей между Потребителем и Сетевой организацией. В связи с тем, что ОАО «Пермэнерго» и МУП ЧГКЭС являются сетевыми организациями, оказывающими Гарантирующему поставщику на основании договора услуги по передаче электрической энергии Потребителю по принадлежащим ОАО «Пермэнерго» и МУП ЧГКЭС электрическим сетям, и осуществляющими на основании указанного договора и договоренности Гарантирующего поставщика функции по обслуживанию приборов учета электрической энергии, контролю за правильной работой приборов учета электроэнергии, а также осуществляющей по заявкам Гарантирующего поставщика действия по введению ограничения (полностью или частично) режима потребления электроэнергии и возобновлению подачи электроэнергии, отношения сторон по договору регулируются с учетом указанных особенностей. По договору электрическая энергия поставляется в помещение по адресу: <адрес>. Согласно договора, Гарантирующий поставщик имеет право самостоятельно или с привлечением Сетевой организации производить списание показаний приборов учета электрической энергии и выставлять Потребителю счета на оплату потребленной энергии, ограничивать полностью или частично режим потребления электрической энергии потребителя в случае выявления неудовлетворительного состояния энергетических установок Потребителя, в случае возникновения аварийных электроэнергетических режимов, просрочки исполнения Потребителем обязательств по оплате потребленной энергии более чем за 2 расчетных периода (два месяца), при выявлении случаев потребления электрической энергии с нарушением со стороны Потребителя порядка учета электрической энергии. Потребитель обязуется своевременно оплачивать принятую электрическую электроэнергию; немедленно сообщать Гарантирующему поставщику и Сетевой организации обо всех неисправностях, о нарушении схем учета и неисправностях в работе приборов учета электроэнергии; обеспечивать сохранность находящихся в его ведении электрических сетей, приборов учета. Замена приборов учета электрической энергии (расчетных счетчиков) при неисправности, нарушении в работе приборов, ремонт приборов учета, установка приборов учета у Потребителя производится Потребителем, или по просьбе потребителя Сетевой организацией или Гарантирующим поставщиком за счет Потребителя. Гарантирующий поставщик обязанности по замене приборов учета, их установке не несет. Замена приборов учета производится Потребителем в согласия Гарантирующего поставщика и под контролем Сетевой организации или Гарантирующего поставщика. Согласно договора, количество потребленной электроэнергии определяется прибором учета : ЦЭ – 6807 П № 0712980707758122, установленным 19 марта 2009 года. Условиями договора предусмотрено, что при нарушениях в работе прибора учета расчет количества и стоимости потребленной энергии может быть произведен по расходу предыдущего расходного периода или соответствующего расчетного периода предыдущего года.

Истцом представлен Акт № 521/105 проверки (замены) 1-фазного электросчетчика от 19 марта 2009 года, согласно которого потребителю ФИО4 по адресу: <адрес>, установлен счетчик ЦЭ 6807 П (№ 0712980707758122), акт составлен представителем ООО «Энергобаланс». (л.д. 6) Из пояснений истца Карелина В.Ю., представителя ОАО «МРСК Урала», материалов дела, установлено, что истец Карелин В.Ю. приобрел электрический счетчик в ООО «Энергобаланс», представитель юридического лица ООО «Энергобаланс» произвел установку электрического счетчика в помещении истца. Регистрация указанного электрического счетчика в качестве прибора учета по договору электроснабжения для бытовых нужд произведена Гарантирующим поставщиком представителем Южного отделения ОАО «Пермская энергосбытовая компания».

