Дело № 2-153/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2010 года
город Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
Судьи Синельниковой И.А.
С участием старшего помощника прокурора Чернушинского района Лыбиной О.В.
Представителя администрации Чернушинского муниципального района Павловой Т.В.
При секретаре Овсянкиной Г.Х.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чернушинского района о признании акта органа местного самоуправления недействительным,
установил:
Прокурор Чернушинского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании плана мероприятий, утвержденных пунктом 2 постановления главы администрации Чернушинского муниципального района № 1408 от 03.12.2009 года «Об объявлении карантина по бешенству животных» в части назначения ответственных за выполнение отдельных мероприятий ГУВК «Чернушинская СББЖ», Роспотребнадзора и главного государственного ветеринарного инспектора района недействительным.
Требование мотивировано тем, что пунктом 2 постановления главы администрации Чернушинского муниципального района № 1408 от 03.12.2009 года «Об объявления карантина по бешенству животных» утвержден план мероприятий по ликвидации и профилактике бешенства животных на территории Слудовского сельского поселения.
Пунктом 1 плана мероприятий утверждено мероприятие ответственными за исполнение которого назначены ГУВК «Чернушинская СББЖ» и Роспотребнадзор. Пунктом 2 того же плана ответственным за выполнение мероприятий по ликвидации и профилактике бешенства на территории Слудовского сельского поселения назначен главный государственный ветеринарный инспектор района.
Утвержденный план в указанной части принят незаконно с превышением полномочий и подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 6 ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданным органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В соответствии со ст. 56 Устава Чернушинского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания № 278 от 28.06.2006 года глава администрации муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Земского Собрания, издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
Согласно ст. 29 Устава в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации района:
- осуществляет общее руководство деятельностью администрации муниципального района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации;
- заключает от имени администрации муниципального района договоры в пределах своей компетенции;
- разрабатывает и представляет на утверждение Земского Собрания структуру администрации муниципального района, формирует штат администрации в пределах утвержденных в бюджете средств на содержание администрации;
- утверждает положения о структурных подразделениях администрации;
- осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью Земского Собрания и депутатов);
- разрабатывает и вносит в Земское Собрание на утверждение проект местного бюджета муниципального района, планы и программы социально-экономического развития муниципального района, а также отчеты об их исполнении. Отчет об исполнении бюджета предоставляется одновременно с отчетом главы местного самоуправления;
- назначает на должность и освобождает от должности заместителей главы администрации, руководителей структурных подразделений администрации муниципального района, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Уставом и Положением об администрации муниципального района.
Глава муниципального района несет ответственность за деятельность структурных подразделений и органов администрации муниципального района.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ № 706 от 19.07.1994 г. «Об утверждении положения о государственном ветеринарном надзоре в РФ», государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением:
- предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, иностранными юридическими и лицами, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства планов противоэпизоотических мероприятий (включая мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных), за организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охраной территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных.
Органами государственного ветеринарного надзора являются органы местного самоуправления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе:
Станции по борьбе с болезнями животных, ветеринарные лаборатории субъектов Российской Федерации, районов, городов;
- участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки, пункты.
Постановлением Правительства РФ №322 от 30.06.2004 года утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Согласно указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится введении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам и местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Глава Чернушинского муниципального района не имеет полномочий вмешиваться в деятельность ГУВК «Чернушинская СББЖ» и Роспотребнадзора, издавать для их исполнения какие-либо правовые акты. Таким образом, пункты плана, в которые включены для исполнения мероприятий указанные структуры, приняты незаконно с превышением своих полномочий.
27.01.2010 года в адрес главы Чернушинского муниципального района был принесен протест с требованием о приведении в соответствие с законодательством плана мероприятий по ликвидации и профилактике бешенства на территории Слудовского сельского поселения. 02.02.2010 года был получен ответ на принесенный протест, согласно которому в удовлетворении требований прокурора было отказано.
Старший помощник прокурора Чернушинского района Лыбина О.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в заявлении.
