Дело № 2-189/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 01 марта 2011 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Толпышевой И.Ю.,
с участием помощника прокурора Чернушинского района Азановой Т.И.,
истца Корекова А.А.,
при секретаре Пересторониной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах Корекова Александра Анатольевича к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Правительству Пермского края, Министерству Жилищно-коммунального хозяйства о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района Пермского края в интересах Корекова А.А. обратился в суд с иском к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству финансов Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения.
Иск мотивировал тем, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства по защите имущественных прав несовершеннолетних детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить вне очереди Корекову Александру Анатольевичу благоустроенное жилое помещение не ниже социальных норм за счет средств бюджета Пермского края на условиях договора социального найма; обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение жилого помещения и предоставления его вне очереди на условиях договора социального найма Корекову Александру Анатольевичу.
Истец Кореков А.А. и помощник прокурора Азанова Т.И. в судебном заседании исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, поддержали в полном объеме, на удовлетворении иска настаивали.
Ответчик Администрация Чернушинского муниципального района, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя, при вынесении решения просил учесть доводы, изложенные в письменных возражениях, где указал, что с требованиями прокурора не согласен, по следующим основаниям: статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Но норма, указанная в абзаце втором пункта 1 статьи 8 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ. При этом, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Исходя из требований статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон № 159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов РФ. Названные положения Федерального закона № 159-ФЗ конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, одним из принципов деятельности которых, является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Из статьи 132 Конституции РФ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем -федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. Отсюда следует, что администрация Чернушинского муниципального района не является распорядителем средств федерального бюджета либо бюджета субъекта, предусмотренные на дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-П «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для указанных категорий лиц. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год за счет средств бюджета Пермского края.
Ответчик Правительство Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, где указал, что Закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями:
1. наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; 2. отсутствие закрепленного жилого помещения; 3. окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, метавшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон №2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 14.12.2010 года № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» Министерству жилищно-коммунального хозяйства пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. В соответствии с настоящим распоряжением Чернушинскому муниципальному району из федерального бюджета выделено 1083,0 тыс. руб., из краевого – 5 054,1 тыс. руб. В материалах дела отсутствует постановление, на основании которого истец поставлен на регистрационный учет для получения жилого помещения, кроме того, не представлены документы подтверждающие факт отсутствия у матери истца жилого помещения на праве собственности. Считают, что у Корекова А.А. не возникло право на обеспечение его жилым помещением по категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ответчик Министерство социального развития Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях ответчика - Правительства Пермского края.
Ответчик – Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Пермского края,
извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержал доводы, изложенные ранее в письменном отзыве, а именно: органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилья для детей сирот, согласно Закону Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» и должны исполнять свои обязательства по осуществлению данных полномочий независимо от каких-либо условий. Перечисление средств субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, по мере поступления денежных средств из федерального бюджета. Обязательства по выделению денежных средств на приобретение, строительство, реконструкцию жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерством ЖКХ и Министерством социального развития Пермского края были выполнены, поэтому считают требования к данным ответчикам неправомерными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав истца, помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Часть 3 статьи 40 Конституции РФ устанавливает круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Конституция РФ не предусматривает всех категорий лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности. Это должно быть предусмотрено федеральными законами.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, 1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются …2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, ……., обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
В соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 11 августа 2006 года № 16-П, 1. ….Средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма.
3. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170.
8. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий:
площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма;
стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.
Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.
Жилое помещение на условиях договора социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
9. Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.
Согласно Правилам учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года №170, …2. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа (далее - дети-сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения.
4. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения…
6. С заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться:
1) законные представители детей-сирот:
от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также учреждениях всех видов профессионального образования, - администрации этих учреждений;
от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством), - опекуны (попечители);
2) лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях...» право на обеспечение жильем у вышеуказанных лиц возникает с момента окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Из обстоятельств дела установлено, что Кореков Александр Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения остался без попечения родителей. Мать ФИО2, лишена родительских прав решением Чернушинского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ. Отца юридически нет. В 1996 году Кореков А.А. был передан под опеку, опекуном была назначена ФИО3 на основании постановления администрации Бартымского сельсовета Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ №, где и воспитывался до совершеннолетия. В соответствии со ст. 8 Федеральным законом РФ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ДД.ММ.ГГГГ Кореков А.А. поставлен на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района. В 2007 году Кореков А.А. закончил муниципальное общеобразовательное учреждение «Тюинская средняя общеобразовательная школа», не работает, не имеет закрепленного жилого помещения, а так же жилого помещения, находящегося в собственности. Сведения о правах ФИО2 на имеющиеся в нее объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют. Кореков А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, кроме него по данному адресу зарегистрировано еще 7 человек. Согласно спискам Детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01.01.2010 года, а так же Детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, у которых наступило внеочередное право на предоставление жилого помещения на 01.01.2010 года, у которых внеочередное право на предоставление жилого помещения наступит в 2010 году, утвержденным распоряжением главы Чернушинского муниципального района Пермского края от 21.01.2010 года № 26-р, номер очереди Корекова А.А. в списке детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий - 6, в списке внеочередников – 3 (л.д. ). До настоящего времени Кореков А.А. закрепленного за ним жилого помещения не имеет.
В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление Корекову А.А. жилого помещения - статус лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного за этим лицом жилого помещения, нуждаемость в жилом помещении.
Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Кореков А.А. поставлен на учет на предоставление жилого помещения в администрации Чернушинского муниципального района в возрасте 8 лет. При постановке на учет, за ним признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 8 Федерального закона № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». До настоящего времени он это право не утратил, соответственно ему должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.
Согласно ст. 57 ЖК РФ, 5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, 1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Таким образом, жилое помещение по договору социального найма на основании ст.ст. 50, 57, 69 ЖК РФ должно быть предоставлено Корекову А.А. не ниже минимального размера, установленного на одного человека на территории Чернушинского муниципального района Пермского края.
В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком по предоставлению жилого помещения по данному иску является Администрация Чернушинского муниципального района, и суд возлагает на администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по предоставлению Корекову А.А. жилого помещения.
Требование прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности выделить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Корекову А.А. не является самостоятельным исковым требованием, поскольку касается порядка исполнения решения суда, к тому же этот порядок определен действующим законодательством и не требуется дополнительного решения об этом.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить Корекову Александру Анатольевичу вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, на условиях договора социального найма, в Чернушинском районе Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленной в Чернушинском муниципальном районе, за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на основании Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.
Требования к Правительству Пермского края о выделении из бюджета Пермского края денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставления его вне очереди на условиях договора социального найма Корекову А.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения.
Судья И.Ю. Толпышева