о признании бездействия незаконным



Дело № 2-243/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чернушка 04 марта 2011 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Толпышевой И.Ю.,

с участием помощника прокурора Чернушинского района Лыбиной О.В.,

представителя администрации Чернушинского муниципального района Поплаухиной Н.Р.,

представителя Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района – Альмухаметовой А.З.,

представителя МДОУ «Детский сад №12» - Арышевой О.Д.,

при секретаре Овсянкиной Г.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Чернушинского муниципального района Пермского края незаконным,

установил:

Прокурор Чернушинского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Чернушинского муниципального района.

Требования мотивированы следующим. Прокуратурой Чернушинского района, в ходе осуществления надзорных мероприятий, установлено, что администрация Чернушинского муниципального района, являясь учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12», допускает нарушения требований действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст.8 Устава Чернушинского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в статье 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

Согласно п. 3.1.14 Положения об администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания района от 29.01.2010 г. №277, полномочия по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесены к компетенции администрации Чернушинского муниципального района.

В соответствии с требованиями ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

ДД.ММ.ГГГГ сотрудником 22 Отдела ГПН проведена проверка в МДОУ «Детский сад № 12», по результатам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предписание № о необходимости выполнения мероприятий. В данное время также имеют место нарушения требований нормативных документов по пожарной безопасности (СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденные Постановлением Минстроя от 13.02.1997 г. №18-7), которые не устранены, а именно:

- п. 36 на лестничной клетке, в правом крыле в проеме выхода в чердачное помещение здания, не установлен противопожарный люк 2-го типа, для ограничения распространения пожара;

- п. 40 на лестничной клетке, в левом крыле в проеме выхода в чердачное помещение здания, не установлен противопожарный люк 2-го типа, для ограничения распространения пожара.

Кроме того, согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; выполнять другие обязанности, возложенные настоящим Законом на юридических лиц.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. Закона № 52-ФЗ).

Санитарные правила согласно ст. 1 Закона № 52-ФЗ - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Закона).

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки проведенной специалистами Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, было вынесено предписание № 69, т.к. данное общеобразовательное учреждение не соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования по устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных учреждений».

На данный момент не выполнены следующие пункты предписания, на которые требуется дополнительное финансирование со стороны учредителя, а именно:

- п. 3. Оборудование игровой площадки ясельной группы в соответствии требованиями;

- п. 4. Приведение в соответствии с требованиями площадей теневых завесов;

- п. 5. Проведение ремонта асфальтированного покрытия на территории учреждения;

- п. 7. Оборудование физкультурной площадки в соответствии с требованиями;

- п. 9. Исследовать в теплое время года 1 раз в месяц песок из песочниц на степе биологического загрязнения;

- п. 11. Оборудование сушильных устройств в шкафах для верхней одежды раздевальных;

- п. 13. Обеспечить в дошкольных группах количество мест по числу детей группах;

- п. 15. Оборудование спальни ясельной группы в соответствии с требованиями;

- п.16. Замена раскладных кроватей с провисающими ложе;

- п. 18. Один раз в год постельные принадлежности подвергать химической чистке или обработке в дезинфекционной камере;

- п. 19. Обеспечение высоты установки умывальных раковин для детей в умывальных;

- п. 20. При наличии свободных площадей установка недостающего количества санитарно-технического оборудования в туалетных;

- п. 28. Проведение капитальных ремонтных работ отдельно стоящего складского помещения.

Причиной неисполнения требований контролирующих органов является отсутствие необходимого финансирования со стороны органов местного самоуправления.

Финансирование муниципальных учреждений, согласно пункту 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.

Учредителем образовательного учреждения является администрация Чернушинского муниципального района (пункт 1.6 Устава МДОУ «Детский сад № 12»).

Вместе с тем, администрация Чернушинского муниципального района не финансирует в полном объеме образовательное учреждение на устранение вышеуказанных нарушений.

В силу части 2 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

ДД.ММ.ГГГГ у МДОУ «Детский сад № 12» закончился срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности,

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Так, в соответствии с требованиями ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

В соответствии с п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277, для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

В связи с неисполнением предписаний органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный пожарный надзор, образовательное учреждение не смогло в установленные законом сроки получить лицензию на право ведения образовательной деятельности, тем сам нарушает требования Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании».

С учетом этого, бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их законных представителей.

