Дело № 2-530/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка29 апреля 2011 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе судьи О.С. Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:
Представителя заявителя Копытовой Е.И. Губановой Л.В.
Представителя Администрации Рябковского сельского поселения Павловой Т.В.
При секретаре Овсянкиной Г.Х.
Гражданское дело по заявлению Копытовой Елизаветы Ивановны об обжаловании действий органа местного самоуправления Администрации Рябковского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края, нарушающих права и законные интересы граждан
УСТАНОВИЛ:
Копытова Е.И. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий органа местного самоуправления Администрации Рябковского сельского поселения Чернушинского муниципального района.
Заявленные требования мотивировала тем, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны – ФИО2, что подтверждается удостоверением №, вкладышем к удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ. Она зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. Данный дом принадлежит её сыну - ФИО3, кроме неё в данном доме зарегистрированы ещё 6 человек. Своего жилья она не имеет. В доме сына отдельной она также не имеет, ей выделен угол комнаты, отделенный шкафом. Из-за неприязненных отношений с семьей сына она вынуждена была в течение года проживать у чужих людей, а сейчас проживает поочередно у своих дочерей. Членом семьи сына она себя не считает, общее хозяйство с ними не ведет. Своей пенсией она распоряжается самостоятельно. Является инвалидом второй группы, питается отдельно. Большую часть денежных средств она расходует на приобретение лекарственных средств. На основании п.4 ст.21 Федерального закона «О ветеранах», Указа Президента РФ № 714-ФЗ в марте 2010 года она обратилась в администрацию Рябковского сельского поселения с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением главы Рябковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о чем ей было выдано уведомление о постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ за №. Через 9 месяцев после постановки на учет, ДД.ММ.ГГГГ, она получила от Администрации Рябковского сельского поселения письмо за №, из содержания которого следует, что её право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не подтверждается, ссылаясь на ст.51 ЖК РФ, т.к. площадь жилого помещения по месту регистрации, в жилом доме, принадлежащем её сыну, соответствует учетной норме. Считает действия Администрации Рябковского сельского поселения не законными, данный отказ нарушает её жилищные права и социальные гарантии вдовы участника Великой Отечественной войны, установленные Федеральными законами, т.к. согласно ст.21 п.1 п.п.4 данного Закона о ветеранах - Члены семьи погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Кроме того, ссылаясь на ст.51 ЖК РФ, Администрация Рябковского сельского поселения не учла положения статьи 15 ЖК РФ, и «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденной Приказом Минземстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым в общую площадь жилого помещения не включается площадь балконов, лоджий, веранд и террас, холодных пристроев. На основании изложенного, в соответствии с Указом Президента РФ № 714-ФЗ «Об обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах», ст.254-256 ГПК РФ, просит суд:
Признать не законными действия Администрации Рябковского сельского поселения о снятии её с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении
Обязать Администрацию Рябковского сельского поселения восстановить её на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебное заседание истец Копытова Е.И., 1924 года рождения, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась.
Представитель истца по доверенности ФИО8 поддержала требования и доводы Копытовой Е.И., изложенные в заявлении. Пояснила, что Копытова Е.И. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны – ФИО2, что подтверждается удостоверением №, вкладышем к удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ. Она зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. Данный дом принадлежит её сыну - ФИО3, кроме неё в данном доме зарегистрированы ещё 6 человек. Своего жилья она не имеет. В доме сына отдельной она также не имеет, ей выделен угол комнаты, отделенный шкафом. Из-за неприязненных отношений с семьей сына она вынуждена была в течение года проживать у чужих людей, а сейчас проживает поочередно у своих дочерей. Членом семьи сына она себя не считает, общее хозяйство с ними не ведет. Своей пенсией она распоряжается самостоятельно. Является инвалидом второй группы, питается отдельно. Большую часть денежных средств она расходует на приобретение лекарственных средств. Считает действия Администрации Рябковского сельского поселения не законными, данный отказ нарушает её жилищные права и социальные гарантии вдовы участника Великой Отечественной войны, установленные Федеральными законами, т.к. согласно ст.21 п.1 п.п.4 данного Закона о ветеранах - Члены семьи погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Кроме того, ссылаясь на ст.51 ЖК РФ, Администрация Рябковского сельского поселения не учла положения статьи 15 ЖК РФ, и «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.98 № 37, согласно которым в общую площадь жилого помещения не включается площадь балконов, лоджий, веранд и террас, холодных пристроев. Членом семьи собственника жилого дома ФИО3, копытова Е.И. не является.