Представителем ОАО «Пермэнергосбыт» представлено предупреждение Карелину В.Ю. от 19 февраля 2010 года о наличии задолженности по оплате за электроэнергию в сумме 244,24 рубля, срок оплаты установлен 28.02.2010 года, с отметкой, что не работает счетчик, показания счетчика 00852. (л.д. 24)

Согласно выписки из лицевого счета по оплате абонента Карелина В.Ю., зарегистрировано поступление оплаты: 21 января, 17 февраля, 19 мая (окончательный расчет при замене счетчика), 22 мая, 15 июля, 13 ноября 2009 года, за абонентом числится задолженность 326 рублей 40 копеек. (л.д. 29-30)

ОАО «Пермская энергосбытовая компания» направило 18 мая 2010 года в адрес Чернушинского РЭС ПО «Чайковские электрические сети» Пермэнерго ОАО «МРСК Урала» заявку о прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям: в том числе у Карелина В.Ю., лицевой счет потребителя 307224, тип счетчика ЦЭ – 6807 П № 0712980707758122. (л.д. 25-26) Согласно Акта снятия показаний к заявке на введение прекращения подачи электроэнергии потребителю, на момент отключения показания счетчика 00852, сделана отметка, что электросчетчик сломан с января 2010 года. (л.д. 27)

Оплата задолженности произведена потребителем Карелиным В.Ю. 07 сентября 2010 года, 07 сентября 2010 года руководителем Чернушинского участка ОАО «Пермэнергосбыт» направлена начальнику РЭС ПО «Чайковские электрические сети» заявка на подключение потребителя в связи с погашением задолженности.

Согласно Акта проверки электросчетчика от 03.09.2010 года, составленного представителем ОАО «МРСК Урала» филиала «Пермэнерго» ПО ЧаЭС, электросчетчик ЦЭ – 6807 П № 0712980707758122 не пригоден к расчету за потребленную электроэнергию, так как не работает счетный механизм.

Согласно Акта осмотра электроустановки в жилом доме истца Карелина В.Ю., проведенного представителем ОАО «МРСК Урала» филиала «Пермэнерго» ПО ЧаЭС 10 сентября 2010 года по заявке на подключение, установлено, что подключение не возможно, так как электрооборудование жилого дома находится в опасном и аварийном состоянии, нет устройства для закрепления ответвления от ввода жилого дома до опоры, учет электроэнергии не пригоден для расчетного коммерческого учета электроэнергии в соответствии с требованиями Правил учета электроэнергии, нет защиты вводного устройства (автоматического выключателя), изоляция электропроводки находится оплавленном состоянии. На основании акта осмотра потребителю Карелину В.Ю. выдано предписание о необходимости вывести электрооборудование в жилом доме из опасного и аварийного состояния, установить устройство для закрепления ответвления от ввода до опоры в дом, учет электроэнергии РЩУ-0,23 кВ установить на фасад жилого дома, предусмотреть установку автоматического выключателя до электросчетчика по нагрузке 25 А с устройством опломбировки, заменить электросчетчик, ответвление от опоры до РЩУ – 0,23 кВ выполнить кабелем типа АВ ВГ 2 х -1 на тросовой подвеске.

Согласно ст. 539 Гражданского кодекса РФ, 1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. 2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. 3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. 4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Согласно ст. 540 Гражданского кодекса РФ, 1. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 543 Гражданского кодекса РФ, 1. Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. 2. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. 3. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

С учетом разъяснений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, содержание ч. 2 ст. 543 ГК РФ не означает, что гражданин, выступающий потребителем через присоединенную сеть, не должен соблюдать правила техники безопасности при пользовании энергией, поддерживать в исправном состоянии механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в жилом помещении (квартире), и не должен нести бремя расходов по содержанию данного оборудования. Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного жилого помещения. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены такие Правила. Коммунальные услуги предоставляются гражданам на основании договора. Коммунальные услуги включают услуги: по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению и имеют целью обеспечить комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений, собственников жилых домов. (пункт 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Конституционный Суд Российской Федерации указал в Постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П, что право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 ГК Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.

Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ, 1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. 2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 года N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", 1.1.1. Правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии. 1.2.2. Потребитель обязан обеспечить: содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД); …надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок.