Согласно Федеральной целевой программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ, развитие системы образования относится к приоритетным национальным проектам. Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Основными мероприятиями (заданиями) Программы являются, в том числе обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровне ступеней.

Таким образом, оспариваемое бездействие органов местного самоуправления одновременно нарушает права неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу ст.2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе детей.

Исходя из положений п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 ст.45, ст.254 ГПК РФ, просит признать незаконным бездействие администрации Чернушинского муниципального района, не принявшей меры по финансированию затрат МДОУ «Детский сад № 12», направленных на устранение нарушений, указанных в пунктах 4, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 28 предписания Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителе, благополучия человека по Пермскому краю, от ДД.ММ.ГГГГ №, и в пунктах 36, 40 предписания 22 Отдела Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать администрацию Чернушинского муниципального района обеспечить МДОУ «Детский сад № 12» денежными средствами на устранение нарушений, указанных в пунктах 3, 4, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 28 предписания Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, от ДД.ММ.ГГГГ №, и в пунктах 36, 40 предписания 22 Отдела Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №.

В судебном заседании прокурор Лыбина О.В. доводы, изложенные в заявлении, поддержала полностью, на их удовлетворении настаивала.

Представитель Администрации Чернушинского муниципального района Поплаухина Н.Р. с требованиями прокурора не согласилась, представила письменные возражения по заявлению, пояснила, что согласно п. 2.1. Положения «Об управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района», утвержденного решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 25.12.2009 г. №, основной целью деятельности управления образовательными учреждениями является проведение на территории Чернушинского муниципального района образовательной политики, направленной на обеспечение прав граждан на получение качественного образования, и удовлетворения образовательных потребностей на основе действующего законодательства РФ. Одними из задач деятельности управления образовательными учреждениями являются: создание организационных условий для реализации государственной и муниципальной политики в сфере образования, а также обеспечение на территории Чернушинского муниципального района прав граждан на получение образования, соответствующего государственным стандартам во всех типах и видах учреждений, переданных в управление образовательными учреждениями.

Согласно п. 3.3. Положения от 25.12.2009 г. № 273, управление образовательными учреждениями осуществляет организацию работы по лицензированию и аттестации муниципальных образовательных учреждений в пределах делегированных полномочий. Для получения лицензии ее соискатель должен предоставить в соответствующий лицензирующий орган заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности. Так как в данном случае предписания Госпожнадзора и Управления, вынесенных Учреждению, не исполнены в полном объеме и не были доведены до администрации Чернушинского муниципального района, считаем, что администрация Чернушинского муниципального района не бездействует, а наоборот принимает все возможные меры для устранения нарушений при их своевременном выявлении. Управление образовательными учреждениями, в свою очередь, не предприняло само никаких действий по устранению нарушений Предписаний и не поставило администрацию Чернушинского муниципального района в известность о выявленных нарушениях для принятия мер по их устранению, что и привело к сложившейся ситуации. Ссылка прокурора на нарушение прав и свобод гражданина не обоснована, препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод нет. Также прокурором не представлено никаких доказательств, подтверждающих надлежащее и своевременное уведомление администрации Чернушинского муниципального района о выявленных нарушениях, содержащихся в Предписаниях вышеуказанных контролирующих органов. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа.

Орган местного самоуправления муниципального района состоит из исполнительного органа (администрация муниципального района) и представительного органа (Земское Собрание муниципального района). В соответствии с Уставом Чернушинского муниципального района администрация Чернушинского муниципального района как орган местного самоуправления осуществляет исполнительно-распорядительные функции, и только представительный орган - Земское Собрание Чернушинского муниципального района обладает исключительной компетенцией по утверждению местного бюджета. Таким образом, администрация муниципального района не может самостоятельно распоряжаться средствами местного бюджета. В заявлении прокурор просит обязать администрацию муниципального района обеспечить Учреждение денежными средствами на устранение нарушений ряда пунктов вышеуказанных Предписаний. Поскольку бюджет муниципального района утверждается на соответствующий год в конце текущего года, соответственно, денежные средства на устранение нарушений Предписаний не были заложены. Для выделения дополнительного финансирования в текущем 2011 году управлением образовательными учреждениями должны быть представлены в финансовый орган администрации Чернушинского муниципального района проектно-сметные документации с указанием конкретной суммы, необходимой для устранения нарушений по Предписаниям, для корректировки бюджета. На основании представленных документов финансовый орган формирует и направляет пакет документов для утверждения в Земское Собрание Чернушинского муниципального района. И только после проведения всех действий администрация Чернушинского муниципального района вправе распоряжаться средствами местного бюджета. Таким образом, администрация Чернушинского муниципального района не признает бездействие по финансированию затрат Учреждения, направленных на устранение нарушений Предписаний Госпожнадзора и Управления, незаконным, как указывает прокурор в своем заявлении, потому как не знала и не могла знать о вынесении вышеуказанных Предписаний в адрес Учреждения. На основании изложенного, считает, что в удовлетворении требований прокурора о признании бездействия администрации Чернушинского муниципального района незаконным необходимо отказать в полном объеме.