Представитель администрации Чернушинского муниципального района Павлова Т.В. в судебном заседании пояснила, что заявленное требование не подлежит удовлетворению. В связи с выполнением плана мероприятий по ликвидации и профилактике бешенства на территории Слудовского сельского поселения, главой Чернушинского муниципального района было принято постановление № 1408 от 03.12.2009 года «Об объявлении карантина по бешенству животных». Инициатором данного постановления и автором проекта постановления являлся ФИО4 - руководитель ГУВК «Чернушинская СББЖ», он же главный государственный ветинспектор района. В настоящее время территория Слудовского сельского поселения объявлена благополучной по заболеванию бешенством животных. Глава администрации Чернушинского муниципального района принял постановление № 62 от 01 февраля 2010 года «О снятии карантина по бешенству». Спорное постановление утратило силу 01.02.2010 года, снято ограничение в связи с неблагополучием по заболеванию бешенством животных на территории Слудовского сельского поселения, поэтому в удовлетворении требования прокурора о признании пункта 2 постановления № 1408 от 03.12.2009 года недействительным следует отказать.
Суд, заслушав стороны, исследовав доказательства дела, считает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.251 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что 3 декабря 2009 года главой Чернушинского муниципального района Пермского края принято постановление «Об объявлении карантина по бешенству животных». Пунктом 2 постановления утвержден план мероприятий по ликвидации и профилактике бешенства животных на территории Слудовского сельского поселения. Пунктами 1,2,10 плана мероприятий ответственным за выполнение мероприятий указаны ГУВК «Чернушинская СББЖ», Роспотребнадзор, Главный государственный ветинспектор района. В этой части прокурор просит признать недействительным план мероприятий по ликвидации и профилактике бешенства на территории Слудовского сельского поселения.
В соответствии с пунктом 21 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июля 1994 года государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением: предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, иностранными юридическими лицами, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства планов противоэпизоотических мероприятий (включая мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных), за организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охраной территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных. Государственный ветеринарный надзор осуществляется следующими должностными лицами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации: начальниками (директорами) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, районных и городских ветеринарных лабораторий - заместителями главных государственных ветеринарных инспекторов районов, городов. Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспекторы зональных управлений государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте, главные государственные ветеринарные инспекторы субъектов Российской Федерации, районов и городов и их заместители имеют право: вносить предложения в органы государственного управления и местного самоуправления: о создании в установленном порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий; о введении на отдельных территориях карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.
Согласно Положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года №332, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия: информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
То есть, те мероприятия, которые указаны в Плане мероприятий по ликвидации и профилактике бешенства на территории Слудовского сельского поселения, ответственными за которые назначены ГУВК «Чернушинская СББЖ», Роспотребгадзор, Главный государственный ветинспектор района, входят непосредственно в их функции.
Прокурором не представлено доказательств, что установление ответственными в Плане мероприятий ГУВК «Чернушинская СББЖ», Роспотребнадзор, Главного государственного ветинспектора каким-то образом нарушают их права и обязанности.
В судебном заседании представитель администрации Чернушинского муниципального района Павлова Т.В. пояснила, что инициатором объявления карантина по бешенству животных был начальник ГУВК «Чернушинская СББЖ» ФИО4 и он готовил проект постановления. Данное обстоятельство подтверждено листом согласования, где указано, что автор проекта ФИО4
Установлено, что глава Чернушинского муниципального района Пермского края принял постановление № 62 от 01 февраля 2010 года «О снятии карантина по бешенству животных», согласно которому снято ограничение в связи с неблагополучием по заболеванию бешенства животных на территории Слудовского сельского поселения.
В связи с принятием данного постановления, постановление № 1408 от 03.12.2009 года утратило свою силу.
На основании изложенного, требование прокурора не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.192-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления прокурора Чернушинского района Пермского края о признании плана мероприятий, утвержденных пунктом 2 постановления главы Чернушинского муниципального района №1408 от 03 декабря 2009 года «Об объявлении карантина по бешенству животных» в части назначения ответственных за выполнение отдельных мероприятий ГУВК «Чернушинская СББЖ», Рспотребнадзора и главного государственного ветинспектора района недействительным отказать за необоснованностью предъявленных требований.
Решение может быть обжалован в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья И.А. Синельникова