Дело № 2-245/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2011 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием истца Васильева Р.Г.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Чернушинском районе Пермского края Фроловой Н.В.,
при секретаре Черенковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Васильева Романа Гильмияровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чернушинском районе Пермского края об исчислении специального стажа в связи с педагогической деятельностью и назначении трудовой пенсии;
УСТАНОВИЛ:
Истец Васильев Р.Г. обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чернушинском районе Пермского края об исчислении специального стажа в связи с педагогической деятельностью и назначении трудовой пенсии.
Исковые требования Васильев Р.Г. мотивировал следующим: 26 марта 2010 года истец обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда России в Чернушинском районе Пермского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол № 51 от 26.04.2010 г.) в назначении пенсии было отказано. Комиссия мотивировала свой отказ тем, что отсутствует требуемый стаж работы по специальности. Комиссия в специальный стаж работы не включила период службы в рядах Советской Армии с 22.10.1983 года по 26.11. 1985 года. В указанный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 год № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам, другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и Определение от 05.11.2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Данное положение подтверждено Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2008 года № 2- В 08-7. Истец Васильев Р.Г. просит обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда России в Чернушинском районе Пермского края засчитать в специальный стаж для назначения досрочной пенсии период службы с 22.10.1983 года по 26.11.1985 года в рядах Вооруженных Сил СССР и назначить пенсию с момента обращения с 26.03.2010 года.
Истец Васильев Р.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что 26 марта 2010 года он обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда о назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, по его подсчету специальный стаж составляет 27 лет, с 1979 года по 1983 год он проходил обучение в педагогическом училище, с августа по октябрь 1983 года работал учителем в средней школе № 31 г. Ижевска, с 22 октября 1983 года по 26 ноября 1985 года проходил срочную службу по призыву в армии, после окончания срока службы с 02 января 1986 года принят на работу учителем в Люкскую среднюю школу, в дельнейшем работал в должности учителя и директора образовательных учреждений, с 01 сентября 1992 года и по настоящее время работает в должности директора Етышинской школы. По решению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении пенсии отказано, из специального стажа исключены периоды учебного отпуска, период службы в армии. С исключением периода службы не согласен, так как в тот период действовало Положение о порядке исчисления стажа, утвержденное 17 декабря 1959 года, предусматривающее включение в специальный стаж службы в армии при наличии 2\3 специального стажа. Просит признать отказ в назначении пенсии незаконным, обязать включить в специальный стаж период службы в армии и назначить пенсию с момента обращения.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края в Пермском крае Фролова Н.В. исковые требования не признала, просит оставить без удовлетворения, пояснила, что 26.03.2010 г. в Управление обратился Васильев Р.Г. за досрочным назначением трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей устанавливается при специальном стаже не менее 25 лет, независимо от возраста заявителя. В специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее Список № 781). Необходимость четкого соблюдения Списков должностей и учреждений, которые утверждаются Правительством РФ, подтвердил Президиум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 26 июня 2002 г. № 173 пв 01. Списки являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат. Периоды службы в Вооруженных силах, согласно Списку № 781 не могут быть засчитаны в специальный стаж. В соответствии с Разъяснениями, утвержденными Постановлением министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. № 70 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27, 28, 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством, в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа. Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. В период прохождения Васильевым Р.Г. службы в Вооруженных силах (с 22.10.1983 г. по 26.11.1985 г.) действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 (далее Положение № от 17.12.1959 г. № 1397), согласно п. 2 которого служба в Вооруженных силах могла быть включена в специальный стаж. Однако указанный период подлежал включению в стаж при определенном условии. В силу п. 4 Положения от 17.12.1959 г. № 1397 служба в Вооруженных силах засчитывалась в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения истцом службы, утратило силу с 01.10.1993 г., следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления. На момент отмены действия Положения от 17.12.1959 г. № 1397 специальный стаж Васильева Р.Г. без учета службы в рядах Советской Армии составлял менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) необходимого для досрочного назначения пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. На основании изложенного период прохождения службы в Вооруженных силах не подлежит включению в специальный стаж истца. Итого на дату обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости специальный стаж Васильева Р.Г. составил 23 года 5 месяцев 25 дней, что недостаточно для досрочного назначения пенсии. Кроме того, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей прав на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона 2001 года, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативно-правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. В период прохождения военной службы по призыву Васильев Р.Г. не уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд, взносы на государственное социальное страхование, следовательно, эти периоды не подлежат включению в специальный стаж. Истец ссылается на абзац 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в котором указано, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы. Однако в данном пункте не идет речи о зачете в специальный стаж. О специальном стаже говорится в абзаце 2 данного пункта статьи 10, в котором указано, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные правительством РФ. Истец не представил в Управление Пенсионного фонда, в Чернушинский районный суд сведений о том в какой именно должности он проходил военную службу по призыву. С учетом изложенного, ответчик просит отказать Васильеву Р.Г. в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда России в Чернушинском районе Пермского края № 51 от 26 апреля 2010 года, 26 марта 2010 года в Управление обратился Васильев Р.Г. за досрочным назначением трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», по представленным документам специальный стаж Васильева Р.Г. за период с 15 августа 1983 года по 31 декабря 2009 года составляет 23 года 5 месяцев 25 дней, не включены в специальный стаж периоды учебных отпусков в 1992 -1995 годах всего 7 месяцев 20 дней, не включен период с 22 октября 1983 года по 26 ноября 1985 года срочной службы по призыву в армии, по решению комиссии в назначении досрочной пенсии отказано. (л.д. 4-5)