Представитель Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района Пермского края Альмухаметова А.З. с требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что управлением образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района по состоянию на сегодняшний день проводятся определенные действия по установке противопожарных люков 2-го типа на лестничной клетке в правом и левом крыле в проеме выхода в чердачное помещение здания для ограничения распространения пожара, в связи с чем, подготовлено гарантийное письмо ФИО12 В течение 2008-2010 годов детскому саду № были выделены денежные средства в размере 1398,031 тысяч рублей на приведение учреждения в соответствие с требованиями пожарных норм и санитарных правил. В ноябре 2010 года в адрес главы муниципального района было направлено письмо с просьбой внести корректировку в бюджет и выделить в целях устранения предписаний надзорных органов и получения образовательными учреждениями района лицензий на образовательную деятельность денежные средства в размере 4 405799, 47 рублей. В феврале 2011 года в адрес исполняющего обязанности главы муниципального района вновь направлено письмо с просьбой выделения финансирования на выполнения ремонтных работ в учреждениях образования в размере 60588000 рублей. Наличие не устраненных нарушений указанных в предписаниях надзорных органов не оспаривает. Однако по четырем пунктам предписания Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения еще не наступил, пункт 28 выполнен частично, произведен косметический ремонт.

Заведующая МДОУ «Детский сад № 12» Арышева О.Д. в судебном заседании пояснила, что дошкольное учреждение нуждается в выделении дополнительных денежных средств для устранения нарушений указанных в предписаниях надзорных органов, так как еще в октябре 2010 года у образовательного учреждения закончилась лицензия на осуществление образовательной деятельности. Получение новой лицензии невозможно без положительного заключения надзорных органов. В октябре 2009 года с целью устранения недостатков указанных в предписании 22-отдела Государственного пожарного надзора ею было направлено ходатайство на имя начальника управления образования с просьбой выделить денежные средства для устранения замечаний. В мае 2010 года ею было направлено ходатайство о выделении дополнительного финансирования на устранение недостатков выявленных при проверке Роспотребнадзора 28.04.2010 года в сумме 1054709 рублей. Всего за период с 2008-2010 года было выделено 1398, 031 тысяч рублей, часть указанных в предписаниях нарушений устранена. Требования об установке противопожарных люков было выполнено в августе 2010 года в рамках исполнения муниципального контракта по капитальному ремонту кровли, однако исполнителем не были представлены сертификаты и иные необходимые документы на данные люки, соответственно требование госпожнадзора до настоящего времени считается невыполненным. Работы по установке люков, надлежащей сертификации и качества будут организованы в ближайшее время. Кроме того, подготовлены счета на приобретение детских столов, кроваток, всего на сумму 160520 рублей.

Специалист-эксперт Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю ФИО8, допрошенная в суде в качестве специалиста, пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ею была проведена проверка МДОУ «Детский сад № 12», составлен акт проверки и вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, содержащее 61 пункт. Сроки устранения выявленных недостатков были установлены различные. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ею была проведена внеплановая проверка по устранению недостатков указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ №. По результатам проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истек срок исполнения по 25 пунктам предписания, из них не выполнено 17 пунктов; ДД.ММ.ГГГГ истек срок исполнения по 22 пунктам, из них не выполнен один; ДД.ММ.ГГГГ истек срок исполнения одного пункта, он выполнен частично; истек срок исполнения «май-сентябрь ежегодно» по одному пункту, данный пункт не выполнен. На период проведения проверки в апреле 2010 года действовали СанПиН 2.4.1.1249-03. 2.4.1. Гигиена детей и подростков. Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003 года. С ДД.ММ.ГГГГ вступили в действие СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91. Новые правила смягчили требования по некоторым позициям, в связи с этим ряд пунктов предписания утратили свою актуальность, а именно пункты 3, 7, 9, 11. Не устраненные до настоящего времени нарушения СанПин, срок исполнения которых истек, а так же нарушения в отношении которых установлены длительные сроки устранения, в течение 2011 года, не позволяют получить МДОУ «Детский сад № 12» получить положительное заключение Роспотребнадзора для получение лицензии на образовательные услуги на новый срок.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12» расположено в <адрес> и осуществляет предоставление бесплатного и общедоступного дошкольного образования детям, проживающим на территории Чернушинского муниципального района <адрес>. Учредителем Учреждения является Администрация Чернушинского муниципального района Пермского края (л.д. 6-14).

ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «Детский сад № 12» Департаментом образования Пермского края выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии. Лицензия действительна по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приказа начальника 22 ОГПН ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № произведена проверка соблюдения Правил противопожарной безопасности. Актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ выявлено 64 нарушения (л.д.21-24).

В связи с чем, выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № по устранению нарушения требований пожарной безопасности (л.д. 25-27). Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности по всем пунктам установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке помощника прокурора Чернушинского муниципального района Азановой Т.И. от ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени в МДОУ «Детский сад № 12» не устранены нарушения требований СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденные Постановлением Минстроя от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно на лестничных клетках, правого и левого крыла в проеме выходов в чердачное помещение здания, не установлен противопожарный люк 2-го типа, для ограничения распространения пожара (п.36, 40 предписания от ДД.ММ.ГГГГ №).

В период с 06 апреля по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Пермскому краю от 26 марта № проведена проверка МДОУ «Детский сад № 12» по соблюдению требований санитарного законодательства, выявлению условий создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 28-46). По результатам проверки, должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический контроль вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, об устранении 61 выявленного нарушения, определены сроки их устранения (л.д. 47-49).

ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Пермскому краю на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проверки выявлено, что по 25 пунктам срок исполнения истек ДД.ММ.ГГГГ, из них не выполнено 17 пунктов (п.п.1, 8, 13, 15, 17, 19, 20, 21, 26, 37, 41, 49-55); по 22 пунктам срок исполнения истек ДД.ММ.ГГГГ, из них не выполнен один (п.36); на ДД.ММ.ГГГГ истек срок исполнения одного пункта, он выполнен частично (п.48); истек срок исполнения «май-сентябрь ежегодно» по одному пункту, данный пункт не выполнен (п.9).

Согласно ходатайствам заведующей МДОУ «Детский сад №12» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, для устранения нарушений указанных в предписаниях надзорных органов и приведения образовательного учреждения в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, запрашивались дополнительные денежные средства ( л.д.50-54).

Сметами расходов на 2010, 2011 г.г. МДОУ «Детский сад № 12» денежные средства на приведение учреждения в соответствии с вышеуказанными нормативными актами не предусмотрены ( л.д. ).

Согласно письму начальника Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес и.о. главы муниципального района для проведения мероприятий по лицензированию образовательных учреждений необходимо выделение денежных средств в размере 60588000 рублей, из них на нужды МДОУ «Детский сад № 12» в размере 2580000 рублей.

Для понуждения Администрации Чернушинского муниципального района к финансированию мероприятий по полному устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности и санитарных правил и норм прокурор обратился в суд с указанным заявлением.

Согласно ст.45 ГПК РФ, п.4 ст.27, п.3 ст.35 Закона РФ «О прокуратуре» прокурор по собственной инициативе вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушаемых законных прав и интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 1 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Из заявления прокурора видно, что в результате проведенных проверок было установлено, что в учреждении нарушаются права воспитанников на условия, гарантирующие охрану их здоровья, а именно: не соблюдаются нормы и правила пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические правила, что опасно для жизни детей, а так же лиц, работающих с детьми, приходящих за ними. Отсутствие безопасных условий стало причиной не получения детским учреждением лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программе дошкольного воспитания.

Нарушение норм пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических правил ставит в незащищенное положение безопасность, гигиену, здоровье и имущество, как воспитанников детского учреждения, так и других лиц постоянно или временно пребывающих в МДОУ «Детский сад №12», а определить точное количество и конкретный круг этих лиц, не представляется возможным. Тем более что выполнение необходимых мероприятий направлено на обеспечение безопасных условий пребывания в детском учреждении в целом.