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. 2. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. …6. Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг…: электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение…13. Обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором. 14. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. 15. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. …52. Потребитель обязан: а) при обнаружении неисправностей …индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению; г) обеспечить сохранность пломб на …индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; з) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.

Согласно Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", Правила устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - розничные рынки) в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией. …7. По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить приобретаемую электрическую энергию. При этом в указанном договоре не урегулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя электрической энергии. …138. Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений. …140. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. В целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета. 141. Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше. …144. В случае выявления неисправности или утраты расчетного прибора учета определение объема потребления электрической энергии осуществляется на основании показаний контрольного прибора учета. В случае отсутствия контрольного прибора учета определение объема потребления электрической энергии осуществляется, если договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) не установлено иное, на основании имеющихся статистических данных за аналогичный период предшествующего года, в котором определение объема потребления данным потребителем осуществлялось на основании приборов учета с учетом темпов изменения объема потребления электрической энергии по сравнению с указанным годом. …160. Полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (далее - ограничение режима потребления) предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям до уровня аварийной (технологической) брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони - до полного ограничения в случае наступления предусмотренных настоящим разделом обстоятельств. 161. Ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях: а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств); б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору); в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии; г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей; д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов; е) возникновение внерегламентных отключений; ж) наличие обращения потребителя. … 163. Полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации. При отсутствии такой возможности прекращение подачи электрической энергии осуществляется путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от электрической сети. Возобновление режима потребления после введения полного ограничения режима потребления не может рассматриваться как новое технологическое присоединение и не требует заключения нового договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, за исключением случаев введения ограничения режима потребления в результате самовольного присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети сетевой организации. …170. Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации. …172. Фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление, содержащее сведения: а) о потребителе, в отношении которого вводится ограничение режима потребления; б) об основаниях введения ограничения режима потребления; в) о сроках и объемах вводимого ограничения режима потребления. …178. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке: а) при наличии технической возможности применяются меры по частичному ограничению режима потребления. Не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого ограничения гражданин-потребитель должен быть уведомлен о частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок; б) при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления; в) если задолженность не погашена (не оплачена) в указанный в уведомлении срок, соответствующая организация вправе ввести полное ограничение режима потребления. …179. В случае исполнения потребителем в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности или в случае представления им документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности, до введения ограничения режима потребления ограничение режима потребления не вводится. Отказ потребителя от признания задолженности или указанного в письменном уведомлении размера задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств. В случае исполнения потребителем указанного требования в период ограничения режима потребления подача электрической энергии возобновляется не позднее чем через 24 часа с момента поступления денежных средств в кассу инициатора введения ограничения или получения им подтверждения факта принятия банком такого потребителя платежного поручения о перечислении денежных средств на расчетный счет инициатора введения ограничения. Инициатор введения ограничения обязан незамедлительно уведомить соответствующую сетевую организацию с одновременным уведомлением системного оператора (иного субъекта оперативно-диспетчерского управления) о погашении (оплате) потребителем, в отношении которого введено частичное (полное) ограничение режима потребления, задолженности по оплате электрической энергии (соответствующих услуг) и об отмене такого ограничения. Отмена ограничения режима потребления, примененного в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, влечет его восстановление в полном объеме, предусмотренном договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) либо определяемом необходимым режимом и уровнем потребления (для граждан-потребителей).

Из материалов дела и пояснений сторон установлено, что истец Карелин В.Ю. как потребитель заключил договор с ОАО «Пермская энергосбытовая компания» (в <адрес> находится Чернушинский участок Южного отделения) на поставку электрической энергии в жилой дом истца в <адрес>, ОАО «Пермская энергосбытовая компания» выступает по договору гарантирующим поставщиком, ОАО «Межрегиональная распределительная компания Урала» филиал «Пермэнерго» выступает сетевой организацией.