Согласно трудовой книжки истца Васильева Р.Г., с 15 августа 1983 года по 19 октября 1983 года истец работал в должности учителя технического труда в средней школе № 31 г. Ижевска, уволен с 19 октября 1983 года в связи с уходом в Советскую армию, с 02 января 1986 года принят учителем технического труда в Люкскую среднюю школу. (л.д. 8-10)
Согласно Справки Отдела Военного комиссариата Пермского края по Чернушинскому и Куединскому муниципальным районам от 22 марта 2010 года, Васильев Р.Г. проходил срочную службу по призыву в армии с 22 октября 1983 года по 26 ноября 1985 года. (л.д. 6)
Согласно статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», 1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: …19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста; …2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 (ред. от 26.05.2009 года) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", 2. Утверждены список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно указанных Правил, Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее именуется - стаж работы), в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". 2. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516. 3. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. 4. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. …13. В стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы).
Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, п. 4. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. П. 5. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
На момент обращения истца Васильева Р.Г. за назначением досрочной трудовой пенсии 26 марта 2010 года периоды срочной службы по призыву в армии в соответствии с перечисленными выше и действующими на данный период положениями не подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности. На основании п.п. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» период прохождения военной службы подлежит включению в общий страховой стаж истца.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
На момент прохождения военной службы истца Васильева Р.Г. действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, согласно которого пенсии за выслугу лет учителям и работникам просвещения подлежали назначению при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Указанным Постановлением утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Согласно п. 1 указанного Положения, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается: служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно п. 4 Положения, время работы, указанной в п. 1, 2, 3 Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. (л.д. 12, 49 - 50)
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", в соответствии со статьей 83 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), сохранено за другими педагогическими работниками условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Согласно Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067 (ред. от 01.02.2001 года, с изм. от 07.06.2001 года) "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в соответствии со статьями 80 и 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утверждены прилагаемые Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, установлено, что Список и Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей. Установлено в п. 3 Постановления, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Постановление вступило в силу с 1 ноября 1999 г.
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", признаны утратившими силу на основании Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» вступил в законную силу с 01 января 2002 года, то есть с 01 января 2002 года установлено новое правовое регулирование назначения досрочной трудовой пенсии педагогическим работникам.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно разъяснения Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", п. 3.3, необходимо учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизированную в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд РФ, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В постановлении указано, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), и признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Указано, что данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010 года) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; …служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, …Вооруженных Силах бывшего СССР, периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, …периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
На момент обращения Васильева Р.Г. в Управление Пенсионного фонда, осуществляющее пенсионное обеспечение, истцом Васильевым Р.Г. было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, а именно 23 года 5 месяцев 25 дней, следовательно на основании приведенных выше положений постановления СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
С учетом разъяснения постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-п, в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период службы по призыву 22 октября 1983 года по 26 ноября 1985 года подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовой пенсии в РФ», 1. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
На основании изложенного суд удовлетворяет исковые требования Васильева Р.Г. в части возложения обязанности на Управление Пенсионного фонда по назначению трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения с 26 марта 2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Васильева Романа Гильмияровича удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края включить в специальный трудовой стаж для назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью Васильева Романа Гильмияровича период прохождения военной службы по призыву с 22 октября 1983 года по 26 ноября 1985 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края назначить Васильеву Роману Гильмияровичу трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», с момента обращения с 26 марта 2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Е.Р. Низаева