Представитель ответчика Администрация Рябковского сельского поселения ФИО9 в судебном заседании пояснила, что Копытовой Е.И. было отказано в постановке на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, и заявитель была снята с учета на основании устных рекомендаций Министерства социального развития Пермского края. Копытовой Е.И. отказано в постановке на учет по тем основаниям, что общая площадь жилого помещения по месту её регистрации, в жилом доме, принадлежащем сыну заявителя – ФИО3, соответствует учетной норме. В стадии дополнений представитель администрации Рябковского сельского поселения ФИО9 с заявлением Копытовой Е.И. согласилась, признала его обоснованным и пояснила, что согласна с тем, что Копытову Е.И. сняли с учета ошибочно включив в общую площадь жилого помещения, где заявитель зарегистрирована, площадь холодных пристроев, которая в общую площадь, подлежащую учета для определения степени нуждаемости лица в предоставлении жилого помещения не входит.
Представитель заинтересованного лица – Министерство социального развития Пермского края, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, возражений, ходатайств относительно заявленных требований Копытовой Е.И. суду не представил.
Представитель заинтересованного лица – Администрации Чернушинского городского поселения Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснила, что Копытова Е.И. приходится ей матерью. В настоящее время мать проживает у её сестры ФИО11 по <адрес>, но зарегистрирована по адресу сына ФИО3 по <адрес>. До 2000 года у матери был свой дом, но она продала в 2000 году дом и земельный участок своему сыну. Из дома ее выгнала сноха и внучка. Мать год проживала у чужих людей, до этого жила в большой комнате под лестницей огороженной шкафом. Общее хозяйство с семьей мама не вела, питалась отдельно. Своего жилья в собственности не имеет. Членом семьи брата их мама не является.
Свидетель ФИО12 в судебном заседании пояснила, что Копытова Е.И. ее мама. В настоящее время мама проживает с ней. Условий для проживания в доме сына для мамы не было, питалась мама отдельно, с семьей сына общее хозяйство не вела. Своего жилья в собственности не имеет. Членом семьи брата их мама не является.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные доказательства суд пришел к следующему выводу :
Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что Копытова Е.И. является вдовой ветерана ВОВ – ФИО2 и имеет права и льготы, установленные ст.20,21 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением №, вкладышем к удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), свидетельством о заключении брака (л.д.17), свидетельством о смерти ФИО2 (л.д.5). Копытова Е.И. зарегистрирована по адресу: <адрес>, собственником домовладения которого является её сын ФИО3 (л.д.67)
Согласно уведомлению Администрации Рябковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № Копытова Е.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, очередность под № 8. (л.д.6)
Согласно письму Администрации Рябковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № Копытова Е.И. снята с учета в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что документами не подтверждено право заявителя состоять на данном учете. (л.д.7-8).
Согласно техническому паспорту, жилого дома, расположенного по адресу : <адрес> под кадастровым номером № его общая площадь составляет 101,6 кв.м., в т. ч. жилая 61.2 кв.м. (л.д.9-16).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРПН отсутствует информация о правах Копытовой Е.И. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества (л.д.61)
Согласно выписки из ЕГРПН от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем жилого дома расположенного по адресу <адрес> являются ФИО3и ФИО13 (л.д.62)
Согласно сведений ГУП «ЦТИ» Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ за № на имя Копытовой Е.И. жилые помещения на праве собственности не зарегистрированы.(л.д.63)
Согласно Акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ – новый кирпичный 2-этажный дом (общей площадью 101,6 кв.м.), с теплым туалетом, канализацией, водопроводом, расположенный по адресу <адрес> дата постройки 2010 год. (л.д.66)
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Копытова Е.И. продала земельный участок, находящийся в <адрес> с кадастровым номером № с размещенным на данном участке жилым домом полезной площадью 47,7 кв.м., жилой площадью 35,7 кв.м., пристроя, гаража, бани, предбанника, амбара, навеса, конюшни, ворот, колодца, уборной ФИО3
Согласно справки Администрации Рябковского сельского поселения в связи с ветхостью старый дом убран, на его месте был построен новый дом и семья ФИО3 зарегистрирована в новом доме в 2010 году в результате его сдачи. Собственником домовладения № по похозяйственной книге №, находящегося по адресу <адрес>, является ФИО3 (л.д.68)
Согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» к мерам социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 – 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 – 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой отечественной войны; участников Великой отечественной войны. Определение порядка предоставления жилых помещений ( по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В Пермском крае в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 января 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Постановлением Правительства Пермского края от 2 марта 2007 года №21-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.1.2.1. Порядок определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – инвалидов Великой отечественной войны, участников Великой отечественной войны.
Согласно п.3.1. Порядка постановку граждан на учет, проверку оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий и определение права на предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 марта предоставляют в Министерство социального развития Пермского края – сформированные в хронологической последовательности по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку списки граждан – получателей субсидий из числа лиц, указанных в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего порядка ( п.3.2).
Согласно п.3.3 Порядка, на основании представленных органами местного самоуправления списков и копий документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, Министерство социального развития Пермского края формирует сводные списки граждан – получателей субсидий по категориям, указанным в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего порядка; готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам – получателям субсидий в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденным законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества гражданина и размера предоставляемой субсидии.
Согласно пункта 3.5 Порядка размер субсидии рассчитывается Министерством социального развития Пермского края на дату принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам – получателям субсидий.