Потребитель Карелин В.Ю. в соответствии со ст. 544 ГК РФ, п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг, п. 7 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, условий договора обязан своевременно оплачивать принятую электрическую энергию, оплата должна производиться потребителем ежемесячно.

Из лицевого счета потребителя Карелина В.Ю. следует, что за потребителем образовалась задолженность по оплате за потребленную электрическую энергию с 10 декабря 2009 года. Уведомление о наличии задолженности вручено потребителю 19 февраля 2010 года. Условиями Договора электроснабжения для бытовых нужд, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусмотрен порядок расчета и оплаты в случае нарушения работы прибора учета не по вине потребителя.

Из доводов истца следует, что 1-2 февраля 2010 года произошла неисправность в электрическом счетчике, в период в декабре 2009 года, в январе, феврале, марте, апреле, мае 2010 года он использовал электрическую энергию, но оплату не производил. 21 мая 2010 года в связи с нарушениями обязательствами по оплате за принятую электроэнергию по заявке гарантирующего поставщика сетевой организацией произведено отключение электроустановки истца. Условиями Договора электроснабжения с потребителем Карелиным В.Ю. предусмотрено право гарантирующего поставщика на введение ограничения режима потребления энергии для потребителя в случае просрочки обязательства по оплате потребленной электроэнергии более чем за 2 месяца.

Ответчиком ОАО «Пермская энергосбытовая компания» при ограничении и отключение подачи электрической энергии потребителю Карелину В.Ю. допущено нарушение п. 178 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, об обязательном уведомлении потребителя не менее чем за 15 дней о частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок.

В период рассмотрения дела истцом Карелиным В.Ю. оплачена образовавшаяся задолженность, гарантирующим поставщиком ОАО «Пермэнергосбыт» (руководителем Чернушинского участка Южного отделения ОАО «Пермская энергосбытовая компания») направлена заявка на подключение электроустановки потребителя в сетевую организацию.

Представителем ответчика – сетевой организации заявка не исполнена, так как электроустановка истца находится в опасном и аварийном состоянии.

Наличие выявленных технических неисправностей в электрооборудовании истцом Карелиным В.Ю. не оспаривается.

Положениями ст. 543 ГК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг, условиями Договора электроснабжения предусмотрена обязанность потребителя обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования.

В связи ненадлежащим техническим состоянием и безопасностью электроустановки в жилом доме, оснований для возложения обязанности на гарантирующего поставщика и ОАО «Пермская энергосбытовая компания» и сетевую организацию ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» - филиал «Пермэнерго» по немедленному возобновлению подачи электрической энергии в жилой дом истца на момент вынесения решения не усматривается. Приведенными выше положениями Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусмотрено введение ограничения на электроснабжение в целях предотвращения аварий и угрозы жизни и здоровью проживающих в жилом доме граждан.

С учетом изложенного, исковые требования истца Карелина В.Ю. в части возобновления подачи электрической энергии оставляются без удовлетворения.

Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг, условий Договора электроснабжения, обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, электрического, иного оборудования, находящихся в жилом доме, внутриквартирного оборудования, предназначенного для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников жилых домов.

Необходимым условием Договора электроснабжения является наличие у потребителя прибора учета потребляемой электроэнергии.

Из пояснений сторон и материалов дела, установлено, что 19 марта 2009 года потребителю продан и установлен в квартире электрический счетчик марки ЦЭ – 6807 П 5 -60 А № 0712980707758122.

Истец Карелин В.Ю. как наследник по закону после смерти матери ФИО4 приобрел право на наследственное имущество, в том числе на данное имущество – счетчик, на основании ст. 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.

Из представленных истцом материалов и доводов сторон следует, что электрический счетчик истец Карелин В.Ю. приобрел в ООО «Энергобаланс», данное обстоятельство указано в акте замены электрического счетчика.