Таким образом, обращение прокурора с вышеуказанным заявлением в суд в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, не противоречит положениям, предусмотренным ст.45 ГПК РФ, п.4 ст.27, п.3 ст.35 Закона РФ «О прокуратуре».

Согласно пункту 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст.8 Устава Чернушинского муниципального района, статье 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», п. 3.1.14 Положения об администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания района от 29.01.2010 г. №277, к вопросам местного значения, относящимся к компетенции Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, относится вопросы, в том числе по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Согласно ст. ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарных эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор; выполнять другие обязанности, возложенные настоящим Законом на юридических лиц.

Согласно п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» … финансирование муниципальных учреждений относится к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно Устава МДОУ «Детский сад № 12», учредителем Учреждения является Администрация Чернушинского муниципального района. Учреждение финансируется по нормативам, установленным в бюджете на основании договора между Учреждением и Учредителем ( л.д.6-14).

Согласно ч.2 ст.4 Федерального закона от 24 июля1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно ч.1 ст. 51 Закона «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Как установлено судом из пояснений участников процесса и представленных доказательств, после проведения органами Государственного пожарного надзора и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в МДОУ «Детский сад № 12» проверок соблюдения правил пожарной безопасности, санитарных правил и норм и выдачи соответствующих предписаний, нарушения указанные в предписаниях остаются не выполненными.

Срок действия лицензии на право осуществления образовательной деятельности у Учреждения истек ДД.ММ.ГГГГ. Новая лицензия не получена.

МДОУ «Детский сад №12» является муниципальным образовательным учреждением, финансируется из бюджета Чернушинского муниципального района, таким образом, устранение всех выявленных нарушений Правил противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов подлежит полному финансированию из средств районного бюджета, распорядителем которого является орган местного самоуправления Администрация Чернушинского муниципального района.

Представители Администрации Чернушинского муниципального района, Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, МДОУ «Детский сад №12» наличие выявленных нарушений и обстоятельства в том, что нарушения, указанные в п.п.36,40 предписания 22 Отдела Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № по устранению нарушения требований пожарной безопасности и в п.п. 3, 4, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 28 предписания Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № не устранены, не оспаривают.

Поскольку выявленные и не устраненные нарушения Правил противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в случае возникновения пожароопасной ситуации либо в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей будут создавать реальную угрозу жизни и здоровью как детей, персонала детского сада, так и его посетителей, данные нарушения на основании ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.11 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.2 ст. 4 ФЗ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ч.1 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", должны быть устранены.

Доводы представителя Администрации Чернушинского муниципального района о том, что ответственность за несвоевременное и полное финансирование потребностей Учреждения должна быть возложена на Управление образовательными учреждениями, не могут быть приняты во внимание, так как Управление образовательными учреждениями является отраслевым (функциональным) органом администрации Чернушинского муниципального района, осуществляет свою деятельность под руководством главы муниципального района.

Доводы представителей органа местного самоуправления (администрации района, Управления образовательными учреждениями) о том, что у ряда пунктов предписания Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно п.п. 3, 4, 5, 11 срок исполнения истекает только в 2011 году, поэтому бездействие по их устранению не может быть признано незаконным, суд находит несостоятельными. В данном случае решающее значение имеет, что на период окончания срока действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности, то есть на октябрь 2010 года, МДОУ «Детский сад № 12» из-за выявленных в ходе проверок нарушений, в том числе и нарушений указанных в п.п. 3, 4, 5, 11 предписания, не смогло получить положительного заключения органа осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В части требований о возложении на администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанности по обеспечению Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12» денежными средствами для устранения недостатков, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ №, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора частично. С ДД.ММ.ГГГГ в действие введены новые санитарные правила (СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"), положения которых по ряду пунктов предписания (п.п. 7, 9, 11) смягчили требования к устройству и организации работы в дошкольном учреждении. Необходимость в выполнении данных пунктов предписания в настоящее время миновала.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Чернушинского района удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Чернушинского муниципального района по непринятию мер по финансированию затрат Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12», направленных на устранение нарушений указанных в пунктах 3, 4, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 28 предписания Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, и в пунктах 36, 40 предписания 22 Отдела Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №.

Обязать администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обеспечить Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12» денежными средствами на устранение нарушений, указанных в пунктах 4, 5, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 28 предписания Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, и в пунктах 36, 40 предписания 22 Отдела Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья И.Ю. Толпышева