Размер субсидий определяется исходя из расчета 36 квадратных метров общей площади жилья на гражданина – получателя субсидии, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений следующим категориям граждан: инвалидам Великой отечественной войны; участника Великой отечественной войны (п.3.6 Порядка).
Согласно п.4.1, 4.2 меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам – получателям субсидий в форме субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений путем выдачи жилищного сертификата. Организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления, в которых граждане – получатели субсидий состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для организации работы по выдаче жилищных сертификатов органы местного самоуправления обеспечивают подготовку и принятие муниципальных правовых актов, регламентирующих организацию работы с жилищными сертификатами, решений об утверждении списков граждан – получателей субсидий, проведение работы по разъяснению условий и порядка получения субсидий с помощью жилищных сертификатов.
Судом установлено, что вдове погибшего Копытовой Е.И. Администрацией Рябковского сельского поселения отказано в постановке на учет лица, нуждающегося в жилом помещении. Копытова Е.И. проживает в настоящее время поочередно у своих дочерей, зарегистрирована в доме сына ФИО3 по <адрес> с 2008 года. Согласно акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, собственником домовладения расположенного по адресу <адрес> является ФИО3 Согласно справки, выданной администрацией Рябковского сельского поселения в <адрес> зарегистрированы 7 человек, согласно паспорту технического домовладения общая площадь дома оставляет 101, 6 кв.м., жилая площадь 61,2 кв.м.
Согласно ст.3 Закона Пермской области от 30 ноября 2005 года № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», ст.51 ЖК РФ проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Из Акта обследования жилищных условий Копытовой Е.И. следует, что жилой дом в котором зарегистрирована Копытова Е.И. принадлежит ФИО3
В постановке на учет в администрации Рябковского сельского поселения Копытовой Е.И. отказано, так как площадь жилого помещения в котором она зарегистрирована соответствует учетной норме. Учетная норма жилья на территории Чернушинского муниципального района, утвержденная решением Земского Собрания Чернушинского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно техническому паспорту общая площадь домовладения, расположенного по адресу <адрес> составляет 101, 6 кв.метров, жилая площадь 61,2 кв.метра. Площадь холодных пристроев составляет 6,94 и 34,5 кв.метров. Согласно ст.15 ЖК РФ и «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.98 № 37, согласно которым в общую площадь жилого помещения не включается площадь балконов, лоджий, веранд и террас, холодных пристроев. В случае если из общей площади жилого помещения исключить площадь холодных пристроев, то общая площадь составит 60,1 кв.м..
В жилом помещении с учетом Копытовой Е.И. зарегистрированы 7 человек, в связи с чем площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет менее учетной нормы, т. е. только 8,5 кв.м. вместо 14 кв. м.
Таким образом, позиция администрации Рябковского сельского поселения на основании которой Копытова Е.И. снята с учета, является ошибочной. Копытовой Е.И. отказано в постановке на учет без учета положений ст. 51 ЖК РФ, Указа Президента РФ №714, Федерального закона «О ветеранах», что является основанием для признания оспариваемого постановления не законным и необоснованным.
Согласно п.1.3 Порядку ведения учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в Чернушинском муниципальном районе, утвержденного Постановлением главы муниципального района от 1 августа 2008 года № 282, учет нуждающихся граждан осуществляется по месту жительства граждан и в администрации муниципального района. Из смысла данного пункта следует, что Копытова Е.И. может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как в администрации Рябковского сельского поселения, так и одновременно в администрации Чернушинского муниципального района, права Копытовой Е.И., при этом нарушены не будут.
Удовлетворяя иск Копытовой Е.И., суд учитывает и Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», которым постановлено в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». В Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 внесены изменения 9 января 2010 года - Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
При постановлении решения суд учитывает, что на момент вынесения решения суда в законодательство о предоставлении жилья ветеранам внесены изменения, согласно которым жилье будет предоставлено ветеранам и инвалидам Великой отечественной войны независимо от даты постановки их на учет.
Из отказа о постановке на учет следует, что причина отказа: представление документов, которыми не подтверждается право Копытовой Е.И. состоять на учете в качестве лиц, нуждающихся в жилых помещениях. В судебном заседании установлено иное: Копытова Е.И. предоставила все документы, необходимые для постановки на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, документы, подтверждающие статус вдовы умершего ветерана Великой отечественной войны, документы, подтверждающие льготное обеспечение жильем, документы, подтверждающие, отсутствие у Копытовой Е.И. в собственности жилья.
Учитывая совокупность представленных доказательств, суд считает, что администрацией Рябковского сельского поселения Копытовой Е.И. в постановке на учет было отказано не законно и удовлетворяет ее заявление.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить. Признать не законным действия Администрации Рябковского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края по исключению из списков лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма Копытовой Елизаветы Ивановны.
Обязать Администрацию Рябковского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края восстановить Копытову Елизавету Ивановну в списках членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., нуждающихся в предоставлении жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года.
Решение в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.
СудьяО.С. Лупенских