При осмотре электрического счетчика представителями гарантирующего поставщика Южного отделения ОАО «Пермская энергосбытовая компания», сетевой организации ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» филиала «Пермэнерго» установлено, что на период 19 февраля 2010 года и до настоящего времени в электрическом счетчике не работает счетный механизм, электросчетчик к расчету за потребленную электроэнергию не пригоден.

Истец Карелин В.Ю. заявил требование о замене некачественного электросчетчика к ООО «Энергобаланс».

Закон РФ "О защите прав потребителей" предусматривает возможность защиты прав потребителей в судебном и внесудебном порядке. Внесудебный порядок выражается в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд. У потребителя есть право выбора. Он может по своему усмотрению: 1) либо предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю); 2) либо обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю). По данному виду услуг законом не предусмотрен обязательный досудебный порядок. Данное положение закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", в котором указано, что Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" не установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителей товаров (работ, услуг).

Согласно Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

Согласно ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", 1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. 2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Согласно ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", 1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). 2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Согласно ст. 18 закона о защите прав потребителей, 1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. …2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. …5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке

Согласно ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", 1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Согласно ст. 21 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", 1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

На основании ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", в связи с тем, что прибор учета – электрический счетчик, приобретенный истцом Карелиным В.Ю. в ООО «Энергобаланс», имеет существенные неустранимые недостатки, не соответствует обязательным требованиям, установленным для приборов учета, требования истца Карелина В.Ю. о замене электрического счетчика являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Требования заявлены потребителем в течении 2 лет со дня передачи электросчетчика, то есть в срок установленный ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Наличие технической неисправности электрического счетчика подтверждено доказательствами, представленными сторонами.

На основании ст. 18, 19, 21 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", суд удовлетворяет исковые требования истца Карелина В.Ю. в данной части, и возлагает на ООО «Энергобаланс» обязанность произвести замену установленного в жилом помещении Карелина В.Ю. неисправного однофазного электрического счетчика ЦЭ 68 07 п 5-60 на аналогичный электрический счетчик класса точности не ниже 2,0 (5-50А), в соответствии со ст. 21 закона, определяет срок замены - в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

При разрешении исковых требований истца Карелина В.Ю. о взыскании компенсации морального вреда с ООО «Энергобаланс» суд учитывает следующее.

Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Ответчиком ООО «Энергобаланс» допущены нарушения прав потребителя Карелина В.Ю., установленных ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", о том, что Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется, ст. 8 Закона о том, что Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в данных сферах обслуживания потребителей.

Отсутствие достоверной, полной, доступной информации о продавце ООО «Энергобаланс», юридическом адресе для предъявления претензий, передача электрического счетчика ненадлежащего качества привела к невозможности производить учет потребляемой электроэнергии, образованию задолженности по оплате, вызвало последующие действия ответчиков по ограничению подачи в жилой дом истца электрической энергии.

Суд полагает обоснованными доводы истца Карелина В.Ю. о причинении морального вреда. Передача электрического счетчика ненадлежащего качества при тех обстоятельствах, которые приводятся истцом, привело к значительным для него бытовым неудобствам, и как следствие к нравственным переживаниям.

В тоже время указанная истцом сумма представляется чрезмерной, оценивая возмещение на справедливой основе и с учетом разумности, суд определяет к взысканию с ООО «Энергобаланс» в пользу Карелина В.Ю. денежную компенсацию в размере 3000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Карелина Василия Юрьевича удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Энергобаланс» произвести замену установленного в жилом помещении Карелина Василия Юрьевича по адресу: <адрес>, неисправного однофазного электрического счетчика ЦЭ 68 07 п 5-60 на аналогичный электрический счетчик класса точности не ниже 2,0 (5-50А) в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Энергобаланс» в пользу Карелина Василия Юрьевича денежную компенсацию морального вреда в сумме 3000 (три тысячи) рублей.

Исковые требования Карелина Василия Юрьевича к Открытому акционерному обществу «Пермская энергосбытовая компания», Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» о возобновлении подачи электрической энергии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Е.Р. Низаева