о взыскании заработной платы



Дело № 2-223/2010

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Чернушка

05 апреля 2010 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Андрианова В.П.,

с участием прокурора Азановой Т.И.,

истца Тукачевой Г.Р.,

при секретаре Треногиной Э.И,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда гражданское дело

по иску Тукачевой Гульнары Рамисовны к Муниципальному учреждению здравоохранения «Чернушинская центральная районная поликлиника» о возложении обязанности пересчитать неправильно начисленную заработную плату, взыскании сумм, неполученных работником в результате неправомерных действий работодателя, возложении обязанности в дальнейшем начислять районный коэффициент на минимальный размер оплаты труда, начисленный истцу и взыскании денежной компенсации морального вреда,

установил:

Тукачева Г.Р. обратилась в суд с иском к МУЗ «Чернушинская ЦРП» о возложении обязанности пересчитать неправильно начисленную заработную плату, взыскании сумм, неполученных работником в результате неправомерных действий работодателя, возложении обязанности в дальнейшем начислять районный коэффициент на минимальный размер оплаты труда, начисленный истцу, и взыскании денежной компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивировала тем, что на протяжении длительного времени в МУЗ «Чернушинская центральная районная поликлиника», начисление заработной платы работникам происходит с нарушениями действующего законодательства, а именно при выплате работникам минимального размера оплаты труда, на него не начисляется компенсационная выплата в виде районного «уральского» коэффициента. Подобный порядок начисления заработной платы допускается ответчиком и в отношении нее. На основании ч.1 ст. 129, ч.3 ст. 133, ч.2 ст. 146, ч.1 ст. 423 ТК РФ, ст. 1 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ, п. 1 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» от 02.07.1987 г. № 403/20-155, абз. 2 пп. «в» п. 5 ч.III Единых рекомендаций по установлению на федеральном региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2009 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2008 г. №8, п. 1 Разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденного Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 г. № 49, абз. 5, 7 Письма Минздравсоцразвития России «О применении районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате работников» от 16.02.2009 г. № 169-13, она просит обязать ответчика перерассчитать за период с 01 января 2009 года по 01 марта 2010 года заработную плату, незаконно начисленную ей, в виде минимального размера оплаты труда без начисления районного коэффициента 1,15 на сумму минимального размера оплаты труда. Обязать ответчика в дальнейшем начислять районный коэффициент 1,15 на минимальный размер оплаты труда, начисляемый ей. Взыскать с ответчика в ее пользу 7826 рублей, неполученных работником в результате незаконных действий работодателя по неначислению районного коэффициента 1,15, на сумму минимального размера оплаты труда, за период с 01 января 2009 года по 01 марта 2010 года.

В судебном заседании истец, отказалась от заявленных требований в части взыскания с ответчика денежной компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей. В остальной части исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, пояснила, что расчет, произведенный ею, приблизительный, она согласна с расчетом недоначисленной и невыплаченной заработной платы представленным ответчиком.

Представители ответчика Матушкина Л.Ю. и Мусихина С.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Также ответчиком представлен отзыв на исковое заявление Тукачевой Г.Р. в котором указано, что в связи с изменением Трудового Кодекса РФ с 01 сентября 2007 года отсутствует определение понятия минимальная заработная плата, имеется лишь определение понятия заработная плата, в которую включаются компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки. Таким образом, в заработную плату включаются компенсационные выплаты к которым в свою очередь, относятся доплаты за работу в ночное время, праздничные дни, за работу во вредных условиях и т.п. Согласно ч.3 ст. 133 ТК РФ заработная плата работника, отработавшего установленную ему месячную норму труда, не может быть меньше минимального размера оплаты труда (4330 руб.). С учетом определения заработной платы данного в ст. 129 ТК РФ, в величину МРОТ включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором. И поскольку заработная плата уже содержит вышеперечисленны надбавки, МРОТ не увеличивается на надбавки и районные коэффициенты. Нигде не сказано, что районный коэффициент начисляется на МРОТ. Районный коэффициент не применяется в отношении выплат, не связанных с выполнением работником трудовой функции и не входящих в систему оплаты труда. В связи с чем, просит отказать в иске.

Суд, заслушав истца, заключение прокурора полагавшего исковые требования частично удовлетворить, исследовав представленные доказательства, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд, в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 130 ТК РФ, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в РФ.

Согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения… Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

По ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» № 82-ФЗ от 19 июня 2000 года, в редакции Федерального закона № 91-ФЗ от 24 июня 2008 года, минимальный размер оплаты труда в РФ с 1 января 2009 года установлен в размере 4330 рублей.

Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплату труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 146 ТК РФ, в повышенном размере оплачивается также труд работников занятных на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статьей 148 ТК РФ установлено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения должны быть установлены Правительством РФ. Однако такого нормативно-правового акта до настоящего времени не принято, в связи с чем, до его принятия учитываются районные коэффициенты, установленные Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 года № 76, в соответствии с п. 13 которого предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисколкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории максимальных размеров этих коэффициентов. Таким образом, районный коэффициент устанавливается именно к заработной плате, при этом, если она должна быть не менее установленного минимального размера оплаты труда, то районный коэффициент устанавливается на соответствующий размер МРОТ.

Нормативными актами, применительно к ст. 148 ТК РФ, для Пермского края являются постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 19 сентября 1959 года № 1120 (для производственных отраслей) и постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 июля 1987 года № 403/20-155 (для непроизводственных отраслей), в которых утверждены районный коэффициенты к заработной плате на территории области – 1,15 (кроме Гайнского района Коми – Пермяцкого автономного округа, Красновишерского и Чердынского районов области, где коэффициент установлен в размере 1,20).

Постановлением Совета министров СССР от 20 февраля 1974 года № 124 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, расположенных в районах Урала, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», с 1 марта 1974 года введены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций промышленности строительных материалов, машиностроительной и металлообрабатывающей, целюлозно-бумажной, деревообрабатывающей, стекольной, фарфоро-фаянсовой, легкой, пищевой, полиграфической и других отраслей промышленности, строительства, железнодорожного, автомобильного и речного транспорта, гражданского воздушного флота и связи, расположенных в Свердловской, Пермской, Курганской, Челябинской областях, Удмуртской АССР, Башкирской АССР, а также в Светлинском, Адамовском, Домбаровском, Кваркенском, Новоорском, Гайском, Кувандыкском районах, в городах Орске, Новотроицке и Медногорске и на территориях, находящихся в подчинении Орского, Новотроицкого и Медногорского горсоветов Оренбургской области, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены.

Согласно п. 2 ч.1 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02 июля 1987 года № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР», утверждены районный коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Пермской области в размере 1,15.

В статье 129 ТК РФ дается понятие заработной платы как вознаграждения за труд, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Кроме этого, в соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года от 10 марта 2010 года, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ, без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые в свою очередь могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Таким образом, в организациях, расположенных на территории Пермской области (Пермского края), применение районного коэффициента к заработной плате работника является обязательным для всех работодателей.

Следовательно, минимальная месячная заработная плата, определенная в порядке ст. 148 ТК РФ, не должна быть менее МРОТ с учетом уральского коэффициент, иное толкование ст. 129, 133, 146, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что противоречило бы принципам социальной справедливости.

С учетом изложенных норм, суд считает, что заработная плата истца Тукачевой Г.Р. должна быть начислена в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом уральского коэффициента 1,15.

Из материалов дела следует, что истец Тукачева Г.Р. работает в МУЗ «Чернушинская ЦРП» на должности медицинский регистратор с 27.06.2008 года. Ей установлен должностной оклад в размере 1741 рубль, что подтверждается трудовым договором от 27.06.2008 года № 17в (л.д. 5-6), трудовой книжкой (л.д. 23).

Суд считает, что расчет недоначисленной заработной платы произведенный истцом (л.д. 4) неверен, кроме того, истец пояснила, что расчет приблизительный. В расчете не учитывается фактически отработанное время, подтвержденное табелем рабочего времени (л.д. 25-28) с учетом которого истцу начислялась заработная плата.

Из справки о заработной плате Тукачевой Г.Р. за период с 01.01.2009 по 01.03.2010 (л.д. 25) установлено, что сумма уральского коэффициента недоначисленная на МРОТ и не выплаченная истцу за указанный период, с учетом фактически отработанного времени, составляет 6771,55 рублей.

Поэтому суд принимает расчет, произведенный работодателем по запросу суда.

Таким образом, требования истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы подлежат удовлетворению лишь в этой части.

Требование истца о возложении на ответчика обязанности в дальнейшем начислять районный коэффициент на минимальный размер оплаты труда, начисляемый ей, суд оставляет без удовлетворения, поскольку обязанность по соблюдению норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложена на работодателя статьей 22 ТК РФ и другими федеральными законами

На основании изложенного, и

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Чернушинская центральная районная поликлиника» в пользу Тукачевой Гульнары Рамисовны недоначисленную заработную плату за период с 01 января 2009 года по 01 марта 2010 года, в размере 6771 (шесть тысяч семьсот семьдесят один) рубль 55 коп.

Исковые требования Тукачевой Гульнары Рамисовны в части возложения на муниципальное учреждение здравоохранения «Чернушинская районная поликлиника», обязанности в дальнейшем начислять районный коэффициент на минимальный размер оплаты труда, начисляемый ей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья В.П.Андрианов